Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Календарные обряды и поэзия




1. Какие обряды совершались на святки; ходили ли колядовать. Кто колядовал (дети, взрослые; девушки, парни), в какой день святок; в какое время суток; ходили ли колядовать ряженые; как одевались и почему; как происходило колядование, получали ли за него вознаграждение, какое; пели ли при колядовании особые песни, как они назывались; не было ли обычая представлять Коляду в виде девушек; существовали ли рассказы о Коляде? Записать колядки.

2. Какие блюда традиционно подавались на новогодний и рождественский столы? Была ли какая-нибудь особая (ритуальная) пища? Если была, то как она готовилась?

3. Устраивались ли на святки игрища; как они проходили; кто принимал в них участие. Какие обряды и игры совершались. Какие песни исполнялись?

4. Принимали ли участие в игрищах ряженые; кем они рядились, какие сценки разыгрывались, какие при этом происходили диалоги?

5. Гадали ли в святки. Записать виды гадания и подробно в деталях сам процесс гадания. Были ли гадания с подблюдными песнями? Как они проходили, кто в них участвовал, что предсказывали гадающим подблюдные песни? Записать песни.

6. Какие зимне-весенние приметы о будущем урожае и погоде распространены в данной местности (по инею, капели, звездам и другим)?

7. Как праздновали масленицу: ее встречу. Проводы; как назывались дни масленицы; кем наряжали масленицу; какие обрядовые действия совершались в ней; какие песни пелись при встречи масленицы; во время самого праздника и на ее проводах; пелись ли масленице только масленичные песни; что еще исполнялось; какие обряды и игры устраивались на масленицу; как гадали на масленицу. Какие существовали приметы; существовал ли обычай поздравлять на масленицу молодоженов особыми песнями? Был ли обычай печь блины? Из какой муки и как пекли блины? Были ли особые приметы, связанные с выпечкой блинов? Узнать рецепты приготовления блинов и записать их. Отмечается ли масленица в настоящее время и как?

8. Какие обряды совершались при встрече весны и в какие дни; как назывались эти дни; был ли обычай печь печенье или булочки в форме птиц, как это печенье называют, в какие дни пекли такое печенье; какие песни исполнялись при заклинании весны; кто заклинал весну и как это происходило; какие песни пелись при встрече весны; кто их пели какими обрядовыми действиями они сопровождались; какие приговорки и песенки исполнялись во время первого весеннего грома, дождя?

9. Какие действия связаны с расцветшей вербой; как объясняют информаторы особое отношение к вербе; где и как долго хранили веточки вербы; был ли обычай хранить веточки вербы в хлеву или подсыпать вербу в корм скоту; произносила ли хозяйка какие-то слова в момент своих действий с вербой?

10. Как отмечалась Пасха; как готовили дом к Пасхе; когда должна была быть завершена подготовка к празднованию; были ли какие-либо особые действия хозяйки, связанные с выпечкой кулича, с крашением яиц; почему нужно было, чтобы кулич вышел красивый; приготовление каких блюд было обязательным на Пасху; существовал ли обычай обрядового обхода дворов после Пасхи; был ли обычай водить хороводы, петь и играть в какие-либо игры на Пасху; был ли обычай поминать усопших, ходить на кладбище?

11. Какие обряды совершались перед началом пахоты и сева, Егорьев день (23 апреля); при первом выгоне скота на пастбище и т.д.; какие фольклорные произведения исполнялись при этом?

12. Когда начинали водить весной хороводы; как они назывались; была ли определенная последовательность в исполнении хороводных песен; существовали ли специальные хороводные песни; кто принимал участие в хороводах; как водили хороводы; разыгрывалось ли содержание песни, кем и как; исполнялись ли хороводные песни вне хороводов. В каких обстоятельствах и почему?

13. Какие обряды совершались на Троицу; какие песни исполнялись при разжигании костров, завивании березок, кумлении и пр.; какие поминальные обряды справлялись во время троицы; причитали ли на могилах; не было ли обычая «хоронить кукушку», Кострому и т.д.?

14. Какие обрядовые действия были характерны для дня Ивана Купалы; не было ли обычая зажигания костров, прыганья через огонь, купания и обливания водой; какие поверья были связаны с этим праздником; исполнялись ли особые песни при совершении обрядов в день Ивана Купалы, игры, пляски?

15. Праздновали ли Петров день, Ильин день; какие обряды и предания связаны с этими днями?

16. Существовали ли обряды, выполнения которых было обязательно перед жатвой, во время ее и после; перед покосом, во время его и после; какие приговорки и песни исполнялись при этом?

17. Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии бытовали в среде рабочих?

18. Какие календарные обряды и произведения обрядовой поэзии активно исполняются до сих пор?

19. Пелись ли специальные песенки при совершении какой-либо тяжелой работы, требующей коллективных усилий?

Записывая календарные обряды и фольклорные тексты, сопровождающие их, надо расспрашивать информаторов и о народных приметах, связанных с прогнозом на погоду, урожай, здоровье человека и подробно записывать эту информацию. Кроме того, надо записывать рецепты традиционной народной кухни и особых блюд, которые подавались на стол во время праздничной трапезы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.