Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закаливание




РАСПОРЯДОК ДНЯ

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

 

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня.Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.Таким образом вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

 

Говоря о распорядке дня не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры.Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

 

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма.К нему лучше всего приступить с детского возраста. Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры. они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36 С),постепенно переходя к прохладной, а затем -к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить на свежем воздухе после утренней зарядки. Полезно как можно больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться. Физически здоровым и закаленным людям при соблюдении определенных условий можно проводить водные процедуры вне помещений и зимой. Прежде всего пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать в нужном количестве и в определенных соотношениях все основные питательные вещества. Нельзя допускать переедания:оно ведет к ожирению. Весьма вредно для здоровья и питание с систематическим введением непомерных количеств какого-либо одного продукта или пищевых веществ одного класса (например, обильное введение жиров или углеводов, повышенное потребление поваренной соли).


Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку. без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии.Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения,как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

 

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Создание здоровьеформирующей среды в колледже - эффективный путь развития компетентности будущего педагога.

 

Образовательный процесс в любом образовательном учреждении насыщен эмоциями, переживанием, чувствами, оказывающими влияние на успешность и к учебной деятельности и к овладению профессиональными навыками. Беря во внимание еще тот фактор, когда формируются группы пришедших учиться из разных школ города и области и с нового учебного года ставятся новые задачи сделать все, чтобы вчерашние школьники, имеющие зачастую неблагоприятный опыт общения с учебными дисциплинами, почувствовали благожелательный настрой педагогов и желание учиться в новом коллективе. Поэтому не случайно, что среди факторов риска, формирующих пред-и патологические состояния у подростков, важное место занимают различные стороны воспитательно- образовательного процесса.

В Законе «Об Образовании» Статья 48. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников говорится:

1. В организациях образования обеспечивается выполнение необходимых мер по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, стимулированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников.

2. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарно-эпидемиологических правил и норм, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.

3. Расписание занятий в организациях образования должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания и активного отдыха обучающихся и воспитанников.

Здоровьеформирующая среда – это та модель педагогической деятельности в которой раскрывается способ реализации основной программы при одновременном сохранении и укреплении здоровья будущих педагогов, где здоровье рассматривается в целостности его физического, психического и духовного статуса. [1]

Здоровьеформирующая среда – это совокупность условий, организуемых школой при обязательном участии учащихся и их родителей с целью охраны и укрепления здоровья школьников.[2]

Цель педагогического колледжа: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков учащихся, обеспечивая им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.

Создание здоровьеформирующей среды для будущего педагога - одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед нашим колледжем. Решение данной задачи требует разработки и внедрения здоровьеформирующих технологий, направленных на реализацию эффективных способов развития компетентности будущего педагога.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения учащихся, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию взаимодействия на здоровье учащихся и педагогов.

«Здоровьесберегающие технологии» интегрирует все направления работы колледжа по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли вырасти здоровыми, хорошо подготовлены к будущей профессии.

Комментируя это определение напомним, что задача колледжа полноценно подготовить учащихся к самостоятельной жизни создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. Создание здоровьеформирующей среды в колледже – одна из цели развития компетентностей будущего педагога.

Перенапряжение функциональных систем, снижение умственной и мышечной работоспособности, выраженное утомление, нарушение кровообращения – вот далеко не полный перечень «побочных» результатов современного образования. Все это говорит о том, что есть необходимость создания здоровьеформирующей среды в условиях профессионального образования и ее экспертизы.

Одним из важных компонентов здоровьеформирующей среды являются личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития как будущего педагога, реализацию его естественного потенциала. В таких технологиях личность не просто субъект, а субъект приоритетный. Личность является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-то второстепенной цели.

В рамках личностно-ориентированной технологии самостоятельными являются технологии гуманно-личностная; технологии сотрудничества и свободного выбора.

Гуманно-личностная технология имеет психотерапевтическую направленность на поддержку личности, оказание ей помощи. В ней заложены идеи уважения и любви к ближнему, оптимистической веры в творческие силы личности. Эта технология полностью отбрасывает принуждение.

Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнерство в субъектно-субъектных отношениях педагога и учащегося.

Технология свободного выбора делает акцент на предоставлении личности свободы выбора и самостоятельности в разных сферах жизнедеятельности. Делая выбор, личность лучше реализует позицию субъекта, идет к результату от внутреннего интереса, а не от внешнего влияния.

Таким образом, современные технологии можно назвать здоровьеформирующими. Их применение способствует созданию комфортного психологического микроклимата, который положительно влияет на саморегуляцию будущего педагога.

Поэтому личностно-ориентированные технологии необходимо использовать параллельно с созданием здоровьеформирующих условий.

Они обеспечивают:

развитие тела и физиологических систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и т.д.);

развитие познавательных психических процессов (сенсорных и интеллектуальных), адекватность психического отображения, восприятия, внимания, положительного мышления, памяти и др.);

формирование психических состояний в пределах нормы (импульсивность, тревожность, агрессивность);

свободное естественное проявление положительных эмоций;

развитие личностных качеств (ответственности за порученное дело, выдержки, уверенности в своих силах, знаниях; доброжелательности, самоуважения; эмоционально-волевой сферы, активности, целеустремленности, ценностного отношения к жизни, здоровью, природе, людям, миру на Земле, обучению);

преодоление отрицательного отношения к личному здоровью, жизни, самому себе, к детям.

По данным сайта http://www.krirpo.ru Профессиональное училище № 8 г.Киселевска работает в инновационном режиме с апреля 2005 года, тема научно-эксперементальной площадки. «Здоровьеформирующая среда начального профессионального образования как условие подготовки конкурентоспособного рабочего». Научно-методическим советом разработан комплекс экспертизы различных сторон воспитательно-образовательного процесса.

При проведении экспертизы училища за период работы в инновационном режиме значительно укрепилось материально-техническая база, особенно спортивно-оздоровительная. Реконструирован спортивный зал, восстановлен тренажерный, лыжная база. Создана открытая (летняя) спортивная площадка (баскетбол, волейбол). Построена хоккейная коробка. Раздел двигательной активности и физического развития подростков оценивается довольно высоко. Под руководством руководителя физвоспитания проводятся спортивно-оздоровительные часы, традиционные легкоатлетические эстафеты, спартакиады, лыжные гонки, хоккей, туристические слеты, военно-полевые сборы и т.д.

Открыт центр «Здоровье». Приобретен спортивный инвентарь и компьютерная диагностика «Orto-плюс». Налажена связь с организациями содействующими здоровьеформированию:

- городской отдел здравоохранения;

- спортивный комитет;

- отдел молодежи;

- отдел культуры;

- отдел соцобеспечения;

- религиозные объединения и т.д.

Активное включение педагогического коллектива в оздоровительный процесс принципиально изменило ситуацию. Сформирована система обучения учащихся по здоровьесберегающим технологиям, изменилось в лучшую сторону политика содействия здоровью учащихся. Экспертиза расписания уроков является одной из форм связанных со здоровьем.

Один из возможных путей организации здоровьесберегающего образовательного процесса – это составление расписания с учетом динамики работоспособности в сочетании со сложностью предметов. Все это способствует сохранению высокой работоспособности и здоровья учащихся.

Известно, что работоспособность как в течение дня, так и в течение недели претерпевает закономерные изменения. На основе данных, полученных Новосибирским государственным педагогическим университетом (ГПУ), представленных в сборнике «Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации УВР в образовательных учреждениях» (Новосибирск, 2000), даны рекомендации по составлению рационального расписания уроков. Считается, что расписание уроков составлено правильно, если образуется кривая с одним пиком, приходящимися на вторник и среду, и составлено нерационально при наибольшей сумме баллов в понедельник или пятницу, а также при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле.

Требования к образовательной технологии с точки зрения сохранения здоровья обучающихся:

1. Обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предметов.

2. Учет возрастных анатомо-физиологических и психологических особенностей учащихся.

3. Построение обучения в соответствии с закономерностями становления психических функций.

4. Обеспечение прочного запоминания.

5. Учет основных свойств о нервных процессов обучающихся.

6. Учет индивидуальных особенностей обучающихся.

7. Обеспечение мотивации к обучению.

8. Личностно-ориентированное образованию.

9. Обеспечение развития личности в учебной деятельности.

10. Осознание успешности обучения.

11. Стимулирующая роль оценки.

12. Развитие творчества в обучении.

13. Исключение перегрузки памяти.

14. Обеспечение адекватного восстановления сил.

 

Успешнее всего педагоги справляются с такими функциями, как: учет возрастных анатомо-физиологических особенностей юношей и девушек (85%); осознание успешности обучения (84,5%), обеспечение стимулирующей роли оценки; обеспечение здоровьесберегающей направленности содержания предмета (78,5%); Хуже выполняются такие требования к технологии, как: учет состояния здоровья обучающихся (54,6%); обеспечение развития личности в учебной деятельности (61,3%).

Вышеизложенное является основными показателями развития компетентности будущего педагога и в системной последовательности приобщение колледжа и каждого педагога к созданию здоровьеформирующей среды выглядит так:

осознание проблемы негативного воздействия колледжа на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения;

признание педагогами колледжа своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья, обучения, развития, воспитания учащихся;

овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций).

 

ЛИТЕРАТУРА

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. – М.: Медицина, 1989. – 128 с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако.2004.296с.

Коростелев Н.В.Воспитание здорового школьника.М.,1986

Мажар Н.Е., Косенкова Т.В. Здоровьесберегающие технологии высшего учебного заведения как фактор повышения эффективности образовательного процесса // Университеский вестник. 2007. № 1 (13). С. 3–7.

Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т.С. Овчинникова. – СПб.: Каро, 2006. – 176 с.

Самойлов А.Б., Пучков А.А. Высшая школа и концепции здоровья: многообразие и противоречия // Молодежь, здоровье, физическая культура и спорт в современных условиях: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. проф. В.П. Губы. Смоленск: СГУ, 2008. С. 148–152

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

Интернет-ресурсы: http://www.krirpo.ru

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.