Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые распространенные выгоды, предоставляемые вредными привычками 5 страница




Тим позвонил, чтобы записаться на прием, и сказал, что нуждается в лечении под гипнозом по поводу межличностных проблем и для того, чтобы “привести в порядок мою жизнь”. Он отказался прийти с кем-либо еще, женой или подругой, чтобы вместе проходить психотерапию. Тим был очень смущен и расстроен из-за двух женщин в его жизни и ребенка. Жена требовала, чтобы он к ней вернулся. Его подруга настаивала, чтобы он получил развод и женился на ней. Тим говорил, что хочет быть ближе к своему сыну, но не может, пока не знает, что будет дальше. Тим чувствовал себя очень расстроенным, виноватым и был встревожен своим положением.

Тим сообщил, что выпивает в день от 4 до 12 пинт пива, а иногда больше и все меньше времени уделяет своему делу. Тим сказал, что пьет пиво с подросткового возраста. Он соглашался с тем, что пьет много, но возражал против того, чтобы его называли алкоголиком, так как никогда прежде не лечился от алкоголизма или по поводу психических расстройств.

На первом сеансе я выслушал историю жизни Тима и затратил время на подстройку к нему. Я чувствовал тошнотворный запах перегара и предупредил, что деньги за прием возьму, но не стану принимать его, если когда-либо перед сеансом замечу признаки употребления им алкоголя. Я сказал, что помогу навести порядок в его жизни, но сначала Тим должен прекратить пить и вести трезвую жизнь. Я говорил о том, что часто можно наблюдать, как люди гораздо эффективнее справляются со своими проблемами, когда бросают пить. Тим признал, что он устранялся от решения своих проблем и “топил свое горе в пиве”. Он утверждал, что много раз прежде прекращал пить и настаивал, что мог бы сделать это снова самостоятельно. Тим согласился принять обязательство вести трезвую жизнь в течение шести месяцев.

Когда я попросил Тима назвать некоторые запущенные им дела, он упомянул ведение отчетности своего предприятия. Поэтому в конце первого сеанса я дал ему указание навести порядок в деловой документации к нашей следующей встрече. Конечно, это было метафорическое указание, относящееся к жизни Тима.

На втором сеансе, состоявшемся через неделю, Тим сообщил, что он был трезвым с нашего первого сеанса и навел порядок у себя на работе. В связи с этим он испытывал положительные чувства и более оптимистично смотрел на перспективы решения проблем в своей жизни. Тим также сказал, что думал о разговоре, который состоялся у нас неделю назад, и пришел к решению, что он, вероятно, все же алкоголик. Тогда я попросил Тима посетить на следующей неделе два собрания Анонимных алкоголиков в различных местах и с разными участниками, и он нехотя на это согласился. Тим объяснил, что он гордится тем, что самостоятелен в своих делах и что обращение ко мне за помощью весьма необычно для него.

На втором сеансе я давал Тиму объяснения о гипнозе и трансе и ввел его в состояние транса с помощью структурированного наведения (воображаемый спуск в лифте с десятого этажа на первый и выход из него в его “любимое место”), сопровождаемого “разговорным шумом”. Когда Тим находился в трансе, я дал ему прямое внушение заниматься самогипнозом дважды в день, используя для наведения воображаемый лифт. С помощью косвенной техники я установил терапевтические потенциалы (чтобы помочь Тиму прийти к решениям в его личной жизни), говоря о рынке ценных бумаг (чем Тим интересовался, и поэтому это было подстройкой к нему) и как иногда бывает важно “держать” акцию, а иногда важно “отпустить” ее и вложить средства во что-нибудь другое, и что часто такое решение принять трудно.

Третий сеанс состоялся через десять дней. Тим сообщил, что, хотя ему очень хотелось выпить, он соблюдал трезвость, регулярно с успехом входил в состояние транса и посещал собрания Анонимных алкоголиков. Однако Тим выражал недовольство этими собраниями и настаивал на том, что он может самостоятельно вести трезвую жизнь. На этом сеансе я начал проводить рефрейминг (см. главу 6), который был завершен на четвертом сеансе неделю спустя. Тим стал осознавать, что часть его бессознательной психики, ответственная за выпивки, “испытывала страх стать взрослым и взять на себя всю ответственность в связи с этим” и “просто хотела, чтобы он приятно провел время”. Основная выгода, получаемая от выпивки, состояла в самоуспокоении чувств неудобства и вины, которые Тим испытывал перед женой и подругой, и в избегании ответственности, которая была связана с принятием решения относительно его личной жизни. В качестве альтернативы Тим решил продолжать заниматься самогипнозом, чтобы успокаивать себя и принять необходимое решение относительно личной жизни. Во время рефрейминга я утилизировал якорь силы, чтобы помочь Тиму говорить “нет” алкоголю в соответствующих будущих ситуациях (например, во время ланча, после работы, во время просмотра футбольного матча по телевизору).

На пятом сеансе, состоявшемся через две недели, Тим сказал мне, что все еще соблюдает трезвость, регулярно занимается самогипнозом и проводит целый день на работе, занимаясь делами. Он сказал, что обнаружил способность спонтанно погружаться в транс, и поэтому не нуждается в наведении, представляя спуск в лифте. На этом сеансе Тим также информировал меня, что решил развестись со своей женой Эллен. Он сказал, что любит Мэри, проводит больше времени с Джозефом и чувствует свою близость с ним и хотел бы продолжать так жить. Тим сказал, что очень беспокоится из-за разговора с Эллен и просит моей помощи. Во время транса я попросил его представить себе разговор с Эллен и тогда привел в действие якорь силы (см. главу 3), который был установлен раньше. Через несколько дней Тим сказал Эллен о своем решении.

Шестой сеанс, состоявшийся двумя неделями позже, не содержал заметных событий. На седьмом сеансе, проводившемся спустя еще две недели, Тим с раскаянием сообщил мне, что выпил в прошедший уик-энд. Он рассказал, что в пятницу к нему на работу зашел старый приятель и предложил выпить немного пива. Тим объяснил, что хотел вознаградить себя за свои успехи и доказать себе, что он может выпить две-три пинты пива и остановиться на этом. Вместо этого Тим выпил 15 пинт и пришел домой в три часа ночи. На следующий день он чувствовал себя очень виноватым, и Мэри была расстроена тем, что он напился и пришел домой так поздно. Тим поступил в этой ситуации, как он обычно это делал, то есть напился снова и в следующий вечер. Мы вместе обсудили все эти события с точки зрения того, какой урок для себя Тим мог бы извлечь из происшедшего. Часть нашего обсуждения заключалась в объяснении Тиму, что его пьянство в уик-энд служит примером явления “потери контроля”, часто проявляющимся при алкоголизме. В результате своего рецидива Тим выразил более искреннее убеждение, что он в самом деле алкоголик и нуждается в отказе от спиртного.

Оглядываясь назад, я понял, что мне следовало настроиться, так как терапия Тима проходила “слишком гладко” и что я, возможно, мог каким-то способом помешать возникновению рецидива. Я, вероятно, был в состоянии использовать некоторые техники косвенного воздействия, описанные в главе 4. Например, я мог упомянуть гибельные результаты, которые возникали, когда другие пациенты, имевшие удовлетворительный прогноз, начинали думать, что они могли пить, сохраняя контроль за этим.

По моей просьбе Тим согласился привести свою подругу Мэри на следующий сеанс. Он также согласился снова посещать собрания Анонимных алкоголиков. Я сказал, что его активное участие во встречах Анонимных алкоголиков помогло бы мне быть более спокойным за него, когда мы с ним будем реже встречаться, а также после завершения терапии.

На восьмой сеанс, через девять дней, Тим пришел вместе с Мэри и сообщил, что посетил три собрания Анонимных алкоголиков. Он также заявил, что более спокойно относится к активному участию в этой деятельности. Тим, Мэри и я обсуждали их взаимоотношения и алкоголизм Тима. Много внимания было уделено тому, как каждый из них мог бы лучшим образом вести себя в ситуации, когда несколько недель назад Тим напился. Я предложил Мэри, чтобы она участвовала в собраниях членов семей алкоголиков, и получил согласие.

На девятом сеансе, через две недели, Тим и я обсуждали, что произошло в его жизни, и занимались гипнотической работой. В общем, работа была направлена на усиление позитивных результатов, достигнутых Тимом, и на внушение еще большей силы и большего контроля. Тим вел трезвую жизнь после своего рецидива, регулярно проводил самогипноз и посещал в среднем три собрания Анонимных алкоголиков каждую неделю. Мэри посещала одно собрание членов семей алкоголиков в неделю, и они с Тимом хорошо ладили между собой.

Через две недели, на десятом сеансе, Тим сказал мне, что Мэри спрашивает, когда они поженятся. Тим предложил — через шесть месяцев, и она согласилась. Но когда я спросил его об основаниях для шестимесячного ожидания, Тим не смог ничего объяснить, и было ясно, что это отражало его тенденцию избегать принятия ответственности. По собственной инициативе Тим решил удивить Мэри своим новым решением жениться скорее, и это событие произошло через три недели.

Я продолжал видеть Тима, постоянно увеличивая интервалы между приемами, пока, наконец, терапия не завершилась на четырнадцатом сеансе. Хотя Мэри прекратила посещать собрания членов семей алкоголиков, Тим продолжал активно участвовать в собраниях Анонимных алкоголиков. Часть последнего сеанса была посвящена гипнотической работе, во время которой я поблагодарил Тима и особенно его бессознательную психику и провел внушение для продолжения его роста. Вот запись части этой коммуникации.

 

“Тим, я знаю, что вам не нужны мои благодарности, но я хочу поблагодарить вас и все части вашей психики, особенно вашу бессознательную психику, за коммуникацию и за все хорошее, что вы сделали для себя самого. Все, что вы пережили здесь, останется в вашей бессознательной психике, даже если ваша сознательная психика сможет это забыть. Когда бы это вам ни потребовалось, ваша бессознательная психика напомнит сознательной все, что является важным. Я хотел бы сказать, что вы можете научиться гораздо большему, чем понимает ваше сознание, и все, чему вы научились, будет помогать вам в дальнейшем. Вам, возможно, было бы интересно узнать, как много полезного и какими разными путями вы приобрели”.

 

Через полгода после окончания терапии я получил от Тима сообщение, что он отметил годовщину с момента, как бросил пить. Он активно участвовал в деятельности общества Анонимных алкоголиков, открыл еще один пункт химчистки, и они с Мэри ожидали рождения второго ребенка.

10. ИСТИНА

В главе 1 мы заявили, что не знаем никакой другой истины, кроме наших собственных реальностей. Возможно, это утверждение было одной из наших хорошо известных “терапевтических выдумок”.

Поскольку вы прочитали уже так много, вам, может быть, интересно, что у авторов в общей сложности имеется четверо биологических детей, еще четверо детей наших жен, и мы не ограничимся этим. Будучи отцами, мы хотим знать некие истины, чтобы преподать их своим детям. Вот пять таких истин, приобретенных нами в жизни!

Если сомневаешься, иди вперед.

Будь упорным и не ленись.

Если у тебя что-то чешется, почешись!

Ты никогда не будешь слишком стар для того, чтобы сидеть на коленях у своего отца.

Никогда не заканчивай писать книгу в полнолуние.

 

Вы, может быть, сомневаетесь, считаем ли мы действительно эти истины жизненно важными. Сомневайтесь!

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D. (1982). Hypnosis and sex therapy. New York: Brunner/Mazel.

Bach, R. (1977). Illusions. New York: Dell.

Bandler, R., & Grinder, J. (1975). The structure of magic (Vol. 1). Palo Alto, CA: Science and Behavior Books.

Bandler, R., & Grinder, J. (1982). Frogs into princes. Moab, UT: Real People Press.

Bandler, R., & Grinder, J. (1982). Re framing: Neuro-Unguistic programming and the transformation of meaning. Moab, UT: Real People Press.

Bandler, R., Grinder, J., & Satir, V. (1976). Changing with families. Palo

Alto, CA: Science and Behavior Books.

Barber, J. (1980). Hypnosis and the unhypnotizable. American Journal of Clinical Hypnosis, 23 (1).

Barber, J., & Adrian, C. (Eds.) (1982). Psychological approaches to the management of pain. New York: Brunner/Mazel.

Bateson, G. (1972). Steps to an ecology of mind. New York: Ballantine Books.

Bateson, G. (1979). Mind and nature: A necessary unity. New York: Dutton.

Bettelheim, B. (1975). The uses of enchantment. New York: Random House.

Cameron-Bandler, L. (1978). They lived happily ever after. Cupertino, CA: Meta Publications.

Conrad, P., & Schneider, J. (1980). Deviance and medicalization.— From, badness to sickness. St. Louis: C. V. Mosby.

Dilts, R., Grinder, J„ Bandler, R., Bandler, L., & DeLozier, J. (1980). Neuro-linguistic programming: The study of the structure of subjectiue experience (Vol. 1). Cupertino, CA: Meta Publications.

Erickson, M. H. (1980). The collected papers of Milton H. Erickson on hypnosis (4 vols.). Ernest L. Rossi (Ed.). New York: Irvington.

Erickson, M. H. (1983). Healing in hypnosis. New York: Irvington.

Erickson, M. H„ Hershman, S., & Secter, 1. (1981). The practical application of medical and dental hypnosis. Chicago: Seminars of Hypnosis.

Erickson, M. H„ & Rossi, E. L. (1979). Hypnotherapy: An exploratory casebook. New York: lrvington.

Erickson, M. H., & Rossi, E. L. (1980). Experiencing hypnosis. New York: Irvington.

Erickson, M. H., Rossi, E. L„ & Rossi, S. 1. (1976). Hypnotic realities: The induction of clinical hypnosis and forms of indirect suggestion. New York: Irvington.

Farrelly, F„ & Brandsma, J. (1974). Provocative therapy. Cupertino, CA: Meta Publications.

Fisch, R., Weakland, J., & Segal, L. (1982). The tactics of change: Doing therapy briefly. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

Fromm, E., & Shor, R. (1979). Hypnosis: Developments in research and new perspectives. New York: Aldine.

Gardner, G., & Oiness, K. (1981). Hypnosis and hypnotherapy with children. New York: Grune and Stratton.

Gilman, A. G., Goodman, L., & Gilman, A. (Eds.) (1980). Goodman and Oilman’s thepharmacological basis of therapeutics (6th ed.). New York: Macmillan.

Goodheart, R. & Shils, M. (1980). Modem nutrition in health and disease (6th ed.). Philadelphia: Lea and Ferbiger.

Gordon, D. (1978). Therapeutic metaphors. Cupertino, CA: Meta Publications.

Gordon, D., & Meyers-Anderson, M. (1981). Phoenix: Therapeutic patterns of Milton H. Erickson. Cupertino, CA: Meta Publications.

Grinder, J., & Bandler, R. (1981). Trance-formations: Neurolinguistic programming and the structure of hypnosis. Moab, UT: Real People Press.

Grinder, J., DeLozier, J., & Bandler, R. (1977). Patterns of the hypnotic techniques of Milton H. Erickson, M.D. (Vol. II). Cupertino, CA: Meta Publications.

Haley, J. (1963). Strategies of psychotherapy. New York: Grune and Stratton.

Haley, J. (Ed.) (1967). Advanced techniques of hypnosis and therapy: Selected papers of Milton H. Erickson, M.D. New York: Grune and Stratton.

Haley, J. (1973). Uncommon therapy: The psychiatric techniques of Milton H. Erickson, M.D. New York: Norton.

Haley, J. (1976). Problem solving therapy. New York: Harper and Row.

Haley, J. (1984). Ordeal therapy. San Francisco, CA: Jossey-Bass.

Hoffman, L. (1981). Foundations of family therapy. New York: Basic Books.

Hoffman, F. (1983). A handbook on drug and alcohol abuse: The biomedical aspects (2nd ed.). New York: Oxford University Press.

Jaffe, J. H. (1980). Drug addiction and drug abuse. In A. G. Gilman, L. Goodman & A. Gilman (Eds.), Goodman and Oilman’s the pharmacological basis of therapeutics, (6th ed.). New York: Macmillan.

Jaffe, J., Peterson, R., & Hodgson, R. (1979). Addictions: Issues and answers. New York: Harper and Row.

Jellinek, E. (1960). Disease concept of alcoholism. New Haven: United Printing Service.

King, M„ Novik, L., & Citrenbaum, C. (1983). Irresistible communication: Creative skills for the health professional. Philadelphia: W. B. Saunders.

Kroger, W. S. & Fezier, W. D. (1976). Hypnosis and behavior modification: Imagery conditioning. Philadelphia: Lippincott.

Lankton, S. R., & Lankton, C. H. (1983). The answer within: A clinical framework of Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Lustig, H. (1975). The artistry of Milton H. Erickson, M.D. (Part I and II) [Videotape]. Haverford, PA: Herbert S. Lustig, M.D., Ltd. Nietzsche, F. (1968a). Letters. In W. Kaufman (Trans.), The portable Nietzsche.. Princeton: Princeton University Press.

Nietzsche, F. (1968b). Twilight of the idols. In W. Kaufman (Trans.), The portable Nietzsche. Princeton: Princeton University Press.

Rosen, S. (1982). My voice will go with you: The teaching tales of Milton H. Erickson. New York: Norton.

Springer, S., & Deutsch, G. (1981). Left brain, right brain. San Francisco: Freeman.

Steiner, C. (1971). Games alcoholics play. New York: Grove Press. Stolzenberg, G. (1984). Can an inquiry into the foundations of mathematics tell us anything interesting about mind? In P. Watziawick (Ed.), The invented reality. New York: Norton.

Teitelbaum, M. (1965). Hypnosis induction techniques. Springfield, IL: Charles C. Thomas.

Valle, R„ & King, M. (1978). Existential-phenomenological alternatives for psychology. New York: Oxford University Press.

Watzlawick, P. (1976). How real is real? New York: Random House.

Watzlawick, P. (1978). The language of change. New York: Basic Books.

Watzlawick, P. (1983). The situation is hopeless, but not serious: The pursuit of unhappiness. New York: Norton.

Watzlawick, P. (1985). Hypnotherapy without trance. In J. K. Zeig (Ed.), Ericksonian psychotherapy. Volume 1: Structures. New York: Brunner/Mazel.

Watzlawick, P., Beavin, J., & Jackson, D. (1967). Pragmatics of human communication. New York: Norton.

Watzlawick, P., Weakland, J., & Fisch, R. (1974). Change: Principles of problem formation and problem resolution. New York: Norton.

Weeks, G„ & L’Abate, L. (1982). Paradoxical psychotherapy: Theory and practice with individuals, couples, and families. New York: Brunner/Mazel.

Weitzenhoffer, A. (1980). Hypnotic susceptibility revisited. American Journal of Clinical Hypnosis, 22 (3).

Whitfield, С., Thompson, G., Lamb, A., Spencer, V., Pfiefer, M„ & Browning-Ferrando, M. (1978). Detoxification of 1,024 alcoholic patients without psychoactive drugs. Journal of the American Medical Association, 239 (14), 1409—10.

Yapko, M. (1983). A comparative analysis of direct and indirect hypnotic communication styles. American Journal of Clinical Hypnosis, 24: 270—276.

Zeig, J. (Ed.) (1980). A teaching seminar with Milton H. Erickson, M.D. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (Ed.) (1982). Ericksonian approaches to hypnosis and psychotherapy. New York: Brunner/Mazel.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Терапия, создающая “ситуации без неудач”.

Предисловие А.Ф. Радченко...................................... 5

 

Введение.......................................................................................................................... 8

 

1. СИСТЕМА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ............................................................................ 11

Терапевтические стратегии...................................................................................... 15

Проблема контроля................................................................................................. 19

Наши убеждения, связанные с контролем веса тела,

курением и злоупотреблением алкоголем............................................................. 21

Гипноз....................................................................................................................... 23

 

2. ПОДСТРОЙКА........................................................................................................ 37

Вербальная подстройка........................................................................................... 37

Репрезентативные системы...................................................................................... 39

Невербальная подстройка....................................................................................... 44

 

3. ЯКОРЕНИЕ............................................................................................................... 48

Немного теории........................................................................................................ 48

Якоря и вредные привычки..................................................................................... 50

Некоторые распространенные якоря...................................................................... 51

Процедура якорения................................................................................................ 53

Другие случаи клинического применения якорения............................................. 57

 

4. КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.............................................................................. 59

Встроенные сообщения............................................................................................ 62

Беседы с другими или рассказы о других.............................................................. 64

Иллюзия выбора...................................................................................................... 65

Терапевтические двойные связки........................................................................... 67

Контингентные внушения........................................................................................ 69

Замешательство........................................................................................................ 70

Метафорическая коммуникация............................................................................. 71

Искусство рассказывать истории............................................................................ 74

 

5. Прямое воздействие.................................................................................. 85

Использование имен................................................................................................ 87

Языковые нюансы.................................................................................................... 88

Ярлыки...................................................................................................................... 91

Вызванные вопросы................................................................................................. 92

Параллельные примеры........................................................................................... 93

Идентификация с другим........................................................................................ 95

Прямые внушения образов..................................................................................... 96

Указания................................................................................................................... 97

 

6. РЕФРЕЙМИНГ.................................................................................................... 110

Определение привычки, которую нужно изменить........................................... 115

Установление коммуникации с ответственной “частью”

бессознательного.................................................................................................. 117

Предположение о выгодах, приносимых вредной привычкой......................... 118

Создание альтернативных паттернов.................................................................. 122

Экологическая проверка новых альтернатив.................................................... 124

Подстройка к будущему...................................................................................... 125

Проведение рефрейминга с помощью метафор и историй............................... 126

Клинические описания......................................................................................... 130

 

7. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК................................ 135

Некоторые определения...................................................................................... 135

Руководящая идея: пациенты не читают учебники

по фармакологии.................................................................................................. 139

Некоторые замечания об алкоголе, никотине и еде.......................................... 140

 

8. СЛАГАЕМЫЕ УСПЕХА.................................................................................... 149

Структура терапевтического процесса............................................................... 150

Первоначальная коммуникация......................................................................... 150

Оплата................................................................................................................... 151

Скрининг............................................................................................................... 152

Утилизация всех возможностей для потенциальной терапии.......................... 159

Характерные аспекты терапии............................................................................. 160

Самогипноз........................................................................................................... 166

Рецидив симптомов............................................................................................. 166

Использование других ресурсов......................................................................... 167

 

9. КЛИНИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ................................................................................ 168

Кэрол — курение................................................................................................. 168

Молли — избыточный вес.................................................................................. 174

Тим — алкоголизм.............................................................................................. 179

 

10. ИСТИНА............................................................................................................... 184

 

Литература................................................................................................................... 185

 

 

Чарльз Цитренбаум, Марк Кинг, Уильям Коэн

ГИПНОТЕРАПИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Перевод с английского

Л.В. Ерашовой

Научный редактор

М.Р. Гинзбург

Редактор

Л.Б. Крысинская

Ответственный за выпуск

И.В. Тепикина

Компьютерная верстка

С.М. Пчелинцев

Главный редактор и издатель серии

Л.М. Кроль

Научный консультант серии

Е.Л. Михайлова

Изд. лиц. № 061747

Подписано в печать 13.05.1997 г.

Формат 60Ѕ88/16

Гарнитура Таймс. Печать офсетная

Усл. печ. л. 12. Уч.-изд. л. 9,8. Тираж 5000 экз.

Заказ №

М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 192 с.

103104, Москва, а/я 85.

ISBN 0-393-70003-8 (USA)

ISBN 5-86375-096-0 (РФ)

Отпечатано в Московской типографии № 2 РАН.

121099, Москва, Шубинский пер., 6.

 


[1] Наши глаза при мыслях о любимом человеке двигаются вправо (по-английски: right); мнемонический прием — словосочетание feel right, что означает “чувствовать себя хорошо”. — Прим. переводчика.

[2] Игра слов: “makes me fume” также означает “это заставляет меня курить”. — Прим. переводчика.

[3] Это осознание так же, как и выполнение последующих инструкций данного раздела, упрощается в состоянии гипнотического транса. Поэтому всякий сведущий в самогипнозе читатель может по своему желанию на это время войти в транс.

[4] Визуальная, аудиальная и кинестетическая — это три главные репрезентативные системы переживания. Представление о репрезентативных системах и их использовании более подробно обсуждалось в главе 2.

[5] Это упоминание о мудром секрете активизирует ресурсы и потенциалы бессознательного, приводя к здоровым изменениям (см. главу 5).

[6] Пять типов алкоголизма по Джеллинеку: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. Альфа-алкоголики имеют психологическую, но не физиологическую зависимость от алкоголя. Бета-алкоголики страдают от недостаточности питания, связанной с употреблением алкоголя. Гамма-алкоголики (по мысли Джеллинека, преобладающий тип в американском обществе) определяются феноменом потери контроля — они способны воздерживаться от выпивки при случае, но теряют контроль, если начали пить. Дельта-алкоголики — это алкоголики, которые поддерживают у себя стабильное состояние опьянения: постоянную концентрацию алкоголя в крови в течение дня. Наконец, эпсилон-алкоголики периодически выпивают, они подвержены непред­сказуемым кутежам в конце дня, недели или месяца.

[7] Одиннадцатый Шаг Анонимных алкоголиков: “Стремились путем молитвы и ме­дитации углубить соприкосновение с Богом, как мы понимаем Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.