Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о пунктуации




Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Материала

Контрольные вопросы для закрепления

1. Дайте определение пунктуации.

2. Какие основные направления выделяются при изучении пунктуации? Расскажите об особенностях каждого.

3. Что такое пунктограмма?

4. Когда возник данный термин и по аналогии с чем он был так назван?

5. Расскажите о знаках препинания в конце самостоятельных предложений и между частями сложного предложения. Приведите примеры.

6. Расскажите об употреблении запятой между однородными членами предложения. Приведите примеры.

7. Расскажите о правилах употребления тире между членами предложения.

8. Когда тире между членами предложения не ставится?

9. Расскажите о знаках препинания в предложениях с повторяющимися союзами и обобщающими словами при однородных членах предложения.

10. Какие члены предложения называются обособленными? Приведите примеры.

11. Расскажите о знаках препинания при обособленных определениях. Приведите примеры.

12. Расскажите о приложении и их обособлении. Приведите примеры.

13. Расскажите об правилах обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями. Приведите примеры.

14. Расскажите об обособлении обстоятельств, выраженных существительными. Приведите примеры.

15. Расскажите об обособлении уточняющих членов предложения. Приведите примеры.

16. Расскажите об обособлении дополнений. Приведите примеры.

17. Расскажите о знаках препинания в сравнительных оборотах. Приведите примеры.

18. Дайте определения вводным словам и предложениям. Приведите примеры таких слов и предложений.

19. Как выделяются в предложениях обращения, слова-предложения да и нет, междометия. Приведите примеры.

20. Расскажите о постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении. Приведите примеры.

21. Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Приведите примеры.

22. Какие виды придаточных предложений вы знаете? Приведите примеры.

23. Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Приведите примеры.

24. Расскажите о бессоюзном сложном предложении и знаках препинания в них. Приведите примеры.

25. Расскажите о знаках препинания при прямой речи и диалоге. Приведите примеры.

26. Расскажите о цитатах и знаках препинания при них. Приведите примеры.

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

 

Упражнение 1

А. Прочитайте, выделите в каждом предложении словосочетания, установите в них главное и зависимое слово и ука­жите способ их связи.

 

1. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою (Н.). 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (П.). 3. И упало каменное слово на мою еще живую грудь (Ахм.). 4. В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев (Паст.).

 

Б. В данных выше предложениях определите, в каких формах числа, лица или рода сказуемые согласуются с подлежащими. В данных ниже предложениях найдите несогласованные сказуемые, укажите, чем они выражены.

 

1. Гори всё синим огнем (Шукш.). 2. Бедная моя лиса туда-сюда метаться (Кр.). 3. Есть на земле такие превращенья (Гр.). 4. Нагайкой коня по боку щёлк (Леск.).

 

Упражнение 2

Прочитайте и сделайте синтаксический разбор каждого простого предложения: назовите, какое оно по цели выска­зывания, по интонации (восклицательное или невосклицательное), по составу (односоставное - какое именно - или двусоставное), не­распространенное или распространенное; назовите главные члены, затем - второстепенные; укажите, чем выражен каждый член.

 

1. Мы въехали в кусты. Дорога стала ухабистее. 2. Уже совсем стемнело. 3. Дубовые кусты разрослись по скатам оврага. 4. Я довольно долго не мог заснуть. 5. Дорога у вас тут какова? 6. Несколько дней спустя после первой моей встречи с обоими приятелями отпра­вился я в сельцо Бессоново. 7. Живее, кони, живее!
Крупной рысью вперед! 8. Ты дорогу хорошо знаешь?
9. Поедемте-ка во Льгов. 10. Солнце садится. Воздух
вблизи как-то особенно прозрачен. 11. Как пахнет зем­ляникой и грибами! 12. Уже совсем стемнело. 13. Сквозь
открытые окна из сада веяло осенней свежестью и
запахом яблок. 14. Вот кладут ковер на телегу. 15. Идешь вдоль опушки. 16. Как невыразимо тихо все кругом! 17. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками (И. С. Тургенев).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.