КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выберите временной интервал Античной философии
а) 1 в н.э. – 5 в н.э. б) 7 в до н.э. – 6 в н.э. в) 7 в до н.э. – 3 в до н.э. 4. Дайте определение: Диалектика – это учение о … Аксиология – 5. Какое суждение выражает агностицизм? а) Наши ощущения имеют сходство с вещами; б) Ощущения – абсолютные копии вещей материального мира; в) Ощущения и восприятия не имеют никакого сходства с объектами; 6. Выберите из перечисленных философов представителей кинизма: Зенон Китионский, Пифагор, Антисфен, Сенека, Диоген Синопский, Марк Аврелий, Платон. 7. Расставьте в хронологическом порядке философов: К. Маркс, И. Кант, А.Августин, Пифагор, Аристотель, Эпикур. 8. Какое высказывание соответствует философским взглядам Гераклита: а) Этот космос есть вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий. б) Мир идей первичен, мир вещей вторичен. в) Вещь есть единство материи и формы. 9. Эклектика – это а) методологическая установка на сведение сложного к более простому. б) соединение различных, зачастую противоречивых взглядов в одном учении. в) абсолютизация относительности и изменчивости. 10. Какая концепция бытия соответствует взглядам Платона? а) Бытие – это бесчисленное множество атомов. б) Бытие едино, вечно, неизменно, познаваемо только разумом. в) Истинное бытие – это комплекс идей. 11. Каким философам принадлежат произведения: а) «Государство»; б) «Апология Сократа»; в) «О граде божьем»; д) «Государь»; е) «Капитал». Платон, А. Августин, К. Маркс, Н. Макиавелли. 12. Определение какого понятия приведено ниже? ________________ –это первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. 13. Материализм – это философское направление а) признающее существование материи; б) признающее первичность материи; в) признающее равнозначность бытия и сознания. 14. Что такое «экзистенция» в понимании экзистенциализма? а) особая форма материи; б) способ взаимодействия людей; в) индивидуальное существование человека. 15. Какой из перечисленных вопросов является соответственно, онтологическим, гносеологическим, антропологическим и аксиологическим? а) Существует ли объективное основание добра? б) Что такое личность? в) Природа единства мира материальна или духовна? г) Возможно ли достоверное знание о вещах? 16. Какое понимание бытия соответствует взглядам Б. Спинозы? а) Субстанция есть ни что иное, как собрание монад. б) Есть две субстанции – мыслящая и протяженная. в) Природа есть единственная субстанция – причина самой себя. 17. Какое высказывание о пространстве и времени принадлежит субъективному идеалисту: а) пространство и время – это формы нашего восприятия; б) пространство и время – это независимые от материи субстанции; в) пространство и время – это объективные формы существования материи. 18. Какая схема, выражающая соотношение понятий развитие (Р) и движение (Д) верна? а) б) в)
19. Какие из перечисленных философов являются объективными идеалистами? Демокрит, Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Эпикур, Д. Беркли, Г. Фихте. 20. Какие понятия относятся а) к онтологии; б) к гносеологии; в) к этике? Бытие, справедливость, опыт, знание, становление, добродетель, время, разум, истина.
Тестовое задание (Вариант 9). 1. Каким философам принадлежат приведенные ниже высказывания: а) Человек есть мера всех вещей, существующих что они существуют, несуществующих что они не существуют. б) Не сознание людей определяет их общественное бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Парменид, Протагор, А.Камю, К.Маркс, Демокрит. 2. Выберите основные этапы средневековой философии: Софистика, схоластика, теология, патристика, диалектика, апологетика, логика. 3. Какое направление выражено в высказывании: Очевидно, что вещи, которые я воспринимаю, суть мои собственные идеи и что никакая идея не может существовать иначе чем в уме. 4. Какая схема, выражающая соотношение понятий мировоззрение (М) и философия (Ф) верна? а) б) в) 5. Каким философам принадлежат произведения: а)«Сумма теологии», б) «Манифест коммунистической партии», в) «Левиафан», г) «Философия свободы». Н.А. Бердяев, Т. Гоббс, Ф. Аквинский, К. Маркс. 6. Какой из перечисленных вопросов является соответственно, онтологическим, гносеологическим, антропологическим и аксиологическим? а) Что является источником познания – разум или ощущения? б) Существует ли зависимость между знанием и добродетелью? в) Что такое личность? г) Природа единства мира материальна или духовна? 7. Выберите диалектико-материалистическое определение материи: а) Материя – это инобытие Абсолютной идеи. б) Материя есть все состоящее их атомов и имеющее массу. в) Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. 8. Определение какого понятия приведено ниже? _____________________ – это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. 9. Какая концепция бытия соответствует взглядам Демокрита? а) Бытие – это бесчисленное множество атомов. б) Бытие едино, вечно, неизменно, познаваемо только разумом. в) Истинное бытие – это комплекс идей. 10. Какие из перечисленных философов являются материалистами? Демокрит, Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Эпикур, Фалес, Д. Беркли, Г. Фихте. 11. Какое высказывание относится к агностицизму: а) Сущность вещей принципиально непознаваема; б) Мир познаваем бесконечно и безгранично; в) Единственным источником познания является разум. 12. Какое высказывание соответствует сущности реализма (направления средневековой философии): а) Общие понятия существуют до вещей. б) Вещи существуют реально, а общие понятия есть лишь названия вещей. в) Реально существуют материя и сознание как свойство материи. 13. Пантеизм – это учение, согласно которому: а) материя есть объективная реальность; б) Бог создал мир из ничего; в) Бог и мир есть единое целое; 14. Дайте определение: Онтология – это учение о … Этика – 15. Какие из перечисленных суждений относятся к рационализму: а) Источником познания являются ощущения. б) Источником познания является разум. в) Источником познания мира являются априорные категории рассудка. 16. Какое суждение выражает точку зрения диалектики: а) человек достигает знания, годного везде и всюду, во всех обстоятельствах; б) в каждой относительной истине есть элемент абсолютной; в) истина как и лекарство имеет «срок годности». 17. Какие стадии развития общества выделял основоположник позитивизма О. Конт? Примитивную, религиозную; современную; научную; культурную; философскую; совершенную. 18. Из какого высказывания логически следует фатализм? а) Все события в мире причинно обусловлены. б) В мире господствует только необходимость, случайность субъективная категория. в) Случайность есть форма проявления необходимости. 19. Какой закон диалектики раскрывает источник развития? а) закон единства и борьбы противоположностей; б) закон перехода количественных изменений в качественные; в) закон отрицания отрицания. 20. С точки зрения Н. Макиавелли, для достижения благой цели «все средства хороши». Что в этом случае понимается под благой целью: а) государственная необходимость; б) интересы конкретной личности; в) получение удовольствия.
Краткий философский словарь Абсолют – философское понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову вселенной, которое не зависит ни от чего другого, само содержит все существующее и творит его. Абстракция – результат процесса отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания, что мешает целенаправленному рассмотрению объекта исследования. Агностицизм – это учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Аксиология – философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности. Акциденция (от лат. accidentia – случайность) – философский термин, обозначающий свойство, принадлежащее предмету, но несущественное. Альтруизм (от лат. alter – другой) – принцип поведения и этическое учение, основанные на ценности бескорыстного принесения блага другому человеку. Анализ и синтез – процесс мысленного расчленения целого на части и создания целого из частей. Аналогия (от греч. analogia – соотношение, соразмерность, соответствие) – сходство различных предметов по определенным параметрам; один из вспомогательных методов познания. Рассуждение по аналогии предполагает наличие модели (более исследованного объекта), характеристики которой соответствуют по определенным параметрам характеристикам менее изученного объекта. Анархизм (от греч.anarhia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, усматривающее коренную причину всех видов социального угнетения в государственной власти. Анархизм провозглашает своей целью освобождение личности, предоставление ей неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации. Антропология философская (от греч. anthropos – человек, logos – учение) – философское учение о человеке, результат синтеза философских, конкретно-научных, а иногда и религиозных идей. Априорные категории (от лат. a priori – предшествующий) – понятия, предшествующие опыту и независимые от него. Атеизм (от греч. a – отрицательная частица, teos – бог, т.е. безбожие) – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию. Атрибут (от лат. attribuo – придаю, наделяю) – неотъемлемое свойство, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Богочеловечество – понятие христианского мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ – божественной и человеческой. В философской интерпретации Вл.С. Соловьева, общественная история с момента возникновения христианства приобретает новый смысл: она становится богочеловеческой. Богочеловечество есть распространение христианской нравственности на все сферы общественных отношений: на политику, экономику и т.д. Согласно Соловьеву, общество должно стать «организованной нравственностью». Бытие – философская категория, обозначающая существование, действительность, реальность. Верификации принцип (от лат. verus – истинный и facio – делаю) означает проверку истинности теории через сопоставление ее с фактами действительности. Вероятность – это количественная мера возможности, она определяет степень близости возможности к ее осуществлению. Власть – форма воздействия человека на окружающее, предполагающая целенаправленное осуществление своей воли вопреки сопротивлению. Власть обычно связывают с отношениями господства-подчинения, с принуждением, насилием. Возможность и действительность. Под действительностью понимается весь объективно существующий мир; в узком смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время и в определенных условиях. Под возможностью понимают то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Действительность – это актуальное бытие, а возможность – это потенциальное бытие. Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия. Всеединство – одно из центральных понятий ряда философских систем, означающее принцип совершенного единства множества различных элементов. Понятие всеединства основано на древней идее о том, что «все существует во всем». У русского философа Вл.С. Соловьева всеединство трактуется как единство истины, добра и красоты. Гедонизм (от греч. hedone – наслаждение) – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения. Герменевтика (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, толкующий) – искусство и теория истолкования текстов, одно из основных направлений в современной философии. Гилозоизм (от греч. hyle и zoe – вещество, материя и жизнь) – учение признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях. Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью. Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos – учение) или теория познания – это раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях. Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) мировоззренческое течение возникшее в эпоху Возрождения, рассматривающее человека в качестве самостоятельной ценности, вера в безграничность познавательных, творческих способностей человека, в развитие человеческой личности. Движение – изменение вообще, форма существования материи. Дедукция (от лат. deduction – выведение) – логический путь от общего к частному, процесс логического вывода от исходных предположений-посылок к их следствиям. Деизм – учение, согласно которому Бог создал мир, дал ему движение и далее мир развивается по естественным законам. Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений. Главным в детерминизме является вопрос о причинной обусловленности. Диалектика – это учение и метод мышления, опирающийся на принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи в природе, обществе и человеческом мышлении. Догматизм – некритический тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета конкретных условий, места и времени. Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал (субстанций). Единичное и общее. Единичное – это отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных предметов, явлений, процессов. Общее – это объективно существующее сходство свойств, сторон, организации предметов, явлений, процессов действительности. Закон – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет (репрезентирует) другой отличный от него предмет. Значение – есть функция знака представлять, а также выражать содержание, как правило, отличное от его собственной определенности; это - отношение знака к обозначаемому предмету. Золотое правило нравственности – одно из главных моральных требований, задающее принцип поведения по отношению к другим людям: (не) поступай с другими так, как бы (не) хотел, чтобы они поступали с тобой. Идеализм – направление в философии, считающее духовное, идеальное начало первоосновой мира. Объективный идеализм признает реально существующим и первичным сознание, существующее вне человека, божественное сознание, духовный Абсолют. Субъективный идеализм признает первичность сознания человека и рассматривает мир как совокупность ощущений и восприятий субъекта. Имманентное (от лат. immanens – пребывающий в чем-то, свойственный чему-либо) – внутренне присущее предмету, явлению или процессу свойство. Индетерминизм – учение о том, что имеются состояния и события, которые не имеют причины или их причина не может быть указана. Индукция (от лат. induction – наведение) – метод исследования, суть которого в восхождении познания от частных, единичных фактов к общим выводам. Интенция (от лат. intention – стремление) – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Интерпретация (от лат. interpretation – истолкование, объяснение) в математической логике, философии и методологии науки интерпретация – приписывание значений (смыслов) элементам теории (выражениям, теориям, символам и т.д.); в герменевтике интерпретация – истолкование текстов, выявление или реконструирование их смыслового содержания. Интроспекция (от лат. into – внутрь, spectare – смотреть) – самонаблюдение человеком за собственной внутренней осознанной жизнью. Интуиция (от лат. intuition – созерцание) – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам. Информация: 1) сообщение, описание фактов; 2) новости, новые сведения; 3) уменьшение неопределенности в результате сообщения; 4) передача, основа связи и управления в живой природе и машинах. Иррационализм – учение, согласно которому все в мире является неповторимым, единичным, случайным, следовательно, мир непознаваем с помощью понятийного мышления, логики, науки. В качестве источника познания иррационалисты признают мистическую интуицию, озарение, откровение, мистический экстаз и т.д. Истина – это знание соответствующее действительности. Количество – это совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. Количество можно представить как степень развития данного качества. Компаративистика (от лат. comparativus – сравнительный) – метод исследования, позволяющий на основе сравнения выявить общее и особенное в различных социокультурных системах. Концептуализм (от лат. conceptus –мысль, понятие) – одна из основных точек зрения в решении проблемы общих понятий. Концептуализм признает реальность общего в уме, человеческий ум абстрагирует, отвлекает сходные признаки вещей и объединяет их в понятия ума. Креационизм (от лат. creation – создание) – учение о сотворении мира Богом. Логика – наука о формах и приемах рационального мышления, устанавливающая правила рассуждения. Материализм (от лат. materialis – вещественный) – философское направление признающее первичность материи, природы, объективной реальности и рассматривающее сознание как свойство материи. Материя – объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им в ощущениях. Метафизика (от греч. ta meta ta physica – то, что идет после физики) – термин, который ввел Андроник Родосский для названия тех произведений Аристотеля, которые сам автор назвал «первой философией», т.е. наукой изучающей первые начала и причины бытия, недоступные для чувственного понимания. Позднее слово метафизика использовалось как синоним онтологии или философии. Также, термин метафизика применяется для обозначения антидиалектического метода мышления, результата односторонности, абсолютизации какого-либо момента в составе целого. Метод – система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Механицизм – методологический редукционизм, объясняющий многообразие форм движения механическими законами. Мировоззрение – это система знаний, принципов, идеалов, убеждений, ценностей определяющих как наиболее общее понимание мира и отношение человека миру, так и его жизненную позицию, жизненную программу деятельности. Моделирование – метод научного познания, сущность которого заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта на его модели, а знания, полученные при изучении модели, переносятся на объект-оригинал по аналогии. Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте. Монизм – философское учение, исходящее из признания одной субстанции бытия. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным и целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Натурализм (от лат. naturalis – естественный, созданный природой) – философско-мировоззренческая установка, предполагающая объяснение природы исходя из нее самой, а не из внешнего по отношению к ней (трансцендентного) начала. Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Натурфилософия опирается на понятия, выработанные естествознанием. Наука – это динамическая система объективно-достоверных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу. Национализм – идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям, в разжигании межнациональной вражды. Нация – исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, а также общности форм материальной и духовной культуры. Необходимость и случайность. Необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по-другому. Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры. Номинализм (от лат.nomen, nominis – имя) – одно главных из направлений средневековой философии в решении проблемы универсалий (общих понятий), согласно которому реально существуют только единичные вещи, а общее – это лишь имя, название единичных вещей. Ноосфера – сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой целенаправленная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором. Объяснение – это функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта путем выявления законов, которым подчиняется данный объект. В герменевтике объяснение как метод познания, применяемый в «науках о природе» противопоставляется пониманию – методу «наук о духе». Онтология (от греч. ontos – бытие, logos – учение) – один из основных разделов философии, учение о бытии как таковом, независимом от его частных разновидностей. Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Отражение связано с передачей вещества и энергии, но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта. Отчуждение. В марксизме отчуждение понимается как объективное превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную человеку и подчиняющую его. В современной западной философии отчуждение – это чувство отчужденности по отношению к своей деятельности, ее результатам, ощущение невыносимой заброшенности в чуждом, враждебном мире, одиночество. Отчуждение понимается как разрыв индивида с социальной жизнью, нарастающий по мере исторического развития человечества. Пантеизм (от греч. pan – все, teos – бог) – учение, согласно которому Бог и природа – это единое целое. Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – это, во-первых, строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, во-вторых, признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода. Понятие «парадигма» ввел в научный оборот Т. Кун в книге «Структура научных революций». Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VII вв., которых принято называть «святыми отцами (и учителями) церкви». Понимание – центральная категория философской герменевтики; определяется двояко: как поиск и выявление или как приписывание смысла. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. Причинная связь – это связь двух объектов, при которой один объект порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации. Провиденциализм (от лат. providential – провидение) – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Термин «провиденциализм» часто употребляется в более широком смысле, когда любые изменения рассматриваются как заранее предустановленные и определенные неким «замыслом» или «волей провидения». Развитие – это качественные необратимые и направленные изменения системы; это движение, направленное от простого к сложному, от низшего к высшему. Рационализм (от лат. rationalis – разумный). 1. Рационализм – это учение и мировоззренческая позиция, согласно которой в мире существуют устойчивые, воспроизводимые элементы и связи между ними, благодаря чему возможно его познание и разумное преобразование. Мировоззренческий рационализм противостоит иррационализму. 2. Рационализм – это направление в гносеологии, признающее разум единственным источником познания. Рационализм исходит из того, что в нашем сознании существует априорное знание, т.е. знание, которое нельзя вывести из опыта. Гносеологический рационализм противостоит эмпиризму и сенсуализму. Революция – в широком смысле переход от одного качественного состояния к другому в результате накопления количественных изменений. Революция отличается от эволюции бурным характером проявление перехода к новому качеству, быстрой перестройкой основных структур системы. Различают социальную и научно-техническую революции. Редукционизм (от лат. reduction – возвращение к прежнему состоянию) – методологическая установка на сведение сложного к более простому, попытка объяснить сложные форму материи на основе свойств и закономерностей более простых форм. Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчеркивания изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Рефлексия (от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя, к своим истокам, предпосылкам, формам. Сакральное (от лат. sacrum – священное) – священное, противопоставленное мирскому, посюстороннему, сотворенному миру. Сакрализация – наделение предметов, объектов, процессов священным смыслом, связанным с особым проявлением Божественной воли. Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта. Свобода – состояние самоопределения субъекта, выбирающего, опираясь на собственный дух, цели и средства своей деятельности и выступающего тем самым в качестве сознательного и ответственного творца. Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в гносеологии, согласно которому единственным источником достоверных знаний являются ощущения. Сенсуализм обязательный компонент эмпиризма. Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Скептицизм – направление, представители которого высказывают сомнение в возможности познать мир, либо в достоверности полученных знаний. Соборность – один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей и универсальной. Соборность сложное понятие, оно не связано с численностью объединившихся людей, речь идет о способе объединения. В философии русского славянофильства понятие соборность разрабатывалось А.С. Хомяковым, он понимал соборность как объединение верующих в любви и истине. Солипсизм (лат.solus – единственный, ipse – сам) – крайне субъективно – идеалистическое направление, согласно которому в действительности существует только данный субъект, Я, а весь остальной мир лишь продукт деятельности этого индивидуального сознания. Софистика – это сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Социальная философия – раздел философии изучающий общество как целостную систему, законы, движущие силы, цель и смысл истории, перспективы человеческого общества. Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. Субстанция (от лат. substantia – сущность, существо, суть) – первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. Субъект и объект. В теории познания субъект – это источник познавательной активности, объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Сущее – категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности бытию. 3. Онтологический абсолют. Существование – категория онтологии для обозначения бытия, возникающего из сущности, наличного бытия вещей. Сущность и явление. Сущность – это внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешнее обнаружение сущности. Схоластика (от лат. scholastica, schole – ученая беседа, школа) – средневековая латинская теологическая философия IX-XV вв. Творчество – деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Теодицея (от греч. theos – бог и dike – справедливость) – это преодоление противоречия между всемогуществом и предельной справедливостью Бога и многочисленными несчастиями и злом, происходящими в мире. Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядоченности представлений о какой-либо сфере реальности. Теософия – божественная мудрость, и в этом широком смысле – религиозная мудрость, мистическое богопознание. Трансцендентальный (от лат. transcendere – переступать). И.Кант называл трансцендентальным такое познание, которое направлено не столько на предмет, сколько на познание нами этого предмета в той мере, в какой оно возможно априори. Трансцендентальное означает не нечто такое, что выходит за пределы всякого опыта, – в таком случае речь шла бы о трансцендентном, – а то, что хотя и предшествует опыту априори, но имеет целью сделать возможным опытное познание. В настоящее время трансцендентальным называют большей частью то, что связано с предпосылками возможного опыта. Трансцендентный (от лат. transcendere – переступать) – понятие, для обозначения того, что выходит за границы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого познания. Трансцендентное противоположно имманентному. Универсалии (от лат. univarsalis – общий) – общее, общие понятия. Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода) – жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которыми высшей ценностью признается польза, выступающая мерой добродетельности человека. Утопия (от греч. ou – не, topos – место, место которого нет) – образ идеального общественного устройства. Факт (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – научная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью. Фальсификации принцип (от лат. falsus – ложный и facio – делаю) – проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического анализа. Согласно принципу фальсификации, лишь те теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты. Фатализм (от лат. fatum – рок, судьба) – мировоззренческая позиция, рассматривающая каждое событие как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. Фатализм отрицает свободную волю, случайность; абсолютизирует необходимость, неизбежность. Футурология – совокупность представлений о будущем человечества; область прогнозирования перспектив социальных изменений. Хаос – беспорядок, образование лишенное системы; понятие, выражающее особое состояние какого-либо образования, характеризующееся отсутствием предсказуемости фаз изменения и развития, а также последствий протекающих процессов. Цель – идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности. Ценности – особый социальный феномен положительной значимости в системе общественно-исторической деятельности людей. Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, осуществляемая в формах ощущения, восприятия и представления. Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – принцип понимания жизни и этическое учение, согласно которым счастье отдельного человека есть основание нравственности. Эволюция (от лат. evolution – развертываю) – философская и научная теория, дающая обобщенное выражение совокупности концепций развития природы, общества и духа. В более узком смысле эволюция рассматривается как постепенное изменение и противопоставляется революции. Эвристика – искусство открытия, альтернатива алгоритму как технологии решения задач. Эгоизм (от лат. ego – я) – принцип поведения и этическое учение, основывающееся на ценности собственных интересов личности, себялюбия. Эклектика – это бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций. Экология – наука об отношении растительных и животных организмов и образуемых ими биотических сообществ между собой и окружающей средой. Эксперимент – метод исследования явлений посредством активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. Экстраполяция – метод научного познания, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. При этом «другая содержательная область» оказывается либо еще не ставшей объектом прямого анализа, либо недостаточно освоенной. Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее расчленения. Эмпиризм (от греч. empereiria – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания. Эпистемология – то же, что и гносеология, но имеет также дополнительный смысловой оттенок: теория научного познания. Активное использования термина «эпистемология» связано с тем, что современная теория познания включает развернутую историю, логику и методологию науки. Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном, его законах, типах и формах, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении. Эсхатология (от греч. eschatos – последний, конечный и logos – учение) – учение о конечных судьбах мира и человека. Этика – учение о морали и нравственности. Язык – система знаков имеющих значения; способ существования сознания и общения человека посредством членораздельных звуков, наделенных жизненно значимой совокупностью смыслов. Языки искусственные – знаковые системы, созданные людьми для применения в ограниченных областях, где необходимы и достаточны точность, сжатость и простота выражения.
Дата добавления: 2015-07-01; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |