Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные организации




Социальные институты и социальные организации

Достоинства и недостатки командной работы.

Работа командой имеет следующие достоинства:

· возможность объединения разнообразных знаний и навыков для решения задачи или проблемы;

· повышение ценности особого вклада каждого участника;

· возможность для людей учиться друг у друга;

· взаимная поддержка;

· возможность для членов команды вдохновлять и мотивировать друг друга;

· определенная степень независимости от остальной части организации.

Работа командой имеет и определенные недостатки, даже в том случае, если команда работает хорошо:

· слишком большая изоляция от остальной части организации приводит к тому, что цели команды вступают в противоречие с целями организации;

· давление команды на своих членов обусловливает нереалистичное восприятие окружающей действительности(групповое мышление);

· конкуренция между командами вызывает конфликты;

· возникают конфликты между отдельными членами команды.

Конечно, у плохо работающей команды могут быть и другие недостатки.

 

 

Институт (от лат. institutum — установление, устройство, обычай) предполагает действующий и вплетенный в функционирование общества комплекс норм, принципов, правил, моделей поведения, регулирующих деятельность человека; это явление надындивидуального уровня, его нормы и ценности довлеют над действующими в его рамках индивидами. Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Институциональность предполагает определенную формализацию отношений, переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Понятие «социальный институт» в этом отношении характеризуется срединным положением между общностью как чисто самоорганизующейся системой и административной организацией. Хотя в обществе существуют различные социальные институты (политические, религиозные институты, институты семьи, школы, брака и т.п.), все они отличаются от административных организации меньшей степенью формализованности и закрепленности того или иного вида человеческой деятельности.

Социальный институт - это организованная система связей, а также социальных норм, правил поведения, регулирующих отношения между людьми в различных сферах общественной жизни, и способствующих удовлетворению социально значимых потребностей. Социальные институты возникают и функционируют только тогда, когда в обществе имеет место социально значимая потребность, удовлетворение которой требует от людей совместных организованных действий.

Несмотря на все разнообразие потребностей, свойственных человеку, можно говорить о 5 фундаментальных потребностях общества и соответственно выделяется пять фундаментальных социальных институтов:

1. Потребность в материальных благах, поддерживающих существование человеческого организма (институт производства материальных благ и услуг );

2. Потребность в защищенности и социальном порядке (она породила политические институты, в частности - государство);

3. Потребность в продолжении рода (институты, которые удовлетворяют эту потребность - семья и брак);

4. Потребность в познании окружающего мира, в передаче жизненного опыта от поколения в поколение (за эти потребности отвечает институты образования, науки и культуры);

5. Потребность в решении духовных проблем (она породила институт религии);

 

Институционализация - это процесс рождения социального института. Он предполагает несколько этапов:

1. Появление потребности, удовлетворение которой требует от людей организованных действий;

2. Формулирование целей;

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного взаимодействия людей (на этом этапе методом проб и ошибок люди подбирают оптимальные нормы и правила);

4. Формирование (появление) процедур, ритуалов, принятие норм, правил, процедур и т.д.;

5. Создание системных санкций для поддержания норм и правил;

6. Создание системы социальных статусов и ролей, которые охватывали бы всех людей, задействованных в функционировании института.

Социальные институты выступают в качестве упорядочивающего, организующего начала в жизни общества.

 

Социальному институту характерен набор признаков, свидетельствующих о развитии института:

· наличие норм и правил;

· набор социальных ролей и статусов;

· культурные символы;

· утилитарные черты (материальная база, на основе которой функционирует институт);

· идеология (система идей, которая оправдывает существование этого института, оправдывает то, каким образом действуют люди в рамках этого института);

· совокупность учреждений, на базе которых функционирует социальный институт;

Универсальные функции социальных институтов:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений;

2. Функция интеграции (интегративная) - объединяет людей на почве причастности к институту;

3. Регулятивная;

4. Транслирующая (опыт и знания об институте передаются от поколения к поколению).

Все социальные институты выступают в качестве упорядочивающего, организующего начала в жизни общества, и с этой точки зрения все социальные институты выполняют регулирующие функции в обществе. Однако среди них целый ряд социальных институтов выполняют функции, непосредственно связанные с решением проблем управления в обществе. Такие институты принято называть социальными институтами управления. Управление появляется тогда и там, где возникает потребность организовать и направить усилия людей для ведения какого-либо общего дела или дости­жения актуальной общей цели. Поскольку такая потребность существовала в обществе всегда, на протяжении всей истории развития общества неотъемлемым атрибутом общественной жизни являлись институты управления.

Основными социальными институтами управления в современном обществе являются:

- институты государственного управления, чаще называемые системой государственного управления;

- институты местного самоуправления;

- институты социальной защиты прав и свобод человека;

- институты менеджмента.

Термин «институт» в данном случае может употребляться как в единственном, так и во множественном числе, поскольку каждый из перечисленных институтов может включать ряд более частных институтов, таких, например, как институт государственной службы, институт муниципальной службы, институт управления персоналом, институт социальной работы и т.д.

 

Термин «организация» употребляется чаще всего в трех смыслах. Во-первых, организация обозначает некоторую деятельность по налаживанию устойчивых связей, координации действий людей, выработке норм поведения, распределению функций. Здесь организация выступает как процесс целенаправленного управляющего воздействия. Во-вторых, организация понимается как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого. В третьих, под организацией понимается объединение людей, совместно реализующих интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Именно в этом смысле говорят об организации как реальном социальном образовании.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Они могут быть государственными, муниципальными, частными, коммерческими, некоммерческими, общественными и т.д[1].

Классификацию и типологию организаций можно осуществлять по разным основаниям. Например, разновидности организаций можно представить в виде большого набора правовых форм. На основе Гражданского кодекса Российской Федерации типология организаций может быть представлена схемой, приведенной на рис. 1.

 

Рис. 1. Типология организаций

 

Основоположником теории административных организаций был М. Вебер. Он выделил семь характерных черт социальной организации:

1) разделение труда в соответствии с организационным регламентом;

2) иерархический порядок подчиненности на множестве сотрудников организации;

3) наличие публичной канцелярии, где собраны письменные документы организации;

4) официальная процедура подготовки должностных лиц к работе в организации;

5) наличие штатных сотрудников, для которых работа в организации является основным занятием;

6) правила, регламентирующие должностные обязанности и поведение сотрудников в организации;

7) лояльность сотрудников по отношению к установленным правилам.

М. Вебер трактовал бюрократическую организацию со структурно-функциональной точки зрения, считая бюрократию наиболее рациональным способом организации социальных действий.

Современная теория социальных организаций разработана российским социологом А. Пригожиным.

Организация включает три разнокачественных аспекта:

1) искусственно создаваемый инструмент для удовлетворения тех или иных общественных потребностей (производство товаров, охрана порядка, подготовка кадров). С этой точки зрения важны цели организации и эффективность их достижения;

2) человеческая общность, объединение людей. Здесь важны социальные статусы и роли, межличностные отношения и т. п.;

3) безличная структура, определяемая организационными и культурными факторами. Этот аспект включает такие параметры, как иерархия, управляемость, адаптивность, надежность и т. п.

Определяющим признаком организации является ее цель, достижение которой обусловливает необходимость иерархии и управления.

Выделяется три вида целей организации:

1) цели-задания, поступающие в организацию из вышестоящей организационной системы;

2) цели-ориентации, отражающие реализацию через организацию жизненных целей ее сотрудников;

3) цели системы, необходимые для функционирования организации как безличной структуры.

Организационная иерархия подразумевает:

1) централизацию, обусловленную невозможностью непосредственного взаимодействия большого количества людей и необходимостью выделения посредника, выполняющего функции координации;

2) одностороннюю личную зависимость подчиненных от начальников;

3) власть, т. е. контроль поведения сотрудников организации ее правилами.

При анализе структуры организаций следует иметь в виду двойственность структуры социальной организации. Проблема связана с тем, что организация — не только социальная общность, объединяющая индивидов, но и безличная структура, включающая систему формальных связей и норм, направленных на достижение определенных целей. Эта двойственность прослеживается на индивидуальном уровне (личность и должность), групповом уровне (коллектив и подразделение), уровне отношений (лидерство и руководство).

Успешное функционирование организации возможно только при условии согласования интересов отдельных сотрудников, их групп и организации в целом. Организации – это управляемые социальные системы.

Управление в организациях включает следующие аспекты:

1) целенаправленное воздействие на сотрудников посредством приказов, заданий, стимулов, методов контроля и т. п.;

2) организационный порядок, т. е. систему объективированных норм;

3) самоорганизацию, т. е. спонтанные процессы, дополняющие целенаправленное воздействие и официальный регламент.

Социальные организации включают формальную и неформальную части.

Формализация заключается в следовании строгой системе культурных образцов, определяющей поведение сотрудников организации. На внешнем уровне формальные правила реализуются в виде документов, имеющих официальную силу в организации. Формализация может осуществляться двумя путями: искусственного конструирования социальной организации; официального закрепления исторически сложившихся схем взаимодействия.

Социальная организация в значительной степени определяется своей формальной компонентой, но не сводится к ней. Никакие формальные установления не могут быть адекватны всему богатству реальных ситуаций, в которые попадает организация. Поэтому формальная часть организации дополняется неформальной, выполняющей компенсирующие функции самоорганизации.

Организация имеет также «групповую» структуру. В ее структуре выделяются макрогруппы, порождаемые социальной стратификацией и социальной структурой общества (представители одной национальности, приверженцы общих политических взглядов, люди одного возраста и т. п.), и микрогруппы, критерием выделения которых служит наличие тесных связей между их членами (более сильных по сравнению с внешними связями). Микрогруппы могут носить административный (подразделения) и социально-психологический характер (дружеские компании).

Важнейшей характеристикой социальной организации является организационная культура. Организационная культура — это совокупность организационных и творческих установок, мотиваций и поведений, складывающихся на основе ценностных представлений, разделяемых большинством членов коллектива или его «ядром». Организационная культура влияет на все процессы в социальной организации, на формы протекания конфликтов, способы их урегулирования и результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.