Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послабления




Мы уже отмечали, что талмудическая система крайне догматична и не разрешает отмены ранее введенных правил даже когда изменившиеся обстоятельства делают их абсурдными. Талмуд - в отличие от Библии – священен и незыблем, буквальное исполнение его правил обязательно, никто не имеет права заново его интерпретировать. Однако с наступлением периода классического иудаизма различные талмудические законы стали чрезвычайно неудобны правящим классам (раввинам и богатым евреям). В их интересах был изобретен метод систематического обмана, позволявший придерживаться буквы закона, обходя при этом его дух и смысл. Это лицемерная система "послаблений" ("хейтерим"), на мой взгляд, и была самой важной причиной деградации классического иудаизма. (Вторая причина деградации - еврейский мистицизм, который, однако, возник гораздо позже). Приведем несколько примеров, показывающих, как эта система работает.

(1) Взимание процента по ссудам. Талмуд строго, под страхом сурового наказания, запрещает евреям давать ссуды другим евреям под проценты. (Согласно большинству талмудических авторитетов, брать наибольший возможный процент с нееврея - религиозный долг). Талмудические правила строго запрещали еврею-заимодавцу все другие способы поживиться за счет еврея-должника. Все евреи-соучастники "поживы", в том числе, писец и свидетели сделки, заклеймены Талмудом как бесчестные создания. Они лишались права свидетельствовать в суде, ибо, приняв участие в таком черном деле, как бы заявили, что "не принадлежит к тем, чей Бог - Бог Израиля". Очевидно, что этот закон соответствовал интересам евреев-крестьян и ремесленников, а также маленьких еврейских общин, дававших деньги в рост неевреям. Но со временем ситуация сильно изменилась, прежде всего, в Восточной Европе (в основном, в Польше). К XVI веку там образовались крупные еврейские общины, составлявшие большинство населения во многих городах. Крепостные крестьяне, чье положение было ненамного лучше рабского, вряд ли могли занимать деньги, а давать в долг шляхте было привилегией немногих очень богатых евреев. Большинство евреев вели дела друг с другом.

Чтобы сделать возможными финансовые сделки между евреями, раввины изобрели юридический трюк, названный "хейтер иска" - "деловое послабление". Он позволял взимать проценты с денег, данных в долг еврею, не нарушая при этом буквы закона, посколько формально дача денег в долг прекращала быть займом. Объявлялось, что кредитор "инвестирует" свои деньги в бизнес заемщика - на двух условиях. Во-первых, заемщик должен заплатить кредитору в согласованный срок установленную сумму денег (на деле – проценты по займу) как его "долю в прибыли". Во-вторых, предполагается, что должник получает достаточную прибыль, чтобы вернуть кредитору его долю (основной капитал), если только обратное не подтвердит местный раввин или судья раввинского суда, которые, по соглашению, отказываются свидетельствовать в подобных делах. На деле, все что требуется ныне для легализации дачи денег в рост еврею – это текст подобного "послабления", написанный по-арамейски и мало кому понятный. Его можно повесить на стену в комнате, где совершается сделка (копия такого текста выставлена во всех отделениях израильских банков), или даже держать в сундуке. Наличие такого письма делает финансовые операции под проценты среди евреев совершенно законными.

(2) Субботний год. Согласно талмудическому праву (основанному на Левит, 25), принадлежащая евреям земля в Палестине 44 не должна обрабатываться каждый седьмой (субботний) год. Все земледельческие работы (включая сбор урожая) в этот год на этой земле запрещены. Существуют данные о том, что закон о субботнем годе соблюдался около тысячи лет, с 5 века до н.э. до момента ликвидации еврейского земледелия в Палестине. Позднее этот закон уже не применялся, сохраняя определенное теоретическое значение. Однако в 80-х годах XIX века, с образованием первых еврейских земледельческих колоний в Палестине, вопрос о его применении снова стал практическим. Раввины, сочувствовавшие поселенцам, охотно изобрели послабление, впоследствии развитое религиозными сионистскими партиями и ставшее обычным в Израиле.

Незадолго до начала субботнего года израильский министр внутренних дел выдает главному раввину документ, делающий его законным владельцем всей израильской земли, как частной, так и государственной. Вооруженный этой бумагой, главный раввин отправляется к нееврею и продает ему всю израильскую землю (а с 1967 года - и оккупированные территории) за символическую сумму. В сопровождающем эту "сделку" документе указывается, что "покупатель" "продаст обратно" купленную им землю по окончании года. Это священнодействие повторяется каждые 7 лет, обычно с одним и тем же "покупателем".

Несионистские раввины не признают законной силы этого трюка 45. Они резонно замечают, что поскольку религиозный закон запрещает продавать палестинскую землю неевреям, вся эта сделка основана на грехе и поэтому юридически недействительна. Сионистские раввины, со своей стороны, утверждают, что закон запретил реальную, а не символическую продажу.

(3) Доение в субботу. Запрет на доение скота в субботу относится к пост-талмудическим временам, когда религиозное право ужесточилось. Этот запрет легко было соблюдать в диаспоре, поскольку евреи, имевшие коров, обычно имели и слуг-неевреев, которым они могли приказать (используя приемы, описанные ниже) их подоить. Первые еврейские колонисты в Палестине нанимали для этого арабов, но с торжеством сионистской политики использования только еврейской рабочей силы понадобилось очередное послабление (это было особенно важно до внедрения машинного доения в конце 50-х годов). Здесь, опять же, позиции сионистских и несионистских раввинов разошлись.

Первые утверждали, что запретное доение становится дозволенным, если молоко будет окрашено в голубой цвет. Это голубое субботнее молоко можно затем использовать исключительно для производства сыра, смывая краску в сыворотку. Несионистские раввины изобрели еще более тонкий трюк (я лично наблюдал его в религиозном кибуце в 1952 году). Они использовали для новых целей старое правило, позволяющее опорожнить в субботу вымя коровы (дабы та не страдала от переполненного вымени) с условием, что молоко при этом льется на землю. Теперь в субботу утром благочестивый кибуцник идет в коровник и ставит под коров ведра – ведь Талмуд этого не запрещает. Потом он идет в синагогу молиться. Затем приходит его коллега, честно намереваясь избавить животных от страданий, и доит их, позволяя молоку литься на пол. Совершенно случайно на полу стоит ведро. Разве он обязан его убрать? Конечно, нет. Он попросту "не обращает внимания" на ведра, выполняет свою работу и идет в синагогу. Наконец, приходит третий благочестивый еврей и, к своему удивлению, обнаруживает в коровнике ведра с молоком. Он ставит их в холодильник и также направляется в синагогу. При этом даже не надо тратить деньги на голубую краску.

(4) Смешанные посевы. Сходные послабления сделаны сионистскими раввинами в отношении запрета (основанного на Левит, 19:19) сеять два разных вида растений на одном поле. Современная агрономическая наука показала, что в некоторых случаях (особенно при выращивании кормовых культур) смешанные посевы - самые выгодные. Дабы не упустить прибыль, раввины изобрели послабление, согласно которому один человек засевает поле "вдоль" одним видом семян, а позднее в тот же день его товарищ, "ничего не знающий" о первом, сеет другие семена "поперек". Однако этот способ требовал излишних трудозатрат, так что был изобретен лучший: один человек насыпает кучу семян и аккуратно прикрывает ее мешком или доской. Другой вид семян насыпается поверх доски. Потом приходит другой человек и заявляет при свидетелях: "Мне нужен эта доска" и забирает ее, так что семена "естественным путем" перемешиваются. Наконец, третьему человеку говорят: "Возьми эти семена и посей их", - что он и делает 46.

(5) Определенные продукты брожения еврею запрещается есть или даже иметь в собственности в течение семи (а за пределами Палестины - восьми) дней праздника Песах. Понятие "продукты брожения" ("квасное") постоянно расширялось; отвращение к ним (даже просто к их виду) в течение праздника доходило до истерии. К ним относятся все виды муки и даже немолотое зерно. В реальном талмудическом обществе этот закон был вполне терпим, поскольку хлеб, дрожжевой или нет, пекли обычно раз в неделю. Крестьянская семья могла использовать последнее зерно предыдущего года, чтобы испечь мацу к Песаху, после которого начинался сбор нового урожая. Однако в условиях пост-талмудического европейского еврейства полное соблюдение этого закона стало весьма затруднительным для еврейских семей среднего класса, тем более - для торговцев зерном. Естественно, было придумано послабление, в рамках которого запрещенные продукты фиктивно продаются неевреям до праздника и автоматически выкупаются обратно после его окончания. Все, что требуется от еврея - запереть эти продукты под замок на время праздника. В Израиле эта фиктивная продажа стала еще более эффективной. Религиозные евреи "продают" свое квасное местным раввинам, те "перепродают" их главному раввину, а последний "продает" их нееврею. Согласно дополнительному послаблению, эта продажа включает и квасное, принадлежащее нерелигиозным евреям, которые сами участия в этой игре не принимают.

(6) Шабес-гой. Возможно, самые сложные послабления касаются использования "субботнего нееврея". Как упоминалось выше, перечень работ, запрещенных в субботу, постоянно расширялся. Одновременно рос и перечень действий, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Это особенно актуально в наше время, однако результаты технического прогресса начали ощущаться довольно давно. Запрет на размол зерна в субботу был вполне переносим для еврея-земледельца или ремесленника в Палестине второго века, моловших зерно для домашних нужд на ручной мельнице. Совсем иным представлялся он арендатору водяной или ветряной мельницы (это было одно из самых распространенных занятий евреев в Восточной Европе). Стоит иметь, что даже простое желание выпить в субботу чашку горячего чая из стоящего в комнате соблазнительного самовара, используемого в будние дни, было совершенно неосуществимо. Это только две из множества так называемых "субботних проблем". Можно с уверенностью утверждать, что для общин, состоявших из ортодоксальных евреев, эти проблемы были неразрешимы без "помощи" неевреев, самое меньшее, в течение последних 800-1000 лет. Тем более верно это для "еврейского государства", в котором многие общественные службы, такие как снабжение населения водой, газом и электричеством, становятся "субботними проблемами". Классический иудаизм не просуществовал бы и недели без использования некоторого количества неевреев.

Однако использование нееврея для выполнения субботних работ - большая проблема, поскольку Талмуд запрещает евреям просить нееврея делать в субботу то, что нельзя делать им самим 47. Я опишу два из многих видов послаблений, изобретенных для таких целей.

Во-первых, была разработана система "намеков", основанная на казуистическом тезисе, согласно которому запретное требование становится дозволенным, если оно сформулировано уклончиво. Вообще говоря, "намек" должен быть туманным, но в крайнем случае дозволен и прозрачный "намек". Например, в недавно изданной брошюре, посвященной правилам соблюдения заповедей в армии, рассказывается, как израильские солдаты должны разговаривать с арабскими рабочими, нанятыми армией в качестве "субботних неевреев". В экстренных случаях, например, когда очень холодно и нужно включить отопление, или необходим свет для совершения религиозной церемонии, благочестивый солдат-еврей может использовать прозрачный "намек" и сказать арабу: "Холодно" (или "Темно")". Но обычно достаточно и туманного "намека": "Недурно, если бы здесь было потеплее" 48. Этот метод "намеков" особенно унизителен, поскольку его объектом обычно оказываются неевреи, из-за своей бедности и подчиненного общественного положения находящиеся во власти своего еврейского нанимателя. Нееврей-слуга (или араб, нанятый израильской армией), который не научится понимать туманные "намеки", будет благочестиво уволен.

Второй метод используют, когда нееврею хотят поручить не спорадическое запрещенное действие, на которое можно "намекнуть" в случае нужды, а постоянную работу без еврейского присмотра. Согласно этому методу, называемому "скрытое включение" ("хавлаа") субботы в рабочую неделю, нееврея нанимают "на всю неделю" (чаще – на весь год), не упоминая субботу в контракте. На деле нееврей работает только в субботу. В прошлом именно таким образом нанимали нееврея для того, чтобы он гасил свечи в синагоге после молитвы в канун субботы (чтобы не дать им сгореть попусту). Современные израильские примеры: регулирование подачи воды или наблюдение за резервуарами по субботам 49.

Похожая идея используется и для легализации оплаты еврейского субботнего труда. Еврею запрещено получать плату за работу в субботу, даже если сама эта работа является разрешенной. Это относится, например, к сакральным занятиям раввина или ученого талмудиста, проповедующих или обучающих в субботу, к работе кантора, который поет только по субботам и другим святым дням (когда действуют те же запреты), служки в синагоге и т.д. В талмудические времена (а в некоторых странах и несколько веков спустя) эти работы вообще не оплачивались. Но позднее, когда они превратились в оплачиваемые профессии, общины стали использовать метод "скрытого включения" - этих людей нанимали "помесячно" или "погодно". Случаи с раввином и ученым талмудистом еще запутаннее, поскольку Талмуд запрещает брать плату за проповеди и преподавание Талмуда даже в будни 50. Для них было введено дополнительное послабление, определяющее, что они получают не зарплату, а "компенсацию за безделье" ("дмэй батала"). В результате этих двух фикций оплата исключительно или преимущественно субботнего труда превратилась в компенсацию за безделье в будни.

Общественные аспекты системы послаблений (и других сходных действий), их социальная характеристика заслуживают особого упоминания.

Во-первых, основная черта системы послаблений (и классического иудаизма в той степени, в которой он основан на них) – обман. Ее назначение – обмануть, обвести вокруг пальца, прежде всего, самого Бога (если вообще стоит называть так существо, которое с такой легкостью позволяет раввинам себя надуть). Несомненно, раввины полагают, что они гораздо умнее его! Бог классического иудаизма ничем не напоминает величественного библейского Бога, описанного еврейскими пророками. Бог раввинов гораздо больше похож на греческого Зевса, которого тоже нередко водили за нос, или на богов, описанных в "Золотой ветви" Фрэзера.

В этическом плане классический иудаизм является деградирующей религиозной системой. Он переживает процесс длительного упадка, продолжающийся по сей день. Совершенная им подмена требовательной религиозной этики банальной племенной магией, сводом пустых обрядов и шаманских суеверий имеет серьезные политические и социальные последствия. Необходимо иметь в виду, что предрассудки классического иудаизма влияют на еврейскую массу в тысячу раз больше, чем те части Библии или даже Талмуда, которые имеют реальную религиозную и этическую ценность. К примеру, большинство евреев считает самым "святым" и торжественным актом в богослужебном календаре иудаизма (важном для многих евреев, весьма далеких от религии), известную молитву "Коль Нидрей". Эта молитва, произносимая в канун Йом Кипура, является декламацией бессмысленных и лживых самоувещеваний, согласно которым все личные обеты, которые будут сделаны молящимся в следующем году, заранее объявляются недействительными 51. В личной жизни сходную роль играет молитва "Кадиш", которую в дни траура произносят сыновья покойного якобы для того, чтобы души их умерших родителей попали в рай. Между тем, это простое цитирование арамейского текста, непонятного для абсолютного большинства молящихся.

Другая важная черта послаблений состоит в том, что они по большей части служат духу наживы. Сочетание лицемерия и жажды наживы пронизывает классический иудаизм насквозь. В Израиле общественное мнение начинает это осознавать. Поэтому высокопоставленные религиозные деятели - раввины и религиозные политики – имеют там очень скверное моральное реноме. Это же, до некоторой степени, относится и к большинству ортодоксальных евреев, снискавшим репутацию людей двуличных и алчных. Разумеется, общественное мнение (часто основанное на предубеждении) не может подменить собой объективный социальный анализ. Тем не менее, мало кто оспаривает тот факт, что ведущие религиозные деятели, действующие под разлагающим влиянием ортодоксального иудаизма, склонны к жульничеству и взяткам,. Поскольку в общественной жизни Израиля религия - лишь одна из активных социальных сил, ее влияние на широкие массы намного меньше, чем на раввинов и активистов религиозных партий. Порядочные израильские религиозные евреи (а многие из них, несомненно, таковы) честны не благодаря влиянию религии и раввинов, а вопреки ему. С другой стороны, в тех сферах жизни Израиля, которыми находятся под контролем религиозные круги, уровень жульничества, алчности и продажности далеко выходит за рамки, терпимые в нерелигиозном обществе.

 

В главе 4-й мы увидим, каким образом власть наживы в классическом иудаизме связана со структурой средневекового еврейского социума и ролью евреев в нееврейском обществе, среди которого они жили в "классический" период. Здесь я просто хочу отметить, что неизбывная жажда наживы характерна не для всех периодов иудаизма. Только платоническая концепция, гоняющаяся за метафизической, вневременной "сущностью" иудаизма вместо того, чтобы проанализировать исторические этапы развития еврейского общества, может это обстоятельство игнорировать. Именно эта концепция, автоматически подтверждающая т.н. "исторические права" еврейского народа на Палестину, антиисторически выведенные из Библии, всемерно поощряется сионизмом. Апологеты иудаизма утверждают, не без некоторых оснований, что Библия враждебна наживе, а Талмуд к ней безразличен. При этом они "забывают" о том, что и Библия, и Талмуд были составлены в совершенно иных, "неклассических" социальных условиях, в период, когда еврейские общины жили сельским хозяйством и состояли, в основном из крестьян. Эти древние общины не имели ничего общего с еврейскими общинами периода классического иудаизма.

В 5-й главе мы подробно рассмотрим враждебное отношение классического иудаизма к неевреям. Еще более важной является другая его социальная черта - мотивированная жаждой наживы легитимизация обмана богатыми евреями своих ближних - бедных евреев. Именно для этого были введены послабления, сделавшие законным взимание процентов по займам. Я должен признать, несмотря на мое отрицательное отношение к марксизму как к философии и социальной теории, что Маркс был прав, охарактеризовав в своих статьях иудаизм как "движимый стяжательством". Разумеется, это определение может относиться лишь к знакомому Марксу классическому иудаизмом, который в дни его молодости уже начал разлагаться. Маркс сформулировал его внеисторично, не приведя доказательств; скорее всего, он пришел к нему чисто интуитивно, однако марксова интуиция в данном случае - и с должными историческими ограничениями - верна.

Глава 4. Тяжесть истории

Многочисленные попытки создать модель – безразлично, социальную или мистическую – еврейского социума или иудаизма "как таковых" породили горы чепухи. Такая модель попросту невозможна, поскольку социальная структура еврейского народа и идеология иудаизма менялись с течением времени. Их историю можно разделить на четыре основные эпохи.

(1) Древние царства Израиль и Иудея до разрушения первого Храма (587 г. до н.э.) и вавилонское пленение. Большая часть Ветхого Завета посвящена этому периоду, хотя его основные книги, включая Пятикнижие, были составлены позже. В социальном плане эти царства были похожи на соседние государства Палестины и Сирии, и, как показывает внимательное чтение пророков - сходным образом отправляли свои религиозные культы 52.Идеи, ставшие типичными для позднейшего иудаизма – в том числе, этнический сегрегационизм и сакральная исключительность - в этот период разделялись только священнослужителямии и пророками, чье влияние в обществе зависело от поддержки царей.

(2) Два центра - Палестина и Месопотамия - между первым возвращением из вавилонского пленения (537 г. до н.э.) до приблизительно 500 г. н.э. Характеризуется существованием двух самостоятельных еврейских общин, занимающихся, в основном земледелием, в которых еврейская религия, ранее разработанная священниками и писцами, насаждалась властями (поначалу властями Персидской империи). Книга Эзры содержит описание деятельности Эзры, священника, "изощренного в законе моисеевом", которого царь Артаксеркс Персидский поставил "установить правителей и судей" среди евреев в Палестине, так что "кто бы ни осмелился не соблюдать закон божий и закон царский, да свершится над ним правосудие скорое, будь то смерть, или изгнание, или конфискация имущества, или заключение" 53. Из книги Нехемии - виночерпия царя Артаксеркса, назначенного правителем Иудеи с еще большими полномочиями - видно до какой степени иностранное (сегодня сказали бы "империалистическое") принуждение ответственно за внедрение еврейской религии – равно как и за ее двухтысячелетнюю эволюцию.

В обоих центрах еврейская автономия просуществовала в течение большей части десятивековой эпохи, причем всякие отклонения от религиозной ортодоксии подавлялись. Исключение составили периоды, когда сама религиозная аристократия оказывалась "зараженной" эллинизмом (между 300 и 166 гг. до н.э. и затем в период Ирода Великого и его наследников от 50 г. до н.э. до 70 н.э.), или когда в ней по какой-то причине происходил раскол (например, разделение на две основные "партии" - фарисеев и саддукеев - возникшее около 140 г. до н.э.). Однако как только одно из течений побеждало, оно начинало использовать машину подавления, созданную еврейской автономией (или в течении короткого периода, – независимым еврейским государством), для насаждения своих религиозных взглядов.

Большую часть этой эпохи, особенно в период между распадом Персидской империи и 200 г. н.э., евреи, живущие вне указанных центров, были свободны от принудительного исполнения правил еврейской религии. Среди папирусов, найденных в Элефантине (Верхний Египет) есть письмо, датированное 419 г. до н.э. и содержащее указ персидского царя Дария Второго, обязывавший египетских евреев соблюдать законы Песаха 54. Но эллинистические царства, римская республика и ранняя Римская империя не знали религиозного принуждения. Свобода, которой эллинизированные евреи наслаждались за пределами Палестины, привела к созданию еврейской литературы, написанной по-гречески (и полностью отвергнутой иудаизмом; ее остатки сохранила для нас христианская церковь) 55. Само возникновение христианства оказалось возможным из-за относительной свободы, которой пользовались еврейские общины вне этих двух центров. Деяния апостола Павла особенно примечательны: в Коринфе (Греция), где местная еврейская община обвинила его в ереси, римский наместник Гало отказался рассматривать обвинение, ибо не желал "быть судьей в таких вопросах" 56, но в Иудее наместник Фестус считал себя обязанным принять участие в юридическом разрешении религиозного внутриеврейского спора 57.

Период терпимости закончился около 200 г. н.э., когда еврейская религия, развившаяся в Палестине, была навязана римскими властями всем евреям империи.

 

(3) Классический иудаизм, который мы обсудим ниже 58.

(4) Современность, характеризующаяся распадом тоталитарной еврейской общины и ее власти, равно как и попытками восстановить их. Из этих попыток самая важная - сионизм. Этот период начался в Голландии в 17-м веке, во Франции и Австрийской империи (кроме Венгрии) - в конце 18-го века, в большинстве других европейских стран - в середине 19-го века, в ряде исламских стран - в 20-м веке. (Йеменские евреи и в 1948 году еще находились в средневековом "классическом" периоде). Об этом мы поговорим позднее.

Между вторым и третьим периодом (классическим иудаизмом) - разрыв в несколько веков, о еврейской истории которых мы знаем очень мало, причем исключительно из внешних (нееврейских) источников. В странах латинского христианства не сохранилось никаких письменных еврейских источников вплоть до середины 10-го века. Собственно еврейская информация, в основном, религиозная литература, становится более обильной только в 11-м и особенно в 12-м веке. До этого мы полностью зависим от римских, а позднее - христианских источников. В исламских странах этот разрыв гораздо меньше, но, все равно, нам мало что известно об еврейских общинах этих стран вплоть до 800 года, равно как и об изменениях, происшедших в них за три столетия.

Основные черты классического иудаизма 59

Оставим в стороне эти "темные века" и рассмотрим период между 1000 и 1200 годом, о котором у нас вполне достаточно информации. Мы располагаем обширными данными обо всех важнейших еврейских центрах того времени, восточных и западных, причем эти данные получены как из внешних, так и из внутренних источников. Классический иудаизм, сформировавшийся в этот период, очень мало изменился с тех пор, и (в обличье ортодоксального иудаизма) и сегодня остается серьезной силой.

Как можно охарактеризовать этот классический иудаизм и каковы его социальные отличия от ранних видов иудаизма? Я нахожу три главные черты-отличия.

(1) В классической еврейской общине больше нет крестьян; в этом - ее глубочайшее отличие от ранних еврейских общин в Палестине и Месопотамии. Нам сегодня нелегко понять, насколько это важно. Мы должны ясно представить себе, что такое крепостное право, насколько огромной была в те времена разница в уровне грамотности, не говоря об образовании, между городом и деревней, какой неизмеримо большей свободой пользовалось маленькое меньшинство не-крестьян. Поэтому в течение всего классического периода евреи, несмотря на притеснения, которым они подвергались, принадлежали к привилегированным классам. Еврейская историография, особенно англоязычная, тем сильнее сбивает читателя с толку, чем больше она сосредоточивается на еврейской бедности и антиеврейской дискриминации. И то, и другое действительно имело место, но даже беднейший еврейский разносчик, ремесленник, слуга или мелкий священнослужитель были социально гораздо выше (и гораздо богаче) крепостного. Это было особенно верно в тех европейских странах, где крепостное право просуществовало до 19-го века частично или в полностью: в Пруссии, Австрии, Польше и на польских землях, захваченных Россией. Вовсе не случайно, что до начала великой еврейской миграции (около 1880 г.) большинство евреев жили именно в этих странах и их главная социальная роль состояла в экономическом посредничестве, иными словами – в участии в угнетении крепостных крестьян дворянами и короной.

Именно поэтому классический иудаизм выражал ненависть и презрение к земледелию как занятию и к крестьянам как классу даже в большей степени, чем к остальным неевреям - ненависть, аналога которой я не нахожу в других обществах. Это ясно любому, знакомому с идишской или ивритской литературой 19-20 веков 60.

Большая часть восточноевропейских евреев-социалистов (в особенности членов исключительно или по преимуществу еврейских партий или фракций) виновны, самое меньшее, в том, что они никогда не указывали на это позорное явление. На самом деле, многие из них сами запятнаны свирепой ненавистью к крестьянам, унаследованной от классического иудаизма.

Конечно, сионистские "социалисты" виновнее других, но и их соперники, такие, как Бунд, были немногим лучше. Типичный пример - противодействие последних созданию крестьянских кооперативов, поддержанных католическими священниками, под предлогом борьбы с антисемитизмом. Отрицательное отношение евреев к крестьянству не исчезло по сей день, оно проявляется в расистских взглядах многих еврейских "диссидентов" в СССР, в уходе от обсуждения этой проблемы многими еврейскими социалистами, например - Исааком Дойчером (известный левый историк, биограф Троцкого - пер.). Расистская пропаганда "превосходства еврейской нравственности и ума" (на ниве которой отличились многие еврейские социалисты) естественно связана с недостатком сострадания к участи большей части человечества, особенно угнетенной в последнюю тысячу лет - крестьян.

(2) Классическая еврейская община чрезвычайно зависела от королей или феодальных владык. В следующей главе мы рассмотрим характер еврейского отношения к неевреям, и, в частности, правило, обязывавшее евреев клеветать на неевреев и воздерживаться от похвалы им или их обычаям. Из этого правила делалось одно и только одно важное исключение – по отношению к нееврейскому королю или владетельному князю. Короля прославляют, за него молятся, ему подчиняются не только в светских, но и в некоторых духовных вопросах. Еврейские врачи, которым запрещалось спасать жизнь обычного нееврея (во всяком случае, в субботу), были обязаны прилагать все усилия для исцеления властных пациентов. Это отчасти объясняет, почему короли и знать, папы и епископы часто заводили врачей-евреев. И не только врачей. На еврейских сборщиков налогов и пошлин или (в Восточной Европе) управляющих поместьями можно было полностью положиться: они добросовестно трудились на благо короля или барона, чего не всегда можно было ждать от христианина.

Юридический статус еврейской общины в период классического иудаизма обычно основывался на "привилегии" - грамоте, дарованной королем, князем, (или, как в Польше после 16-го века - могущественным помещиком) еврейской общине и подтверждающей ее автономию - т.е. дающей право раввинам управлять остальными евреями. Важная часть такой привилегии, восходящей к поздней Римской империи - создание института еврейской священнической собственности, которая, точь-в-точь как доходы христианских священников в средние века, освобождалась от уплаты налогов королю. При этом раввинам позволялось облагать еврейскую общину налогами в свою пользу. Стоит заметить, что упомянутая выше сделка между поздней Римской империей и раввинами на сто лет опережает такую же привилегию, дарованную императором Константином Великим и его наследниками христианским священникам.

 

Приблизительно с 200 года н.э. и до начала 5-го века юридический статус евреев в Римской империи был следующим. Наследственный еврейский патриарх (живший в Тверии, в Палестине) был весьма высокопоставленным лицом в официальной имперской иерархии и официальным главой всех евреев империи 61. Патриарх имел имперское звание "вир иллюстрис" (что-то вроде "блистательный муж" на латыни - пер.) – то же, что и консулы, высшие военачальники империи и главные министры двора. Более высокий ранг имели только члены императорской семьи. Фактически "Иллюстриоус патриарх" (как он именовался в императорских указах) превосходил рангом наместника Палестины. Император Феодосий Первый Великий, благочестивый христианин, казнил назначенного им самим наместника за оскорбление патриарха.

В то же время все раввины, которых утверждал патриарх, были освобождены от самых тяжелых римских налогов и пользовались рядом официальных привилегий. Вдобавок, патриарх имел право облагать евреев налогами и управлять ими, взымая с них штрафы, подвергая их бичеванию и другим наказаниям. Он использовал свою власть для подавления еврейских ересей и (как мы знаем из Талмуда) для преследования еврейских проповедников, обвинявших его в обложении евреев-бедняков в свою пользу.

Мы знаем из еврейских источников, что освобожденные от налогов раввины использовали отлучение от общины и другие наказания, чтобы поддержать религиозную гегемонию патриарха. Известно, в основном, из косвенных источников, что многие еврейские крестьяне и городская беднота ненавидели раввинов, а те относились к еврейским беднякам (обычно называемым "невеждами") с величайшим презрением. Тем не менее, этот колониальный порядок просуществовал очень долго, ибо за ним стояла мощь Римской империи.

Сходные соглашения заключались в эпоху классического иудаизма практически во всех странах. Их реальный характер зависел, однако, от размера общины. Если евреев было мало, внутри общины обычно не возникало серьезного социального расслоения; в таких случаях она, как правило, состояла из состоятельных евреев, большинство которых получало талмудическое образование. Но там, где число евреев возрастало, возникал многочисленный класс еврейской бедноты и, в противовес ему, - класс раввинов, в союзе с еврейскими богачами угнетавший евреев-бедняков как в своих собственных интересах, так и в интересах государства - то есть короля и знати.

Именно такой была, например, ситуация в Польше до 1795 года. Мы будем говорить о ней ниже. В данный момент важно отметить, что появление больших еврейских общин вызвало глубокое расслоение между высшим классом евреев (раввинами и богачами) и еврейскими массами. Это расслоение достигло апогея в 18-м веке и продолжалось в 19-м. Пока еврейская община имела власть над своими членами, зарождающиеся бунты бедноты, которой приходилось нести основное бремя налогов, подавлялись открытым насилием со стороны еврейского "самоуправления" и религиозной власти.

Таким образом, в классический период (как и в новейшее время) раввины являлись самыми преданными (а то и рьяными) сторонниками существующих социальных и политических режимов, причем чем реакционнее были режимы, тем активнее раввины их поддерживали.

(3) Община времен классического иудаизма активно противостояла окружавшему ее нееврейскому обществу за исключение короля (или знати, если власть принадлежала ей). Это подробно описано в главе 5.

Сумма этих трех социальных факторов неплохо объясняет историю классического иудаизма в христианских и мусульманских странах.

 

Положение евреев было особенно благоприятно при сильной власти, сохранявшей феодальные черты, в условиях, когда национальное сознание окружающих народов еще не начало формироваться. Они превосходно себя чувствовали в Польше до 1795 года или в испанских королевствах до второй половины 15-го века, то есть там, где формирование мощной национальной феодальной монархии было временно или окончательно приостановлено. Фактически, классический иудаизм процветал при сильной власти, оторванной от большинства низших классов; при таких режимах евреи выполняли одну из функций среднего класса, хотя и в зависимой форме. Именно поэтому им противостояло не только крестьянство (чья оппозиция была малосущественна, если забыть о редких бунтах), но, что более важно – постепенно усиливавшийся нееврейский средний класс европейских стран и плебейская часть служителей культа. Защищали их высшие священники и знать. Но в тех странах, где феодальная анархия была подавлена, а знать, войдя в союз с королем (и с частью буржуазии), стала участвовать в управлении государством, принявшем национальную или прото-национальную форму, положение евреев ухудшалось.

Эта общая схема, пригодная как для мусульманских, так и для христианских стран, сейчас будет проиллюстрирована.

Англия, Франция и Италия

Поскольку первый период пребывания евреев в Англии был весьма коротким и совпал с образованием английской национальной феодальной монархии, рассмотрим его в рамках приведенной выше схемы. Евреи прибыли в страну с Вильгельмом Завоевателем как часть франкоговорящего нормандского правящего класса. Их основным занятием было финансирование феодалов, духовных и светских, которые иначе не могли выплачивать свои феодальные повинности (бывшие в Англии особенно тяжелыми и взымавшиеся жестче, чем в любой другой европейской монархии). Величайшим покровителем евреев был Генрих Второй; принятие Великой Хартии Вольностей стало началом их упадка, продолжавшегося в период борьбы баронов с Генрихом Третьим. Временное разрешение этого конфликта при Эдуарде Первом, создание парламента и переход к постоянному налогообложению привели к изгнанию евреев.

Сходным образом, французские евреи процветали во время образования сильных феодальных уделов 11-12 веков, включая и королевский удел. Их наибольшим покровителем среди капетингских королей был Людовик Седьмой (1137-1180), несмотря на его глубокое и искреннее христианство. В это время французские евреи считали себя рыцарями (феодалами низшего ранга - шевалье - пер.). Их выдающийся руководитель рабейну Там рекомендовал евреям никогда не принимать приглашения феодала поселиться в его уделе, если им не будут предоставлены те же привилегии, что и другим рыцарям. Ухудшение положения евреев началось при Филиппе Втором Августе, который создал политический и военный союз короны с поднимающимися городами. При Филиппе Четвертом Красивом, который созвал первые общефранцузские Генеральные Штаты, чтобы добиться поддержки сословий против папы, их влияние сошло на нет. Окончательное изгнание евреев из Франции тесно связано с утверждением королевского налогообложения и общенационального характера монархии.

Можно привести сходные примеры из истории других европейских стран, где евреи жили в тот период. Оставив христианскую Испанию и Польшу для более подробного обсуждения, отметим, что в Италии, где многие города были независимыми республиками, прослеживается та же закономерность. Евреи особенно процветали в папских владениях, в феодальных Сицилии и Неаполе (до их изгнания, по приказу испанцев, около 1500 года) и в феодальных уделах Пьемонта. Но в могущественных независимых торговых городах, вроде Флоренции, их число было незначительным, а роль - маловажной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.