КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные черты традиционного общества и западного общества
Стадии общественного развития. Обществознание. 1.Типы обществ: традиционное (аграрное или доиндустриальное), индустриальное и постиндустриальное(информационное).
Подходы к изучению: 1.Формационный (К.Маркс): главное (базис) – экономическая сфера(форма собственности на средства производства). Зависит от экономики надстройка- пол, соц., духов. сферы. Закономерность, прогрессивность, универсальность, стадиальность исторического процесса.(Общественно-экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1ступ.- социализм) Переход от одной к другой через социальной революцию, классовую борьбу из-за конфликта производительных сил и производственных отношений,). 2.Цивилизационный (Шпенглер, А.Тойнби(т. вызов –ответ), Данилевский): главное- культура, человек, автономность развития цивилизаций. 2.Общество - система: 4 сферы (экономическая (деньги, производство, рынок, типы эк.систем), социальная(отношения классов, наций, люде, соц.политика государства, общение), духовная (культура: религия, наука, искусство, идеология, образование, музыка)и политическая(власть, государство, политические партии)). Основные подсистемы общества
Общество- обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения. Закрытого типа(низкая социальная мобильность) и открытого типа(высокая социальная мобильность). Регресс, прогресс. критерии прогресса: уровень развития свобод, науки и техники, разума, уровень развития производительных сил. Формы развития общества: эволюция, революция, реформа. 3.Человек - биосоциальное существо (био- природное, общее с животными; социальное- качества, приобретаемые под влиянием общества) Отличия человека от животного
Индивид - отдельный человек. Индивидуальность- сочетание психологических, биологических, социальных особенностей человека, составляющих его своеобразие и отличающих его от других людей. Личность- человек, обладающий социально значимыми качествами.(факторы: генетические особенности, физическое окружение(природная среда), влияние культуры, социальное окружение, индивидуальный опыт и самовоспитание) Зрелость личности определяется: целостность и иерархичность(насколько низшие функции подчиняются высшим), активность и самостоятельность, возможность социального роста. Потребности: Первичные: физиологические и экзистенциональные. Вторичные (приобретенные) социальные, престижные, духовные. (А.Маслоу) Потребности: биологические, материальные, социальные, духовные и ложные. 4.Деятельность: цель - средства достижения- действия - результат- рефлексия. Субъект (кто), Объект (на что). Деятельность: *материальная (материально-производственная и социально- преобразовательная) *духовная (познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная) *творческая (новаторской или креативной) Деятельность: игровая, учебная, коммуникативная, трудовая. 5.Социализация - процесс включения человека в социум через усвоение им элементов культуры, образцов поведения, реализации себя. (*адаптация * включение норм и ценностей в во внутренний мир человека). Общество: высший, средний и низший класс. Социальная стратификация - расположение социальных слоев сверху вниз по признаку неравенства(гл. - эконом. фактор(доходы) + псих, духовныйфактор, образование, влияние на политику). Социальная дифференциация- разделение андеркласс- деклассированные элементы(пьяницы, наркоманы и др.), "социальное дно" общества. Социальные программы - финансируемые из госбюджета мероприятия по поддержке малоимущих, инвалидов, образование, медицина. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь. Социальные нормы: обычаи и традиции, правовые, моральные, эстетические, политические, религиозные.
Отклоняющееся (девиантное) поведение - не согласующееся с нормами в обществе.(позитивное и негативное). Социальный статус- положение в обществе. Статус: предписанный и достигаемый. Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная, групповая и индивидуальная Люмпен - обнищавший. Социальные лифты: образование, церковь, армия, СМИ. Социальная роль- поведение, ожидаемое обществом от человека в зависимости от статуса.(сына, ученика ит.д.) Социальный конфликт: экономические, политические, культурные, религиозные, этнические, бытовые. (позитивные и негативные) Поляризация общества- резкое увеличение расстояния между бедными и богатыми. О.Конт- основоположник социологии(изучает общество) 6.Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, выражающих мировосприятие человека и понимание им своего места в мире. Мировоззрение: религиозное, мифологическое, обыденное, философское, научное. Менталитет- совокупность устойчивых политико-психологических качеств, представлений; способ мышления и поведения класса, социальной группы, слоя, индивида. Совокупность итогов познавательной деятельности, оценка жизненного и личного опыта. Мировоззрение человека определяет его менталитет. 7.НТР- революционный переворот в развитии науки и техники. Социальные последствия НТР: наука - непосредственная производительная сила изменение характера и содержание труда (повышение информационной деятельности), урбанизация, стандартизация жизни, «массовая культура», отчуждение личности, рост безработицы. Глобальные проблемы.1.войны и мира 2.международного терроризма 3.экологические 4. преодоление разрыва в развитии бедного Юга и богатого Севера (проблема «Север- Юг») 8. Многообразие мира: культура, государств и этнических образований, религиозных верований. Глобализация - исторический процесс сближения наций и народов, постепенное стирание традиционных границ и превращающих человечество в единую систему. Пол. сфера: ООН(1945), поиск разрешения военных и др. конфликтов Эконом. сфера: МВФ,ЕЭС, Всемирный банк, ВТО, мировая торговля, дополнительные возможности для производства(воспользоваться плодами международного разделения труда, техническими достижениями) «-» - препятствует развитию продукции отечественного производства, насаждается стандарт потребления(способствует реклама в СМИ),односторонняя специализация(в результате интеграции в мировой рынок) Культура: движение за объединение всех христианских церквей и конфессий, массовая культура, Интернет. «-» - ослабление национальной культуры, вестернизация(американизация), идеология потребительства(массовая культура направлена на получение прибыли, а не на формирование духовных ценностей), стандартизация, потеря духовности и утрата веры в гуманистические идеалы. Действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали, заурядность. Антиглобалисты - противники глобализации. 9.Нация- автономная, неограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Этнические общности(этнос - народ): род, племя, народность и нация. Ксенофобия- ненависть ко всему чужому, национальные предрассудки.
Причины: дискриминация Решение: предоставление местного самоуправления, военными методами. Негативные явления: Сепаратизм- стремление к отделению. Ирредентизм- стремление к отделению. Национализм- идеология, выступающая за превосходство одной нации над другой. Шовинизм- крайняя форма национализма, выступающая за уничтожение других наций. Апартеид- политика изоляции и дискриминации «цветного» населения в США. Антисемитизм- ненависть к евреям. Геноцид- истребление народа. 10. Познание - процесс приобретения и развития знаний.(наука- гносеология) Цель познания –описать объект таким, какой он есть.(истина- соответствие мыли предмету) Главный критерий истины- практика. Истина: абсолютная, относительная.(агностики(отрицают возможность истинного познания, эмпирики(истинно-чувственное познание) и рационалисты((критерий- разум) Познание: Рациональное(мышление)- сравнение, уподобление, обобщение, абстрагирование(отвлечение) Результат – понятие(мысль, отражающая предметы в их существенных признаках)
Чувственное- ощущение, восприятие и представление. Ненаучное познание: миф, народная мудрость, жизненный опыт, паранаука, искусство. 11.Наука - теоретические систематизированные взгляды на мир, основанные на данных научных исследований. Уровни: эмпирический (наблюдение и эксперимент)- описать Теоретический (гипотеза, теория)- объяснение, раскрытие сущности и фиксация в виде теорий, законов. Функции: познавательно- объяснительная, мировоззренческая, прогностическая. 12.Группа: малая, средняя, большая. Общение и коммуникация. Отношения формальные(деловые) и неформальные. Эгоизм и конформизм (приспособленчество, при внутреннем несогласии). 13.Культура -возделование земли -деятельность и ее продукты - совокупность материальных и духовных ценностей Культура: духовная(ценности, верования, язык) и материальная(артефакты- созданные человеческими руками) Культура: массовая, народная, элитарная (для узкой группы, недоступная обывателем), молодежная. Субкультура- часть общей культуры, присущих большой социальной группе.(например:хиппи) Инновации(признание новых элементов. 14.Религия: Тотемизм- поклонение животным Фетишизм- поклонение реальным вещам, обряды и магия. Пантеизм- обожествление природы(Др.Греци) Секта - религиозное объединение, оппозиционное господствующей церкви. В РФ- свобода совести (вероисповедания), отсутствие государственной религии. Светское - не религиозное. мировые религии: Буддизм, Христианство(католицизм, православие, протестантизм), Ислам
15. Образование: дать знания и умения, социализация, нравственное воспитание. Школы: государственные, частные. Обязательное - среднее (полное) образование.(11кл.) Гарантирует - Конституция Принципы: гуманизация (человечность), гуманитаризация (гуманитарные науки), интернационализация, демократизация. Ступени общего и профессионального образования
Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |