Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принятая структура компетенций. Цель изучения дисциплины




Цель изучения дисциплины

Учебно-методическое, информационное и

Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Формы и методы обучения

Объем дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

Место дисциплины в структуре ООП

Цель изучения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации  
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля  
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний  
9.2.1. Формы текущего контроля знаний  
9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций  
9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов  
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации  

Цель изучения курса «Современный русский язык. Лексика» – приобретение студентом фундаментальных теоретических знаний в области словарного и фразеологического состава русского языка, а также глубоких умений и навыков анализа языковых единиц лексического и фразеологического уровней.

Задачи дисциплины:

- изучение теоретических основ лексикологии, лексикографии и фразеологии;

-овладение терминологическим аппаратом современной лингвистики;

- знакомство с основополагающими работами русских и зарубежных лингвистов;

- формирование самостоятельного творческого осмысления фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке;

- координация современных научных взглядов с трактовкой языковых фактов в школьных учебниках;

- воспитание у студентов любви к слову, развитие языкового вкуса;

- совершенствование владения нормами литературного языка.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.3).

Для освоения дисциплины «Современный русский язык. Лексика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. «Введение в языкознание».

2. «Латинский язык».

3. «Русский язык» (школьный курс).

 

Освоение дисциплины «Современный русский язык. Лексика» является необходимой основой для последующего изучения таких дисциплин, как:

1. «Современный русский язык. Фонетика. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис»

2. «Русская диалектология»

3. «История русского литературного языка»

4. «Общее языкознание»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «Педагогическое образование» (профиль «Русский язык и литература»):

 

СК-1 «Способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка».

СК-2 «Способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций».

СК-3 «Владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка»

СК-4 «Способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками».

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать пути пополнения словарного состава русского языка; механизмы функционирования и тенденции развития словарного состава русского языка; основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы языка; основные механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; социальные и стилевые характеристики лексических и фразеологических единиц; основные понятия о функциях языка.

уметь определять язык – источник заимствования; характеризовать лексику с точки зрения положения на шкале времени; определять виды языковых значений; использовать основные приемы анализа единиц лексико-семантической системы; обосновывать механизмы становления лексической системы русского языка во взаимодействии с другими языками; дискутировать по спорным вопросам русистики; использовать лексико-фразеологические единицы разных социальных и стилевых пластов в различных социальных и профессиональных ситуациях; объяснять внешние и внутренние причины изменений языковой системы; анализировать лексику текстов различных стилей и жанров.

владеть приемами синхронного и диахронного анализов единиц языковой системы; приемами лексико-семантического анализа единиц лексической системы; навыками функционально-стилистического и социолингвистического анализов лексико-фразеологических единиц; приёмами сравнительно-сопоставительного анализа лексических единиц русского и других изучаемых языков; лексико-фразеологическим богатством русского языка для решения различных социальных и профессиональных задач; основными понятиями о функциях языка и законах его развития; приемами лексического анализа текста.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций (коды указываются в соответствии с принятой структурой компетенций п. 3.3.1)

 

№ п/п Наименование раздела/темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций  
СК-1 СК-2 СК-3 СК-4          
  Раздел 1. Введение.     +              
1. Лексикология как раздел науки о языке     +              
  Раздел 2. Русская лексикография   + +              
2. История и типология словарей   +                
3. Отражение лексической системы в словарях     +              
  Раздел 3. Лексика как система     + +              
4. Формирование лексической системы. Виды системных отношений...   +                
5. Слово и его лексическое значение. Типология ЛЗ.     + +            
6. Полисемия как отражение эпидигматических связей в лексике     +              
7. Омонимия как отражение лексической парадигматики     +              
8. Синонимия и антонимия как яркое отражение лексической парадигматики     +              
9. Паронимия как проявление парадигматических связей в лексике     +              
10. Синтагматические связи в лексике     +              
  Раздел4. Социолингвистический аспект изучения лексики   + +   +          
11. Социально-функциональная характеристика лексики русского языка     +              
  12.     Функционально-стилевоe расслоение лексики     +              
13. Русская лексика в динамической аспекте   + +              
14. Русская лексика с точки зрения происхождения   +     +          
  Раздел 5. Русская фразеология     +              
15. Предмет фразеологии. Типология фразеологических единиц (ФЕ)     +              
16. Функциональные характеристики фразеологических единиц     +              
  Итого:                    
                                                     

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.