Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы воспитания в приемной семье




Должна быть поставлена любовь к детям, но не абстрактная, а любовь действенная, осознанная, зрячая. На это необходимо обращать особое внимание родителей-воспитателей, так как практически все дети, пожившие в учреждениях интернатного типа, будь то дом ребенка, детский дом или школа-интернат, имеют отклонения в физическом, эмоциональном или психическом развитии, что обязательно сказывается на их поведении. Для этих детей характерна материнская депривация, т.е. отсутствие необходимой для ребенка ласки и внимания, на которых основывается базисное для развития полноценной личности доверие к окружающему миру. Причем последствия материнской депривации могут проявиться не сразу, а несколько позже, поставив в тупик взрослых, которые не готовы к негативным проявлениям в поведении детей, полностью рассчитывая на их желание войти в семью и клятвенные заверения в хорошем поведении, впоследствии неоднократно нарушаемые. Поэтому родителям-воспитателям необходимо обладать добротой и терпением, чтобы принимать детей такими, какие они есть.

Именно отсутствие этих качеств у родителей-воспитателей с романтическими установками или стремлением самоутвердить­ся посредством выполнения роли спасителей несчастных детей может послужить причиной конфликтов, стрессовых ситуаций, депрессии и нервных срывов. Незаменимыми для людей, связывающих свою судьбу с приемными детьми, являются терпение и пе­дагогический оптимизм. Запасаясь терпением, родитель-вос­питатель в конце концов увидит плоды своего труда, правда, может пройти более или менее длительное время, что зависит от степени педагогической запущенности ребенка. В особо сложных случаях, когда ребенок кажется неисправимым, зарубежные практические психо­логи, например супруги Байярды1, рекомендуют постепенное сопоставление масштаба сво­ей семьи и ее проблем с проблемами района, города, страны, Вселенной и т.д. В итоге взрос­лые приходят к мысли, что происходящее в любой конкретной семье никоим образом не ска­жется на судьбе человечества и в конце концов как-то разрешится. Этот прием, применяе­мый и раньше, в нашей стране получил своеобразную трактовку и хождение в виде фразы: «Все это пустяки по сравнению с мировой революцией». И как бы одиозно сейчас ни звучало упоминание о революции, глубинный смысл выражения точен: что бы ни случилось, не­приятности преходящи, а жизнь вечна, и она прекрасна. Несколько похожий прием, снимающий стрессовое состояние, рекомендует А.Я. Лупьян, предлагая «сравнение собственных невзгод с чужим, еще большим горем». Действительно, в мире всегда найдется достаточно людей, которым приходится намного тяжелей, более то­го, рекомендации психологов для облегчения угнетенного состояния или выхода из кризис­ной ситуации - помочь тому, кому еще хуже, - зачастую приносят хорошие результаты

Однако как бы ни были важны личностные качества родителя-воспитателя, ему все же не­обходимы и определенные педагогические знания, ибо он выбирает работу с детьми как про­фессию, следовательно, должен иметь профессиональные умения и навыки. Ведь как бы ни любили матери приемных детей, как бы ни желали им добра, в любой деятельности возможны ошибки. И избежать их помогает знание детской психологии, механизмов воздействия на ребенка, методов воспита­ния, которые А.С. Макаренко называл «инструментом прикосновения к личности».

Приступая к работе, приемные родители должны отчетливо представлять себе, как при­меняемые ими методы воспитания могут сказаться на детях, какую реакцию вызвать и к ка­ким результатам привести. Оставляя в стороне идущую в педагогической теории дискуссию относительно классификации методов воспитания и терминологии, можно воспользоваться прежними названиями, чтобы отметить особенности применения поощрения, наказания, уп­ражнения (приучения), положительного примера и методов формирования сознания (преж­нее название - методы убеждения). У каждого из этих методов воспитания есть своя психо­физиологическая основа, без учета которой невозможно с достаточной вероятностью спрогнозировать возможные последствия воздействия на ребенка Игнорирование же этой психо­физиологической основы зачастую приводит к печальным ошибкам в воспитании, что вдвойне нежелательно, когда речь идет В официальной педагогике до недавнего времени наиболее рекомендуемыми были так на­зываемые методы убеждения, когда воспитатель воздействовал словом. Причем зачастую взрослый был уверен, что его тирады, обращенные к детям, воспринимаются адекватно за­ложенному в словах содержанию, в то время как дети считали нравоучительные беседы и нудные наставления выматывающим душу занятием. И когда много говорится о том, как на­до себя вести, то очень часто дети предпочитают этого не слышать. Причем, по утвержде­нию психологов, есть три формы поведенческой реакции ребенка, отторгающего наставле­ния. Если ребенок смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фанта­зиями; если смотрит вниз, то не только не воспринимает сказанное, но яростно спорит, от­вергает, находит собственные аргументы; если смотрит прямо в глаза и даже кивает, вроде бы соглашаясь, то просто обманывает, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя именно в последнем случае легче дойти до сознания детей. Возникает резонный вопрос: так что, совсем не говорить с ребенком? Говорить, но точно представляя себе меру воздействия о приемных детях..

1)Словесные методы недаром называют методами форми­рования сознания, ибо их психофизиологическая основа такова: опережающий анализ в со­знании и поведении детей тех действий и поступков, которые они собираются совершить. Иначе говоря, предварительное планирование своего поведения на основе знаний о возмож­ных последствиях. Следовательно, задача воспитателя в том, чтобы сообщить эти знания, причем в соответствующей возрасту ребенка форме. Наиболее простая схема такова: в до­школьном и младшем школьном возрасте - рассказ, предполагающий яркую и эмоциональ­ную форму изложения; в подростковом - беседа, т.е. вопросно-ответная форма; в раннем юношестве - диспут, дискуссия. Следовательно, можно и нужно говорить с ребенком, пока он слушает нас с раскрытым ртом и горящими глазами; с подростком - пока он спрашивает; с юношей или девушкой - пока они спорят. Как только ребенок начал скучать, подросток пе­рестал спрашивать, а юноша или девушка - спорить, надо заканчивать общение, ибо далее они не будут слушать. Только так можно избежать распространенной ошибки, которую совершают многие воспитатели, когда пытаются объяснить давно известное и слова превращаются в отскакивающий от стенки горох. Естественно, сказанное не касается ситуаций, когда слово превращается в средство наказания, ибо всем известно, что ранить словом можно иногда больнее, чем оружием.

2)Раньше, чем многие другие методы воспитания, начинает воздействовать на детей при­мер. Общеизвестно, как часто дети копируют своих близких: так, у спокойных, уравнове­шенных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром Сенека говаривал: «Труд­но привести к добру нравоучением, легко - примером». Воздействие примера основывает­ся на заложенной в ребенке от природы склонности к подражанию. Собственно говоря, эта склонность присуща многим представителям животного мира, но если у них она бессозна­тельная, то у человека превращается в осознанную. Это одно из направлений в развитии подражательности, как правило, наиболее известное. Кроме него, существуют еще не­сколько направлений, знание о которых может помочь приемным родителям в выборе так­тики по отношению к детям.

Подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. И по­этому в общеизвестной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстанов­ку своего дома, но и в определенной степени практикуются в создании модели своей соб­ственной будущей семейной жизни. Следовательно, понаблюдав за играми детей, можно увидеть себя в кривом зеркале, попытаться что-то исправить, а также постараться нена­роком подбросить материал для дальнейших игр: что-то почитать, рассказать или даже включиться в игру. Подражательность имеет очень важную особенность: ее развитие протекает от подража­ния близким образцам до подражания образцам далеким, из чего следует, что не стоит пы­таться убедить ребенка сразу взять себе в качестве идеала, образца поведения какого-либо книжного героя. Если рядом с ним не будет близкого человека, которому можно подражать, то вряд ли будут заложены основы нормального поведения. К далеким героям ребенок потя­нется разве что в подростковом возрасте, когда приступит к самовоспитанию. Подражательность имеет свойство изменяться от подражания внешнего к внутреннему, от копирования всего образца поведения - к заимствованию отдельных черт. Правда, эти осо­бенности проявляются позже, в подростковом возрасте, и тоже связаны с процессом само­воспитания

3)Зная о склонности детей к подражанию, родители часто пытаются прибегнуть к методу положительного примера, но иногда допускают при этом несколько ошибок. Во-первых, они могут выбрать в качестве образца того, кто совершенно не привлекает ребенка, ибо у них другие критерии. Во-вторых, множество раз повторяя, как хорош соседский ребенок или же другой человек, они могут добиться только того, что этот человек станет просто ненавист­ным, а не привлекательным. А самое главное, никто не в состоянии стать точной копией другого человека: повторять можно только какие-то действия или поступки, следовательно, именно действия или поступки какого-либо конкретного лица и должны предлагаться в ка­честве образца для подражания. И наконец, побуждая к подражанию, надо обязательно все­лять в ребенка веру в свои силы. Прежде чем рассмотреть следующую группу методов воспитания, заметим, что все наше поведение, все наши поступки являются реакцией на внешние возбудители. Правда, ско­рость этой реакции в различных ситуациях бывает неодинаковой: некоторые поступки мы обдумываем, размышляем над возможными последствиями, в других случаях реагируем чуть ли не молниеносно. Причины, как правило, две: или просто нет времени на обдумывание, или нет необходимости думать, так как ситуация не нова, реакция отработана, действие привыч­но. То есть выработался динамический стереотип, привычная форма поведения - психофи­зиологическая основа упражнения и приучения как методов воспитания. Разница между эти­ми методами невелика, да и не всеми учеными признается.

4)Однако есть группа методов, которые, по общему признанию, вступают в наибольшее сопри­косновение с личностью. Это методы поощрения и наказания. Механизм их воздействия та­ков: поощрение вызывает положительные эмоции, тем самым действия и поступки, за кото­рыми оно последовало, закрепляются в поведении поощряемого. А наказание влечет за со­бой отрицательные эмоции, оказывающие тормозящее действие на совершенные поступки. Это психофизиологическая основа методов поощрения и наказания, причем надо подчерк­нуть, что и закрепление и торможение происходит на подсознательном уровне, помимо воли человека. Правда, методы воспитания редко применяются изолированно, т.е. поощрение (или наказание) может сопровождаться примером, разъяснением, приучением, тогда и воля, и сознание будут вовлечены в этот процесс формирования поведения, но все же не следует забывать, что эмоции не всегда подвластны разуму. Действие поощрений и наказаний, как и других методов воспитания, подчиняется опреде­ленным законам. Нарушение их ведет к непредсказуемым результатам, неожиданным для воспитателей. Но есть несколько правил, относящихся только к последним. Вообще, с наказаниями надо быть очень осторожными, ведь известно, что горе переживается острее и помнится дольше, чем радость. Очень боль­но воспринимают дети несправедливость, поэтому нельзя наказывать по подозрению. Как бы вы ни были уверены, что провинился именно этот ребенок, а не другой, не соседский, не кошка или собака, в конце концов, но «не пойман - не вор». Чересчур уверовав в свою про­ницательность, можно совершить непоправимую ошибку, наказав невиновного. И еще же­лательно хотя бы поначалу наказывать ребенка, не привлекая к этому всеобщего внимания, наедине, «по секрету». Кроме того, имея дело с приемными детьми, следует особенное вни­мание придавать мотивации проступка. Иногда за действием ребенка кроется желание лю­бым способом привлечь к себе внимание, проверить, действительно ли его любят и до каких границ эта любовь простирается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 934; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.