![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пожары на воздушных судах в аэропортах
Допуск выдал ________________________________________________________________ (должность, фамилия) __________ _____ _______ _____________________ (подпись) (ч) (мин) (число, месяц, год)
Кабельные сооружения. Пожары в подземных сооружениях тушат различными огнетушащими средствами. Основными из них являются распыленная вода и воздушно-механическая пена. Кроме основных входов в подземные сооружения, средства пожаротушения подают через люки в покрытиях. К подаче пены средней кратности для объемного заполнения кабельных помещений через основные входы прибегают чаще всего при наличии в покрытии одного люка, который используется для удаления дыма. Пеногенераторы в этом случае закрепляют в верхней части дверного проема, используя брезентовые перемычки или специально сделанные для этого щиты. При наличии в покрытиях туннельных помещений двух и более люков подача пены для объемного тушения пожара может производиться различными способами. Например, если горение происходит в промежутке 40 - 60 м между двумя люками, то пену подают через люк, ближайший к месту горения, а другой используют для удаления дыма. При наличии трех люков два крайних используют для подачи пены, а через средний удаляют дым. Если горение происходит в наклонном туннеле, пену подают в люк, расположенный верхней части помещения, а нижний используют для удаления дыма. При наличии в таких туннелях маслонаполненных кабелей подачу пены осуществляют через нижний люк, а через верхний удаляют дым. Кроме тушения пожара, пену средней и высокой кратности применяют для объемного заполнения соседних кабельных отсеков с целью их защиты. Защитные действия можно также выполнять водяными струями или созданием водяных завес. РТП должен знать, что предельное продвижение воздушно-механической пены средней кратности в горизонтальном туннеле составляет 30 - 35 м, а при создании воздушной тяги в направлении движения пены 60 - 70 м. Поэтому если необходимо осуществить у пены с нескольких точек, целесообразно проделать в покрытии туннеля дополнительные отверстия или подавать параллельно не более как тремя пеногенераторами через один люк. В этом случае предельное продвижение пены увеличивается в среднем на 10 м из расчета на один лишний ГПС-600. Так, при двух ГПС-600 это расстояние составит 45 м, а при трех 55 м. Генераторы и синхронные компенсаторы. При загорании внутри генераторов (синхронных компенсаторов) с воздушным охлаждением тушение производят водой, подаваемой через смотровые люки или специальные штуцеры. Не допускается применять для этих целей пены При загорании водорода в генераторах (синхронных компенсаторах) с водородным охлаждением в корпус централизованной системы подают диоксид углерода или азот для вытеснения водорода, а для ликвидации горения подают диоксид углерода или другое средство пожаротушения, рекомендуемое специалистами энергообъекта. Тушение разлившегося масла вследствие нарушения герметичности маслосистемы и кабелей турбогенераторов выполняют воздушно-механической пеной или распыленной водой с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. В случае угрозы распространения пожара на маслобаки жидкость сливают в аварийную емкость, устраивают заграждения из песка (земли) и включают стационарную установку водяного орошения емкостей. При отсутствии таких установок для охлаждения емкостей подают водяные струи. В описанных выше случаях необходимо предусматривать защиту металлических ферм и других конструкций машинного зала, я также оборудования, находящегося в зоне действия высоких температур, подачей водяных струй соответствующей мощности. Трансформаторы и маслоиаполненные реакторы. При пожаре трансформатор (реактор) должен быть не только отключен со всех сторон, но и заземлен. После этого тушение осуществляют воздушно-механической пеной, распыленной водой и другими огнетушащими средствами. При авариях с возникновением горения масла внутри трансформатора (реактора) средства пожаротушения подают через верхние люки или непосредственно на горящую поверхность (при сорванной крыше), используя для этого специальные удлинители или подъемники, которые должны быть на энергообъекте. Сливать масло из трансформатора (реактора) запрещается, так как это может привести к повреждению обмоток и осложнению в осуществлении боевых действий. При горении масла внутри трансформатора (реактора), а также разлившегося на корпусе и прилегающей площадке, РТП организует тушение масла на прилегающей территории - в приямках дренажной системы, затем ликвидацию горения на корпусе и внутри емкости; принимает меры по отводу масла в безопасное место, созданию заграждений из песка (земли) для ограничения растекания жидкости. В закрытых помещениях (камерах) и распределительных устройствах (ЗРУ) РТП принимает меры по предупреждению распространения огня через проемы, каналы, вентиляционную систему; на опасных направлениях вводит резервные средства пожаротушения. Одновременно с тушением пожара РТП организует подачу водяных струи на охлаждение горящих трансформаторов (по всей окружности), металлических опор, порталов и соседних сооружений, находящихся под воздействием высокой температуры. При этом электроустановки, а также оборудование, расположенное в зоне действия водяных струй, обесточивают от высокого напряжения и заземляют. Реакторный цех атомной электростанции. При пожарах в реакторном цехе (РЦ) атомной электростанции (АЭС) необходимо учитывать характерные особенности. Начальник смены блока (он же может быть начальник штаба по ликвидации аварии в РЦ) вместе со старшим инженером управления реактором, дежурным инженером -дозиметристом и другими должностными лицами изучает и оценивает обстановку в районе пожара (аварии), в оперативном порядке принимает меры по обеспечению безопасности людей, работающих в зоне ионизирующих излучений; решает вопросы, связанные с ликвидацией горения (аварии), используя для этого местные силы и средства; руководит боевыми действиями персонала АЭС; выполняет другие мероприятия, предусмотренные инструкциями обязанностей должностных лиц или планом действий на случай аварийной ситуации в РЦ. По прибытии старшего начальника пожарной охраны начальник смены блока разрабатывает с ним план совместных действий по тушению пожара и обеспечению ликвидации аварии. Для работы в зоне пожара персоналу АЭС выдаются боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания, которые хранятся в удобном для быстрой выдачи месте под ответственностью должностных лиц энергообъекта. Дежурный инженер - дозиметрист со службой “Д” (дозиметрии) определяют радиационную обстановку в районе пожара и опасные зоны ионизирующего излучения, ограждаютих, обозначают знакамирадиационной безопасности, подготавливают и вручают персоналу АЭС, а также личному составу пожарной охраны индивидуальные средства дозиметрического контроля; проводят участников тушения по безопасным маршрутам; осуществляют контроль за облучаемостью работающих; поддерживают постоянную связь с начальником смены блока, РТП, оперативным штабом пожаротушения и формирует их о радиационной обстановке, дозах облучения людей необходимости замены их и т. д. Необходимый резерв личного состава пожарной охраны и персонала АЭС предусматривают исходя из конкретных условий работы людей в зоне ионизирующих излучений. Главными критериями этого являются объем выполняемых боевых действий по ликвидации пожара и аварии, а также допустимая зона облучения людей которая составляет 25 рентген. Указанная доза облучения зависит от ее мощности, периода облучения и определяется по формуле:
D = Рtраб. (8.1) D - доза облучения, рентген; Р - мощность дозы облучения, рентген/ч; tраб – время работы в зоне ионизирующего излучения, ч (мин). Время пребывания в зоне ионизирующих излучений из уравнения (8.1) вычисляют по формуле: tраб. = D /Р (8,2) Для практических расчетов показатели времени работы в зонах ионизирующих излучений при различной мощности дозы облучения приведены в табл. 8.6. После завершения работ по тушению пожара (ликвидации аварии) личный состав пожарной охраны проходит санобработку, меняют боевую одежду, обмундирование и нательное белье.
Анализ тушения пожаров на самолетах показывает, что в аэропортах должны находиться в постоянной боевой готовности высокомобильные подразделения, способные прибыть к месту происшествия не позже чем через 2 - 3 мин и в оперативном порядке выполнить необходимые действия по созданию условий для спасания людей из аварийного воздушного судна (в течение 2 - 4 мин). Указанные обстоятельства лежат в основе определения уровня противопожарной защиты аэропортов и требуемого количества эффективных средств тушения, которые должны находиться в боевых расчетах подразделений и доставляться в указанное выше время к месту авиационного происшествия, независимо от наличия пожара на воздушном судне, потерпевшем бедствие, и находиться там до полного окончания аварийно-спасательных работ. Основными показателями в расчетах требуемого количества огнетушащих средств, которые должны находиться в пожарных автомобилях и доставляться к месту авиационного происшествия, являются: практическая критическая зона (площадь), интенсивность подачи огнетушащего средства и расчетное время тушения. Для определения размеров практической критической зоны аэропорты гражданской авиации подразделяются на категории:
Аналитически практическая критическая зона (площадь) может быть определена по формуле S практ = 0,667 Sтеоретич (8.3) Sтеоретич = lс (Dс + К), (8.4) S практ,Sтеоретич - соответственно практическая и теоретические зоны (площади), м2; lс - длина фюзеляжа самолета, м; Dс - диаметр фюзеляжа самолета, м; К- коэффициент, равный 12 при длине фюзеляжа самолета 10 - 25 м и 30 при длине более 25 м. При тушении пожаров на воздушных судах применяют все известные огнетушащие средства. Например, для тушения резины шасси воздушного судна используют водяные струи, пену различной кратности, составы СЖБ, огнетушащие порошковые составы, водные растворы пенообразователя и других смачивателей. Одновременно с тушением осуществляют действия по защите фюзеляжа от огня и перекрытию путей распространения его на конструкции самолета. Внутри силовой установки пожар тушат диоксидом углерода из расчета 0,7 кг на 1 м3 объема, составом СЖБ (0,450 кг/м3) и воздушно-механической пеной средней кратности. При пожаре силовых установок с вытеканием топлива целесообразно использовать одновременно ОПС и пену. Тушение следует начинать в местах истечения топлива, подавая огнетушащие средства вниз с последующим маневрированием снизу вверх. Для подъема стволов на высоту используют лестницы, удлинители, штанги, шальные подъемники. В пассажирских салонах пожары тушат распыленными струями воды, которые способствуют успешной ликвидации горения, понижению температуры внутри фюзеляжа и снижению концентрации токсичных продуктов сгорания. Для ввода стволов используют двери, а в случае их заклинивания - аварийные выходы и отверстия, проделанные в специально отмеченных местах снаружи фюзеляжа воздушного судна. Аварийные выходы и отверстия вскрывают с помощью дисковых пил, топоров, ломов, соблюдая осторожность, чтобы не нанести травму пассажирам, находящимся внутри салона. Не рекомендуется вскрывать фюзеляж в произвольных местах. Аналогичные действия производят при организации спасательных работ и создании условий для обеспечения вентиляции салонов. Разлитое топливо тушат воздушно-механической пеной низкой кратности и огнетушащими порошковыми составами, подаваемыми из лафетных стволов. Одновременно с тушением горящего топлива готовят на дотушивание и создание условий по эвакуации пассажиров рукавные линии для ручных пенных стволов СВП (СВПЭ) или генераторов пены средней кратности (ГПС). Во всех случаях тушения пожаров в салонах воздушных судов, силовых установок и разлитого топлива необходимо подавать водяные струи для интенсивного охлаждения обшивки самолета снаружи. Иногда для уменьшения вероятности возникновения пожара при посадке аварийного воздушного судна на взлетно-посадочной полосе (ВПП) делают “ковер” из воздушно-механической пены. Для покрытия ВПП слоем пены используют пожарные автомобили АА-60(543), АЦ-40(375), АЦ-30(205), автомобили на базе ГЗ-22 и ТЗ-16 и другие, имеющие большой запас пенообразующих веществ (воды, пенообразователя) и оборудованные воздушно-пенными стволами или генераторами ГПС. Толщина пенного покрова на взлетно-посадочной полосе должна быть не менее 10 см. При такой толщине покрова достигается наибольшая защита воздушного судна от возможного возникновения загорания в момент его посадки с убранными или неисправными шасси. При пожарах на воздушных судах не исключены случаи загорания магниевых сплавов. Для тушения деталей из таких материалов применяют огнетушащие порошковые составы и 5 %-ный водный раствор пенообразователя, подаваемый из лафетных стволов пли ручных без насадок. В случае отсутствия указанных огнетушащих средств можно использовать компактные водяные струи, поданные из лафетных и ручных стволов без насадков под большим капором 60 - 80 м. Исходя из категории аэропорта и особенностей тушения пожаров на воздушных судах требуемое количество огнетушащих средств определяют по методике, изложенной в гл. 5. При этом принимают следующее расчетное время тушения: для аэропортов 1 - 4 категорий - 2 мин, 5 - 6 категорий - 2,5 мин, 7 - 9 категорий - 3 мин. Необходимое количество некоторых огнетушащих средств для тушения пожаров на воздушных судах без учета резерва приведено в табл. 8.7. Указанное в таблице количество огнетушащих средств должно находиться на пожарных автомобилях, состоящих в боевых расчетах подразделений предприятия гражданской авиации и в виде резерва на складе в количестве 2 - 3-кратного запаса пенообразователя, огнетушащего порошка, диоксида углерода, СЖБ. Огнетушащие средства, доставляемые подразделениями пожарной охраны местного гарнизона в порядке взаимодействия при тушения пожаров на объектах предприятий ГА, следует рассматривать как дополнительный резерв к имеющемуся количеству.
ТАБЛИЦА 8.7. МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ОГНЕТУШАЩИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ НА ВОЗДУШНЫХ СУДАХ В АЭРОПОРТАХ ГА
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |