Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Методические рекомендации по подготовке контрольных работ




Калининград

Методические рекомендации по подготовке контрольных работ

Калининградский филиал

Начало в 13 час.

Я Песчаная улица, сквер у фонтана.

Сердечно поздравляем вас

Оглавление

· ГЛАВА 1

· ГЛАВА 2

· ГЛАВА 3

· ГЛАВА 4

· ГЛАВА 5

· ГЛАВА 6

· ГЛАВА 7

· ГЛАВА 8

· ГЛАВА 9

· ГЛАВА 10

· ГЛАВА 11

· ГЛАВА 12

· ГЛАВА 13

· ГЛАВА 14

· ГЛАВА 15

· ГЛАВА 16

· ГЛАВА 17

В·В Р­РџР?ЛОГ

http://www.phantastike.ru

с ДНЕМ ПОБЕДЫ!

 

приглашаем вас на праздничное мероприятие, которое состоится 9 мая по адресу:

 

МОЛОДЕЖНЫЙ КЛУБ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

СТУДЕНТЫ МГУПП
МО ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» СОКОЛ

 

 

по учебной дисциплине «Уголовный процесс» по направлению подготовки 030900 - «Юриспруденция» для студентов заочной формы обучения

 

 

В соответствии с рабочим учебным планом студенты 3 курса заочного осуществляют написание контрольной работы по учебной дисциплине «Уголовный процесс».

Целью подготовки данной работы является проверка степени усвоения студентами отправных теоретических положений учебной дисциплины «Уголовный процесс», умения анализировать положения уголовно-процессуального закона и иных нормативных правовых актов и использовать полученные знания применительно к конкретным ситуациям следственной, прокурорской и судебной практики, а также выработка у них навыков самостоятельного научного творчества и принятия процессуальных решений.

Студент выбирает вариант контрольной работы, который по номеру соответствует последней цифре номера его зачетной книжки, если же последняя цифра оканчивается на «0», то студент выполняет десятый вариант практикума (студентам предлается соответственно десять вариантов).

В каждый вариант включены 3 теоретических вопроса и две практические задачи с описанием фабулы реальной ситуации, имеющей место в следственной, прокурорской и судебной практике по уголовным делам.

В этой связи далее студенты приступают к выбору непосредственной темы теоретического вопроса следующим образом:

- студенты, у которых фамилия начинается с буквы А по букву З, раскрывают содержание первого теоретического вопроса;

- студенты, у которых фамилия начинается с буквы И по букву Т, раскрывают содержание второго теоретического вопроса;

- студенты, у которых фамилия начинается с буквы У по букву Я, раскрывают содержание третьего теоретического вопроса.

При этом следует иметь в виду, что все студенты независимо от того, содержание какого теоретического вопроса они излагают, разрешают две практические ситуации, представленные в соответствующем варианте.

Прежде чем приступить непосредственно к изложению теоретического материала, студенту надлежит изучить уголовно-процессуальное законодательство и иные нормативные правовые акты по теме исследования, а также учебную, научную и иную литературу, имеющую отношение к избранной тематике.

После того, как студент изучил весь необходимый материал по теме теоретического вопроса, и овладел им настолько, что ясно может себе представить всю схему работы, он окончательно составляет развернутый план и приступает к ее написанию.

Обязательными атрибутами контрольной работы являются: 1) теоретический вопрос, включающий в себя введение, основной текст и заключение; 2) решение практических ситуаций; 3) список использованной литературы; 4) приложения (если они в контрольной работе имеются).

При раскрытии теоретического вопроса во введении автором обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи проводимого исследования, а также раскрывается его методологическая база.

Основная часть теоретического вопроса должна состоять из трех-пяти пунктов (параграфов), при этом каждый пункт (параграф) должен раскрывать одну из сторон темы исследования и решать ту задачу, которую наметил автор, а все они в своей совокупности полностью раскрывать ее содержание.

В заключении автором подводятся итоги проделанной работы и делаются краткие выводы, к которым он пришел в ходе проведенного исследования.

Решение практических ситуаций должно быть полным, четким и обоснованным. Формулировка окончательного решения должна быть аргументирована ссылками на конкретные статьи соответствующих нормативных актов (Конституцию РФ, УПК РФ, другие федеральные законы и подзаконные нормативные акты).

При подготовке соответствующих процессуальных документов студенты должны исходит из того, что они должны соответствовать требованиям законности, обоснованности и мотивированности.

Необходимыми элементами контрольной работы является справочно-библиографический аппарат: постраничные сноски при изложении теоретического вопроса, список использованной литературы, а также приложения к работе (схемы, таблицы и т.д.), если они имеются.

Контрольная работа выполняется на одной стороне писчей бумаги формата А 4. Расстояние между строчками должно соответствовать полуторному интервалу в компьютерном тексте. Текст должен иметь поля следующих размеров: левое - 30 мм; правое - 10 мм; верхнее - 20 мм; нижнее - 20 мм.

Объем контрольной работы должен составлять 15-20 листов. Работа обязательно подписывается студентом и предоставляется на кафедру.

Неподписанные, небрежно оформленные контрольные работы возвращаются без рецензирования.

Если контрольная работа не зачтена, то она должна быть переработана с учетом критических замечаний и представлена на кафедру в установленный срок.

Студенты, которые не выполнили или не представили к установленному сроку контрольную работу, а также в случае, если она не соответствует установленным требованиям по оформлению и содержанию не допускаются к сдаче экзамена.

 

II. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Вариант 1.

Теоретический вопрос:

1. Законность как принцип уголовного судопроизводства.

2. Прокурор как участник досудебного производства по уголовным делам.

3. Обжалование как форма правовой защиты прав участников уголовного судопроизводства.

 

Практические ситуации:

1. 21 мая прокурор обратился в районный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного десятисуточного срока на подачу кассационного представления на приговор, вынесенный данным судом 26 апреля. По мнению прокурора, срок на опротестование пропущен по уважительным причинам: во-первых, в течение первых четырех дней - 27-30 апреля - он не имел доступа к уголовному делу, во-вторых, 1 и 2 мая были праздничные дни, 3 мая - выходной.

Обоснованы ли доводы ходатайства прокурора о восстановлении пропущенного срока?

2. На вопрос следователя обвиняемому, признает ли он себя виновным, последний заявил, что виновным себя признает полностью, но никаких показаний давать не желает, так как считает, что его показания ничего уже не изменят.

Является ли такое признание обвиняемым своей вины доказательством по делу?

Определите предмет показаний обвиняемого.

В каких случаях показания обвиняемого признаются недопустимыми?

Вариант 2.

Теоретический вопрос:

1. Неприкосновенность жилища как принцип уголовного судопроизводства.

2. Руководитель следственного органа как участник уголовного судопроизводства.

3. Заключение и показания специалиста в уголовном судопроизводстве.

 

Практические ситуации:

1. Следователь в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска на основании судебного решения осуществил наложение ареста на имущество, принадлежащее обвиняемому Б.

После производства указанного процессуального действия обвиняемый направил жалобу в Калининградский областной суд о том, что вопреки принципу состязательности ходатайство следователя о наложении ареста на имущество было рассмотрено районным судьей без его участия, чем нарушены конституционные права данного лица.

Оцените обоснованность жалобы.

Раскройте содержание принципа состязательности.

Распространяет ли свое действие данный принцип на стадию предварительного расследования?

 

2. Депутат Государственной Думы Российской федерации стал очевидцем дорожно-транспортного происшествия, повлекшим смерть потерпевшего. В этой связи он был вызван следователем на допрос в качестве свидетеля. Однако прийти на допрос он отказался, сославшись на то, что согласно требованиям УПК РФ он не может быть допрошен в качестве свидетеля.

Оцените данную ситуацию.

Кто в соответствии с УПК РФ обладает свидетельским иммунитетом?

 

Вариант 3.

Теоретический вопрос:

1. Состязательность сторон как принцип уголовного судопроизводства.

2. Потерпевший в уголовном судопроизводстве.

3. Привод как мера процессуального принуждения.

Практические ситуации:

1. Следователю поступило ходатайство от заключенного под стражу обвиняемого М., в котором содержалась просьба о производстве ряде следственных действий. Защитник М. в день поступления ходатайства следователю потребовал незамедлительного по нему решения. Однако следователь принял решение по ходатайству М. лишь спустя 7 суток.

Правомерны ли действия следователя?

В чем заключается отличие ходатайств от жалоб?

 

2. Для производства очной ставки из Смоленска в Калининград был вызван в качестве свидетеля г-н Смирнов, который прибыл в поезде купейным вагоном, прожил в Калининграде двое суток и возвратился в поезде плацкартным вагоном. Расходы Смирнова состояли из оплаты проживания в гостинице, платы за проезд от гостиницы до отдела внутренних дел и обратно, расходов на питание.

Какие расходы свидетеля и в каком порядке должны быть возмещены?

Какие виды процессуальных издержек закреплены в УПК РФ?

Вариант 4.

Теоретический вопрос:

1. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту как принцип уголовного судопроизводства.

2. Обвиняемый как участник уголовного судопроизводства.

3. Процессуальные особенности избрания мер пресечения, допускаемых только по судебному решению, при осуществлении предварительного расследования.

 

Практические ситуации:

1. В юридическую консультацию обратилась гражданка Бортникова с просьбой поручить адвокату Потапову защиту ее сына - Бортникова. Потапов отказался от принятия защиты на том основании, что он был очевидцем преступления, совершенного Бортниковым, и уже получил повестку о вызове к следователю в качестве свидетеля.

Правильно ли поступил адвокат?

В каких случаях адвокат не вправе участвовать в деле в качестве защитника?

Изложите порядок приглашения, назначения и замены защитника.

 

2. Свидетель П. обратился к следователю с ходатайством о применении мер безопасности в отношении его девушки, поскольку ему угрожают тем, что если он не изменит свои показания, то ее изнасилуют. А если и после этого он не предпримет никаких действий, в один из дней она уедет на учебу и не вернется.

Следователь в удовлетворении данного ходатайства отказал, обосновав свои действия тем, что меры безопасности в соответствии с УПК могут быть применены только в отношении него самого и его близких родственников. Соответственно его девушка к данной категории не относится.

Оцените действия следователя.

Какой принцип уголовного процесса лежит в основе решения данного вопроса?

 

Вариант 5.

Теоретический вопрос:

1. Деятельность следователя (дознавателя) по обеспечению прав и законных интересов потерпевшего.

2. Представительство в уголовном судопроизводстве.

3. Заключение под стражу в системе мер пресечения.

 

Практические ситуации:

1. В день открытия охоты на пернатых на Куршском заливе был убит гражданин Пономарев. Смерть наступила в результате получения ранений из огнестрельного оружия в грудь и голову. Свидетелей - очевидцев убийства Пономарева на первом этапе расследования установить не представилось возможным, так как преступление было совершено при тумане рано утром. Егерь Хмелев сообщил следователю, что он слышал, как Пономарев, будучи смертельно раненым, ругал плохими словами своего соседа Чумакова.

Из груди и головы убитого были извлечены дробины диаметром 1,5 мм. Заключением эксперта было установлено, что эта дробь являлась идентичной той, которой пользовался на охоте сосед потерпевшего Чумаков.

Классифицируйте доказательства, содержащиеся в деле.

В чем особенность доказывания по делу с помощью косвенных доказательств?

Дайте определение понятия прямых и косвенных доказательств.

2. Гражданин Кравцов был признан виновным в совершении преступления и осужден по ст. 158 УК РФ. В ходе производства по делу следователем был назначен защитник. Кравцов от защитника отказался. Однако следователем отказ от защитника принят не был. Суд при вынесении приговора принял решение взыскать с Кравцова средства, затраченные государством на оплату труда адвоката-защитника. Узнав об этом, потерпевшая Семина заявила ходатайство перед судом о взыскании с Кравцова средств, затраченных на оплату труда представителя потерпевшего, в качестве которого выступил адвокат Вассерман.

Правильное ли решение принял суд?

Подлежит ли удовлетворению ходатайство Семиной?

Вариант 6.

Теоретический вопрос:

1. Деятельность следователя (дознавателя) по обеспечению прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого.

2. Гражданский истец и гражданский ответчик в уголовном судопроизводстве.

3. Подписка о невыезде и надлежащем поведении.

 

Практические ситуации:

1. Несовершеннолетний Герасимов, обвиняемый в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ, был вызван на допрос. Вместе с ним на допрос прибыли педагог из школы и его мать. В их присутствии Галкин отказался от защитника, мотивировав это тем, что не нуждается в защите со стороны адвоката, его интересы будут защищать мать и педагог. Отказ от защитника был принят следователем.

В судебном заседании Герасимов от данных на допросе показаний отказался.

Оцените действия следователя.

Будут ли показания Герасимова, данные на этом допросе, доказательствами по уголовному делу?

Какие доказательства в уголовном процессе признаются недопустимыми?

 

2. При осмотре места убийства Слонова следователь обнаружил следы обуви и изготовил с них гипсовые слепки. В ходе дальнейшего расследования допрошенный в качестве свидетеля сосед Игнатенко показал, что у погибшего были неприязненные отношения с Демидовым, у которого следователь произвел обыск и изъял ботинки черного цвета, одинакового размера с обнаруженными следами. Эксперт дал заключение, что следы на месте происшествия оставлены данной обувью.

Однако, будучи задержанным и допрошенным, Демидов отрицал свою причастность к совершению преступления и указал, что ботинки он уже давно не носил, а во дворе Слонова он не был около недели. С учетом того, что накануне убийства прошел дождь, следователь решил назначить еще одну экспертизу, поставив перед экспертом вопрос о наличии на ботинках следов, однородных с образцами почвы со двора Слонова.

Кроме того, были допрошены в качестве свидетелей знакомые и соседи погибшего и подозреваемого. Сослуживец Демидова Комилин сообщил, что видел последнего в ботинках черного цвета несколько дней назад, а соседка Савина показала, что видела его выходящим со двора Слонова вечером накануне убийства. Демидов, опровергая показания Савиной, сославшись на ее преклонный возраст, заявил о невозможности узнать ею человека на таком расстоянии, тем более, вечером. При предъявлении для опознания обуви Кормилин узнал ботинки Демидова.

На основании описанных обстоятельств оцените действия следователя, определите относимость полученных им доказательств и элементы процесса доказывания.

Какие еще действия можно произвести по этому делу?

 

Вариант 7.

Теоретический вопрос:

1. Уважение чести и достоинства личности в уголовном судопроизводстве.

2. Специалист в уголовном судопроизводстве.

3. Недопустимые доказательства в уголовном процессе.

Практические ситуации:

1. Проанализируйте статьи 21, 22, 23, 24 25 Конституции Российской Федерации.

Перечислите указанные в них процессуальные гарантии неприкосновенности личности, жилища, охраны личной жизни и тайны переписки.

Перечислите процессуальные гарантии неприкосновенности личности, установленные УПК РФ.

Составьте сравнительную таблицу соответствующих положений Конституции РФ и УПК РФ.

 

2. В постановлении о прекращении уголовного преследования по ст. 28 УПК РФ (в связи с деятельным раскаянием) следователь указал, что виновность Сомина в совершении хищения чужого имущества собранным по делу доказательствами установлена, но, учитывая обстоятельства, предусмотренные ст. 75 УК РФ, он может быть освобожден от уголовной ответственности.

Сомин, не возражая против прекращения дела по этому основанию, тем не менее, в своей жалобе на имя прокурора и руководителя следственного органа просил отменить постановление, поскольку следователь назвал его виновным в совершении преступления. В соответствии же с принципом презумпции невиновности решение данного вопроса отнесено только к компетенции суда.

Можно ли в данном случае говорить о нарушении принципа презумпции невиновности?

Изложите содержание данного принципа.

Вариант 8.

Теоретический вопрос:

1. Эксперт в уголовном судопроизводстве.

2. Показания обвиняемого в уголовном судопроизводстве.

3. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве.

Практические ситуации:

1. В уголовном деле по обвинению Казакова наряду с другими имелись следующие документы:

1) протокол его задержания в порядке ст. 91, 92 УПК;

2) протокол его допроса в качестве подозреваемого;

3) характеристика на Казакова с места работы;

4) справка об отсутствии судимости;

5) справка из психдиспансера;

6) справка о заработной плате;

7) извлечения из приказов по автобазе, где он работал, о его поощрениях;

8) протокол осмотра места происшествия.

Какие из перечисленных документов относятся к «иным документам» как самостоятельному источнику доказательств?

В каких случаях документы являются вещественными доказательствами?

2. По делу по обвинению Агафонова в совершении квартирных краж следователь произвел обыск в его квартире. При обыске в качестве понятых участвовали соседи Агафонова по лестничной площадке Склярова и шестнадцатилетний Волков.

Впоследствии у следователя возникла необходимость допросить Склярову и Волкова в качестве свидетелей по вопросу о принадлежности Агафонову некоторых вещей, изъятых у него во время обыска.

Оцените действия следователя по привлечению к производству следственных действий понятых.

Вправе ли следователь допросить Склярову и Волкова в качестве свидетелей?

 

Вариант 9.

Теоретический вопрос:

1. Предмет и пределы доказывания.

2. Рассмотрение жалоб прокурором и руководителем следственного органа в порядке ст. 124 УПК РФ.

3. Временное отстранение от должности.

Практические ситуации:

1. Адвокат С., участвующий в уголовном деле в качестве защитника, в рамках адвокатского расследования произвел следующие действия:

1) истребовал из учреждения, где работает его подзащитный, документы о его поощрениях;

2) опросил гражданина Б. с его согласия;

3) привлек специалиста в соответствии с его полномочиями, перечисленными в ч. 1 ст. 58 УПК;

4) с согласия проживающих лиц произвел осмотр квартиры, где было совершено преступное деяние, в котором обвиняется его подзащитный.

Оцените действия адвоката-защитника.

Каким путем защитник может собирать доказательства?

 

2. Прочитав протокол задержания, подозреваемый обратился к следователю с просьбой изложить в нем мотивы задержания, а также его объяснения. Следователь отказал, объяснив свой отказ тем, что для задержания лица по подозрению в совершении преступления достаточно указать в протоколе лишь одно из оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ.

Дайте оценку действиям следователя.

Каковы мотивы задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений?

Каковы основания и порядок освобождения задержанных?

 

Вариант 10.

Теоретический вопрос:

1. Обязанность осуществления уголовного преследования.

2. Показания потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

3. Свобода оценки доказательств.

Практические ситуации:

1. Потерпевший К. не явился по вызову следователя на дополнительный допрос, считая, что преступники все равно не будут найдены, а следователь лишь формально выполняет необходимые по делу действия.

Вправе ли следователь применить в данной ситуации к потерпевшему меры процессуального принуждения? Если да, то какие и в каком порядке?

 

2. Васильев застигнут работниками милиции в момент хищения автомагнитолы из автомашины «AUDI-100».

Имеются ли основания для задержания Васильева в порядке ст.ст. 91-92 УПК РФ?

Допустимо ли задержание подозреваемого до возбуждения уголовного дела?

С какого момента исчисляется срок задержания?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.