Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Пуига




1_


архитектурного ансамбля того времени, сохранив в первозданном виде барочный фасад собора. Считается, что в создании прекрасных комплексов всех трех площадей принимал участие выдающийся военный инженер Анто-нио Фернандес Тревехо.

Он же является автором сооруженной в 1772 году небольшой прогулоч­ной террасы Аламеда-де-Паула, узкой лентой вытянувшейся вдоль набереж­ной бухты. Приподнятая на несколько ступеней над окружающей мостовой

терраса служит своеобразной ложей для наблюдения за движением судов в порту. Такой архитектурный прием, когда прогуливающиеся по ней люди отделены от околопортовой сутолоки, как бы подчеркивает значимость под­нявшегося на террасу человека, определенным образом его возвеличивает.

Парадность Аламеды-де-Паула в свое время усиливалась величием об­рамлявших ее архитектурных построек. С юга Аламеда замыкалась строе­ниями женского госпиталя Сан-Паула (от которого сохранилась только цер­ковь), с севера — крупным объемом театра Колисео, который, к сожалению, не сохранился.

В области архитектурных форм здания Старой Гаваны следовали, в пер­вую очередь, традициям испанской культуры, хотя составляющей частью в архитектуру Кубы постепенно входили культуры других этнических групп, прежде всего негров и индейцев, сложивших, в конце концов, единую кубин­скую нацию со своей собственной культурой.

Архитектурные формы каменных сооружений Гаваны XVI—XVII веков пРеДставлены в ее первых крепостях. Они очень просты и воздействуют на зрителя мощью стен, строгой тектоничностью и гармонической пропорцио­нальностью. Такое же впечатление чрезвычайной простоты и суровости


создают первые культовые постройки города, как, например, самая старая церковь Гаваны — Эспириту-Санто, монастыри Сан-Франсиско, Санта-Клара и утраченный Санто-Доминго.

Внутренние пространства церквей, имеющих прямоугольные трехнефные планы, гладкие стены и столбы (реже колонны), завершаются сводами или альфархе — деревянными резными конструкциями в виде опрокинутого вверх килем корпуса (нефа) корабля.


какого-либо драматизма, утяжеленности и напыщенности. О кубинском ба­рокко можно говорить, как о самостоятельной ветви развития этого миро­вого стиля, наивысшие достижения которого выражены в Гаване в архитек­туре кафедрального собора и дворцов на Пласа-де-Армас.

Если фортификационные сооружения Гаваны можно квалифицировать как важнейшие для испанской короны (и поэтому их проектирование находилось в руках испанских мастеров), если культовые постройки на Кубе вообще не


 




 


 


Монастырские помещения, где церковь занимает угловое положение, группируются вокруг двух-трех внутренних двориков. Главный парадный двор — «клаустро» окружен по периметру двухъярусными обходными гале­реями, отличающимися строгими архитектурными формами, пленяющими благородством соотношений и красотой немногочисленных деталей.

Мирная спокойная атмосфера внутренних двориков, наполненных цве­тущими декоративными деревьями и кустами, контрастирует с крепостным характером мощных наружных стен. Главные залы монастырских помещений с гладкими белыми стенами перекрыты резными деревянными потолками.

XVIII век демонстрирует медленное, но неуклонное распространение

барокко — собственного, кубинского барокко, поскольку пути развития архи-
Аркада парадного г

двора-клаустро тектуры Кубы все дальше расходятся с путями развития архитектуры метро-

б. семинарии п и е\

Сан-Карпос полии. Динамизм и усложненность форм, присущие этому стилю, на Кубе

не выходят из рамок рационального. К характерным особенностям кубин­ского барокко относятся гуманизм в объемно-планировочных композициях, в системах пропорций, в лепке деталей и т. д.

Своеобразие важнейших выразительных средств гаванского барокко — В сочности каменной резьбы, плавности ее линий, в наивной радости, чуждой


приобрели большой значимости, то наибольшую самостоятельность и зна­чение в гаванской архитектуре колониального периода получает тема жи­лого дома.

Все остальные постройки, в известном смысле, следовали планировочной структуре и конструктивным системам жилого дома, использовали вырабо­танные практикой его строительства архитектурные приемы и детали. При этом нужно, конечно, оговориться, что речь идет о доме богатого человека, который был в состоянии построить свое жилище на определенном эстети­ческом уровне, благодаря которому такой дом стал подлинно высокохудо­жественным произведением, где функциональная целесообразность нашла соответствующую ей архитектурную выразительность.

С начала XVII века каменные жилые дома в Гаване строились в один этаж. В улочках северо-восточной части Старой Гаваны, оказавшейся в сто­роне от направления развития города на запад, еще и теперь можно встре­тить небольшие дома этого типа. Прямоугольная гладь фасада прорезана одним-двумя узкими окнами, густо забранными снаружи решетками и за­крытыми изнутри глухими ставнями. Массивные створы ворот составлены из вертикально поставленных досок. В один из створов врезана дверь. Особая




 


 


m в.

отолок наты —


прочность кубинской древесины придавала дому крепостной характер, по­скольку он должен был обладать способностью выдерживать осаду.

Центром жилища являлся его внутренний дворик-патио, перенесенный сюда из Средиземноморья. Значение его здесь сильно возросло, так как чрезвычайно жаркий и влажный климат тропиков вызывал потребность в про­хладе. Главная парадная комната располагалась у входа и, как правило, перекрывалась деревянным резным потолком — альфархе. Остальные рядо­вые помещения уходили вдоль патио в глубину участка. Все части дома спла­нированы рационально. Здесь так же, как и в композиции фасада, обнару­живается гармоническая соподчиненность общего и частного. Нет ничего лишнего. В отделке совершенно отсутствует декоративность ради украша­тельства. Но каждая деталь — конструктивно необходимый элемент, добротно и красиво выполненный.

В домах, расположенных на угловых участках кварталов, размещались лавки, таверны, мастерские. Отголоски этого приема можно увидеть ныне в Гаване в привычке устраивать маленькие угловые магазинчики; угол верх­них этажей постройки поддерживается столбом, а две открытые на улицу стороны торгового помещения обеспечивают хорошее проветривание.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.