КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение АН
М3/С Н. Np dp=e9 мм
Рис. 16.3. Номограмма для расчета насосно-рукавных систем n =4, d = 66 H = 81m L, Рис. 16.4 Решение. Требуемый напор на насосе пожарного автомобиля определяется по формуле: HH = hMJ, + hpj,+ HCT, где: hMJI, hpjI — потери напора в магистральных и рабочих линиях, м; Нст — напор у ствола, м. По таблице 16.8 находим qCT = 7 л/с; Нст = 31 м для ствола РС-70 с диметром насадка 19 мм. Требуемое количество пожарных напорных рукавов в магистральной линии будет равно: Np = 0,06 • 200 = 12 шт. Для определения потерь напора в магистральной линии по номограмме из точки 12 шкалы Np в квадранте II, соответствующей двенадцати напорным пожарным рукавам, проводим линию, параллельную горизонтальной шкале, до пересечения с наклонной линией с цифрой 77п (точка 1.1), соответствующей прорезиненным напорным пожарным рукавам диаметром 77 мм. Из точки 1.1 проводим линию, параллельную вертикальной шкале, до пересечения с пунктирной линией (точка 1.2). Из точки 1.2 проводим линию, параллельную горизонтальной шкале, до пересечения с наклонной прямой с цифрой 14 в квадранте III (точка 1.3), что соответствует 14 л/с (так как по одной магистральной линии расход воды составляет 14 л/с). Из точки 1.3 проводим прямую линию, параллельную вертикальной шкале, до пересечения с пунктирной линией (точка 1.4). Из точки 1.4 проводим прямую линию, параллельную горизонтальной шкале, до пересечения со шкалой Н, на которой и находим потери напора в магистральной линии — 35 м. По методике, изложенной выше, определяем потери напора в рабочей линии при расходе 7 л/с, которые равны 15 м (расчет ведется по одной наиболее нагруженной рукавной линии). Суммируя полученные значения, определим требуемый напор на насосе пожарного автомобиля, который равен 81м. Задача 16.6. На тушение разлитого нефтепродукта необходимо подать генератор ГПС-600. В линии, проложенной от места установки пожарного автомобиля до позиции ствольщика, 8 рукавов. Определить требуемый напор на насосе пожарного автомобиля для подачи огнетушащего вещества, если в рукавной линии могут быть использованы напорные пожарные рукава диаметром 66 и 77 мм, как прорезиненные, так и непрорезиненные. Решение: По таблице 16.8 находим: qCT = 6 л/с; Нст = 60 м. По методике, изложенной выше, по номограмме в квадрантах II, III определяем потери напора в рукавной линии для различных рукавов при расходе раствора из генератора ГПС-600 6 л/с, которые равны: 66п = 13 м; 66н = 25 м; 77п = 5 м; 77н = 12 м. Прибавляя к полученным величинам напор у ствола, равный 60 м, получим требуемый напор на насосе пожарного автомобиля для рукавов диаметром 66п = 73 м; 66н = 85 м; 77п = 65м; 77н = 72 м. Задача 16.7. На тушение пожара на высоте 20 м необходимо подать четыре ствола РС-70 с диаметром насадка 19 мм. Водоисточник расположен на расстоянии 1200 м от места установки разветвления. В рабочих линиях по четыре напорных прорезиненных рукава диаметром 66 мм. В двух магистральных линиях рукава прорезиненные диаметром 77 мм. Требуется рассчитать насосно-рукавную систему при подаче воды перекачкой. Нн = 90 м Нн = 90 м Нн = 90 м п = 30, d = 77 п = 30, d = 77 п = 12, d = 77 Рис. 16.5 Решение. По номограмме определяем потери напора в рабочей линии при расходе 7 л/с, которые будут равны 6,5 м. Напор у ствола РС-70 равен 31м (табл. 16.8). Для определения количества рукавов в магистральной линии до головного пожарного автомобиля проведем предварительные расчеты. Максимальный напор, развиваемый насосом ПН-40, равен 100 м, из этой величины вычтем потери напора в рабочей линии 6,5 м, на преодоление высоты подъема — 20 м, и напор на насадке ствола 31м. Остаток в 42,5 м можно использовать для преодоления сопротивления в рукавах магистральной линии. По номограмме определяем количество рукавов в одной магистральной линии до головного автомобиля, для чего из точки 42,5 на шкале Н в квадранте III проводим линию, параллельную горизонтальной оси, до пересечения с пунктирной линией (точка 2.1). Из точки 2.1 проводим линию, параллельную вертикальной шкале, до пересечения с наклонной прямой с цифрой 14 (точка 2.2). Из точки 2.2 проводим прямую, параллельную горизонтальной шкале, до пересечения с пунктирной линией в квадранте II (точка 2.3). Из точки 2.3 проводим прямую, параллельную вертикальной оси, до пересечения с наклонной линией с цифрой 77п (точка 2.4). Из точки 2.4 проводим линию, параллельную горизонтальной шкале, и на шкале Np находим предельное количество рукавов в одной магистральной линии до головного автомобиля — 15 шт. Максимальное количество рукавов между пожарными автомобилями, установленными для перекачки, определяем по методике, изложенной выше, только предварительно из Н = 100 м вычтем 10 м на подпор во всасывающей полости последующего насоса. Начало отчета — цифра 90 на шкале Н в квадранте III (точка 3.1, 3.2, 3.3, 3.4) Предельное количество рукавов в одной магистральной линии будет равно 30 шт. Определяем общее количество напорных пожарных рукавов одной магистральной линии: NMJI = 1200 • 0,06 = 72 шт. Определяем количество пожарных автомобилей для подачи воды перекачкой: 72-15 30 + 1 = 3 Учитывая, что головной пожарный автомобиль должен быть установлен по возможности ближе к месту пожара, принимаем в одной магистральной линии до головного пожарного автомобиля 12 рукавов, а между пожарными автомобилями, установленными для перекачки, по 30 рукавов в одной магистральной линии. В связи с изменением количества рукавов в магистральной линии до головного пожарного автомобиля, по номограмме уточним требуемый напор на нем (90 м). Результаты расчета насосно-рукавной системы показаны на рис. 16.5. Рассмотрим третий вариант, который можно использовать непосредственно на пожаре. Напор на насадках стволов взят из табл. 16.8. Для облегчения расчета обозначим насосно-рукавную схему (рис. 16.6). Н-? n2; d2; q2 Рис. 16.6 n,; d,; q, -«-------------»-*■• PC-50
-|-**# PC-70 Приближенный расчет будем проводить с использованием формулы: hp = Q2A где: к — приближенная величина, обратная сопротивлению напорного прорезиненного рукава, определяется по табл. 16.9. Таблица 16.9
Последовательность расчета схемы, проложенной на горизонтальном участке местности: - выбираем самую нагруженную часть схемы (h2, d2, q2, Щ, db ql5 - по приближенной формуле определяем потери напора в одном - потери напора в одном рукаве умножаем на количество рукавов - к полученной величине потерь прибавляем величину напора на - полученная величина и будет требуемым напором на насосе пожарного автомобиля. При наличии перепада высоты к полученной величине напора на насосе прибавить или отнять от нее величину перепада. Остановимся на некоторых рекомендациях при составлении насосно-рукавных схем. Особенно тщательным должен быть расчет требуемых напоров на насосах пожарных автомобилей при подаче пены. Н„ Ндпт - АН Рис. 16.7. Подача пенообразователя от АПТ во всасывающую полость насоса -(—► -s-------------- 1—►s Ндпт регулируется визуально Рис. 16.8. Подача пенообразователя от АПТ в емкость для пенообразователя пожарного автомобиля, подающего пенные стволы
Ндпт =Нвст+ АН определяется по табл. 16.10 Рис. 16.9. Подача пенообразователя от АПТ в магистральную линию (МЛ), подающую воду от насоса пожарного автомобиля, установленного на водоисточник
Ндпт= Нг + ДН, ДН определяется по табл. 16.10 Рис. 16.10 Подача пенообразователя от АПТ в напорно-всасывающую линию от пожарного автомобиля, установленного на пожарный гидрант Обозначения: Нн — напор на насосе, подающем воду (раствор), м; Нст — напор на стволе, м; НВст ~~ напор на вставке, м; Нг — напор на гидранте, м; Ндпт ~~ напор на насосе, подающем пенообразователь. Для определения требуемых напоров на насосе АПТ для стандартной вставки разработана табл. 16.11 на основе формулы: где: Q — расход пенобразователя, который необходим для пенобразования, Из формулы видно, если изменять площадь отверстия, через которое подается пенообразователь SOT, то напор на насосе АПТ должен быть постоянным, если SOT = const, то подача регулируется напором Ндпт. m — коэффициент расхода, зависит от вида отверстия (принимается 0,7 для круглых отверстий). g — ускорение свободного падения, м2/с. Особый интерес для практики пожаротушения представляет расчет неравномерно нагруженных схем, одна из которых приведена на рис. 16.11, в которой нужно определить требуемый напор на насосе пожарного автомобиля Нн и требуемую подачу насоса QTp. П2, d2, q2 PP с;П ni.di.qi н----------------------------------- ^"^ -*~ РС-70 qia П2 > Пз пз, d3, q3 q19 Н„ РС-50, РС-70 — соответственно, ствол РС-50 с диаметром насадка 13 мм, ствол РС-70 с диаметром насадка 19 мм; ni, 2, з, di, 2, з, qi, 2, з — соответственно, комплект рукавов, шт.; диаметр рукавов, мм; расход воды, л/с, в магистральной и рабочей рукавной линиях; qi3, qi9 — расход воды из ручных лафетных стволов с диаметром насадков 13 и 19 мм. Рис. 16.11 Напор на насосе головного пожарного автомобиля при подаче пенных стволов Таблица 16.10.
Примечания: МЛ — магистральная линия; Н — требуемый напор на насосе пожарного автомобиля, м; п — количество рукавов в магистральной линии, шт. Продолжение табл. 16.10.
Схема подачи пенообразователя Концентрация ПО в воде, % Для вставки d=10 mm | Тип и количество стволов в насосно-рукавной системе Таблица 16.11
0,6 2,4 5,4 9,6 2,4 9,6 5,4 9,6 5,15 1,5 6,0 13,5 3,4 17,6 6,0 13,5 0,9 3,6 8,1 14,4 3,6 14,4 14,4 Для расчета насосно-рукавной системы составляем систему уравне- ний: т.к. q2 = q13; q3 = <li9, тогда:
^ f n2S2q222+ S13q1322 Нн = niSiQi + Пз^зЧз + S19I19 n2S2q22 + S13q132 = n3S3q32 + S19q192. Задаемся расходом на одном из стволов (как правило, наиболее нагруженной линии q13), тогда уравнение для определения q19 принимает вид: п2 ■ S2 + S13 019 = 1 «з • $з + S19 таким образом q19 и q13 известны, тогда: Нн = njSjqj2 + n2S2q22 + S13q132, Qi3; где: q1 = q19 Q = Qi3 + Qi9- Аналогично можно рассчитать схему и для трех рабочих линий. Неравномерно нагруженные схемы (рис. 16.12) при двух магистральных рукавных линиях.
ne- de. % n5, d5, q5
n7, d7, q7 n2, d2, q2
n1,d1,q1 Рис. 16.12 Нужно определить требуемые напор на насосе пожарного автомобиля и его подачу. Решение: Задаем расход одного из стволов наиболее нагруженной линии и по формуле определяем расходы из всех остальных стволов и определяем требуемый напор на насосе: Нн — HjSjQj + n2S2q2 + Sj3qj3, Для определения расходов из стволов для магистральной линии с параметрами (n5, d5, q5) составим уравнение: Нн = п5^бЧ5 + n6^6q6 + S13q13. Т.к. q5 = q13 + q19; q6 = q13, тогда нн - n5S5(Qi3 + Qi9> + n6S6Qi3 + Si3q13. Подставим в полученное уравнение вместо q19 выражение: «6 • $6 + $ 013- | щ ■ S7 + S19 и получим уравнение с одним неизвестным: 1 +
\n7S7+S19 из которого найдем значение q13: 6S6 + Sn
S7+Sl9) Требуемая подача насоса пожарного автомобиля будет равна: QTP = Eq19i + Eq13i, i = (1, n).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |