Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фредерик Шопен (Польша, Франция)




Музыка

Первую часть открывает задумчивая мелодия валторн. Сначала она звучит без аккомпанемента, как задушевное пение, тихо и мягко. Затем ее окружает фон: вступают другие инструменты, нарастает звучность, будто распускается гигантский цветок. Мощным аккордом отвечают тихие, как лесное эхо, мотивы. «Роскошное романтическое вступление» (Шуман) подводит к главной партии. Ее музыка мужественна, решительна. Фанфарные мотивы, энергичный ритм, стремительность движения роднят ее с Седьмой симфонией Бетховена. Стремительно развиваясь, тема достигает блестящей кульминации. Краткий миг — и является новый образ. Это побочная тема — песенная, с чередованием дву- и трехдольного ритма, с покачиваниями мелодии на колышущемся фоне струнных. В ней и мягкость, и легкое лукавство, и непринужденное изящество. Песенность, присущая Шуберту, носит здесь особый характер — не лирический, как обычно в побочных темах, а народно-массовый, продолжающий движение главной в несколько более смягченном виде танца с чертами венгерского фольклора. В заключительной партии использован мотив вступления, звучащий у тромбонов торжественно и величаво. Широко, привольно разворачивается разработка, в которой знакомые темы появляются в иных обличьях, расцвечиваются новыми красками. Затаенно звучит переход к репризе, расширенной по сравнению с экспозицией. Кода части, разросшаяся до огромных размеров, восторженна и жизнеутверждающа.

Вторая часть — широко развернутая картина, в которой жанровые сцены чередуются с лирическими, героика соседствует с моментами сосредоточенности. Общий характер ее строгий, собранный, подчиненный маршевой поступи танца-шествия. Первая тема, которую исполняет солирующий гобой со скупым сопровождением струнных, отличается сдержанным, чуть меланхолическим характером. В ее интонациях также просвечивают черты венгерского фольклора. Вторая тема более широка, распевна и лирична. На чередовании, развитии и изменениях этих тем и основано все анданте. Как в Четвертой и Пятой симфониях, форма строится в сочетании принципов трехчастности, сонатности и вариационности, но обе темы так развиты, что сами представляют собой сложные трехчастные формы.

Третья часть — скерцо — грандиозна по размерам. В ней господствует не быстрое, но непрерывное движение. Характер музыки связан с австрийскими народными интонациями, в ней легко улавливаются ритмы вальса. Возникают ассоциации с картиной народного праздника, гулянья на улицах и площадях Вены. Крайние разделы скерцо примечательны светотенью тембров: светлые блики деревянных духовых, простые, но обаятельные мелодии скрипок сочетаются с подвижными и вместе с тем грузными басами. Средний раздел трехчастной формы — простодушный, чуть тяжеловатый лендлер. Мощные, с оттенком героического, картины, обрамляющие трио, настолько значительны, что сами вырастают до сонатной формы, хотя главная и побочная темы не создают контраста, сливаясь в общем танцевальном движении.

Яркие призывные фанфары tutti открывают финал симфонии. Дважды повторен клич, и вот уже закружилось все в стремительном ликующем беге, словно развернулась туго скрученная пружина. После генеральной паузы возникает новый образ — задорная и слегка лукавая мелодия (побочная партия сонатной формы) с четким ритмом шага слышится сначала тихо, затем все громче, будто издалека приближается праздничное шествие. Музыка создает впечатление накатывающихся волн — от еле слышных приглушенных звучаний до мощных кульминаций. Одна тема сменяет другую, как будто перед глазами проходят разные сцены, проникнутые одним настроением — радостным ликованием, торжеством.

 

6. Р. Шуман – засновник жанру фортепіанного циклу.

Относится ко 2-му поколению романтиков. Ещё острее чувствовал разницу междутонкой, чувствительной натурой художника и окружающим миром. Он всю жизньвосставал против мещанства. Это проявляется и в музыке. Музыка Шуманаотличается особо острым психологизмом, глубоко проникает в состояние душичеловека. Он очень тонко отразил в музыке смену этих состояний. У негоприсутствует непосредственное соприкосновение страстного порыва и погруженияв мир грёз. Во многом он отразил свойства своей натуры – двойственность.Важное свойство музыки Шумана – фантазия, но это – не народная фантастика, акак бы мир его души, видения, грёзы, очень индивидуализированная. Этопроявляется и в музыкальной критической деятельности. Он был очень одарён вобласти литературы. Писал романы, повести, а также статьи в жанре новеллы,пьесы, писем, диалогов и другие произведения. Героями этих статей были оченьнеобычные персонажи. Он придумал для себя “Давидово братство” – общество. Егочлены – давидсбюндлеры. Туда он включил Моцарта, Паганини, Шопена, а такжеКлару Вик (его жену), а также: Флорестан и Эвзебий. Флорестан и Эвзебий – этовыдуманные имена (это – как бы две половины его личности, которые спорилимежду собой). Он использовал их, как псевдонимы. Маэстро Раро мирилмечтательного Эвзебия и бурного Флорестана.Шуман поддерживал всё лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене,поддержал Берлиоза, писал статьи о Бетховене. Последней его статьёй быластатья о Брамсе. В 1839 г. он отыскал симфонию Шуберта – C-dur и исполнил её,а в 50-м году стал однимиз организаторов Бетховенского общества. Творчество Шумана связано с немецкойромантической литературой. Его любимый поэт – Жанн Поль (настоящая фамилия –Рихтер). Под впечатлением от произведений этого писателя была написана пьеса– “Бабочки”. Любил поэта Гофмана. Под влиянием его произведений была написана“Крейслериана”. Большое влияние оказал Гейне. На его стихи были написанывокальные циклы – “Круг песен” и “Любовь поэта”.Шуман любил использовать в своих произведениях карнавал (потому, что естьсмена персонажей). Музыкальный язык Шумана очень тонкий. Связь с народноймузыкой не такая, как у Шуберта. Нет явного примера. Мелодии болеедекламационные. Усложняется гармонический язык. Фактура тонкая,мелодизированная и полифоническая. Ритм капризен, прихотлив.Шуман написал много произведений: около 50 сборников пьес для фортепиано,вариации на тему Абегг, “Бабочки”, “Карнавал”, симфонии, этюды, “Танцыдавидсбюндлеров”, фантастические пьесы, “Крейслериана”, “Венский карнавал”,новеллетты и др., 3 сонаты для фортепиано, фантазия, более 200 песен,вокальные циклы: “Любовь поэта”, “Круг песен” на Гейне, “Мирты”, “Круг песен”на стихи Эйхендорфа, “Любовь и жизнь женщины” на стихи Шамиссо, испанскиелюбовные песни, песни из “Вильгельма Мейстера” (Гёте), 4 симфонии, концертыдля фортепиано, виолончели и скрипки с оркестром, концерт Штюк для фортепианос оркестром, концерт Штюк для 4-х валторн с оркестром, 3 струнных квартета,фортепианный квартет, фортепианный квинтет, 3 фортепианных трио, 2 сонаты дляскрипки, другие камерные ансамбли, оратория “Рай и Перри”, опера “Геновева”,музыка к драматическим спектаклям, около 200 критических статей – избранныестатьи о музыке и музыкантах.

Роберт Шуман (1811 – 1856)

– прекрасный литератор

– абсолютный романтик

– создатель и редактор «Новой музыкальной газеты», редактировал и писал статьи (создал для того чтобы поднять культурный уровень немцев)

– прекрасный пианист, дар композитора

– сочинял программную музыку, более понятную, доступную

«Карнавал» – муз. воплощение творческого кредо. Фортепианный цикл.

– Ряд программных пьес, первый создатель музыкальных портретов, дабы «освещать глубину человеческого сердца», «без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего».

Новое отношение к жанру симфонии в сторону программности: части и названия. («Реймская» – 5 частей, «Весенняя»). Симфоний 4, фортепианные циклы «Карнавал», «Фантастические пьесы», «Бабочки», «Крейслериана», выдал сборник для детей «Альбом для юношества».

В области фортепианной музыки Шуман - создатель особого жанра: произведения крупных масштабов, представляющих собой сюитные циклы из большого количества миниатюр, связанных единством идейного содержания и интонационно-тематической основы. Резко контрастные образы проносятся перед слушателем, как в калейдоскопе, образуя в своей совокупности единую концепцию. Таков "Карнавал"; таковы "Симфонические этюды", представляющие новаторское решение проблемы вариационного цикла. Особенность шумановских романтических вариаций заключается в том, что вариационные изменения темы постоянно приводят к образованию ряда новых контрастных образов. Образной контрастностью отличаются также его 3 фортепианные сонаты, "Фантазия", знаменитый концерт для фортепиано с оркестром, представляющий одно из высочайших достижений в этом жанре музыки. Особое место среди фортепианных сочинений Шумана занимает его широко известный "Альбом для юношества", прочно вошедший в педагогическую практику, и цикл миниатюр "Детские сцены"; в обоих этих сочинениях заметно поразительное проникновение в детскую психологию.

 

7. Р. Шуман – музичний портретист.

Песенное творчество Шумана занимает одно из самых выдающихся мест в вокальной лирике 19в. Развивая и обогащая шубертовскую традицию, Шуман создал многие песни и песенные циклы, непревзойденные по глубине и тонкости проникновения в поэтический образ. "Любовь поэта" - это редкий образец единства и синтеза музыкального и поэтического выражения. Вокальные и фортепианные партии в шумановских песнях одинаково участвуют в воплощении поэтического образа: Шуман редко прибегает к звуковой изобразительности - он создает в фортепианных партиях своих песен психологически тонкие картины настроения, раскрывающие внутренний подтекст и эмоциональный смысл стихотворений Гейне, Шамиссо, или Эйхендорфа.
К числу лучших произведений Шумана относятся и отдельные симфонии, увертюра "Манфред", камерные ансамбли, в особенности блестящий, исполненный жизнерадостности фортепианный квинтет; все это - произведения, несомненно входящие в сокровищницу немецкого и мирового музыкального искусства послебетховенского времени.
Новаторство Шумана, оригинальность его музыки, свобода творческих замыслов, поэтичность и задушевность, его борьба против всяческой рутины за передовое музыкальное искусство привлекли к нему симпатии широких кругов слушателей и передовых музыкантов. Великие русские музыканты (представители "Могучей кучки", А.Г.Рубинштейн, П.И.Чайковский) были подлинными ценителями и почитателями музыки Шумана.

Шуман – композитор, творивший очень непосредственно, спонтанно, по велению сердца. Его постижение мира – это не последовательный философский охват дей­ствительности, а мгновенная и обостренно чуткая фиксация всего, что затронуло душу художника. Эмоциональная шкала музыки Шумана отличается множеством градаций: нежность и ироническая шутка, бурный порыв, драматический накал и растворение в созерцании, поэтических грезах. Портреты-характеры, картины настроения, образы одухотворенной природы, легенды, народный юмор, веселые зарисовки, поэзия быта и сокровенные признания – все, что мог содержать дневник поэта или альбом художника, воплощено Шуманом языком музыки.

Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей, выражать одним штрихом самое характерное в облике человека или в его настроении. Таков и его «Карнавал», где словно кружатся в стремительном танце или медленно проходят, погруженные в свои мысли, персонажи под масками Пьеро и Арлекина, веселых бабочек или танцующих букв. Здесь и современники композитора: знаменитый скрипач Н.Паганини и великий поэт фортепиано Ф.Шопен. А вот Флорестан и Эвсебий. Так Шуман называл выдуманных им героев, от имени которых он писал статьи о музыке. Флорестан всегда в движении, в полете, в танце, он остро и едко шутит, речь его горяча, порывиста. Эвсебий любит мечтать в уединении, говорит он тихо, проникновенно.

 

8. Огляд творчості Ф. Шопена.

Шопен (Chopin) Фридерик Францишек [22.2 (по др. сведениям, 1.3).1810, Желязова-Воля, близ Варшавы,—17.10.1849, Париж], польский композитор и пианист. Сын французского эмигранта Никола Шопена, участника Польского восстания 1794, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки игры на фортепьяно получил у сестры — Людвики Шопен. С 1816 учился у чешского пианиста и композитора В. Живного в Варшаве. Пианистическое и композиторское дарование Шопен проявил очень рано: в 1817 написал 2 полонеза в духе М. К. Огинского, в 1818 впервые выступил публично. Учась в лицее (1823—26), продолжал совершенствоваться в игре на фортепьяно, концертировал, изучал теорию композиции под руководством Ю. Эльснера (с 1822), затем по его классу окончил Главную школу музыки (учился в ней в 1826—29) в Варшаве. Творческое развитие Шопена проходило в условиях подъёма польской национальной культуры. В студенческие годы он сблизился с передовой интеллигенцией и революционно настроенной молодёжью. В 1825—29 в поездках по различным районам Польши знакомился с народным творчеством и бытом. В 1828 посетил Берлин, в 1829 — Вену, где выступил как пианист и композитор. Варшавский период жизни (до ноября 1830) сыграл решающую роль в творческом формировании Шопена. С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда в 1830 г. В Париж, где Шопена ожидали новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени. В 1837 г. Шопен почувствовал первый приступ болезни легких. С этим временем совпадает связь с Жорж Санд. Пребывание на Майорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от астматических приступов. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г., помимо того, что вызвал у него совершенно ненужный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Вернувшись в Париж, Шопен слёг. 5 (17) октября 1849 г. его не стало. Никогда — ни до, ни после Шопена — его родина, Польша, не давала такого музыкального гения. Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов. В полонезах, балладах Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом. В этих произведениях он использует лучшие черты народного мелоса. Вместе с тем Шопен исключительно самобытен. Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью. После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке. Если где-то в его творчестве и чувствуется рефлексия, то, наверное, в сонатах, что не мешает им быть высокими образцами жанра. Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронном марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в adagio из второго фортепианного концерта. К лучшим произведениям Шопена можно отнести этюды: в них, помимо технических экзерсисов, бывших до Шопена главной и чуть ли не единственной целью этого жанра, слушателю раскрывается удивительный поэтический мир. Эти этюды отличаются то юношеской порывистой свежестью, как, например, этюд ges-dur, то драматизмом (этюды f-moll, c-moll). В них имеются замечательные мелодические и гармонические красоты. Этюд cis-moll достигает бетховенских высот трагизма. Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена. Шопен отличался выдержанностью и замкнутостью, поэтому его личность раскрывается только тем, кто хорошо знает его музыку.

Окончил высшую музыкальную школу, начал давать концерты (Варшава, Польша). Чистый романтик, 19 в. Для Польши – классик, для Европы – романтик. Величайший лирик, мелодист, пианист, образец романтической музыки, нет опер, симфоний, увертюр, пианист, композитор. 2 концерта ии 3 сонаты.

Инструментальные миниатюры:

1) Ноктюрн – ночная музыка, «живопись в музыке», красоты ночного пейзажа.

2) Прелюдии – ранее вступление, а с Шопеном – самостоятельный жанр – «24 прелюдии/тональности»

3) Этюд – ранее для развития беглости пальцев, + у Шопена это еще и картинка, настроение.

4) Баллады (2 шт)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.