КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расстановка: Жизнь за счет других
Уравновешивание с помощью уважения Ида: Долгое время, в течение которого я над собой работаю, я не вспоминала об одном человеке, которому должна была бы отдать должное. Этот человек - моя сестра. Б.Х.: А что с ней? - Ида: Она была самой старшей. Она перекрыла мне дорогу к матери, и я всегда видела в ней только негативное. Конечно, в ней было негативное, но она многое дала мне. И я ей многим обязана. Б.Х.: Ах, наконец-то я слышу что-то, о чем можно так откровенно поведать. Ида: Я всегда стремилась сделать что- го хорошее для нее, но не вышло. Б.Х.: Естественно, так не пойдет. Единственное, что можно и нужно делать в такой ситуации - уважать. Вначале это только внутренний процесс, а потом его можно будет облечь в слова, например, так: «Я знаю, как много ты мне дала, я ценю это, и все то, что я получила от тебя, все время со мной». Это самое большее, что можно сделать, больше, чем стараться достичь уравновешивания, просто отдавая. Клара: Меня зовут Клара. Я педагог и, кроме того, изучаю психологию. Здесь мне хотелось бы решить одну проблему, касающуюся моей семьи. Б.Х.: Какую? Клара: Проблему, касающуюся моих сестер и братьев. У меня две старшие сводные сестры. Первая, Барбара, ребенок моей матери, вторая, Франциска, ребенок моего отца, но я не знаю ее. Б.Х.: Чей это ребенок? Кто его мать? Клара: Мой отец был все еще женат, когда познакомился с ее мате-РЬ1о, а немного позже он встретил мою мать. Это значит, что у него не было длительных отношений с матерью Франциски. Б.Х.: Ты говоришь, твой отец был до этого женат? Клара: Да. Б.Х.: Что случилось с его женой? Почему он ее оставил? Клара: Они стали чужими друг другу, потому что ему пришлось долгое время провести на фронте. Б.Х.: У них были дети? Клара: Нет. Б.Х.: И после он познакомился с другой женщиной? Клара: Да. Б.Х.: И у них родилась дочь? Клара: Да. Б.Х.: Почему он на ней не женился? Клара: Я думаю, потому, что вскоре после этого знакомства он встретил мою мать. Б.Х.: Твоя мать была до этого замужем? Клара: Нет. Б.Х.: Но у нее был ребенок? Клара: Да. Б.Х.: А что с отцом этого ребенка? Клара: Мать мне сказала, что сначала он не захотел жениться на ней, а потом ей не хотелось выходить за него замуж. Б.Х. (группе): Представьте себе, что означает ее история с семейно-си-стемной точки зрения! Она живет за счет многих других членов ее системы, которые расступились перед ней, чтобы освободить ей место. Сколько их всех? Первая жена отца, первый ребенок отца и мать этого ребенка, мужчина из первой связи матери и их дочь. Сколько это будет вместе? Пять человек. В такой ситуации из уважения ко всем этим лицам ребенок постарается добиться уравновешивания между «брать» и «давать» ценой собственных потерь. Данный случай довольно сложен. Вероятно, мы не сможем найти решения. Здесь действует слишком тяжелая системная энергия. Принять жизнь в полной мере, когда человек получил ее за счет такого большого числа других, почти никому не удается. (Кларе): Была ли у тебя попытка самоубийства? Клара: Нет. Б.Х.: Ты когда-нибудь думала об этом? Клара: Нет. Б.Х.: Слава Богу. (Клара попала в автокатастрофу и с тех пор не может ходить.) Б.Х. (Кларе): Сейчас мы расставим твою родительскую семью. Кто к ней принадлежит? Клара: Мой отец, моя мать, я, первая жена отца, его вторая женщина, их дочь, которую я не знаю. Они не были женаты. Потом мужчина, от которого у моей матери был ребенок (дочь) до брака с моим отцом и сама эта дочь. Партнеры и дети в родительской семье Клары: О — отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый партнер матери, отец первого ребенка; 1 — ребенок матери от первой связи, дочь; 1ЖО — первая жена отца; 2ЖО — вторая связь отца, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара). Б.Х.: В какой очередности были рождены дети? Клара: Сначала первый ребенок моей матери, потом - первый ребенок моего отца и самая младшая — я. Когда у моего отца родился ребенок от второй связи, он все еще был женат. Б.Х.: Почему все-таки твоя мать не вышла замуж за отца ее первого ребенка? Клара: Он был с кем-то помолвлен, когда мать его встретила, и сразу после рождения ребенка вернулся назад в ГДР. Б.Х.: Он живет сейчас в ГДР и женат? Клара: Я полагаю, да. Б.Х.: Есть у него еще дети? Клара: Я думаю, да. Б.Х.: Это значит, что у твоей старшей сестры есть еще другие братья и сестры, которых она не знает. Для нее будет очень важным встретиться с отцом и этими братьями и сестрами. Клара: Она этого не хочет. Б.Х.: Тогда твоя мать должна это организовать для нее. Клара: Она этого не сделает. Б.Х.: Я расскажу тебе одну небольшую историю по этому поводу. Они здесь В одном из моих семинаров принимал участие молодой человек, который никогда в жизни не видел своего отца. Когда его мать была молодой, она познакомилась в Париже с одним французом и забеременела от Него. Тогда семья этого молодого француза сразу же женила его на ком-то Другом, так как во Франции женатый мужчина не должен был платить алиментов. Он сжег за собой все мосты, и девушка больше не знала, где Он- Ни адреса, ни малейшего намека на его местопребывание. Когда сыну исполнилось двадцать лет, они вместе отправились во Францию, так как эта женщина внутренне словно соединилась с дедом своего ребенка со стороны отца, и он как будто руководил ею. Во время этой поездки они случайно заехали в какую-то деревню и увидели на двери одного дома табличку с фамилией этого мужчины. Тогда они вошли внутрь и спросили у женщины, которая там находилась, не знает ли она такого-то. Женщина крикнула им: «Один момент!» Затем подошла к телефону, набрала номер и произнесла в трубку: «Они здесь». (Кларе): Хорошо, расставь сейчас свою семью. Участник курса (Кларе): А что случилось с первой женой твоего отца? Есть у нее семья? Она еще жива? Б.Х..■ Сейчас это неважно. Нам не нужно так много информации. Когда мы думаем о слишком многих вещах, невозможно по-настоящему чувствовать. (Кларе, которая ставит участницу, играющую ее роль, между участниками, играющими роли отца и матери): Твои родители разведены? Клара: Нет. Рис. 3.1: О — отец Клары, вторая связь матери; М — мать Клары; 1ПМ — первый партнер матери Клары, отец ее первого ребенка; 1 — ребенок матери «пары от первой связи, дочь; 1ЖО — первая жена отца Клары; 2ЖО — вторая связь отца Клары, мать второго ребенка; 2 — ребенок отца Клары от второй связи, дочь; 3 — дочь (Клара). Б.Х. ■ ° расставлю членов семьи в соответствии с их системными местами. Рис. 3.2 ' Как чувствует себя второй ребенок? Второй ребенок: Лучше. Б.Х.: Поменяйся местами с матерью. Рис. 3.3 Второй ребенок: Сейчас еще лучше. Б.Х.: Как чувствует себя вторая женщина? Вторая женщина: Хорошо. Мать: Тоже. Б.Х. (играющей роль Клары): Как чувствует себя самая младшая дочь? Третий ребенок (играющая роль Клары): Вначале я себя чувствовала как-то странно рядом с отцом. Тогда моя мать еще стояла слева от меня. Я отвернулась от нее, повернулась к отцу и больше не видела ее. И когда сестра еще стояла передо мной, я думала: она как будто защитная перегородка для меня, за которой никто не видит, какие у меня намерения по отношению к отцу. Что касается матери, я чувствую еще небольшое внутреннее напряжение, но в целом все в порядке. Б.Х.: Как чувствует себя самая старшая дочь? Первый ребенок: Когда я еще стояла позади матери, то чувствовала себя очень могущественной. Я оказывала влияние на мою мать и сестер, но одновременно чувствовала себя чужой, не принадлежащей к ним. Сейчас же я чувствую себя «правильно распределенной», но уже не такой могущественной и сильной. Б.Х.: Как чувствует себя отец старшей дочери? Первый партнер матери: Когда я стоял позади матери моей дочери, то чувствовал тепло справа и меня все время тянуло туда, к ней. После того, как ты поставил меня сюда, это чувство уравновесилось. Но все же слева от меня чего-то не хватает. Б.Х.: Конечно. Ведь там должна быть твоя нынешняя семья. А как чувствует себя первая жена отца? Первая жена отца: Я чувствую себя так, будто привязана и не могу сдвинуться с места. И спрашиваю себя все время: «Что это такое? Я ничего не понимаю». Б.Х.: Связь отца Клары с матерью Франциски и самой Франциской имеет превосходство над его первым браком. Она сменила этот брак. Первый ребенок: Как я уже сказала, я чувствовала себя могущественной, когда стояла позади матери, но в то же время рассерженной. Я не знаю почему. Я все еще чувствую себя сильной, но во мне присутствует еще и раздражение. Я чувствую себя самой сильной из всех, но меня раздражает, что здесь так много женщин. Б.Х: Я хочу попробовать что-то другое и добавлю в расстановку невесту твоего отца. (Б.Х. добавляет в расстановку бывшую невесту первого партнера матери Клары и ставит первого ребенка рядом с ней. Сначала он располагает ее слева от первого партнера матери, а потом - справа от него.) Б.Х.: Как чувствует себя невеста? Невеста первого партнера матери: Здесь, позади всех, мне хорошо. Б.Х. (старшей дочери): Ты чувствуешь какую-то связь с этой женщиной, стоящей возле тебя? Рис. 3.4: Н1ПМ — невеста первого партнера матери (из ГДР). Первый ребенок: Сейчас мне хочется уйти, уйти подальше назад. Б.Х.: Встань рядом с невестой твоего отца. Как тебе? Первый ребенок: Лучше. Б.Х.: Как раз с ней ты идентифицируешься. Первый ребенок: Мне здесь просто лучше. Б.Х.: Это результат идентификации. У тебя чувства этой женщины. Она была жертвой любовных отношений между твоим отцом и матерью. И сейчас в данной группе ты чувствуешь злость так же, как и эта женщина. Это — ее чувства. Они — не твои. (Кларе): Ты все это понимаешь? Клара: Да. Б.Х. (старшей дочери): Теперь вернись на свое прежнее место. Я только хотел знать, не идентифицируешься ли ты с ней. (Участнице, играющей роль Клары): Как ты себя чувствуешь? Третий ребенок: Когда ты поставил мою сестру рядом с невестой ее ОтЦа, я почувствовала, будто верхняя часть моей спины тянет меня на-заД- Эта тяга ослабла после того, как она снова встала рядом со мной. Б.Х.: Поменяйся местами со своей матерью. Puc. 3.5 Третий ребенок: Здесь мне лучше. О/печ.' У меня такое впечатление, что здесь действуют весы, которые находятся в равновесии, и слева, там, где стоит дочь, - их ось. Когда моя дочь стояла по другую сторону от матери, ось была там, где я. Я даже физически колебался тогда из стороны в сторону. Б.Х.: Как чувствует себя мать? Мать: Для меня все это просто странно. Все это меня не интересует. У меня нет никаких чувств. Но все же здесь, рядом с моей старшей дочерью, мне лучше. Первый ребенок: Я чувствую себя ответственной за мать, но не хочу этой ответственности. Б.Х.: Мать принадлежит скорее к системе отца Барбары, своей первой связи. В качестве всего лишь третьей по счету любовной связи отца Клары она не отваживается «взять» его, как могла бы первая по счету. (Старшей дочери): Встань возле твоей самой младшей сестры! Первый ребенок: Здесь мне не хватает воздуха. Я чувствую себя здесь очень хорошо, но мне не хватает воздуха. Б.Х. (Кларе): Встань на свое место в расстановке. Клара (уже стоя на своем месте в расстановке): Я чувствую сильную связь с моей старшей сестрой. Б.Х.: Да, это так. Это потому, что вы не можете по-настоящему положиться на своих родителей. Рис. 3.6 Клара начинает рыдать. Б.Х.: Сейчас мы сделаем с тобой одно упражнение. Иди к первой жене отца и поклонись ей! Просто легкий поклон, но с уважением. (Немного погодя): Теперь иди к матери Франциски и слегка склонись перед нею тоже! (Еще немного времени спустя): Иди сейчас к своей второй сестре и обними ее! (Клара обнимает ее, долго и громко всхлипывая.) Б.Х.: Теперь иди к невесте отца твоей старшей сестры (Барбары) и поклонись ей! (Немного времени спустя): А теперь — к отцу твоей старшей сестры и юже поклонись! (После того, как она поклонилась): Вернись на свое место и взгляни вокруг! Взгляни на всех членов своей семьи! (Играющий роль отца обнимает Клару.) Б.Х.: Сейчас иди к матери! (Клара обнимает ее, всхлипывая.) Б.Х.: Вернись опять на свое место и снова посмотри на всех! (Немного времени спустя): Так хорошо? (Клара утвердительно кивает.)
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |