Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Практикум по «Учению об атмосфере»: пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям «география» и «экология и природопользование»




Г 83 ГРИГОРЬЕВ Г. Н.

Практикум по «Учению об атмосфере»: пособие для студентов бакалавриата, обучающихся по направлениям «география» и «экология и природопользование». – Белгород, 2012.– ______с.

 

Практикум предназначен для аудиторной и самостоятельной работы студентов по «Учению об атмосфере», «Климатологии с основами метеорологии», а также по «Общему землеведению», закладывающим основы географического образования. В каждом задании пособия приведен минимум теоретической части, необходимой для выполнения задания. Система заданий охватывает три основных раздела курса: изучение основных метеорологических приборов из раздела «общая метеорология», анализ погодных условий в зоне атмосферных фронтов и в других крупномасштабных формах движения воздушных масс в разделе «циркуляция атмосферы» и анализ климатов земного шара из раздела «климатология».

 

ISBN ­­­­­­­­­­­­­ ­ ______ © Григорьев Г.Н., 2012

© Белгородский государственный национальный

Исследовательский университет, 2012


 

Дисциплина «Учение об атмосфере» включена в базовую часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 020800.62 – Экология и природопользование. Она ориентирована на формирование у будущих бакалавров теоретических представлений о сложных атмосферных процессах, о причинах неравномерного распределения солнечной энергии на земном шаре, способствующей установлению климатических поясов. В процессе изучения дисциплины бакалавры познают необходимость единовременных наблюдений за изменением метеорологических характеристик и атмосферных явлений по всему земному шару, начиная от деятельной поверхности до значительных высот по вертикали и от южного полюса до северного по широтам.

Учебная программа курса «Учение об атмосфере» сначала включает в себя сведения о составе атмосферного воздуха у земной поверхности и на разных высотах. Затем анализируется вертикальное деление атмосферы на разные слои по разным признакам: изменению температуры с высотой, по взаимодействию с подстилающей поверхностью, по содержанию в атмосфере электрически заряженных частиц, содержанию озона и т.д.

Далее учебной программой предусмотрено изучение 3-х основных разделов дисциплины. В первом разделе рассматриваются вопросы общей метеорологии – радиационный режим земной поверхности и атмосферы, основы статики и термодинамики атмосферы, тепловой и водный режим земной поверхности и атмосферы. Второй раздел посвящен изучению атмосферной циркуляции. Здесь бакалаврами познаются силы, действующие в атмосфере, условия образования основных воздушных масс и атмосферных фронтов, изучаются крупномасштабные формы циркуляции, постоянные и сезонные центры действия в атмосфере, барические поля, местные ветры, этапы развития циклонов и антициклонов. Заканчивается раздел анализом схемы общей циркуляции атмосферы на Земле. Изучению этого раздела уделяется особое внимание в связи с острыми экологическими проблемами, стоящими перед обществом, необходимостью учета трансграничных переносов загрязняющих веществ воздушными массами при разработке прогноза устойчивого развития географической среды.

Заключительный раздел посвящен изучению климатообразующих процессов и географических факторов климата. Рассматриваются классификации климатов по разным признакам: условиям циркуляции атмосферы (генетическая классификация Б.П. Алисова), количественным значениям температуры воздуха и атмосферных осадков (В. Кеппена) и по географическим поясам (Л.С. Берга). Подробно даны характеристики климатов земного шара и России, рассмотрены глобальные причины изменения климата и «вклад» человека в его современное потепление.

Содержание дисциплины имеет основополагающее значение для усвоения большинства дисциплин модулей профессионального цикла, в том числе «Учение о гидросфере», «География», «Геоэкология», «Физическая география материков и океанов», «Охрана природы и заповедное дело», «Охрана окружающей среды» и др., формирует теоретические и методологические основы для проведения учебных (метеорологических, гидрологических, комплексных и др.) практик.

Освоение курса «Учение об атмосфере» способствует формированию общекультурной компетенции по восприятию информации из различных источников для решения профессиональных и социальных задач, стоящих перед выпускниками бакалавриата, а также таких профессиональных компетенций, как владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, климатологии с основами метеорологии, умение применять картографический метод в климатологических исследованиях. Знания, полученные в курсе «Учение об атмосфере», помогут студенту овладеть методами обработки, анализа и синтеза полевой метеорологической информации и использовать теоретические знания на практике.

Для успешного освоения этого важного для эколога, геоэколога, географа и любого специалиста в области охраны окружающей среды, но достаточно сложного курса, необходима система лабораторных занятий, которая должна помочь студентам закрепить теоретический материал, излагаемый на лекциях, а также привить им ряд практических навыков, необходимых в их будущей научно-производительной деятельности. Прежде всего, знание устройства и принципа действия основных метеорологических приборов, широко используемых на метеорологической сети и в экспедициях. Во-вторых, студенты должны уметь анализировать особенности разных форм циркуляции атмосферы и погодные условия на картах погоды. В-третьих, им будет посильно составление климатических характеристик территорий, расчет комплексных климатических показателей, работа с литературными источниками.

Количество и объем заданий, приведенных в практикуме, превышает минимум, предусмотренный в ФГОСах, что позволяет индивидуализировать работу студентов и часть заданий вынести на самостоятельное выполнение.

Все лабораторные работы изложены по единой схеме. В начале каждого задания приводится минимум теоретических сведений по теме, необходимый для выполнения данной работы. Затем расписывается порядок выполнения задания и в заключении предлагаются контрольные вопросы, способству-

ющие закреплению изученного материала.

В Приложениях представлен значительный, но необходимый для выполнения изложенных в практикуме заданий, вспомогательный материал.

Приведенные в практикуме задания взяты из разных источников, указанных в списке литературы. Некоторые из них дополнены или переработаны, а часть заданий составлена автором.

Контроль за работой студентов осуществляется как в ходе выполнения заданий, так и при защите отчетов о выполненной работе. Дополнительно, по завершению каждого раздела, проводится контрольная работа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.