Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели, задачи, структура, объекты, субъекты, принципы и критерии товарной экспертизы




Каннибализм оборотов - ситуация, когда один продукт отнимает потребителей у другого продукта той же фирмы, причем общий оборот фирмы при этом остается без изменений

 


Многоуровневая интегральная модель товара

 

Ядро товара:

общие характеристики – основная характеристика удовлетворяемой потребности/базовая потребность, основная выгода.

частные характеристики – специфические характеристики удовлетворяемой потребности.

Физический товар – физические характеристики товара, включающие модификацию товара + дизайн и упаковка.

Добавленные услуги – дополнительные услуги и выгоды, которые предоставляются покупателю: кредит, доставка, установка, гарантийное обслуживание …..

Полный комплекс товара включает характеристики восприятия марки:

стиль, бренд, престиж.

 

 


[1] Товар - имеющая потребительную стоимость продукция, производимая для продажи или обмена.

Товар - согласно ГОСТ Р 51303-99 - любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

 

[2] Маркетинг. Учебное пособие под ред. А.М. Немчина и Д.В. Минаева. СПб, Бизнес-пресса: 2001, С. 162

[3] Практическое руководство по повышению прибыльности предприятий среднего бизнеса на основе маркетинга. М.: 2005. С. 36

[4] НИОКР - Научно исследовательские и опытно конструкторские работы. http://www.rubricon.com/

[5] Маркетинг. Учебное пособие под ред. А.М. Немчина и Д.В. Минаева. СПб, Бизнес-пресса: 2001, С. 171-172

Экспертиза – это логическое и/или экспериментальное исследование объекта, проводимое компетентным лицом – экспертом (группой экспертов), основанное на специальных знаниях и практическом опыте и имеющее целью получение нового знания об объекте в условиях неопределенности или конфликтов, оформленное в виде заключения.

Экспертизу проводит эксперт по заказу заинтересованной стороны или должностного лица, принимающего решение в условиях неопределенности (противоречий мнений) или в конфликтных ситуациях.

Для ответа на поставленный вопрос эксперт проводит экспертные исследования. Методология исследования предполагает получение таких новых фактических данных, которые до этого не были известны и которые иным способом установить нельзя.

При этом следует учитывать, что сами факты, полученные в ходе экспертного исследования, не являются предметом экспертизы. Эксперт их анализирует и на основании этого делает окончательный вывод, представляющий собой профессиональную оценку выявленных фактов. Эта оценка и является результатом, ради которого проводилась экспертиза.

Следовательно, предметом экспертизы является не только простая констатация новых фактов объективной реальности, но и также их профессиональный анализ и оценка. Именно синтез дает новое знание об объекте исследования, а анализ выявленных факторов позволяет эксперту сформулировать экспертный вывод, который является ответом на поставленный перед ним вопрос. Таким образом, предметом экспертизы являются те характеристики и обстоятельства, которые обнаруживаются экспертом при исследовании и формулируются в выводе.

Определение предмета товарной экспертизы при ее заказе или назначении предполагает правильную и точную постановку вопросов перед экспертом. К предмету товарных экспертиз в настоящее время чаще всего относят:

· установление наименования товара, назначения и соответствия маркировке и сопроводительным товарно-транспортным документам;

· соответствие товарных качеств действующим государственным стандартам, договорным условиям между поставщиком и покупателем;

· снижение сортности товаров в процессе производства и транспортировки;

· соответствие качества товара прейскурантной или договорной цене;

· правильность уценки и переоценки товаров;

· размеры естественной убыли;

· причины брака товаров и др.

Цель товарной экспертизы – проведение количественных и порядковых оценок основополагающих характеристик товара, а также процессов, которые влияют на них, но зачастую не поддаются непосредственному измерению и основываются на суждениях специалистов-экспертов.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

· правильно выбирать свойства, показатели ассортимента и качества товаров с учетом конкретных целей экспертизы;

· выявлять соответствие действительных значений показателей установленным требованиям;

· определять предполагаемые значения показателей качества и/или коэффициентов их весомости;

· измерять количественные и определять стоимостные характеристики товаров;

· осуществлять поиск необходимой информации и использовать ее для целей экспертизы;

· анализировать и оценивать полученные данные для составления заключений или рекомендаций.

Необходимость в товарной экспертизе возникает при расследовании в судебном порядке уголовных дел, связанных с хищением государственной, общественной и личной собственности, с хозяйственными и служебными преступлениями. При расследовании деятельности предприятий экспертиза решает вопросы, связанные со способом изготовления продукции, использованием сырья, определяет соответствие изделий действующим государственным стандартам.

Экспертиза имеет свою структуру, включающую несколько основных компонентов – объекты, субъекты, критерии, мето­ды, процедура и результат.

Объекты товарной экспертизы в зависимости от их роли в качестве носителя информации подразделяют на следующие группы:

1) Основные объекты – потребительские товары и их основополагающие характеристики. Экспертизу проводят как на отдельных единицах товара (нового, бывшего в употреблении или опытных образцах), так и при приемке и поставке товарных партий.

2) Объекты сравнения – образцы сравнения, образцы-эталоны, базовые образцы и др. При проведении сравнительной оценки качества важное значение имеет правильный выбор базового образца, используемого для сравнения свойств, который может быть определении экспертом или группой экспертов.

3) Дополнительные объекты – сырье, материалы, полуфабрикаты, товаросопроводительные документы. Иногда для ответа на поставленные вопросы необходимо обратиться к экспертизе какого-либо процесса, который может повлиять на качества или другие характеристики товара: предпродажная обработка, условия хранения или транспортирования и т.д.

В экспертной практике в качестве субъектов экспертизы выступают юридические и физические лица (эксперты).

Юридические лица представлены системами экспертных учреждений РБ и дегустационными комиссиями (советами).

Физические лица (эксперты) – независимые высококвалифицированные специалисты, обладающие специальными знаниями, привлекаемые заинтересованным или назначаемые должностным лицом для выработки на основе теоретических знаний и практического опыта суждений по поставленным вопроса в форме экспертного заключения.

Эксперты могут быть:

· неаттестованные эксперты – лица, не имеющие сертификата компетенции (такие эксперты зачастую привлекаются для проведения потребительской экспертизы);

· аттестованные эксперты – лица, не имеющие сертификата компетенции, но прошедшие процедуру аттестации;

· эксперты, имеющие сертификат компетентности – лица, прошедшие в установленном порядке процедуру сертификации компетентности.

При формировании дегустационной комиссии используют термин «испытатель» вместо термина «эксперт».

Критерии, используемые при анализе и оценке потребительских свойств товаров, подразделяются на общие и конкретные.

Общие критерии – это сложившиеся в обществе ценностные нормы и представления, руководствуясь которыми эксперты судят о потребительской ценности товара (молоко – белое, жидкое и т.д.). К общим критериям можно отнести органолептические показатели качества.

Конкретные критерии – это реальные требования к качеству товаров данного вида, зафиксированные в ТНПА, а также совокупность базовых значений показателей, характеризующих качество планируемой или проектируемой продукции, реально существующих товаров, выпускаемых в стране или за рубежом и т.д.

Специфические критерии – требова­ния к специфическим показателям качества на основе сравни­тельной оценки изделий-аналогов, совмещенные с балльной шкалой оценки.

В зависимости от целей экспертизы или анализируемых показателей эксперты могут принимать один или несколько различных критериев.

При проведении товарной экспертизы обычно выбираются те потребительские свойства и показатели, степень значимости которых позволяет наиболее полно и обоснованно достигнуть поставленных целей. Эту степень значимости принято обозначать через коэффициент весомости, который определяется экспертным методом путем опроса экспертов или потребителей.

Проведение объективной, научно обоснованной экспертизы предполагает соблюдение комплекса общих принципов.

1. Принцип законности и соблюдения прав человека обеспечивается установлением прав, обязанностей и ответственности субъектов экспертизы, а также соблюдением ими действующих законов и технических нормативно-правовых актов.

2. Принцип независимости экспертов является важнейшим принципом товарной экспертизы. Эксперт не должен принимать участия в экспертизе объектов, с представителями которых сложились отношения позволяющие истолковывать их как общность или конфликт интересов. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, государственных органов, организаций или отдельных лиц в целях получения экспертного заключения в пользу какого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

3. Принцип объективности заключается в предупреждении и устранении субъективизма при проведении экспертизы. Соблюдать этот принцип непросто, т.к. в основе экспертных оценок, осуществляемых отдельными экспертами, изначально заложены элементы субъективизма. Каждый эксперт отличается индивидуальными вкусами, взглядами, определенной профессиональной компетентностью и другими особенностями личности, что неизбежно влияет на характер и уровень экспертных оценок. Эксперт должен проводить исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

4. Принцип всесторонности и полноты исследования обеспечивается широким кругозором эксперта, его способностью учитывать влияние различных факторов на объект исследования.

5. Принцип преемственности и систематичности экспертизы требует систематического учета и накопления банка данных, справочных, нормативных и методических материалов; анализа экспертных заключений и решений по экспертизам, обсуждения их путем обмена опытом между экспертами.

6. Принцип конфиденциальности экспертизы в части неразглашения коммерческой информации относится к принципам как несудебных, так и судебных экспертиз. Однако в ряде экспертных сфер конфиденциальность носит ограниченный характер (товароведные экспертизы).

7. Принцип демократичности экспертизы требует периодического обновления состава экспертных комиссий. Это принцип требуется при проведении открытых конкурсов кандидатов в эксперты.

8. Принцип ответственности субъектов экспертизы подразумевает ответственность эксперта за свои заключения и за информацию, полученную при проведении экспертизы. Ответственность заказчика определяется с учетом результатов экспертизы при принятии решений.

 


КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В зависимости от номенклатуры требований, применяемых для экспертной оценки, товарная экспертиза подразделяется на следующие виды:

1. Товароведная экспертиза – исследование основополагающих характеристик товара и процессов, при которых они формируются и сохраняются, проводимое товароведом-экспертом (группой экспертов) в условиях неопределенности или конфликтов с составление экспертного заключения.

Товароведная экспертиза в свою очередь включает в себя:

а) идентификационная экспертиза – исследование, проводимое с целью идентификации основополагающих характеристик товара (ассортиментной, количественной и качественной);

б) экспертиза подлинности – исследование, проводимое с целью выявления факта фальсификации товара.

Идентификационная экспертиза и экспертиза подлинности преследуют разные цели и, следовательно, для их решения используют разные критерии, средства, показатели и методы. Идентификационная экспертиза решет большое количество задач, а при экспертизе подлинности задача одна – установление факта подлинности товара или его фальсификацию.

в) количественная экспертиза – исследование, проводимое с целью оценки количественных характеристик товара при приемке (отгрузке) товара и для определения соответствия массы и объема фасованных товаров;

г) качественная экспертиза – исследование, проводимое с целью оценки качественных характеристик товара для установления соответствия требованиям ТНПА;

д) документальная экспертиза – исследование, проводимое с целью оценки товароведных характеристик товаров, основанное на информации товарно-сопроводительных, технологических и иных документов (данная экспертиза практически всегда присутствует в качестве дополнительной, при вышеперечисленных видах товароведных экспертиз);

е) оценочная экспертиза – исследование, проводимое с целью определения действительной стоимости товара;

2. Санитарно-гигиеническая экспертиза – оценка свойств товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения их санитарно-гигиенической безопасности.

Санитарно-гигиеническая экспертиза включает следующие виды экспертизы:

а) гигиеническая экспертиза – оценка соответствия сырья, продукции и упаковки установленным гигиеническим требованиям.

б) карантинная экспертиза и фитосанитарный контроль – оценка растительной продукции для подтверждения ее карантинной безопасности;

в) технологическая экспертиза – оценка соответствия процессов производства, хранения, транспортирования и реализации товаров установленным санитарно-гигиеническим требованиям;

г) медицинская экспертиза персонала – обследование персонала для выявления заболеваний, которые через продукцию могут передаваться контактным путем потребителям.

3. Ветеринарная (ветеринарно-санитарная) экспертиза – оценка ветеринарной безопасности товаров, осуществляемая экспертами для подтверждения соответствия товаров установленным требованиям.

4. Экологическая экспертиза – оценка экологических свойств товаров, проводимая для установления их влияния на окружающую среду.

5. Таможенная экспертиза – оценка товаров для таможенных целей (данная экспертиза проводится для ассортиментной идентификации товара, а также страны происхождения, уточнения характеристик товара и определения кода по ТН ВЭД, установления количественных, качественных и иных характеристик товара в момент передачи (получения) на склад временного хранения на таможенной территории).

 

В зависимости от процессуальной формы товарные экспертизы бывают:

1. Судебная экспертиза – исследование, проводимое в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления фактических данных и обстоятельств по материалам гражданского, уголовного или арбитражного дела.

Получение новой информации, оформленной в виде экспертного заключения, является самостоятельным видом судебного доказательства по делу.

2. Досудебная экспертиза – предварительная экспертиза товара до обращения в суд.

Проведя экспертизу в частном порядке и получив экспертное заключение в свою пользу, заказчик экспертизы может обратиться в суд с иском. Однако подобная экспертиза, не является судебной и результаты такой экспертизы суд принять не может, и они допускаются в процесс только как письменные доказательства.

3. Несудебная экспертиза – исследование, проводимое по заказу заявителя или организатора в инициативном порядке.

Чаще всего заказчики инициируют идентификационную, качественную либо экспертизу подлинности товара.

 

В зависимости от организационной формы товарные экспертизы бывают:

1. Первичная (основная) экспертиза – экспертиза, проводимая по заявке заинтересованной организации-заказчика, при которой эксперты впервые знакомятся с объектом экспертизы.

Основание для проведения этой экспертизы является заявка заказчика.

2. Дополнительная экспертиза – экспертиза, проводимая при недостаточной ясности экспертного заключения или при возникновении новых вопросов.

Основаниями ее проведения могут служить решение группы или отдельного эксперта, вышестоящего руководства в связи с неполной или недостоверной информацией, представленной заявителем или полученной экспертами в ходе экспертной оценки, выявление новой информации, влияющей на принятие окончательного решения, а также необходимость экспертной оценки по дополнительным показателям.

Дополнительную экспертизу проводят те же эксперты. При необходимости в группу экспертов могут быть введены новые члены, если выявленная информация находится вне их компетенции. Дополнительная экспертиза не повторяет, а лишь дополняет первичную экспертизу.

3. Повторная экспертиза – экспертиза, проводимая при возникновении сомнений в обоснованности экспертного заключения или наличии в заключении противоречий.

Данная экспертиза проводится по тем же объектам и решает те же вопросы, что и первичная, экспертное заключение, по которой признано необоснованным.

Осуществляет экспертизу новый состав экспертов; в ней могут участвовать и эксперты, проводившие первичную экспертизу, если нет возражений заинтересованных сторон.

Основания для проведения повторной экспертизы могут быть идентичными показаниям для дополнительной экспертизы. Кроме того, основанием могут служить сомнения заявителя или части экспертов в достоверности и обоснованности результатов первичной экспертизы, выявление фактов информационной и товарной фальсификации (например, представленных для экспертной оценки образцов, товарно-сопроводительной документации).

Если результаты повторной экспертизы совпадают с результатами первичной, то они считаются окончательными.

Иногда бывают сложные случаи, когда проводится несколько повторных экспертиз с участием новых экспертов. В этом случае окончательное решение принимает руководство экспертной организации или заявитель, если результаты экспертизы представляют интерес только для него и не касаются соблюдения правовых норм, в том числе обязательных требований.

4. Контрольная экспертиза – экспертиза, проводимая с целью проверки достоверности и обоснованности результатов первичной.

Основанием для проведения экспертизы является:

· нарушение процедуры экспертизы;

· необоснованность заключения эксперта;

· недостаточная ясность и полнота заключения;

· сомнения и противоречия, содержащиеся в экспертном заключении.

 

В зависимости от объема исследования товарные экспертизы бывают:

1. Единоличная экспертиза – осуществляется одним экспертом.

2. Комиссионная экспертиза – осуществляется несколькими экспертами.

 

В зависимости от области знаний товарная экспертиза может быть:

1. Однородная экспертиза – исследование осуществляется экспертами, имеющими одну специальность (в одной области знаний).

2. Комплексная экспертиза – осуществляется экспертами, имеющими разные специальности.

Комплексную экспертизу проводят чаще всего как первичную. Признаки такой экспертизы следующие:

· наличие ситуации, разрешение которой затрагивает не менее 2 различных областей знаний;

· необходимость объединения усилий специалистов различного профиля и синтеза знаний для решения экспертных задач;

· потребность в совместно проводимом исследовании, формулировании общего вывода;

· раздельное изучение общего объекта исследования для совместного заключения.

 

В зависимости от цели осуществления товарную экспертизу классифицируют на следующие виды:

1. Страховая экспертиза – оценка причиненного страхователю ущерба в стоимостном выражении с учетом качественных и количественных потерь при наступлении страхового события (случая) – стихийного бедствия, пожара, хищения имущества и т. п.

2. Консультационная экспертиза – оценка товаров для выявления причин возникновения дефектов при транспортировании, хранении, подготовке к реализации, а также прогнозирование сроков хранения для выдачи рекомендаций о возможности их реализации.

3. Потребительская экспертиза – оценка характеристик товара бывшего в употреблении. Кроме оценки характеристик товара, могут определяется причины возникновения дефектов, а также процент снижения качества по наличию дефектов.

4. Банковская экспертиза – оценка экспертами количества, качества и ориентировочной стоимости имущества (или товаров), передаваемого под залог (заклад), с учетом качества, сезонности, срока годности и др.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.