Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мужских энергий в семейной системе




Наркомания дочери из-за отсутствия

Б.Х.: В чем состоит твоя проблема?

Георг: Моя дочь — наркоманка.

Б.Х.: Понимаю. Тогда начнем с расстановки твоей собственной семьи. Кто к ней принадлежит?

Георг: Моя жена, я и наша дочь. У моей жены еще двое детей от первого брака.

Б.Х.: Почему этот брак разрушился?

Георг: У них были слишком разные характеры, и они скоро почувствовали, что не имеют ничего общего. Дело в том, что с самого начала моя жена хотела выйти замуж за другого, но в конце концов почему-то вышла замуж за своего первого мужа.

Б.Х.: Почему она предпочла другого?

Георг: Она мне сказала, что он был ей ближе.

Б.Х.: Этот мужчина нам тоже нужен. А у тебя была ли какая-то связь до брака?

Георг: Нет.

Б.Х.: У кого жили дети от первого брака твоей жены?

Георг: У нас, у их матери. Но ее сын сейчас очень дистанцировался от матери. Дочь тоже дистанцировалась от матери, но не совсем потеряла контакт.

Рис. 31.1:

Ж - жена; 1М — первый муж, отец первого и второго ребенка; 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, сын; М — муж (Георг), отец третьего ребенка; 3 — третий ребенок, дочь-наркоманка; ДрЖ — друг жены.

Б.Х.: Как чувствует себя муж?

Муж: У меня разные чувства. Я очень зол и вот почему, с одной стороны, мы создали такую неприятную ситуацию для нашей дочери, и, с дру-

гой стороны, я чувствую себя бессильным и не могу ничего сделать, чтобы изменить эту ситуацию. А еще мне хочется схватить друга моей жены за горло и откровенно сказать ему, что надо положить конец этому свинству.

Б.Х.: Как чувствует себя жена?

Жена: Я чувствую сильный поток теплой энергии, приходящий ко мне слева от моего друга. (Смеется.) Это удивительно! С другой стороны, я недовольна тем, что не могу видеть других двоих детей. Я вижу только дочь. Мой муж очень далеко от меня.

Б.Х.: В данном случае существует только одна юзможносгь развязать узел.

(Б.Х. поворачивает друга жены и ставит его за ее спиной.)

Рис. 31.2

Б.Х: Вот решение проблемы! Как сейчас чувствует себя муж?

Муж: Когда они оба повернулись, всеобщее напряжение уменьшилось... Я сейчас чувствую себя одиноким, и мне грустно.

Б.Х.: Как чувствует себя дочь?

Третий ребенок: Прежде мне было очень плохо, я чувствовала себя очень одинокой. У меня было такое впечатление, словно вокруг меня только пустота, и если бы я попробовала ударить кого-то, то ни до кого не дотянулась бы. Сейчас положение стало немного яснее. Передо мной, конечно, все еще пустота, но я начинаю немного успокаиваться.

(Б.Х. ставит ее с левой стороны от отца, поворачивает первого мужа жены в другую сторону и ставит его детей рядом с ним.)

Рис. 31.3 23 - 3099

Б.Х. (третьему ребенку): Как ты чувствуешь себя тут, возле отца?

Третий ребенок: Лучше, чувства более ясные. У меня такое впечатление, будто на этом месте мне можно будет успокоиться.

Б.Х.: Как чувствует себя сын?

Второй ребенок: Сейчас — хорошо. Прежде мне казалось, что меня удалили за пределы системы. Это не соответствовало правильной динамике.

Первый ребенок: Мне сейчас тоже лучше.

Первый муж: Я тоже чувствую себя гораздо лучше.

Б.Х.: Как чувствует себя жена?

Жена: Плохо. Стоя на этом месте, я чувствую себя так, будто меня за что-то наказывают. (Смеется.)

Б.Х.: Да, конечно, они правы!

(Смех в группе.)

Б.Х.: Как чувствует себя друг?

Друг жены: В первой констелляции я чувствовал себя очень хорошо. Но после того, как ты повернул меня, я почувствовал, что больше не принадлежу к системе. Я тогда не заметил, что ты повернул и ее. Но когда я увидел, что она стоит позади меня, то сразу почувствовал огромный поток теплоты, и у меня возникла идея, что было бы неплохо, если бы она занимала место возле меня.

Рис. 31.4

Б.Х.: Почему бы и нет? (Б.Х. ставит жену рядом с ее другом.)

Б.Х.: Судя по несчастному выражению ваших лиц, мне кажется, что мечта о любви приятнее, чем реальность... (Громкий смех и аплодисменты в группе.) Б.Х. (Георгу): Хочешь встать на свое место в расстановке? (Вначале Георг занимает место справа от дочери, потом — слева.)

Б.Х.: Нет, нет! Оставайся на своем месте!

Георг: Жена слишком далеко от меня. Мне необходимо видеть ее. Она должна встать ближе ко мне.

(Дочь, отрицательно покачав головой, говорит: «Нет!») Б.Х. (группе): У дочери нет никого, кому она может доверять. (Б.Х. ставит дочь рядом с ее сводным братом.)

Рис. 31.5

Б.Х.: Как ты чувствуешь себя здесь?

Третий ребенок: Когда Георг сам еще не встал на свое место, мне казалось, что я более или менее в безопасности, а когда он пришел, у меня возникла надежда, что он сможет обеспечить мою потребность в безопасности. Но когда он сказал, что хочет быть ближе к жене и что она должна встать ближе к нему, я поняла, что не хочу этого. Здесь же, возле брата и сестры, мне легче ориентироваться, мы, так сказать, все на одном уровне. Мне сейчас, конечно, не ясно, кто может помочь мне и могу ли я рассчитывать на помощь отца, но, по крайней мере, здесь я на одном уровне со всеми остальными, то есть на правильном уровне.

Б.Х.: Позвольте мне сказать несколько слов о наркомании. Ребенок становится наркоманом в том случае, когда мать внушает ему, что от отца он не может ожидать ничего хорошего, а только от нее. Под воздействием этого внушения ребенок берет так много, что это вредит ему. Наркомания является местью ребенка матери за то, что она не позволяет ему ничего брать от отца. Наркоман выздоравливает, когда и отец отдает что-то ребенку, и ребенок берет от него на глазах у матери. В данном случае это невозможно. Вы могли видеть, что отец не намерен давать ребенку то, что ему нужно. В этой семье ребенок не может получить то, что ему необходимое, ни от матери, ни от отца. У нее есть только брат и сестра, на которых она может опереться.

(Первому мужу): Как ты чувствуешь себя, когда она стоит рядом с твоими детьми?

23*

Первый муж: Оба места подходящие, никакой разницы нет.

Б.Х. (группе): Первый муж жены — самый надежный из всех, без сомнения, самый надежный. Следовательно, эта дочь должна жить в области его влияния.

(Георгу): Ты понимаешь, что я хочу сказать?

Георг: Да, понимаю, но будет трудно провести это в жизнь.

Б.Х.: Я предполагаю, что сам Георг тоже вырос без отца и тоже не может опираться на отца. (Георгу) Что случилось в твоей родительской семье?

Георг: Я действительно вырос без отца, и моя жена тоже.

Б.Х.: Я так и думал. В этой семье нет никакой мужской энергии, которая могла бы спасти дочь. Посмотрим, что изменится, если добавим отца Георга к констелляции.

(Б.Х. ставит участника, играющего роль отца Георга, справа, позади него.)

(Третьему ребенку): Что изменилось у тебя?

Третий ребенок: Сейчас мой отец более симпатичен...

(Она смеется.)

Б.Х.: Встань еще раз возле него!

 

Рис. 31.6

Б.Х.: Как ты сейчас чувствуешь себя?

Третий ребенок: Лучше, чем прежде.

Георг: И для меня хорошо.

Б.Х.: Как ты думаешь, ты сейчас в состоянии позаботиться о дочери и отказаться от жены?

Георг (помедлив): Да.

Б.Х.: Хорошо. Нашли решение!

(Группе): У вас есть еще какие-либо вопросы относительно системы Георга?

Участница группы: Почему ты поставил дочь слева от отца? Б.Х.: Для того чтобы отдалить ее от матери.

Участник группы: Как терапевт я сказал бы, что надо еще каким-то образом помочь Георгу, дать ему какой-нибудь совет... Б.Х.: По-моему, этого не надо. Я верю в его душу.

Дети должны следовать за своим отцом, так же как их мать должна следовать за своим мужем

Другая участница: Ты сказал, что наркомания не возникает или исчезает, когда в семье уважают отца. Я сразу применила это замечание к своей собственной семье. Я выросла без отца. Он погиб на фронте, когда мне было четыре года. Я очень уважала его и думаю, что мне не хватало его с самого детства. Он и все члены его родительской семьи были простыми людьми, и моя мать их не уважала. Что, по-твоему, мне сейчас делать?

Б.Х.: Во-первых, ты должна внутренне встать рядом с отцом, дерзко посмотреть на мать и сказать ей: «Он для меня так же важен, как ты, и я возьму от него все, так же, как от тебя». Во-вторых, ты носишь фамилию отца..., например, фамилию Иванова... Ты должна сказать матери: «Я принадлежу к семейству Ивановых». Если мать жива, надо сказать ей эти слова прямо в глаза! Это очень тяжело и требует всей нашей силы, до последней капли. Как правило, порядок любви, действующий между мужем и женой, требует, чтобы жена стояла слева рядом с мужем и следовала за ним в его семейство, и в тех случаях, когда он говорит на другом языке, она должна принять его язык. Она должна следовать за ним в его культуру и религиозную веру. Жена должна позволять детям, чтобы они следовали за отцом в его семью, культуру, страну, религиозную веру и родной язык. Я не знаю, почему это должно быть так, но знаю, что этот закон не связан с принципами патриархата или чем-то в этом роде. Я просто наблюдал действие этого закона каждый раз, когда, начав соблюдать его, система вдруг успокаивалась и семья наполнялась исцеляющей силой.

Единственным исключением из этого правила являются семейные группы, в которых в родительской семье отца было слишком много тяжелых судеб. Тогда дети должны переходить из области влияния отца в область материнской энергии, то есть из его семьи в ее.

В одной из моих терапевтических групп была одна пациентка, страдающая психозом, и ее мать. Во время расстановки их семейной системы мать сообщила о том, что ее муж сириец и, следовательно, все дети — наполовину арабы. Этот сириец жил у своей жены в Германии. Выяснилось, что, пока я не разъяснил матери пациентки, что ее дети фактичес-

ки сирийцы, она не отдавала себе в этом отчета. Ей даже не было известно, какой религии придерживалась дочь. Дочь сказала, что она мусульманка, но этот факт в семье скрывали от матери.

После этого мы решили провести расстановку обеих стран, словно расстановку семьи, во время которой участник, игравший роль мужа-сирийца, вдруг воскликнул: «Я чувствую, что я очень великодушен», а мать сказала: «Действительно, это верно». Констелляция показала, что Германия занимала почетное место, но превосходство в системе имели культура, язык и религия отца. Это стало ясно всем присутствующим, и когда дочь встала на свое место в картине и благодаря этому смогла откровенно выразить свои религиозные чувства и мысли, то была очень счастлива. Она чувствовала, например, что наконец находится на месте, соответствующем ее внутренним энергиям и, следовательно, ощущала «правильные» для нее чувства.

Кроме системной необходимости, выражающейся в том, что жена должна следовать за своим мужем, в семьях действует правило, по которому мужчина должен служить женщине. Оба принципа связаны друг с другом и являются составной частью структурных порядков любви.

Участник: У меня есть еще один вопрос, касающийся отца этой пациентки. Хотя в данном случае он живет в Германии, он все же сириец. Не должен ли он был вернуться в Сирию с женой и детьми, чтобы воспитывать их там?

Б.Х: Я не уверен, что это так.

Другой участник: В Библии сказано, что мужчина должен покинуть своего отца и мать и последовать за своей женой. В Вестфалии, где я родился, считается, что в день свадьбы родители мужа теряют сына, а родители жены получают зятя. Это противоречит твоим словам, не так ли?

Б.Х.: Мне очень жаль этого зятя.

(Смех в группе.)

Участница: В чем состоит системное разрешение проблем семьи, в которой отец иностранец? Например, мой отец — чех, но он всегда жил в Германии со своей немецкой женой и детьми, словно это его родина. Он покинул свою родительскую семью и больше не имел с ней никаких связей. Он даже не приехал, чтобы попрощаться со своей матерью перед ее смертью.

Б.Х.: Ты знаешь чешский язык?

Участница: Нет.

Б.Х.: Ты обязательно должна изучать чешский язык! У детей, родители которых происходят из двух разных стран, две родины. Очень важно, чтобы они отдавали себе в этом отчет. Страна происхождения отца имеет преимущество перед родиной матери, хотя члены семьи должны уважать ее родину.

Участница: У меня действительно такое впечатление, будто я разделена на две части, и я не могу с этим справиться.

Б.Х. (группе): Сейчас я проведу тест в качестве примера того, о чем я вам только что говорил.

(Той же участнице): Выбирай из участников группы тех, кто будет играть роль Чехии, Германии и тебя саму, и расставь их в соответствии со своими чувствами.

Рис. 32.1:

Ч - Чехия; Г - Германия; К - клиентка.

Б.Х.: Как чувствует себя Чехия?

Чехия: Плохо. Я стою слишком далеко от остальных.

Б.Х.: Как чувствует себя Германия?

Германия: В моем поле зрения — только женщина.

Б.Х: Как чувствует себя женщина?

Клиентка: Плохо. Я скучаю по Чехии, и то, что вижу от Германии, мне совсем не нравится.

(Б.Х. поворачивает Чехию лицом к остальным и потом спрашивает клиентку): Попробуй встать в разных местах и скажи мне, где ты чувствуешь себя лучше...

Клиентка: Мне хочется встать рядом с Чехией.

Рис. 32.2

Б.Х: Как сейчас чувствует себя Чехия? Чехия: Лучше, но меня тянет к Германии.

Б.Х.: Как чувствует себя Германия?

Германия: У меня такое впечатление, словно я что-то потеряла.

Рис. 32.3

Б.Х. (клиентке): Ты хочешь сама встать на свое место в констелляции? Попробуй, где тебе приятнее стоять — ближе к одной или другой

стране?

(Клиентка становится очень близко к Чехии и смеется.)

Г

Рис. 32.4

Б.Х. (группе): На этом примере я показал вам, что ребенок должен следовать за отцом в его страну и семью, чтобы ему было хорошо.

(Смех в группе.)

Другая участница: У меня еще один вопрос в связи с этой проблемой. Мой сын испанец. Ему сейчас шесть лет; мы с его отцом больше не имеем контактов друг с другом. Что это значит для ребенка?

Б.Х.: Дед и бабушка ребенка тоже испанцы?

Участница: Да. Один из дедов еще жив.

Б.Х.: Мы часто забываем, что отец не один, что за ним стоит еще целое семейство.

Участница: Есть еще и один дядя.

(Смех в группе.)

Расстановка:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.