Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Первохристианское искусство. (1 занятие)




Основы церковно-христианского искусства (теория и история)

Светильники.

Кадила.

Если Дарохранительницы есть воплощение образа храма с его внутренней жизнью, то кадила есть воплощение образа храма с внешней стороны, проявляющееся в очистительном действии его в окружающем мире. Этим объясняется то обстоятельство, почему некоторые Кадила напоминают по форме своей архитектурное строение храма. Ярким примером тому могут служить Кадила Богоявленского монастыря Костромы 1766 и 1641 гг.

Кадила шаровидной формы получили наибольшее распространение. Они имеют форму создаваемые по образу одноглавого храма-ротонды с образом храмового верха - пламеневидной маковицы с крестом. Нижняя часть кадила всех имеющихся типов шаровидной формы имеет ту особенность, что нижняя его часть воспроизводит форму Купели и Водоосвятной чаши, согласуясь с богословским пониманием каждения как образа Творения мира, где кадильный дым знаменует Духа Божия. Благовонный ладан, сжигаемый в кадиле, есть образ присутствия Божия в тонком благоухании воздуха во время храмового богослужения.

Таким образом,каждение, производимое внутри храма, есть воспроизведение образа творения земли и освящения всей твари теплом Божественной Любви, которая разрушает преграды воздвигнутые грехом между Богом и человеком.

Светильник как символ неугасимого Света, который, согласно священномученику Киприану Карфагенскому есть «истинное солнце и истинный день», и есть для христиан Иисус Христос.

Существует множество видов светильников: запрестольный Семисвещник, Лампады, Светцы (подсвечники), Паникадила, Кадила.

 

Литература к теме 7.

 

- св. И.Дамаскин Три защитительных слова против порицающих святые иконы

или изображения. С-ТС. Л. РФМ, 1993.

- Кудрявцева Татьяна Русское церковное прикладное искусство.\ Ж-л. К свету. № 17

 

Раздел 2. История церковно-христианского искусства

 

1. Характерные особенности первохристианского искусства.

2. Сюжеты и символика катакомбного искусства.

3. Архитектура первохристианского периода.

 

 

На страницах некоторых изданий, посвященных христианскому искусству, и сегодня мы можем встретить утверждение, что христианское искусство появилось вне Церкви и вплоть до 4 века в самой Церкви не имело существенного значения (Mme M. Ochse. Le nouvelle querelle des images Paris, 1952, p. 41; или: Th. Klause. Die Ausserungen der alten Kirche zur Kunst. — Gesammelte Arbeiten zur Liturgie — Geschichte Munster, 1974, S. 339— 347.). Подобное утверждение вступает в противоречие не только с известными археологическими материалами, но и свидетельствами Отцов Церкви и нехристианских писателей. Достаточно глубокий анализ тех немногих археологических образцов раннехристианского периода, которые не были уничтожены иконоборцами, крестоносцами и временем, уже можно почерпнуть в работе «Из чтений по Церковной Археологии и Литургике» Александра Петровича Голубцова - профессора церковной археологии и литургии Московской духовной академии (1860 – 1911). Не менее содержательным есть и параграф, посвященный первохристианскому искусству в работе Леонида Александровича Успенского «Богословие иконы Православной Церкви».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.