Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государственного режима




Глава 9. Государственный режим в зарубежных странах

13—1641

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЖИМ

Форма правления и форма территориально-политического (госу­дарственного) устройства, рассмотренные выше, дают представление преимущественно об организационной структуре государства, внеш­нем выражении государственности. Реальная же роль тех или иных институтов государственной власти, действительное состояние демо­кратии, способы властвования в той или иной стране находят более явственное выражение в понятии государственного режима.

Это понятие утвердилось в отечественной литературе по консти­туционному праву далеко не сразу Долгое время в науке пользовались термином «политический режим», под которым понимались формы и методы осуществления государственной власти. В зарубежных ка­питалистических странах различались две разновидности режимов — буржуазно-демократический и авторитарный (в литературе последний часто трактовали как фашистский). В последние десятилетия посте­пенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных ор­ганов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политичес­кого режима без учета руководящей роли коммунистической партии), массовых общественных объединений, политическую, в том числе не­организованную, деятельность различных социальных групп. Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом ре­жиме (это скорее категория политологии), а о режиме государствен­ном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократичес­ким, и наоборот.


Термин «режим» употребляется в немногих конституциях и обычно вместе с прилагательным «демократический» (Конституция Бразилии 1988 г.). Иногда о государственном режиме, режиме государства упо­минается в законодательстве некоторых франкоязычных стран, чаще данный термин употребляется в работах политологов и правоведов. В учебных изданиях, научных работах, но не в конституциях, говорится также о президентском, парламенстком режимах, олигархическом ре­жиме (власти определенных групп), военном режиме и т.д. Вместе с тем во всех конституциях есть нормы, относящиеся к тем или иным сторо­нам государственного режима, существует специальное законодатель­ство, регулирующее его разные стороны. Эти нормы в совокупности образуют конституционно-правовой институт государственного режи­ма — динамичную, подвижную, изменчивую сторону более широкого понятия «форма государства».

Государственный режим — это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Однако нужно учитывать, что государственная власть для решения своих задач использует одновременно разные формы и методы. В фа­шистских государствах наряду с преобладанием методов прямого на­силия использовались демагогические приемы (партия Гитлера в свое название включала слова «социалистическая» и «рабочая»), в демокра­тических государствах наряду с методами либерализма используется принуждение, а то и насилие (силовые методы при разгоне несанкцио­нированных демонстраций применяются и в Великобритании, и в Польше, и в Японии). Поэтому, оценивая тот или иной государствен­ный режим, давая ему соответствующую характеристику, важно уста­новить, какие методы осуществления государственной власти являют­ся главными, ведущими, составляют существо, доминанту государст­венного режима.

В конституционном праве государственный режим изучается преж­де всего через призму соответствующих правовых норм. Однако только такой подход недостаточен. Во многих случаях конституционные нормы расходятся с действительностью, а потому необходимо учиты­вать не только правовые нормы той или иной страны, но и практику их применения.

Характер государственного режима в стране, применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государ­ственного управления определяется многими факторами. На него ока­зывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоот­ношения между органами государства, прямые и обратные связи поли-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 231; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.