Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поместный Собор об Именах Божиих и имяславии




П оместный Собор констатирует свое согласие с полусотней святых, в разное время свидетельствовавших о величии и святости Имен Божиих. Среди них целая галерея блистательных имен: Царь и пророк Давид, пророки Божии Исаия, Иеремия, Даниил и Малахия; Апостолы Христовы Иоанн Богослов, Марк, Лука и Павел; святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Палама, Амвросий Медиоланский, и Епифаний Кипрский, Кирилл Александрийский и Кирилл Иерусалимский; преподобные отцы Макарий Великий и Ефрем Сирин, Максим Исповедник и Дидим Слепец, Феодор Студит и Симеон Новый Богослов, блаженные Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, блаженный Феофилакт Болгарский и Исихий Иерусалимский; святые последних веков святители Димитрий Ростовский и Тихон Задонский, прп. Паисий Величковский и свт. Игнатий Брянчанинов. святитель Феофан (Быстров)) и многие другие.

П о внутренней стороне Своей любое Имя Божие есть Сам Бог (определение «отца имяславия», Седьмого столпа Святой Руси, праведного Иоанна Кронштадтского). В современной философии утвердилась такая окончательная дефиниция: «Имя Бога есть Сам Бог, но Бог не есть ни Его Имя, ни имя вообще».

К числу Имен Божиих относятся не только Пресвятая Троица, Отец, Сын и Святой Дух, Имя Богочеловека Иисус, но и всякое обращение или именование, по внушению Божию, изливающиеся из нашего любящего сердца: Боже, Господи, Владыка, Вседержитель, Спаситель, Преблагий, Всемилостивый, Всесильный, Премудрый… Можно уверенно утверждать, что если все эти и многочисленные другие Имена или Именования внушены нам благоговением и страхом Божиим, все Они, несомненно, по праву принадлежат Ему. При этом все Божии Имена относятся не к отдельным “составляющим” Бога (сущность, ипостаси, Божественные действия), а ко всему Богу, хотя каждое из этих Имен имеет свое назначение, свою силу и область применения. Все Они неотделимы от Бога и все Они освящены неприступным и присносущным светом Его Божества. В каждом Имени Своем Бог именуется всеми Своими Именами, поэтому, когда произносится какое-либо Имя Божие, тем самым безмолвно произносится весь список Имен (Слово свт. Григория Нисского).

Л юбое Божие Имя неотделимо от Бога, но и неслиянно с Ним.

О но свято и пресвято в Самом Себе.

Всякое Имя Божие есть Богооткровенная Истина, или Ведение Всего Бога, в т.ч. и сущности Его, хотя Само по Себе сущностью Божией не является, но есть Его Божественное действие (Божественная энергия).

И мя Божие должно именоваться Именем «Бог» прежде всего как Истина о Боге (Ведение Бога). Сам Господь открыл эту истину в тонком сне иеросхимонаху Антонию Булатовичу в виде следующего определения: «Аз есм Истина, и Истина есм Аз. Отец есть Отец Истинный, и Дух Святой есть Дух Истины. Бог есть Триипостасная Истина, и Имя Божие есть Истина о Триипостасной Истине, и следовательно, Имя Божие есть Сам Бог».

О но есть Истина Живая. «Никтоже может рещи Господа Иисуса, точiю Духом Святым» (1Кор.12,3), из чего твердо знай, что когда сподобляешься сознательно именовать Имя Иисусово, то сие именование и есть действие Святого Духа, и есть Сам Иисус с Отцом и Святым Духом» (Иеросхимонах Антоний (Булатович)).

О но естьтакже и Божественная Энергия и, следовательно, не есть какая-либо четвертая ипостась, в чем обвиняли имяборцы почитателей Имени Божия.Напомним, что Божественные Лица, или Ипостаси, т.е. Отец, Сын и Святой Дух, связаны онтологическим единством Божества – Они единосущны, в данном же случае речь идет не о Существе Божием, а о Божественных Энергиях.

К ак Божественное Действие (Энергия), Оно в соответствии с определениями Константинопольского Собора 1341 г. на Варлаама и Влахернского Собора 1351 г. на Акиндина, есть Сам Бог (но Бог не ограничивается Своим Именем).

В силу своей неотделимости от Бога Имя Божие есть и икона Божия, и символ Его и еще нечто большее, превосходящее то и другое. В отличие, скажем, от иконописного образа, Имя Божие (так же, как и крестное знамение) всегда доступно нам, мы всегда имеем Его при себе, хотя не всегда вовремя и правильно используем.

И мя Божие содержит в концентрированном виде все свойства Божии.

Б ог недоступен нам в ощущениях, Он лишь частично открывается нам в Своих Божественных энергиях (в действии благодати или силы), но мы имеем Его всего в каждом Имени Его.

«О дной из главных целей воплощенного домостроительства Божия было то, чтобы открыть людям Имена: «Иисус», «Отец», «Утешитель», «Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух», как о том ясно свидетельствует Сам Господь: «Явих Имя Твое человеком» (Ин.17,6). – «Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа… сказах им Имя Твое, и скажу» (Ин.17:3,26)» (Иеросхимонах Антоний (Булатович)).

С паситель по Воскресении и Вознесении Своем оставил нам вместо Себя Имя Свое, и это Имя написано на фронтоне и дверях Церкви, без Имени Иисусова и других Имен Божиих немыслима ни одна молитва, без Них невозможно наше спасение.

 

С трого говоря, формула «Имя Божие есть Сам Бог» применима лишь к внутренней, чувственно не воспринимаемой стороне Имени. Буквы и звуки, составляющие оболочку Имени, можно и должно рассматривать как символ и икону именуемого Бога. К ним применимо определение, что Бог присутствует во Имени Своем.

 

В отличие от человека, Бог вечен и Имя Его предвечно, ибо в Боге нет ничего временного, ограниченного, тленного. По определению святых отцов (например, блаж. Августина в его «Исповеди») слова человеческие начинаются и кончаются во времени, они следуют одно за другим. Слова же Божественные не имеют ни начала, ни конца. Они звучат вечно, и они звучат все одновременно. То же можно сказать и об Именах Божиих.

 

В таинстве крещения новокрещенный облекается в Имя Иисус Христово (= Имя Бога Отца = Имя Пресвятой Троицы), облекается как в Истину-Благодать.

 

И мя Божие освящает все сущее, действует как освящающее и совершительное начало в таинствах, требах, молитвах, освящает храмы, святыни и всякую вещь. Без произнесения Имени Божия и совершения крестного знамения не совершается ни одно таинство. Но, разумеется, это необходимое, но не достаточное условие: в случаях отступления от канонов или заповедей со стороны священнослужителя и в других спорных случаях последнее слово всегда за Спасителем.

О но, в частности, освящает имена человеческие, каждое из которых становится не только свидетельством о личности человека, но и печатью личности.

С вятитель Игнатий (Брянчанинов) свидетельствует: «Действует в душе исповедание, возбужденное благодатию, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладос­ти своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит Имя Твое, поклоняется Имени Твоему, питается Именем Твоим, объемлет Имя Твое и объемлется Им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова!».

«И мя Господа нашего Иисуса Христа Божественно; сила и действие этого Имени Божественны; они всемогущи и спасительны; они — превыше нашего понятия, недоступны для него. … Это всесвятое Имя вращает небом и землею. Как утешительно и величественно звучит Имя Твое!».

Имя Божие не только хранит души человеческие и храмы Божии, Оно, согласно слову Ангела апостолу Ерму, держит весь мiр, и в этом смысле является Небесным Удерживающим (Небесный Держай).

Н аконец, Спаситель дал нам такое обетование: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем Имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и Имя Мое новое» (Откр. 3,12). Иными словами, верные Христу, Его «малое стадо» облекутся в новые имена, присвоенные Самим Спасителем в знак усвоение их Себе, как избранных и верных, и в ознаменование того, что они входят в новую духовную реальность – Жизнь Вечную в Небесном Иерусалиме. Облечены они будут и в имя этого града Божия, сходящего с Неба от Отца. Это станет своего рода пропуском в Жизнь Вечную, Небесной пропиской. Но самое главное – достойные и верные будут облечены в Имя Отца, и в новое Имя Христово, данное Ему от Отца за подвиг Любви к нам, грешным, двухтысячелетнее Самораспятие за наши грехи, и как Пастырю нового, испытанного стада Своего, на этот раз уже вечного, непоколеблемого, которое уже некому будет искушать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.