ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ (KJOREFELT) - элемент проезжей части дороги, предназначенная для движения автомобилей в один ряд.
ПОЛОСА ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА (KOLLEKTIVFELT) - полоса проезжей части, предназначенная только для движения общественного транспорта, обычно автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.
ПОЛУПРИЦЕП (SEMITRAILER) - одно- или двухосная безмоторная повозка, буксируемая седельным тягачом с помощью опорносцепного устройства и передающая на него часть своего веса.
ПОПЕРЕЧНЫЙ ПРОФИЛЬ (TVERRPROFIL) - поперечный разрез автомобильной дороги вертикальной плоскостью, перпендикулярной к оси дороги.
ПОПЕРЕЧНЫЙ УКЛОН (TVERRFALL) - уклон проезжей части, перпендикулярный продольной оси дороги. Обычно различаются односторонний поперечный уклон (уклон в одном направлении по всему поперечному профилю дороги), называемый на кривых в плане виражем и двусторонний поперечный уклон.
ПОРТАЛ (PORTAL) - сооружение для размещения над дорогой больших дорожных знаков или табло с изменяемой информацией, наиболее часто рекомендуемые скорости движения.
ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ (FARTOVERTREDELSE) - движение со скоростью, превышающей разрешенный предел ограничения скорости.
ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРИБЫЛЬ (GRENSENYTTE) - дополнительная прибыль, которую можно извлечь путем увеличения использования ресурсов на определенную величину по отношению к первоначальному состоянию.
ПРЕДЕЛЬНАЯ СКОРОСТЬ (FARTGRENSE) - максимальная разрешенная скорость на участке дороги.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОСТЬ (REPRESENTATIVITET) - представительная выборка, значения показателей, которые соответствуют основной массе величин.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ДОРОЖНЫХ РАБОТАХ (VEGARBEIDSVARSLING) - мероприятия, направленные на предупреждение участников дорожного движения о проводимых дорожных работах и обеспечение безопасности на участке проведения работ. Может быть обозначено дорожными знаками, установлением ограничения максимально допустимой скорости и ограждений места работы.
ПРИБОРНАЯ ПАНЕЛЬ (INSTRUMENTPANEL) - панель, в которую вмонтирована часть органов управления автомобиля, а также такие приборы, как контрольные лампочки, амперметр, датчик указателя уровня топлива.
ПРИЦЕП (PAHENGSVOGN) - буксируемая повозка с одной или несколькими осями, сконструированная таким образом, что вертикальные силы могут передаваться на сцепное устройство буксирующего автомобиля.
ПРИЧИНА (ARSAK) - то, что вызывает что-либо (действие). Иногда слово "причина" используется как синоним слова "основание". В исследованиях о ДТП "причина" чаще всего имеет неточное значение, и это слово в этом случае используется реже, чем раньше.
ПРОБЫ ВЫДЫХАЕМОГО ВОЗДУХА (UTANDINGSPROVE) - способ измерения концентрации алкоголя в крови с помощью выдыхаемого воздуха.
ПРОГНОЗ (PROGNOSE) - мнение о будущем развитии на основании имеющегося опыта и определенных предположений о тех факторах, которые предположительно будут влиять на развитие.
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (KJOREBANE) - часть дороги, состоящая из одной или нескольких полос движения, примыкающих друг к другу и находящихся в одной плоскости.
ПРОМИЛЛЕ (PROMILLE) - тысячная доля единицы; 1) удельный вес на тысячу единиц (миллиграммов на грамм) количества крови, который является чистым алкоголем, возможная концентрация в выдыхаемом воздухе; 2) единица измерения продольного уклона автомобильной дороги.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ (KAPASITET) - наибольшее количество транспортных средств, выраженное в числе транспортных средств в час, которое может пропустить проезжая часть в данном сечении дороги, в данных дорожных условиях. Различают теоретическую пропускную способность, получаемая при идеальных условиях, и фактическую пропускную способность, имеющей место в реальных дорожных условиях.
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ (FRAMMKOMMELIGHET) - максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени при обеспечении заданной скорости и безопасности движения. Обычно измеряется в автомобилях в час (авт/ч).
ПРОТЕКТОР (SLITEBANE) - часть автомобильной шины с рисунком, которая изнашивается при контакте с дорогой.
ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ (TAKELYSS) - вспомогательные фары, предназначенный для улучшения видимости в тумане. Освещают дорогу перед автомобилем на 25 м и имеют особо сильное боковое рассеивание.
РАБОТА ТРАНСПОРТА (TRAFIKKARBEID) - произведение количества транспортных единиц (транспортных средств), которые перемещаются, и расстояния, на которые они перемещаются.
РАДАР (RADAR) - установка, измеряющая скорость движения транспортного средства при прохождении участка дороги.
РАДИАЛЬНАЯ ПОКРЫШКА (RADIALDEKK) - автомобильная покрышка с особо гибкими боковинами, но очень жестким брекером. Нити корда в каркасе протектора радиальной покрышки расположены под прямыми углами.
РАЗДЕЛЕНИЕ (ATSKILLELSE) - физическое отделение проезжей части для движения транспортных средств от пешеходной или велосипедной дорожки.
РАЗДЕЛЕНИЕ (СЕПАРАЦИЯ) (SEPARERING) - физическое разделение движения потоков автомобилей и движения пешеходов и велосипедистов. Разделение обычно осуществляется путем строительства специальных дорожек, предназначенных для пешеходов и велосипедистов. Термин иногда используется также для обозначения физического разделения движения легковых автомобилей и общественного транспорта.
РАЗМЕТКА КРОМКИ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ ДОРОГИ (KANTLINJE) - линия, обозначающая кромку (границу) проезжей части дороги.
РАЗЪЯСНЕНИЕ (VEGUTREDNING) - тип плана в документах о развитии дорожного строительства. Разъяснение должно оценивать потребность в строительстве дорог в конкретном районе и рассмотреть реализацию конкретных мероприятий по строительству дорог. Разъяснение может также представлять собой анализ специальных дорожно-технических и транспортно-технических вопросов.
РАМПА (RAMPE) - элемент автомобильной дороги, специально предназначенный для въезда на дорогу и выезда с нее используемый на пересечениях в разных уровнях..
РАНДОМИЗИРОВАНИЕ, ВНЕСЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА СЛУЧАЙНОСТИ (RANDOMISERING) - случайное разделение количества на подгруппы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСА (VEKTFORDELING) - распределение массы между осями автомобиля.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТОРМОЗНОГО УСИЛИЯ (BREMSEKRAFTFORDERING) - распределение использованного тормозного усилия между осями автомобиля. Распределение тормозного усилия в идеале должно быть пропорционально распределению веса.
РАСХОДЫ НА ДТП (ULYKKESKOSTNAD) - экономические потери общества в связи с ДТП. Расходы на ДТП состоят из: исключения из производства участника ДТП, медицинских расходов, организационных расходов и материальных затрат. Это факторы производства, которые можно было бы использовать для других целей. Человеческие страдания и потери не учитываются при выражении расходов на ДТП.
РАСЧЕТНЫЙ ПРИРОСТ (KALKULASJONSRENTE) - официально установленный прирост, используемый для приведения величины будущей прибыли или расходов в соответствие с прибылью и расходами на сегодняшний день.
РЕГРЕССИВНЫЙ ЭФФЕКТ (REGRESJONSEFFEKT) - сокращение случайного высокого числа ДТП на перекрестке или на участке дороги или для группы водителей. "Фальшивое" сокращение числа ДТП в результате случайных колебаний количества ДТП в год. Может обозначать также увеличение случайно низкого количества ДТП.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKREGULERING) - организация дорожного движения в соответствии с определенными правилами с помощью дорожных знаков, разметки и светофоров.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕКРЕСТКОВ (KRYSSREGULERING) - регулирование движения на перекрестках. Различаются: 1). Правило помехи справа, 2). Обязанность уступить дорогу, 3). Обязанность остановки, 4). Круговое движение, 5). Светофорное регулирование.
РЕЗЕРВНАЯ ЗОНА (TRAFIKKDELER) - зона, разделяющая пешеходные и велосипедные дорожки и автомобильные дороги.
РЕЗКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (OVERBREMSING) - больший расход тормозного усилия на ось колеса, чем вес соответствующей оси предусматривает при пропорциональном распределении тормозного усилия.
РИСК (RISIKO) - 1). Вероятность ДТП. Эта вероятность измеряется обычно числом ДТП, разделенным на интенсивность движения, 2). Ожидаемое число происшествий на единицу показателя пробега автомобиля.
РИСК ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (HELSERISIKO) - риск для здоровья, который связан с какой-либо деятельностью, показывает, в какой степени он проявляется как причина смерти или телесных повреждений населения. Риск для здоровья выражается числом погибших (или получивших телесные повреждения) в период деятельности на численность населения, например, погибших на 100 000 жителей.
САНИРОВАНИЕ (ОЗДОРОВЛЕНИЕ) ДВИЖЕНИЯ (TRAFIKKSANERING) - согласованное использование мероприятий по регулированию движения в какой-либо зоне для защиты жилых улиц от транзитного движения и направление его на объездную дорогу.
СБОР (GEBYR) - официальная плата за нарушение или невнесение обычной платы.
СБОР ДОРОЖНОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ПРОЕЗД ПО ДОРОГЕ (BOMPENGERING) - порядок, при котором проезд на автомобиле через шлагбаум разрешается только при внесении платы.
СВЕТОВАЯ АРМАТУРА (LYSARMATUR) - различные лампы и электрические материалы, используемые для освещения.
СВЕТОВОЗВРАЩАТЕЛИ (К ПРИМЕРУ, КАТАФОТЫ) (RETROREFLEKTERENDE) - материалы, отбрасывающие основную часть света в одном направлении. Световозвращательная способность измеряется отраженным светом в миниканделах на люкс поданного света. Противоположностью световозвращательным материалам являются диффузные отражатели, которые отбрасывают свет от внешних источников во всех направлениях.
СВИДЕТЕЛЬСТВО КОМПЕТЕНТНОСТИ (KOMPETANSEBEVIS) - документ, показывающий, что владелец обладает определенными способностями/компетентностью.
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ (NAVERDI) - величина будущих прибыли или затрат, рассчитанная на сегодняшний день. Сегодняшняя стоимость получается путем дисконтирования будущих прибыли и затрат с помощью расчетного прироста. Пример, объясняющий смысл сказанного: если через 10 лет понадобится 100 крон, не нужно сегодня помещать 100 крон в банк. Благодаря приросту данной суммы можно ограничиться депонированием в банк меньшей суммы.
СЕРТИФИКАТ НА ГРУЗОВИК-ЦИСТЕРНУ (TANKBILSERTIFIKAT) - документ, подтверждающий, что владелец может водить грузовикцистерну с огнеопасными материалами.
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ДТП (SYSTEMATISK VARIASJON I ULYKKESTALL) - изменение ожидаемого числа ДТП. Систематическое изменение имеет место, когда некоторые единицы в группе имеют число ожидаемых ДТП ниже или выше других единиц в группе.
СИСТЕМНЫЙ РИСК (SYSTEMRISIKO) - системный риск показывает, насколько опасны определенная деятельность или система. Системный риск выражается в виде числа погибших (или получивших телесные повреждения) по отношению к продолжительности деятельности или величине объема деятельности.
СКОРОСТЬ (FART) - пройденное расстояния за единицу времени. Обычно измеряется в километрах в час (км/ч).
СЛУЧАЙНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ДТП (TIDFELTIG VARISJON I ULYKKESTALL) - изменение числа зарегистрированных ДТП относительно общего известного, ожидаемого числа ДТП.
СМЕШАННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК (BLANDINGSTRAFIKK) - транспортный поток, состоящий из грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов используют одну и ту же проезжую часть дороги.
СОДЕЙСТВИЕ (MEDVIRKNING) - участие в государственном планировании в качестве представителя от населения в целом. Содействие может осуществляться разными способами, например, участием в открытых заседаниях и рабочих группах, состоящих как из представителей властей, так и населения.
СОИЗМЕРЯЕМОСТЬ (SAMVARIASJON) - систематическая взаимосвязь переменных, когда две или более вещей изменяются вместе, то определенные комбинации величин на переменных, которые мы измеряем, возникают относительно чаще, чем то, что происходи в результате случайностей.
СООБЩЕНИЕ О ДТП (ULYKKESRAPORTERING) - отправление бланка донесения о несчастных случаях на транспорте и о ДТП в центральные органы.
СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ (SKRENSING) - неконтролируемая и контролируемая потеря сцепления с дорогой, что ведет к тому, что водитель транспортного средства теряет способность контролировать направление движения.
СРЕДНЕГОДОВАЯ СУТОЧНАЯ ИНТЕНСИВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ (ARDOGNTRAFIKK) - среднегодовое число транспортных средств, проходящих через сечение дороги в сутки.
СРЕДНЯЯ ПЕРЕМЕННАЯ (MELLOMLIGGENDE VARIABEL) - средняя величина переменной величины, измеряемой на дорогк.
СТАБИЛИЗАТОРЫ ЖИДКОСТИ (SKVALPESKOTT) - продольные или поперечные перегородки в автоцистернах, препятствующие плесканию жидкости и особенно выплескиванию при разворотах.
СТАНДАРТНАЯ ОШИБКА В ИЗМЕРЕНИЯХ (STANDARD MALEFEIL) - изменение измеренной величины, происходящее в результате случайных различий в условиях для каждого измерения.
СТАТИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ (ULYKKESSTATISTIKK) - официальный список ДТП с травматизмом, имевших место в течение одного года. ДТП подразделяются в соответствии с рядом переменных, таких, как время, место, тип ДТП, группа участников дорожного движения, условия движения и т.д.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (STATISTISK SIGNIFIKANT) - обозначение, используемое для того, чтобы показать, что различие между двумя числами с определенной вероятностью (обычно 95% или 99%) не объясняются случайностью.
СТЕПЕНЬ УЧЕТА ИЛИ РЕГИСТРАЦИИ (ОРГАНАМИ ВЛАСТИ) ДТП (RAPPORTERINGSGRAD) - число ДТП, которые учитываются официальной статистикой.
СТОК ВОДЫ (VANNAVRENNING) - отвод воды с поверхности дорожного покрытия.
СУДЕБНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ (RETTSTOKSIKOLOGISK) - судебно-токсикологическая экспертиза должна выяснить, содержатся ли в организме ядовитые вещества, дурманящие или опьяняющие вещества с точки зрения возможной уголовной ответственности.
СЦЕПЛЕНИЕ ШИНЫ КОЛЕСА АВТОМОБИЛЯ С ДОРОЖНЫМ ПОКРЫТИЕМ (VEGGREP) - сопротивление колес скольжению.
ТЕЛЕСНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ (PERSONSKADE) - смертельные - смерть наступает в течение 30 дней после ДТП. Очень серьезные - повреждения, которые в течение некоторого времени угрожают жизни человека и ведут к продолжительному расстройству здоровья. Серьезные - сильные повреждения, однако, при которых жизнь человека находится вне опасности. Легкие - при которых не требуется госпитализация пострадавшего, но которые, однако, не являются пустяковыми.
ТЕНДЕНЦИЯ (TREND) - систематическая склонность или направленность, свойственная каким-либо явлениям.
ТИПЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ (KRYSSTYPE) - различают пересечения в одном и разных уровнях. Среди пересечений в одном уровне различают Т-образные пересечения/перекрестки (с тремя подходящими дорогами) и Х-образные пересечения/перекрестки (с четырьмя и более подходящими дорогами).
ТОРМОЗ НАКАТА (PALOPSBREMS) - тормозное устройство прицепа, активизируемое движущей силой прицепа, направленной от буксирующего автомобиля.
ТОРМОЗНОЙ КЛАПАН (BREMSEVENTIL) - клапан, открывающийся под давлением воздуха из напорного бака и активизирующий при этом тормозные цилиндры работающей тормозной системы транспортного средства с механической или гидравлической тормозной системой. Клапан открывается при нажатии педали тормоза.
ТОРМОЗНЫЕ КЛАПАНЫ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ НАГРУЗКИ (LASTAVHENGIGE BREMSEVENTILER) - клапаны, автоматически регулирующие подачу сжатого воздуха в тормозные цилиндры задних колес транспортного средства с пневматическими тормозами таким образом, что тормозное действие всегда находится в таком соотношении с осевой нагрузкой, что задние колеса не блокируются при торможении.
ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА (TRANSPORTFORDELING) - распределение работы по транспортировке людей и грузов (измеряемой в чел.-км или тонно-км) между определенными транспортными средствами в данный момент времени в пределах определенной зоны.
ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА, ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК (TRANSPORTARBEID) - произведение количества перевозимых людей (или тонн груза) и расстояния, на которое они перевозятся.
ТРАССИРОВКА ДОРОГИ (LINJEFORING) - проложение трассы автомобильной дороги на местности с применение горизонтальных и вертикальных кривых.
ТРЕНИЕ - СТАТИЧЕСКОЕ ТРЕНИЕ (FRIKSJON) - термин, обозначающий сопротивление скольжению, возникающее в плоскости касания двух соприкасающихся тел, когда не происходит перемещение.
ТРЕНИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ - сопротивление скольжению в плоскости касания двух тел, при их перемещении относительно друг друга, например, зафиксированного автомобильного колеса и дорожного покрытия.
ТРОТУАР (FORTAU) - часть дороги, предназначенная для пешеходов. Возможно отделенная от проезжей части бордюрным камнем.
ТЯГАЧ (TREKKBIL) - автомобиль, предназначенный главным образом для буксировки другого транспортного средства или прицепа, или полуприцепа.
УПРОЩЕННОЕ РАССМОТРЕНИЕ МЕЛКИХ НАРУШЕНИЙ (FORELEGG) - официальный способ решения проблемы, когда полиция - без обращения в судебные инстанции - налагает денежный штраф за нарушение.
УРОВЕНЬ ВКЛАДА (INNSATSNIVA) - объем реализации мероприятия по повышению безопасности движения, количество ресурсов, используемых при принятии мероприятия по повышению безопасности движения. Измеряется как физически, так и денежно.
УСКОРЕНИЕ (AKSELERASJON) - постепенное увеличение скорости, противоположно замедлению
УСЛОВИЯ ПОДЪЕМА (STIGNINGSFORHOLD) - различие в высоте на единицу длины дороги, измеренное горизонтально, уклон проезжей части в продольном направлении.
УСТРОЙСТВО БОРОЗДОК В ДОРОЖНОМ ПОКРЫТИИ (RILLING AV VEGDEKKER) - продольные или поперечные канавки (бороздки) в дорожном покрытии, способствующие лучшему отводу воды и сцеплению.
УТВЕРЖДЕНИЕ (STADFESTING) - одобрение государственными властями плана регулирования. Утверждение необходимо для осуществления плана.
ФАРА БЛИЖНЕГО СВЕТА (KJORELYS) - свет на транспортном средстве, зажигающийся при включении двигателя и обозначающий транспортное средство в окружающей среде.
ФЛУОРЕСЦЕНТНЫЙ (FLUORESCERENDE) - свойство материала светиться при направлении на него луча света до тех пор, пока этот луч не исчезнет.
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИИ ДОРОГИ (GEOMETRISK UTFORMING) - проектирование геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей дороги.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАССЕИВАНИЯ (SPREDNINGSKARAKTERISTIKA) - характер распределения света фар автомобиля.
ЧИСЛО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ДТП (REGISTRERT ULYKKESTALL) - число ДТП, которые фактически имели место в определенный период времени и известны властям.
ШУМОВЫЕ УЧАСТКИ (RUMLEFELT) - участки дороги, при проезде по которым создается искусственный шум, с целью привлечения внимания водителя. Шумовые участки могут оборудоваться: - шумовыми поперечными полосами: пластиковыми полосами, расположенными поперек дороги на определенном расстоянии друг от друга; шумовые поверхности: обычное дорожное покрытие с применением крупнозернистой поверхностной обработки.
ЭКСПЕРИМЕНТ (EKSPERIMENT) - исследование, проводимое в контролируемых условиях, при котором гарантируется, что изменения в результате исследования всегда можно привести к определенному контролируемому изменению в экспериментальных условиях.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ (ELASTISITET) - понятие, применяемое в различных значениях во многих областях. В экономике термин "эластичность" используется для обозначения пропорции, показывающей соотношение между относительными измерениями двух количеств. Обычно показывает, насколько в процентах изменяется спрос на товар или услугу на каждый процент изменения более определенного детерминанта спроса. Например: относительное изменение пущенного в оборот количества / относительное изменение цены = эластичность цены.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ ЦЕН (PRISELASTITET) - показывает, как в процентном отношении меняется спрос на товар при изменении цены на один процент.
ЭРГОНОМИКА (ERGONOMI) - область знаний, изучающая оптимизацию человека, орудия и условий труда. Эргономичное формирование машины или подсобного средства основывается на знании человеческой анатомии (строения тела), физиологии (функциях организма) и психологии (восприятии действительности).
ЯРКОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ (LUMINANS) - количество света, излучаемого поверхностью в направлении пункта наблюдения. Называется также плотностью светового потока. Яркость измеряется в кандела/м2. Яркость поверхности можно увеличить путем увеличения освещения поверхности, или делая ее более светлой, то есть увеличивая ее светоотражательную способность.
ЛИТЕРАТУРА
Читатели, интересующиеся первоисточниками, использованными при подготовке настоящего Справочника, могут ознакомиться с полным списком литературы в Интернете.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление