Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и методы регуляции товарного рынка




Регуляция товарного рынка может осуществляться, во-первых, посредством собственного рыночного механизма, основными элементами которого является конкуренция, прибыль, цена, спрос и предложение, а во-вторых, государством - прямо или побочно.

Рыночная структура допускает учет количества и возможностей продавцов (покупателей) в цене и объеме продаж (покупок). С учетом условий, в которых протекает конкуренция, различают 4 типа рыночной структуры:

- рынок совершенной (или чистой) конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистичекий рынок;

- абсолютно монополизированный рынок.

1. Рынок совершенной (или чистой) конкуренции имеет следующие признаки:

- количество продавцов и покупателей настолько большое, что они не способны существенно повлиять на рыночные процессы и, прежде всего, на цепы;

- всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные за свойствами товары и услуги, так называемый стандартизировавший товар, который не допускает индивидуальных характеристик товара, особенных товарных знаков и марок;

- все продавцы и покупатели владеют полным объемом информации о цепах, товарах, спросе и предложении;

- покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и побросать его из-за отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений и барьеров;

- все материальные, финансовые и другие ресурсы мобильны, участники могут свободно привлечь нужные ресурсы.

Главным на рынке совершенной конкуренции является то обстоятельство, что цена здесь практически не зависит от желаний и действий отдельных субъектов - она устанавливается под воздействием спроса и предложения «невидимой рукой рынка.

2. Рынок монополистической конкуренции является рыночной структурой, в которой относительно большое количество продавцов предлагают для продажи похожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая изфирм, представленная на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимой, не придавая значение реакции других фирм. Я к пример можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, книгоиздания, туризм, производство верхней одежды, обуви, безалкогольных напитков, стирального порошка, компьютеров, парфюмерно-косметических товаров и тому подобное.

В условиях монополистической конкуренции дифференциация продукта осуществляется не только за его видом и назначением, но и по качеству, рекламированием, организацией торговли, способам привлечения покупателей, то есть рычагом конкуренции становятся не только цены, но и неценовые факторы.

Важной характеристикой монополистической конкуренции является возможность неограниченного проникновения новых конкурентов на рынок. Причем производители, что работают на этом рынке, не являются большими предприятиями, а тому нужный им начальный капитал сравнительно небольшой.

3. Наиболее типичным для современной рыночной экономики является олигополистический рынок. Такой рынок обычно представлен несколькими относительно большими и близкими по масштабу продаж и степенью влияния участниками. Количество фирм на олигополистическом рынке колеблется от трех до десяти.

Продукция, производимая фирмами, может быть как однородная, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (руда, нефть, сталь, цемент, уголь, алюминий), а дифференциация - па рынках потребительских товаров (автомобили, электробытовые приборы).

Олигополистический рынок отличается от совершенного конкурентного рынка особенностями изменения цен. Если при совершенной конкуренции цены постоянно изменяются в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при олигополии цены изменяются, как правило, через большие промежутки времени и значительно.

Для проникновения на олигополистический рынок существуют определенные барьеры:

фирма должна быть достаточно большой, выпускать значительное количество товара, иметь возможность снижения расходов;

нужен большой размер первичного капитала;

наличие патента, контроль за стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу.

Характерная особенность рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.

4. Наибольшей монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии. Абсолютно монополизированный рынок характеризуется следующими признаками:

- товар на рынке продает единственный продавец, то есть отрасль представлена одной фирмой;

- товар уникальный в том понимании, что не имеет близких заменителей. Для покупателя это означает отсутствие альтернативы, поскольку он вынужден либо купить товар у монополиста, либо обойтись без этого товара;

- продавец торгует только своим товаром;

- продавец диктует цену рынка через полный контроль над ним;

- вступление в отрасль заблокировано.

Среди барьеров может быть все, что блокирует потенциальную конкуренцию, в частности:

- эффект масштаба, обусловленный преимуществами большого производства, что заключаются в более низких расходах;

- ограничение вступления в отрасль со стороны государства в виде необходимости наличия патентов и лицензий;

- собственность на самые важные виды сырья;

- нечестная, недобросовестная конкуренция посредством давления на банки с целью ограничения кредитов конкурентам, переманивание ведущего персонала, опозорило конкурентов.

Такой рынок представляет абстракцию, однако на практике наиболее близкие к модели рынка абсолютной монополии так называемые природные монополии. К ним принадлежит большинство предприятий общественного, коммунального обслуживания, шо предоставляют населению газ, электричество, тепловую энергию, предприятия водоснабжения, кабельное телевидение, средства транспорта. Почти все рынки подобных товаров подлежат государственной регуляции.

В процессе формирования оптимальной инфраструктуры товарного рынка большое значение имеет сочетание рыночного механизма регуляции с государственной регуляцией.

Посредством государственной регуляции товарного рынка обеспечивается:

- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики;

- установление бюджетного и товарно-денежного равновесия;

 

- разработка законодательства из правовой защиты интересов субъектов товарного рынка;

- создание необходимых условий и контроль за свободной и добросовестной конкуренцией на товарном рынке;

- формирование рационального движения товара.

Государственная регуляция рынка осуществляется разными прямыми и косвенными методами, которые в зависимости от характера действия можно объединить в четыре группы:

- экономические;

- инфармационно-ориентированные

- законодательные;

- административные.

1. Экономические методы, если они не противоречат требованиям законов рынка, принято считать наиболее тонким инструментом согласования механизма рыночного саморегулирования с интересами экономики. Это методы действия на спрос и предложение товаров, на условия формирования экономических ресурсов, расходов и результатов, что включают регуляцию цеп на товары и тарифов на услуги, налоговую, таможенную, финансовую и кредитно-денежную регуляцию.

В составе экономических методов один из центральных - государственная регуляция цен. Рыночная экономика, как известно, допускает свободу установления цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами позволяет правительству выдавать распоряжение о регуляции цен на товары и услуги. К конкретным методам государственной регуляции цен принадлежат:

- наблюдение по ценам, которое проводится с целью выявления роста стоимости жизни, расходов производства и обращения;

- косвенное действие на цены путем изменения ставки процента, курса национальной денежной единицы, таможенных пошлин и тому подобное;

- государственное вмешательство в процесс ценообразования (например, в виде повышения расходов производства и обращения при введении высших норм амортизации, минимального размера оплаты труда и тому подобное);

- прямое действие государственных органов на цены, которая принимает разные формы (например в виде государственных субсидий, изменения ставок налога па прибавленную стоимость или акцизного налога, экспортных субсидий, таможенных пошлин и ограничений);

- правительственный контроль в форме фиксации цен или установления границ их повышения.

Масштаб государственной регуляции цен зависит от конкретной экономической ситуации в стране, от структуры потребления товарно-материальных ценностей и других факторов.

Инфармационно-ориентированные методы участников рынка ориентированы на обеспечение производственных и торговых предприятий коммерческого информацией, что позволяет выбирать оптимальные пути реализации текущих и перспективных заданий. При этом используются такие виды информации:

- конъюнктурная информация об ассортименте, качество и цены товаров, а также тарифы на услуги, процентные ставки банков курсы валют и тому подобное, посредством которой решаются конъюнктурные и маркетинговые задания;

- статистическая информация, что позволяет получать обобщенные оценки состояния национального и регионального рынков и тенденций их развития;

- прогностическая информация, используется при разработке стратегий развития предприятий, концепций и программ развития экономики страны;

- научно-техническая информация;

- информация о средне отраслевых показателях, а также показатели деятельности современных отечественных и зарубежных предприятий, посредством которых осуществляется мониторинг плато возможности и конкурентоспособности фирмы.

3. Законодательные методы обеспечивают правовые основы регуляции товарного рынка, что включают защиту прав собственности, предпринимателей, нанятых рабочих и потребителей.

Совокупность правил, что обеспечивают конкуренцию на рынке, получила название антимонопольного законодательства. Оно направлено не на формальное запрещение монополий, а на ограничение их деятельности, способствуя поддержке конкуренции, особенно относительно малых и средних фирм. Антимонопольной законодательство чаще всего сводится к регуляции деловой ограничительной практики - раздела рынка, вертикальной и горизонтальной фиксации цен, дискриминации в торговле и тому подобное. Действенность законодательной регуляции зависит от полноты и качества законодательного оформления процессов производства и обращения товаров, а также от эффективности организационного механизма их реализации.

4. Обусловленная законодательством действие исполнительных структур государственной и региональной власти на процессы производства и обращения товаров и услуг является административными методами государственной регуляции, Административное действие применяется в процессе ценовой, финансовой, кредитной, налоговой и таможенной политики государства. С целью предотвращения проникновению на рынок потенциально опасных для жизни и здоровья человека изделий применяется предыдущее лицензирование производства и обращения отдельных товаров. Особенное внимание уделяется организации государственного контроля качества товаров и услуг, их стандартизации и сертификации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.