Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеалы социального равенства и справедливости




Свободолюбие и патриотизм

Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления.

Патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей.

Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры.

Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие.

На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства — свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наводит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению других лучших качеств их предков.

Одной из самых отличительных черт национальной ментальности белорусов является их глубокая приверженность идеалам социального равенства и справедливости, неприятие унижающего человеческое достоинство какого бы то ни было угнетения. Мир, разделенный на богатых и бедных, сильных и слабых, господ и слуг, всегда воспринимался белорусами как жесточайшая несправедливость. В сознании каждого белоруса присутствует знаменитый вопрос — возмущение национального поэта Ф. Богушевича «Чым то дзеіцца на свеце, што не роўна дзеле Бог?». Такой мир, по убеждению белорусов, подлежит переустройству на началах равенства людей в их достоинстве быть счастливыми, на принципах справедливого распределения между всеми членами сообщества выгод и тягот их совместного существования.

Корни такого понимания белорусами должного социального мироустройства уходят в глубь этногенеза славян. Первостепенную роль в формировании данной черты характера славян играла специфика их социальной организации. Согласно выводам исследователей, у славян практически повсеместно преобладала территориальная или, иначе, сельская (соседская) община, которая предполагала равенство ее членов, в том числе и недавних военнопленных рабов. В общностях, основанных на территориальных принципах, кровавые усобицы — не характерное явление; там огромную консолидирующую роль выполняло общественное самоуправление, формой которого у славян являлось вече. Скорее всего, славяне, предпочитали целыми группами оставлять те земли, которые сотрясали усобицы или которые подвергались внешней агрессии. Занимая новые территории, они стремились мирно сосуществовать и взаимодействовать с их аборигенами.

Еще одним фактором особой приверженности белорусов принципам равенства и справедливости в отношениях между людьми является то, что на протяжении всей своей истории простой белорусский люд жил обособленно от своих господ, в качестве которых практически всегда выступали представители инородцев или вставшие на службу к ним свои соплеменники.

Вековые надежды белорусского народа на социальное равенство и справедливость сегодня воплощены в Конституции нашего государства. В ней Республика Беларусь определяется в качестве социального государства. Эта конституционная норма обязывает Правительство заботиться о создании равных условий для удовлетворения основных жизненных потребностей всеми категориями граждан. Это означает, что наше государство отнюдь не отказывается от первого из принципов распределительной справедливости: «каждому то же самое». Оно приступило к осуществлению системы социальных стандартов, определяющей виды и качество важнейших услуг в области образования, здравоохранения, физической и духовной культуры, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, транспорта, связи, бытового обслуживания, которые будут доступны каждому гражданину страны. Одновременно используется и второй принцип распределительной справедливости: «каждому — по заслугам», который находит свое выражение в дифференциации оплаты труда работников в соответствии с количеством и качеством выполненной ими работы. Естественно, что в условиях рыночной экономики применяется и уравнивающий способ обеспечения доступа граждан к социальным благам, т.е. обмен вещей между их владельцами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.