Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг партнерского общения 9 страница




Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть во время упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один «слепой» говорит о том, что ему хотелось, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давлении. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на второй вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

 

УПРАЖНЕНИЕ 41

 

Участники группы сидят по кругу.

«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: „Грустный". Таня, поймав мяч, называет антоним „веселый" и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.

Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Это упражнение позволяет развивать возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.

 

УПРАЖНЕНИЕ 42.

 

Участники группы сидят по кругу.

«Бросая друг другу мяч, будем каждый раз говорить, какой может быть улыбка. Я начну: беззаботная (при этом тренер бросает мяч кому-то из участников)».

Для усложнения этого (и подобных ему) упражнения можно включить в него задание, направленное на тренировку наблюдательской сенситивности. Для этого в тот момент, когда мяч побывал хотя бы по одному разу у всех, надо остановить последнего участника и предложить группе «раскрутить» цепочку бросания мяча обратно: тот, у кого мяч находится, бросит его тому, от кого он был получен и т. д. В случае применения такого варианта работы тренер должен быть очень внимательным и сам помнить всю последовательность перемещений мяча чтобы в спорных случаях выступить в роли арбитра.

 

УПРАЖНЕНИЕ 43.

 

Все участники сидят по кругу.

«В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, что бы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чти бы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

После того как участники справятся с заданием, тренер предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники, в том числе и автор рисунка, молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть ли другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки. Рисунки остаются в помещении на все время работы группы. Выполнение этого задания, кроме тренировки сенситивности, дает возможность ре флексии содержания работы за день, помогает структурировать» полученный опыт.

Работая с рисунками «Мое жизненное кредо» и «Пейзаж», тренер может обратиться к участникам с вопросом: «Какие пейзажи, скорее всего, не стал бы рисовать Игорь?», «Что не стал бы рисовать Андрей, изображая свое жизненное кредо?»

В обсуждении этих вопросов принимают участие авторы рисунков, что дает обширный содержательный материал.

 

УПРАЖНЕНИЕ 44.

 

Упражнение проводится в последний день работы группы. Все участники сидят по кругу.

«Сейчас я дам каждому из вас карточку, на кота рой написаны имена пяти участников группы, (Тренер раздает карточки, которые заполняются тренером на основании диагностики им меры, степени проявления участников группы в тренинге. При этом он старается учесть следующие критерии:

Ø в каждую карточку включаются участники, обладающие контрастным уровнем активности в группе;

Ø в карточки включаются имена всех участников, в том числе и тренера;

Ø частота включения имен участников в карточки приблизительно одинакова. Раздавая карточки, тренер следит за тем, чтобы никто не получил карточку со своим именем.)

Сейчас мы постараемся дать каждому из тех, кто перечислен 6 наших карточках, характеристику, но будем стремиться к тому, чтобы эта характеристика была максимально лаконичной и сохраняла при этом возможность узнавания этого человека (Здесь тренер может в шутливой форме привести какой-нибудь пример из жизни группы: «Вот, скажем, Дима постоянно опаздывал, поэтому, если кто-то скажет: «Опаздывающий», — то сразу станет понятно о ком идет речь.») У нас есть пять минут на подготовку».

По завершении упражнения тренер обсуждает его результаты, опираясь на наиболее точные и лаконичные характеристики.

 

УПРАЖНЕНИЕ 45.

 

Участники делятся на две (три) малые подгруппы. Каждая подгруппа располагается полукругом таким образом, чтобы не мешать другой.

«Упражнение, которое мы будем выполнять, состоит из нескольких последовательных шагов. Будьте внимательны и хорошо запомните их содержание и последовательность. Итак, в каждой подгруппе определите того, кто будет выполнять упражнение (его мы будем называть «понимающим»), и того, кто будет организатором на данном этапе. В ролях „понимающего" и „организатора" выступят все по очереди, поэтому не важно, кто начнет и кто продолжит. (Тренер убеждается в том, что все подгруппы определили выполняющих упражнение и организаторов.)

Сейчас „понимающие" выходят из полукруга и садятся к нему спиной. Организаторы молча указывают на двух человек из своей подгруппы. При этом первый из них должен описать особенности поведения второго, проявившиеся в работе группы, не называя его имени. „Понимающий" внимательно выслушивает рассказ об особенностях и'. ведения этого человека, после чего он должен и.' звать его имя. Если имя названо неправильно, „понимающий" может задавать уточняющие вопросы любым членам подгруппы. При этом„понимающий" может еще дважды попытаться назвать имя человека, описание поведения которого он выслушал. Если три попытки оказываются неудачными, то подгруппа сообщает ему правильный ответ, после чего „понимающий" и организатор меняются».

Характер информации, предлагаемой «понимающему», может быть различным, что определяется как этапом работы группы, так и составом участников, конкретной версией тренинга сенситивности. Если упражнение проводится в первый или второй день тренинга, то можно предложим участникам оставаться на уровне описания внешнего облика (исключая описание одежды) или описания всего, что делал и говорил человек в течение предыдущего дня работы. На третий и в последующие дни работы группы «понимающему» можно предложить сделать свой вывод, выслушав описания речевых и паралингвистических особенностей, а также невербальных проявлений.

Когда все участники группы побывают в роли «понимающего», ведущий приглашает всех сесть по кругу и обсудить результаты выполнения упражнения на этом этапе. Внимание участников обращается на осознание трудностей, с которыми они столкнулись при решении задач понимания и описания. Тренер просит поделиться своими впечатлениями тех участников, о чьем поведении рассказывалось, призывая их привести примеры описаний, которые показались им наиболее точными или искаженными. После завершения обсуждения, ведущий еще раз делит группу на две подгруппы, изменив, насколько это возможно, их состав. Расположение групп аналогично тому, как было на первом этапе упражнения.

«Пусть каждая подгруппа решит, кто будет „понимающим", а кто организатором. „Понимающие" по моему сигналу выйдут из полукруга и сядут к нему спиной. Организаторы молча определят двух участников. На этот раз первый описывает особенности поведения второго, прямо противоположные его проявлениям в группе. Например, если человек, которого вы описываете высказывается очень подробно и детально, то вы говорите, что он делает это сжато и обобщенно. Это понятно? „Понимающий" внимательно слушает рассказ, после чего называет имя человека, поведение которого описывалось. Если „понимающий" делает ошибку, то он может получить дополнительную информацию, обратившись с вопросом к любому участнику своей подгруппы, который, давая ответы, также дает характеристики, прямо противоположные проявлениям человека в группе. Получив дополнительную информацию, „понимающий" делает еще две попытки. Если они будут неудачными, подгруппа сообщает ему правильный ответ и меняет „понимающего" и организатора».

Обсуждение проводится аналогично обсуждению на первом этапе упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 46.

 

Группа делится на пары.

Если количество участников нечетное, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть — нет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизоды, каждый решает сам. Те, кто сначала будет слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

 

УПРАЖНЕНИЕ 47.

 

Упражнение выполняется в парах. Если в группе нечетное количество участников, тренер также принимает участие в упражнении.

«Сядьте друг против друга так, чтобы, вам было хорошо видно лицо и руки партнера. Каждому из вас придется прогнозировать действия другого. Оба партнера сейчас поднимут перед собой руки, кисти которых сжаты в кулаки на уровне груди (тренер показывает как). Один из участников начинает считать до трех — он инициатор первых 10 попыток. На счет „три" каждый из участников выбрасывает один или два пальца. Задача инициатора — добиться рассогласования, то есть его партнер должен показать отличное от него количество пальцев. Задача второго участника— добиться согласования. После 10 попыток надо будет поменяться ролями".

Когда упражнение закончено, тренер дает возможность каждой паре рассказать о результатах и впечатлениях, которые они получили. В ходе обсуждения участники говорят об использованных тактиках, в частности о том, что в некоторых случаях удавалось добиться согласования или рассогласования за счет лучшей реакции. В то же время основным фактором, влияющим на успешность решения поставленной задачи, оказывается способность прогнозировать действия другого, а также его представление обо мне, моих действиях.

Кроме осознания и развития прогностических способностей, упражнение также направлено на развитие наблюдательности, поскольку адекватность прогноза опирается на всю совокупности сигналов, которые могут быть зафиксированы при наблюдении за партнером от момента принятия им решения до его воплощения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 48.

 

Участники группы разделяются на пары.

«Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу „начали", сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одно временно посмотреть друг на друга».

 

УПРАЖНЕНИЕ 49.

 

Участники группы разбиваются на пары.

«Один из участников пары будет „зеркалом", а второй — „обезьяной". „Обезьяна", оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. „Зеркало" повторяет как можно точнее все движения „обезьяны"».

Через три-четыре минуты тренер предлагает партнерам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?»

Упражнение направлено на развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.

 

УПРАЖНЕНИЕ 50.

 

Все участники разбиваются на группы по 4—5 человек.

«Сейчас каждый из нас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нм как о собеседнике все остальные. Например (тренер подходит к одной из малых групп, в которую входят Таня, Андрей, Олег, Света), Таня скажет, что, по ее мнению, думает о ней как о собеседнике Олег, далее она скажет, что о ней как о собеседнике думает Андрей, а потом — Света. Это может звучать так:

„Мне кажется, что ты, Олег, считаешь (думаешь), что я как собеседник человек много знающий, сообразительный, порой торопливый". После этого Андрей, Олег и Света скажут, с чем они согласны, а с чем нет».

В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в малых группах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?». Обычно участники тренинговых групп говорят о сложности этого задания.

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я-образы, т. е. представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Наличие у человека адекватных Я-образов — важное условие кооперативного взаимодействия. Они обеспечивают гибкость поведения. В то же время, как пишет Т. Шибутани, «вопреки представлениям здравого смысла люди не всегда осознают себя как отличные друг от друга единицы; по крайней мере степень этого осознания может быть, различной». Действительно, как часто люди ожидают от других такого же восприятия событии, какое характерно для них самих. Не так просто взглянуть на мир, а тем более на самого себя, глазами других людей. В этом убеждаются участники упражнения.

 

УПРАЖНЕНИЕ 51

 

Участники группы разбиваются на подгруппы по 4—5 человек.

«Для выполнения этого упражнения нам понадобятся добровольцы. Кто готов начать и оказаться в центре нашего внимания? (Тренер убеждается в готовности вызвавшегося участника приступить к работе. Допустим, его зовут Андрей.) Сей час все мы сосредоточимся на Андрее. Вспомните все, что вы уже знаете о нем, ситуации, в которых он участвовал, его высказывания, мнения (тренер делает паузу, давая возможность всем подумать). А теперь каждый скажет об одном из качеств, которое, по его мнению, бесспорно есть у Андрея, и пояснит, на основании чего он делает такое заключение. Андрей, ты, пожалуйста, внимательно слушай и, когда все выскажутся, скажешь нам о чувствах, которые у тебя возникали, когда ты слушал всех, и о том, насколько то, что ты услышал, соответствует твоим представлениям о себе».

После того как работа с Андреем будет завершена, тренер предлагает еще кому-нибудь, кто захочет, побывать в его роли.

 

УПРАЖНЕНИЕ 52.

 

Участники группы сидят по кругу, у каждого — чистый лист бумаги.

«Я буду зачитывать вопросы, на которые вы будете отвечать, каждый самостоятельно. Отвечайте откровенно и будьте готовы к тому, что ваши ответы, узнают другие участники нашей группы. Итак:

1. Кто ваш любимый поэт?

2. Какой ваш любимый цвет?

3. Какое качество вы больше всего цените в людях?

4. Какое время года вы любите больше?

5. Если бы у вас была возможность провести неделю в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?»

После каждого вопроса тренер дает немного времени для ответа, а в конце собирает листы.

«Сейчас я по очереди зачитаю ответы каждого. Выслушав их, постарайтесь понять, кому они принадлежат. Каждый может высказать одно предположение. Если автор будет назван, он раскрывает свое инкогнито, если нет — остается анонимным».

 

УПРАЖНЕНИЕ 53.

 

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.

Группа делится на тройки, которые располагаются таким образом, чтобы у каждой из них была возможность беседовать, не мешая другим. У каждого участника есть ручка и бумага для записей.

«Сейчас я буду задавать вам вопросы, которые относятся к каждому из нас. Характер вопросов будет различный, возможно, что ответы на некоторые из них вызовут у вас определенные затруднения. Поэтому я хотел бы попросить всех отнестись к этой работе конструктивно, еще раз вспомнив о целях нашей работы. Итак, вы слышите мой вопрос, после чего письменно отвечаете на него сами и прогнозируете ответы ваших двух партнеров. Когда все справятся с заданием, а для этого у нас будет три минуты, можно будет, не обсуждая и не задавая друг другу вопросов, услышать ответы и прогнозы каждого».

Упражнение предназначено для развития прогностических возможностей, основанных на понимании другого. Тренер постепенно усложняет вопросы. Например: «Какой вид отдыха вы предпочитаете: отдых в горах или на море?»; «Если бы у вас была возможность выбирать: жить в городе или в пригороде, „зеленой зоне", на чем бы вы остановили свой выбор?»; «Что вам нравится больше: керамика, живопись или графика?»; «В ком из участников группы вы видите поддержку?»; «Поведение кого из участников группы иногда вам мешает?»;

«Назовите трех участников группы, которых бы вы пригласили к себе на работу»; «Кто из нас (надо назвать троих) работает в группе с наибольшей пользой для всех?»; «С кем из нас вы чувствуете. себя наиболее комфортно?» и т. д. Перечень вопросов может быть самым различным в зависимости от состава и уровня развития группы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 54.

 

Упражнение проводится в малых группах на третий-четвертый день работы.

У каждого участника есть ручка и бумага для записей.

«Каждому из нас (тренер также принимает участие в упражнении) надо подготовить перечень вопросов и прогнозируемых ответов на них к каждому участнику своей подгруппы. При формулировании вопросов мы будем учитывать два условия: 1. Вопросы должны направляться на состояния, отношения и качества участников группы 2. При формулировании вопросов надо опираться на те ваши представления, которые вы считаете наиболее верными, точными. Другими словами, вначале вы решаете, что, по вашему мнению. думает, знает, считает, переживает человек, и только тогда формулируете вопрос. Например, вы уверены, что Дима считает, что Лора — человек, который всегда оказывает поддержку в затруднительной ситуации. В этом случае вы можете задать Диме вопросы: „Дима, что тебе кажется особенно характерным в поведении Лоры в нашей группе?" или „Дима, если ты испытываешь какие-нибудь затруднения, на чью помощь ты рассчитываешь в первую очередь?"»

На составление списка вопросов и прогнозируемых ответов дается 7 минут. Когда все будут готовы, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас кто-нибудь в каждой подгруппе начнет отвечать на вопросы. Каждый задаст ему вопросы, предназначенные для него. Выслушав ответ, надо будет дословно зачитать свой прогноз, после чего свой вопрос задаст следующий. Упражнение за кончится, когда каждый побудет в роли отвечающего на вопросы».

Если тренер считает, что уровень развития группы недостаточен для того, чтобы выполнить это упражнение вслух, то он может предложить сделать его письменно. В этом случае надо заранее подготовить карточки, а также изменить инструкцию, сообщив участникам, что вопрос надо записывать на одной стороне карточки, оставив место для ответа, а прогнозируемый ответ записывать на обороте карточки. При этом следует отдавать отчет в том, что такой вариант проведения упражнения резко сокращает объем обратной связи, которую могут получить участники группы.

 

УПРАЖНЕНИЕ 55.

 

Для проведения упражнения необходима видеозапись беседы или дискуссии двух-трех участников группы, сделанная без участия остальных. Продолжительность записи — десять-пятнадцать минут. Перед началом упражнения группа располагается так, чтобы всем было удобно смотреть запись. У каждого участника есть ручка и бумага.

«Сейчас мы посмотрим запись беседы, которую ведут между собой Игорь и Николай. После каждой фразы, которую произносят Игорь или Николай, я буду останавливать запись. В этот момент все записывают в тетрадь свой вариант прогнозируемой ответной фразы. Например, Николай говорит: „Я все же продолжаю думать, что возможности тренинга, особенно в работе с руководителями, существенно ограничены". Вам надо записать фразу, которую, по вашему мнению, произнесет Игорь. Записывать свои варианты, мы будем быстро, не обмениваясь репликами и не задавая вопросов. Когда все справятся с формулировкой прогнозируемого высказывания, каждый, не объясняя причин и не аргументируя свою позицию, зачитывает свой вариант, после чего мы включаем запись и слушаем правильный ответ».

 

УПРАЖНЕНИЕ 56.

 

Участники группы разделяются на подгруппы по 4—5 человек.

«Сейчас каждый из вас постарается вспомнить ситуацию, в которой ваше представление о человеке или его качестве, отношении к вам или другим людям оказалось ошибочным. Когда все будут готовы, по очереди максимально подробно и детально опишите эту ситуацию и постарайтесь сформулировать причину вашей ошибки. Когда все расскажут о своих ситуациях, обобщите обнаруженные вами ошибки и будьте готовы к тому, чтобы сообщить всем нам сделанные выводы».

Упражнение направлено на осознание интерпретационных искажений при восприятии качеств и отношений других людей. При выполнении упражнения могут возникнуть сложности, связанные с тем, что некоторые участники затрудняются вспомнить или подробно описать подобные ситуации. Тренер использует обнаруженные затруднения для создания дополнительной мотивации участников, призывая их к дополнительным усилиям в структурировании собственного опыта. В процессе обсуждения нередки обращения к таким феноменам межличностного восприятия, как эффект ореола первого впечатления, новизны, стереотипизации и др.

 

УПРАЖНЕНИЕ 57.

 

Участники группы образуют «внешний круг», т. е. садятся по кругу, повернувшись спиной к центру. В центр круга положены несколько чистых листов бумаги и два фломастера (синий и красный).

«Сейчас по моей просьбе один из нас войдет в круг и на чистом листе бумаги синим фломастером нарисует наиболее устойчивые объединения внутри нашей группы. Каждого из нас можно будет изобразить в виде кружочка, внутри которого написано его имя. Кружочки соединяются синими линиями. Если кто-то из нас, по мнению первого участника, не входит ни в какие объединения, то его надо будет просто нарисовать. После того как первый участник нарисует свои вариант, он касается рукой плеча того участника, который продолжит работу, и садится спиной в круг. Продолжающий работу, а также 6сг те, кто последует за ним, знакомятся с изображенным вариантом группирования участников, отмечая синим крестиком те из них, которые, по их мнению, показаны правильно. Что касается групп, состав которых будет вызывать несогласие, то, отметив их красным крестиком, ни другом листе надо будет нарисовать свой вариант. Например, по вашему мнению, в эту группу входит еще один человек, изображенный в составе другой группы. В этом случае вы помечаете красным крестиком обе группы и на другом листе синим фломастером рисуете новые составы обеих групп. Когда закончит работу последний участник, все мы развернемся в круг и посмотрим на то, что получилось».

Упражнение может вызвать значительное напряжение в группе, поэтому, решив его проводить, тренер должен быть уверен, что группа справится с заданием. Обсуждение упражнения включает в себя преимущественно рациональные аспекты задания. Тренер обращается к участникам с вопросами: «Чей вариант сохранился в максимальной степени?», «Какие варианты группирования наиболее неожиданны для вас?»

 

УПРАЖНЕНИЕ 58.

 

Все участники сидят по кругу.

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы.

«Сосредоточьтесь на нашем совместном опыте здесь, в группе. Вспомните все, что происходило в группе за три-четыре дня и опишите любой пример объединения двух и более участников группы по любому поводу — поддержка в ходе обсуждения, совместное действие и т. д. Постарайтесь, чтобы ваш пример был конкретным и детальным. Будет лучше, если вам удастся вспомнить несколько примеров, так как, когда мы начнем их представлять, надо будет избежать повторов».

В ходе обсуждения ведущий обращается к участникам, объединение которых описывается, с вопросом: «Согласны ли вы с тем, что рассказала Алла?» и дает возможность для дополнения и коррекции зафиксированного эпизода другим участникам.

 

УПРАЖНЕНИЕ 59.

 

Упражнение проводится на третий-четвертый день работы в малых группах по 4—5 человек.

«Известно, что окружающие по-разному воспринимаются нами, и мы различными способами упорядочиваем свои восприятия. Один из вариантов такого упорядочивания — это наши представления о значимых других. Мы уже достаточно долго работаем вместе и можем попытаться отнестись друг к другу по критерию значимости. Сейчас каждый запишет имена пяти участников нашей группы в порядке их значимости для него, а также свой прогноз по отношению к спискам, которые составят ваши партнеры по подгруппе. Отнеситесь к этой работе конструктивно. Понятно, что все мы значимы друг для друга и речь идет о мере, степени этой значимости. Когда все справятся с заданием, я сообщу вам, что делать дальше. На выполнение задания отводится пять минут».

Через пять минут тренер просит каждую группу дать знать о завершении работы. Если требуется дополнительное время, то тренер дает возможность всем завершить работу, после чего продолжает инструкцию: «Пусть каждая группа решит, кто начнет упражнение. Затем по очереди сообщите ему ваши прогнозы и поясните причины, по которым вы включили в свой список именно этих участии ков и именно в такой последовательности. Начинающий упражнение слушает, а когда все его партнеры выскажутся, показывает свой список. Затем точно также обсуждаются прогнозы остальных».

Обсуждение упражнения может проводится как в малых группах, так и в общем круге. Тренер предлагает группам выделить критерии, на которые ориентировались партнеры в своих прогнозах значимости и ее степени. В ходе обсуждения тренер может напомнить участникам о теоретических положениях обусловливания значимости, в частности, о трехмерной модели значимого другого А. В. Петровского, выделившего три фактора, определяющие значимость одного человека для другого:

а) наличие у него новой и неизвестной информации;

б) способность вызывать симпатию, эмоциональная привлекательность;

в) институализированная роль.

 

УПРАЖНЕНИЕ 60.

 

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

«Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры, по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: „Ты такой (такая) же, как я, у тебя...". Один из вас начинает, потом — другой, потом опять первый и т. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: „Я очень отличаюсь от тебя, я..."»,

Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение.

После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

 

УПРАЖНЕНИЕ 61.

 

Группа сидит по кругу,

«Роберто Ассаджиоли, автор концепции психосинтеза, призывал благодарить судьбу за то, что она сталкивает нас с неудобными, неприятными, сложными людьми. Взаимодействуя с ними, мы можем развивать в себе полезные психологические качества. Если какой-то человек „испытывает наше терпение", то для нас это прекрасная возможность развивать терпение; если человек противоположен нам во всем и это постоянно проявляется в нашем взаимодействии с ним — мы можем развивать в себе способность безусловного принятия другого человека; если другой человек слишком импульсивен и постоянно прерывает нас — мы можем использовать эти ситуации для тренировки своей выдержки и т. п.

Итак, мы оказываемся в состоянии развить в себе что-то полезное благодаря тому, что другой человек ставит перед нами проблему — по тем или иным, проблемы возникают и с теми людьми, которые в целом нам близки и приятны.

Давайте сейчас сосредоточимся не на принятой и удовлетворяющей нас стороне общения и взаимодействия друг с другом, а на трудностях и проблемах, которые иногда возникают в процессе вашего общения с кем-либо из участников нашей группы, включая тренера. Вначале нужно осознать эту трудность или проблему, затем осознать, какое ценное качество эта проблема или трудность позволяет нам развивать в себе, а только потом уже сказать, обращаясь к конкретному участнику: „Елена, общаясь с тобой, я развиваю свое произвольное внимание". Тот, кому обращено высказывание, может уточнить причину: „Скажи, а почему?" В этом случае автор высказывания ее называет: „Потому что иногда мне трудно уловить суть длиной речи"».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.