Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный дефицит и его финансирование. Государственный долг




Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Различают три состояния госбюджета: нормальное состояние(если расходная часть равна доходной части), дефицитное (если расходы превышают доходы) и профицитное (если доходы превышают расходы). На практике расходная часть бюджета, как правило, превышает доходную, то есть имеет место бюджетный дефицит. В основе дефицита госбюджета лежит множество причин, среди которых можно выделить:

v спад общественного производства;

v увеличение расходов на осуществление принятых социальных программ;

v рост затрат на оборону страны;

v расширение теневого сектора экономики.

К методам борьбы с бюджетным дефицитом можно отнести:

Ø увеличение доходной части госбюджета за счет установления новых налогов или введения более высоких ставок уже действующих;

Ø использование приватизации экономики посредством продажи объектов государственной собственности;

Ø сокращение государственных расходов;

Ø осуществление внутренних и внешних займов;

Ø эмиссия денег.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга. Государственный долг – это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

Важнейшими видами государственного долга выступают внутренний долг и внешний долг.

Внутренний долг – это задолженность государства своим гражданам и организациям.

Внешний долг – задолженность государства другим государствам и международным финансовым организациям.

Наличие государственного долга имеет следующие реальные негативные последствия:

· погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств концентрируется у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче;

· повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу может подорвать действие экономических стимулов развития национального производства;

· займы правительства в национальной банковской системе для уплаты процентов по государственному долгу приводят к сокращению инвестиций внутри страны;

· наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности ее экономики.

 

 

3. Социальная политика: понятие, цели, направления.

Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабильности их существования как необходимого условия для обеспечения устойчивого и эффективного развития государства в целом. Субъектами социальной политики наряду с государственными органами выступают различные институты гражданского общества. Важную роль играют профессиональные союзы, различные общественные объединения, а также негосударственные организации, занимающиеся экономической, культурной, образовательной, другой деятельностью. Субъекты социальной политики активно взаимодействуют в социальной сфере, определяют цели, задачи, приоритеты и нормативную правовую базу социальной политики, а также осуществляют действия по ее реализации.

Социальная политика охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).

Основными целями социальной политики являются:

· обеспечение полной и рациональной занятости населения;

· смягчение неравенства в распределении доходов населения;

· защита здоровья нации;

· экологическая безопасность;

· нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;

· обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны;

· создание условий сохранения социальной стабильности.

В связи с этим основными направлениями социальной политики государства можно считать:

v гарантирование членам общества минимального дохода;

v поддержание и развитие способностей членов общества и, прежде всего, способностей к труду;

v обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг;

v обеспечение защиты от безработицы и инфляции;

v обеспечение при возникновении неблагоприятной ситуации адресной поддержки гражданам.

В соответствии с этим решаются следующие задачи: либерализация бизнеса и поощрение малого предпринимательства, реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.

Различают два вида социальной политики: либеральный и социал-демократический. Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемых направлений социальной защиты признается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения населения в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума. Социал-демократический вариант высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Для этого варианта характерно наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации), а также доминирование в обществе партнерских отношений. Таким образом, социал-демократический вариант социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью социально-экономического положения всех его членов. По направленности и по своему содержанию социал-демократический вариант наиболее полно соответствует задачам переходной экономики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-30; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.