Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Отдельные стадии работы над киносценарием 2 страница




В практике советского кинопроизводства до последнего времени составление постановочного сценария, на основании авторского сценария, считалось функцией режиссера. Поэтому постановочный сценарий, чаще у нас называется режиссерским сценарием.

Либретто (синопсис, экспозэ), расширенное либретто (тритмент) или литературный сценарий и постановочный сценарий представляют собою различные стадии становления кинодраматургического произведения.

Основным и решающим моментом в этом становлении является изложение полного содержания кинопьесы в развернутой драматургической композиции. Это по преимуществу функция кинодраматурга, осуществляющего свою задачу в литературной форме профессионально написанного либретто (тритмента) или авторского (литературного) сценария.


 

№№ кадров   Объект съемки (декорация) План Содержание Звук Метры Секунды Примечание
  Общий план комплекса Москвы Общий Москва. Ночь. Ранняя весна. Талый снег смешался с грязью. Темные мрачные улицы. Ползет туман. Вдали четкие силуэты Кремля. На Фроловой башне бьют часы. Удары часов Силуэты Кремля (выполнено по методу дорисовки)
  То же Первый Фролова (Спасская) башня. Бьют часы три часа ночи. Удары часов 11/2   Макет
  Бревно-колода Средний Стрелецкая застава. Поперечное бревно-колода преградило путь по улице к Кремлю. Удары часов в доску 11/2    
  Крупный Под тусклым фонарем наклеен на стену приказ: «Ночью ходить с фонарем и подорожной грамотой. Кто без фонаря и грамоты — ловить, отводить в земской приказ». То же      
  Первый У бревна-колоды решеточный сторож. Бьет в чугунную доску, вторя часам. Удары часов      
  1-я улица Средний Московская улица. По выстланным осклизлым струганым бревнам, по грязи, смешанной со снегом, идет казак. Скользя и спотыкаясь, ругается: «Живут, как черти в аду! Пути не видно — ноги изломаешь». Далекие удары часов Слова Разина      
  Средний Идет дальше и дальше. Звук шагов      
  Бревно-колода Средний Натыкается на заставу. «Эй, сволочь, в земском не бывал? — Будешь!» — окликает казака решеточный сторож. Слова      
  Первый В темноте в руках у казака сверкает пистолет. «Я ваших порядков московицких не ведаю, вот дырье в башке умею сверлить...» Слова      
  Средний Сторож отшатывается. Казак, согнув широкую спину, пролез под колоду и скрылся.      
  Первый Напуганный пистолетом, сторож, опомнившись, кричит: «Уй, чорт, чтоб тебе ребра сломитъ» Слова 21/2    
  Первый Подошел другой: «Ты пошто пропустил?» Первый взволнованно: «Вишь, воровской казак с пистолем и саблей». Слова 31/2    
  Первый Возмущенно развел руками подошедший: «Ой, ты сговорился бы, кого ежели ограбить, чтобы доля нам...» Слова      
  2-я улица Средний По улице с торговыми ларями и лавками идет казак. Шаги 21/2    
  Первый И натыкается на новый, уже стрелецкий патруль: «Стой!» Слова      
  Первый Но тяжелый удар рукоятки валит стрельца. Стрелец падает. Падая, кричит. Звук сабли 11/2    
  Средний Из темноты появляется другой, третий. Снова сверкает сабля. Сабли      
  Первый И один за другим валятся стрельцы. Сабли      
  Средний Следом за ними, обнажая саблю, набрасывается на казака стрелецкий сотник 11/2    
  Первый Звенят и скрежещут сабли, сверкает в темноте сталь. Сабли      
  Средний Используя каждое случайное возвышение, каждую нишу и выступ, дерутся казак и сотник. Сабли 21/2    
  Первый И вдруг, выбитая могучей рукой казака, со звоном вылетает из рук стрелецкого сотника сабля. Сабли 11/2    
  Первый Казак хватает сотника за кафтан: «Укажи дорогу в разбойный приказ!» Слова 21/2    
  Первый Сотник смотрит на него, пораженный, и вместо прямого ответа говорит восхищенно: «Чорт, а не станишник! Ловок рубиться... И, засмеявшись, добавил: «Добром сатане в когти лезешь? Пойдем к Киврину, он тя припекет».   41/2    
  Константиновская башня с подъемным мостом Общий Константиновская башня в кремлевской стене. От нее трехсаженный пере ход к пыточной, между башнями мост на блоках, на железных проволоч ных тяжах. Тускло осве щен вход. Слабо проби вается из башни свет через слюдяные окна. У опущенного моста свер кают бердыши стражи. Кашель стрельцов      
  __ Первый Стража. Сумрачные, сонные стрельцы. Один, опираясь на бердыш, говорит, зевая, другому: «Как ночь — не спит боярин. И откуда столь воров на Москве?..» Зевает другой и вдруг, вглядываясь по ту сторону моста, кричит: «Кто идет?..» Слова 41/2    
  __ Первый У опущенного моста, на краю рва, наполненного водой, стоит казак и, подняв руку, отвечает: «Довести «слово и дело» боярину Киврину». Слова 21/2    
  Средний Сонные стрельцы оживляются. Все тот же стрелец, перед тем как поднять мост, ругается: «Есть же люди, кому своя голова наскучила...» Слова 31/2    
  Первый Казак все так же упорно: «Скажу «слово и дело» государевы». Слова 11/2    
  Общий С лязгом и шумом поднимается мост. Казак идет. Лязг цепей      
  Средний Два стрельца, идя по бокам его, уводят казака в башню. Шаги   б  
  Лестница на башне Средний Лестница в башне с площадкой. На стенах горят факелы. Стрельцы вводят казака и останавливаются. Шаги 31/2    
  Первый Казак оглядывается, видит.        
  Крупно Приказ на стене: «Татей и разбойников пытать во все дни, не раз­бирая праздников, идо они для воровства праздников не разбирают».        
  Крупно Один стрелец, сказав: «Жди. Поспеешь жареным быть», — уходит. Другой становится у двери, сквозь большие щели которой пробивается свет. Слова 11/2    
  Крупно Казак оглядывается осторожно, настораживается. Из-за двери вдруг доносятся голоса. Голоса 11/2    
  Первый Слушает казак, слышит мертвый, ровный голос боярина Киврина: «Замышлял ли ты, вор Иван Разя, противу воеводы Долгорукова? А коли замышлял противу посланного в войну государем-царем полководца, то и противу великого государя замышлял ли?» Слова 61/2    
  Первый Слушает казак. И прерывающийся другой голос ответил: «Противу всех утеснителей казацкой вольности — воевод, бояр, голов корыстных, дьяков бессовестных — замышлял». Слова      
  Первый Услыхав этот голос, вскочил с своего места казак, прильнул к щели и видит:        
  Пыточная Общий Пыточная. На стенах, по­трескивая, горят факелы. За столом бородатый дворянин, помощник разбойного начальника боярина Киврина. На главном месте, за тем же столом, сам боярин Киврин. У дверей, на скамье, по ту и другую стороны — два дьяка. Огонь факелов мотается. По мутной белой стене порывисто мечется тень казака, вздернутого на дыбу. Рубаха сорвана с плеч. Серый кафтан лежит перед столом на полу.       Панорама
  Первый И так же мертво спрашивает Киврин: «Пишите, дьяки... Сносился ли ты, вор Иван Разя, со псковскими стрельцами, кои били шведских послов и хлеб государев закупной у них отняли?» Слова      
  Первый И тем же прерывающимся голосом, но твердо отвечает казак: «Жаль, не ведал того, — сносился бы!» Слова 11/2    
  Первый Уже раздраженно, снова спрашивает Киврин: «Еще что молвишь?» Слова 11/2    
  Первый И снова отвечает казак: «Пошел бы с теми, кто встал за голодный народ, на тех, кто сидит на Руси худче злых татар, на помещиков пошел бы, бояр, кто продает мужика за собаки место...» Слова      
  Первый Последние слова казака приводят в ярость боярина. Он вскакивает и вопит: «Палач, кали щипцы, ломай ребра вору!» Слова      
  Лестница Первый С наружной стороны пыточной прильнул к двери пришедший казак. За дверью тяжелый стон и хрипящий крик: «Дьявол! А-а-а-а!..» Стон 11/2    
  Средний Казак вдруг хватается за дверь. Стрелец бросается к нему. Казак молча ударяет его рукояткой пистолета. Стрелец беззвучно падает. Стук 11/2    
  Первый Казак хватается за дверь. Она заперта. Он рвет ее и кричит: «Иван, близко я, тут я, Иван!» Крик 11/2    
  Пыточная Первый Пыточная. Пораженный, вскакивает Киврин. Крик      
  Первый Застыли дьяки. Крик      
  Первый Пытаемый, услыхав голос, отвечает: «Стенько, брат, у гроба стою!» Слова      
  Средний Помощник Киврина бросается к двери. Дверь с треском срывается с петель. Снова сверкает сабля в руках Степана. Сбитый ею, падает помощник. Стоны пытаемого 31/2    
    Средний Метнулся Киврин. Но Степан настигает его. Сабля его скользит по шапке Киврина. Киврин падает. Звон сабли 11/2    
  Первый Дьяки прячутся под стол. 11/2    
  Средний Палач, получив удар саблей, мешком опускается на пол. Степан бросатся к висящему на дыбе брату, перерубает ремни, тело Ивана валится ему на руки. 31/2    
  Первый Степан держит на руках брата. Иван смотрит на него и коснеющим языком хрипло шепчет: «Умираю, Стенько, упомни меня...» Слова      
  Первый Степан смотрит на брата. Иван умирает. Степан опускает тело на пол, становится около него на колени.   11/2    
    Первый Снимает шапку, долго молчит, потом говорит: «Жив буду, трижды кровь твоя отольется боярам». Слова 31/2    
    Первый Очнувшись, Киврин под столом тихонько ползет к двери.   21/2    
    Первый Стоит у тела брата Степан. За дверью вдруг раздается дикий, свистящий вопль Киврина: «Стрельцы, стража, paтyйтe!..» Крик Киврина      
  Средний Степан вскакивает, бросается к двери...  
  Лестница на башне Средний Сшибает с ног кричащего Киврина, бежит к лестнице. 11/2    
  Средний Сталкивается на ней с стрельцами. Саблей и телом мнет их на ступенях. Звон сабли и борьба      
  Первый Пробивается.        
  2-я улица Общий Предрассветная улица Москвы. По ней быстро бежит Степан. __ 21/2    
  Набатная башня Средний Набатная башня. На ней ударяют в набат. Набат 11/2    
  Общий Заметались тени пеших и конных стрельцов.   21/2    
  Вход в башню на мосту Общий У пыточной, как зверь, мечется Киврин. Грозит: «Хоть в землю заройся, сыщу вора!» Слова      
  1-я улица Общий Улица Москвы. Бежит Степан. Ближе и ближе выстрелы и топот. Выстрелы 21/2    
  3-я улица Общий Останавливают стрельцы на улицах случайных прохожих. Окрики 21/2    
  Окраина Москвы Общий Окраина Москвы. Садится на коня Степан. Слышится далекий набат. Близки выстрелы и крики. Набат      
  4-я улица Общий Рыщет по улицам стража. Крики      
  Общий Быстро удаляясь, мчится на коне Степан. Останfвливает на момент коня. Топот копыт      
  Первый Грозит: «Вспомните мои дела, клятые бояре!» Слова      
  Дорога у Москвы Общий Мчится, удаляясь от Москвы, дальше и дальше, скрывается в туманной дали. Топот копыт      
  Черкасск Общий И встают из тумана очертания других, не московских стен и башен. Окруженный со всех сторон полой водой, яснее и яснее вырисовывается Черкасск. Тихи и спокойны воды Дона. И далеко кругом разносится перекличка часовых: «Славен город Черкасск! Славен Тихий Дон!!!» Голоса Слова      
  Первый Протяжно кричит с баш­ни дозорный: «Славен город Черкасск!» Слова      
  Дон у Черкасска Средний Вырываясь из степи на берег, появляется Степан. Не сбавляя хода коня, врезается в воду. Звук воды 21/2    
  Первый Плывет. Погоняет усталого коня. 31/2    
  Средний Выбирается на противоположный берег и, махнув рукой часовым, скрывается за тыном Черкасска. Фырканье коня 41/2    
  Улица у куреня Общий Спешивается у казачьего куреня. 21/2    
  Средний Идет в курень.      
  Курень Степана Крупно И, войдя, останавливается в дверях. Стук 11/2    
    Первый Услыхав стук двери, отрывается от зыбки с ребенком женщина — жена Разина Алена. Увидела его и застыла, потрясенная неожиданностью и радостью. Вскрик      
  Средний Потом с криком бросилась к нему. Стремительно обнимает его... _      
    Первый ...целует, гладит волосы, лицо, плечи, повторяя одно: «Стенько мой, голубь мой!..» Целует снова и снова. Утыкается лицом в грудь и плачет и смеется от радости. Слова   Смех      
    Первый Степан смотрит на жену. Поднимает ее голову. Долго смотрит ей в лицо. Что-то похожее на улыбку мелькает на губах его; он шепчет: «Аленушка моя...» Рука тянется, чтобы погладить волосы, но он вдруг закрывает глаза и, бросая в сторону шапку, говорит: «Спать!..» Слова      
    Средний Проходит к кровати и плашмя падает на нее. Алена бросается к ногам его, хочет снять сапоги. «Ивашко Черноярец пришел ли с моря?» Стук Слова 21/2 31/2      
  - Первый Алена хотела ответить, но какая-то пугающая мысль останавливает ее, и она, приближаясь, спрашивает: «Пошто тебе Черноярец?» Слова      
    Первый Степан, засыпая: «Утром кличь его». Слова 11/2    
    Средний Алена, не отвечая, смо­трит на него, потом в ужа­се оглядывается кругом, как будто ища поддержки и помощи, наклоняется к лицу мужа...   11/2    
    Первый ...и растерянно шепчет: «Пришел будто во сне и, как сон, уйти хочешь». Слова 11/2    
    Средний Подымается снова, долго стоит с неподвижным, полным муки лицом, бросается к колыбели с ребенком, хватает его оттуда, подбегает к спящему Степану…        
    Первый ...и, протягивая ему ребенка, умоляюще шепчет: «Взгляни хоть, какой у нас сыночек, Стенько.. Побудь с нами... хоть недолго... совсем недолго побудь...» Слова 51/2    
    Первый Алена об нимает мальчика, показывает ему на Степана: «Ну же, сынку, просибатька пожить с нами».        
    Первый Прижимает ребенка к себе и, устремив взор на лицо Степана, застывает.   21/2    
    Крупно Смотрит Алена. Пауза. ЗТМ.        
               




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.