Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод как основа европейской системы защиты прав человека




Конвенция о защите прав человека и основных свобод была разработана Советом Европы. Она была открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. Опираясь на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, авторы Конвенции стремились достичь целей Совета Европы путём защиты и развития прав человека и основных свобод. Конвенция стала первым шагом на пути коллективного осуществления некоторых прав, закреплённых во Всеобщей декларации.

Конвенция не только провозгласила некоторые гражданские и политические права и свободы1, но также создала механизм обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Государствами-участниками Конвенции. Контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую Комиссию по правам человека (учреждена в 1954 году), Европейский суд по правам человека (учрежден в 1959 году) и Комитет министров Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел Государств-участников или их представителей.

С момента вступления Конвенции в силу, она была дополнена тринадцатью протоколами. Протоколы №№ 1, 4, 6, 7, 12 и 13 расширили перечень прав человека и основных свобод, провозглашенных Конвенцией. Протокол № 2 наделил Суд компетенцией выносить консультативные заключения. Протокол № 9 предоставил индивидуальным заявителям право самим передавать дела в Суд при условии ратификации Протокола Государством-ответчиком и одобрении Отборочным комитетом. Протокол № 11 преобразовал контрольный механизм (см. ниже). Остальные протоколы касались организации органов, учрежденных Конвенцией, и их процедуры.

Начиная с 1980-х годов, в связи с непрерывным ростом количества дел, переданных в органы Конвенции, рассматривать дела в приемлемые сроки становилось всё труднее. В 1990-х годах проблема усугубилась из-за присоединения к Конвенции новых Государств. Число зарегистрированных Комиссией дел возросло с 404 в 1981 году до 4.750 в 1997 году. При этом незарегистрированные или временные досье, открытые Комиссией в этом же 1997 году, превысили 12 тысяч. Статистика работы Суда отражала аналогичную ситуацию: 7 дел, переданных Суду в 1981 году, 119 дел – в 1997 году.

Увеличение количества дел вызвало длительные споры о необходимости реформировать контрольный механизм, созданный Конвенцией, в результате которых был принят Протокол № 11.

Реформа была призвана упростить структуру, чтобы ускорить рассмотрение жалоб. Одновременно усиливался судебный характер системы за счет наделения Суда обязательной юрисдикцией и лишения Комитета министров решающей роли.

Со вступлением в силу 1 ноября 1998 года Протокола № 11 бывшие Суд и Комиссия, работавшие на непостоянной основе, были заменены единым, постоянно действующим Судом. В течение переходного периода, длившегося один год (до 31 октября 1999 года), Комиссия продолжила рассмотрение дел, объявленных приемлемыми до 1 ноября 1998 года.

В течение трёх лет после вступления в силу Протокола № 11 количество дел, поступающих в Суд, беспрецедентно возросло. Число зарегистрированных заявлений увеличилось с 5.979 в 1998 году до 13.858 в 2001 году, то есть примерно на 130 %. Стремление поддержать работоспособность Суда потребовало дополнительных ресурсов и натолкнуло на мысль о необходимости новой реформы.

Самая главная ценность Европейской Конвенции состоит не в закреплении этого перечня, а в созданном ею механизме имплементации этих норм, включении их в законодательство стран, присоединившихся к Конвенции, т.е. в том механизме, который позволяет сделать эти нормы не международными стандартами, а обычными действующими нормами, на которые можно ссылаться в самом обычно суде каждой из стран, которые присоединились к Конвенции

В то же время надо обратить внимание, что ни сама Конвенция, ни ее механизмы не предназначены для того, чтобы как-то заместить собой национальные системы защиты прав человека. Их цель - лишь предоставить дополнительную гарантию тем системам защиты прав человека, которые созданы национальными правовыми системами. В большинстве государств, присоединившихся к Конвенции, нормы действительно уже стали внутренним правом, и благодаря этому любое лицо может подать иск, либо апелляцию в суд общей юрисдикции, базируясь на тех правах, которые предоставлены ему Конвенцией.

Важно, что ратификация Конвенции и признание закрепленного в ней права индивидов на подачу индивидуальной жалобы в европейские органы, являются условием членства в Совете Европы.

Будучи сугубо правовой инстанцией, Европейская Конвенция служила основой создания целого свода судебных решений, которые и представляют собой то, что называется европейским правом, которое сейчас является общепризнанным.

Когда Европейский Суд рассматривает жалобу, нужно учитывать, что конвенционная система - это, прежде всего, система общего права и, соответственно, Конвенцию нельзя применять исключительно и только нормативно.

Ее текст, безусловно, нужно читать. Текст Конвенции многократно был истолкован Европейским Судом, и практически каждое слово в Конвенции имеет свое собственное толкование. И с этим толкованием необходимо работать, когда мы обращаемся в Европейский Суд, чтобы понимать, каким образом нужно мотивировать ту или иную жалобу.

Рассматривая вопрос о нарушении права на жизнь, нужно рассматривать причины и контекст, например, насколько было необходимо лишение жизни в том или ином случае. Также нужно учитывать, что можно привлекать к ответственности государство только в том случае, если именно сотрудники государства (служащие) лишали человека жизни.

Кроме того, надо иметь в виду, что это право на физическую жизнь, а не право на достойную жизнь. То есть, если у вас пенсия пятьдесят рублей, условно говоря, нельзя обжаловать нарушение вашего права на жизнь. Социальные гарантии, которые устанавливает государство, не нарушают право на жизнь. Например, раньше было очень много жалоб на то, что пенсия - восемьсот рублей, и на нее невозможно жить, тем самым нарушается право на жизнь. Да, безусловно, нарушается право на достойную жизнь, но это не право на жизнь, и мы должны это четко понимать.

Что касается запрета пыток, то этот запрет действительно абсолютен. Никто не может подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию. Хотя здесь мы тоже можем говорить о некотором подходе Европейского Суда.

Прежде всего, речь идет о том, что обращение должно достигнуть определенного минимального уровня жестокости. Речь идет о причинении физических и нравственных страданий. Надо сказать, что очень немного было решений относительно нравственных страданий.

Наверное, самый яркий пример - это «Курт против Турции», где было установлено, что в отношении заявительницы применялись пытки.

Ситуация была в следующем. У госпожи Курт пропал сын. Для Турции это достаточно характерная практика, как, впрочем, и для нашей страны применительно к Чечне, когда люди исчезают и неизвестно что с ними происходит. То же самое и здесь: пропал сын, и мать в течение девяти лет не знала, что с ним происходит. Она не знала, жив он или мертв. Если мертв, то где и как похоронен.

И это незнание причиняло ей страдания, которые были признаны пыткой, а точнее бесчеловечным обращением, с точки зрения Европейского Суда. Практика такого рода дел очень богата, поэтому всех, у кого есть интерес к этой теме, я призываю читать решения Европейского Суда, там вы найдете много интересного.

Согласно Европейской Конвенции государство может ограничить действие статьи, обеспечивающей защиту тех или иных предусмотренных Конвенцией прав. Это так называемые оговорки. Присоединяющееся к Конвенции государство может иметь законодательство, в части не соответствующее предлагаемому Конвенций уровню защиты. И вполне добросовестно желая его изменить, но до внесения таких изменений в законодательство, может сделать оговорку о том, что в данной ситуации или на определенный период оно не может обеспечить защиту того или иного права. Делать такие оговорки, разумеется, можно, единственным требованием к оговоркам является то, что они должны быть совершенно конкретными, а именно касаться конкретного права, защищаемого Конвенцией, и конкретной нормы национального законодательства. Это означает, что они не могут носить общего характера. Есть еще одно важное исключение: Протокол № 6 к Конвенции, предусматривающий отмену смертной казни, не подлежит никаким оговоркам. В отношении этого Протокола оговорки недопустимы. Вместе с тем, надо сказать, что и в этой ситуации есть некоторые виды исключений. Швейцария, когда она присоединялась к Конвенции, оговорила, что ее правовая система допускает возврат к смертной казни в случае войны или угрозы войны. И ни одно из государств в этой ситуации против этой оговорки не возражало.

Структура В Конвенции, как во всяком документе, в котором выражены цели его принятия, имеется Преамбула, затем идут разделы, которые предусматривают создание Европейского Суда, определяют его компетенция и компетенции других органов, участвующих в ее реализации, а также разделы, в которых определены основные права, которые она защищает. Этому посвящен Раздел 1 Конвенции. Конвенция была дополнена и изменена протоколами.

ЕКПЧ в общей сложности гарантирует в общей сложности около 30 прав, включая те, которые предусмотрены непосредственно в Конвенции, и те, которые закреплены в Протоколах к ней.

Выделяются четыре группы прав:

1. абсолютные права

2. права, осуществляемые в сфере правосудия

3. существенно-квалифицированные права

4. права с присущими ограничениями

К первой группе относятся права, гарантированные статьями 2, 3, 4, 7 и статьей 1 Протокола № 6.
К абсолютным правам относятся право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания, запрет рабства, запрет на установление обратной силы уголовного законодательства; Термин «абсолютные права» означает, что государство ни при каких условиях не имеет права отступать от соблюдения этих прав и не вправе ограничить их ни при каких условиях.

К таким правам относятся:

· право на жизнь (ст. 2 и ст. 1 Протокола № 6);

· запрет пыток и бесчеловечного обращения и наказания (ст.3);

· запрет рабства (ст. 4);

· запрет на установление обратной силы уголовного законодательства (ст. 7);

Статья 2. Право на жизнь Статья 3. Запрещение пыток Статья 4. Право не привлекаться к суду или повторному наказаниюСтатья 7. Наказание исключительно на основании закона

Протокол № 6: Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)

Протокол № 13: Статья 1. Отмена смертной казни

Собственно говоря, абсолютными являются только два права – запрет пыток и запрет обратного действия уголовно-правового закона. И это вы можете посмотреть текстуально.

Если вы посмотрите все эти статьи, то, вы обнаружите, что в них существуют некие исключения. Соответственно здесь можно говорить о возможности вмешательства в это право.

Например, служба в вооруженных силах не является рабским трудом, и выполнение некоторой работы солдатом-срочником не будет рассматриваться как рабский труд, хотя внешне и напоминает его.

По рабскому труду практически не было жалоб, поэтому я не могу вам рассказать, что думает по этому поводу Суд.

Теперь о праве на жизнь. Помимо статьи 2 Конвенции право на жизнь также гарантируется статьями шестого и тринадцатого Протоколов к Конвенции. Протокол 6 предусматривает запрет смертной казни в мирное время, Протокол 13 предусматривает полный запрет смертной казни.

Как вы понимаете, и из права на жизнь есть исключения. Государственные служащие могут лишить человека жизни для предотвращения совершения преступления, для подавления мятежа или бунта. Исчерпывающий перечень ситуаций дан в самой Конвенции.

 

Права второй группы – это права, которые определяют положение лица в ходе осуществления правосудия. К таким правам относятся права, предусмотренные ст. 5 ст.6 Конвенции – право на свободу и личную неприкосновенность и право на справедливое судебное разбирательство, соответственно. В данной группе прав Европейская Конвенция устанавливает лишь минимальные гарантии для любого лица, вовлеченного в какое-либо судебное разбирательство – как в уголовное, так и гражданское. Определяют положение гражданина в ходе осуществления правосудия – право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство.

Статья 5. Право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство

Протокол № 7: Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции

Протокол № 7: Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды

Права третьей группы отличаются тем, что права, гарантированные статьей 8 – право на уважение частной и семейной жизни, статьей 9 – свобода мысли, совести и религии, статьей 10 – свобода выражения мнения и статьей 11 – свобода собраний и ассоциаций, уже в тексте этих статей допускают вмешательство государства в отношении этих прав. Но вмешательство может быть осуществлено только при тех условиях и в тех законных целях, которые предусмотрены в этих статьях Конвенции. Включают право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религий, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций.

Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни Статья 9. Свобода мысли, совести и религии Статья 10. Свобода выражения мнения Статья 11. Свобода собраний и ассоциаций

Четвертая группа прав включает все остальные права, которые не отнесены к какой-либо из вышеуказанных групп. Отличительная черта последней группы состоит в том, что Европейская конвенция предусматривает права с присущими ограничениями в очень общих формулировках, а конкретное содержание того или иного права определяется самим государством. Самая объемная группа прав, при этом, права предусмотрены Европейской конвенцией в самом общем виде. Одно из прав – право на свободные выборы.

К правам данной группы можно отнести статью 3 Протокола № 1. Данная статья гарантирует право и предусматривает право на:

· свободные выборы;

· выборы с разумной периодичностью;

· тайные выборы.

Статья 12. Право на вступление в брак

Протокол № 1: Статья 1. Предусматривает право на мирное пользование своим имуществом

Протокол № 1 Статья 2. Право на образование

Протокол № 1 Статья 3. Право на свободные выборы

Протокол № 4: Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги

Протокол № 4: Статья 2. Свобода передвижения

Протокол № 4: Статья 3. Запрещение высылки граждан

Протокол № 4: Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев

Протокол № 7: Статья 5. Равноправие супругов.

Статья 13. Право на эффективные средства правовой защиты

Мы должны понимать, что Европейская Конвенция - небольшой по объему документ, но все право Европейского Суда включает не только Европейскую Конвенцию, но и много томов решений Европейского Суда по правам человека. И эти решения Европейского Суда дают не только толкование текста Конвенции, но и обязательные правила, которых Европейский Суд строго придерживается при рассмотрении следующих дел. Если есть основания полагать, что какое-либо последующее решение будет в какой-то степени противоречить общей трактовке, данной Европейским Судом по ранее рассмотренным делам, это дело передается на рассмотрение Большой палаты, что само по себе очень существенно. Тем, кто хочет понять механизм рассмотрения жалоб Европейским Судом, очень важно понимать значение прецедента Европейского Суда по права человека. Чтобы осознать содержание Европейской Конвенции, нужно знать и решения (прецеденты) Европейского Суда.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-01; Просмотров: 2404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.