Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий




А

Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило,

прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII – начале ХХ вв.

Аверроизм, направление в западно-европейской философии ХIII– ХVI в., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине

Академия платоновская, древне-греческая философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э. в Афинах.

Англиканская церковь, протестантская церковь. В ее догматике сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.

Апперцепция – понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т.п. введено Г.В. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции.

Апостериори (от лат. a posteriori – из последующего), происходящее из опыта. Понятие теории познания, противоположное априори.

Априори (от лат. a priori – из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание

(пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.

Аскетизм (от греч. askлtйs – упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и

т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве – соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма – отказ от

пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы)

Атараксия, понятие древне-греческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.

 

Б

Богословие, то же, что теология.

Буддизм, мировая религия, возникла в Древней Индии и VI – V вв. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления буддизма – хинаяна и махаяна. В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм отрицает потусторонность освобождения. В буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта

духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д.

 

В

Великая Россия, официальное название со 2-й пол. ХVII в. Европейской части Русского государства, населенной преимущественно русскими. В царском титуле употреблялось с ХVI в..Как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России). С ХIХ в. Великороссия.

Великороссия, официальное название в ХIХ – начале ХХ вв. территории Европейской части России, вошедшей в состав Русского государства до середины ХVII в., с преобладающим русским населением (ранее Великая Россия). 30 губерний.

Визит вежливости, протокольный визит, который глава делегации наносит принимающей стороне, прежде чем начать деловую часть пребывания. В ходе визита вежливости уточняется программа пребывания делегации.

Визитная карточка, карточка с именем, отчеством, фамилией, указанием служебного положения, адресом, телефоном и другими сведениями о лице, вручающем или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо.

Вознесение, один из религиозных двунадесятых праздников, установлен в честь вознесения Христа на небо. Празднуется верующими на 40-й день после Пасхи.

Волюнтаризм, направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра.

Восприятие, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия,

формирование чувственного образа.

 

 

Г

Гедонизм (от греч. hлdonй – удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новое время характерен для утилитаризма

Генная инженерия, то же, что генетическая инженерия.

Генетическая инженерия, методы молекулярной биологии и генетики, связанные с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов.

Гербера, травы семейства сложноцветных. Сорта с цветками различной окраски, напоминающие крупноцветную ромашку.

Гость, на Руси до ХVI в. крупный купец, торговавший с другими городами или зарубежными странами. Гости некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др.

Грог (англ. grog), напиток, приготовленный из рома (или коньяка) и кипятка с сахаром; иногда добавляется лимонный сок.

 

Д

Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозных школ. Возник в сер. 1 тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной

мистики.

Дедукция, способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих – от общего к частному. Противоположно – индукция.

Деизм, (от лат. dues - бог), религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает

иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей

Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в ХVII – XVIII вв.

Деловая беседа, встреча, предполагающая обмен мнениями, информацией, предложениями. В отличие от переговоров беседа обычно не предполагает достижения

договоренности.

Деонтология, 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности в целом. 2) Учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника главным образом по отношению к больному.

Диалектика, метод познания природы как вечно движущейся и развивающейся в борьбе

внутренних противоречий и противоположностей.

Догма, положение, принимаемое на веру, как непреложная истина, признаваемая

бесспорной без доказательств.

Догмат, утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения,

объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догмата имеют

христианство, ислам, буддизм и др.

Доктрина, совокупность положений, принципов и взглядов из соответствующей области

философии, морали, политики и др., свойственная данному мыслителю, общественному деятелю

или школе и составляющая основополагающую программу их действия.

 

Е

Единое, центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотиным.

Епископ, в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископа.

 

И

Императив (от лат. imperatives – повелительный), требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – всеобщий обязательный нравственный закон.

Императивность, понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований.

Индивидуация, выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуации – понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей

Индуизм, религия наиболее распространенная в современной Индии. Возникла около V в.

Индуисты, приверженцы индуизма.

Иудаизм, религия, распространенная преимущественно среди евреев. Возникла во II тысячелетии до н.э., является монотеистической с культом бога Яхве. Иудаизм официальная религия государства Израиль.

Иудаисты, приверженцы иудаизма.

Индукция, способ рассуждения, при котором из частных фактов выводятся общие.

 

Й

Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления – через определенную организацию психики – органическими и

неорганическими процессами и телами. Разработана система физических упражнений.

 

К

Категории (от греч. katеgoria – высказывание; признак), наибольшие общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения, явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики (например, материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.).

Католики, проповедующие католицизм.

Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской

церкви на католическую и православную произошло в 1054 – 1204 гг. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Центр католицизма – папство, глава – римский папа. Резиденция его – Ватикан. Источники вероучения – Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Квалификация, уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.

Киники, одна из сократических школ древне-греческой философии (Антисфен, Диоген,Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам., обычая и установлениям культуры. Оказала влияние на стоицизм.

Киренская школа, одна из сократических школ древне-греческой философии (IV в. до н.э.). Основана Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении

последовательного гедонизма.

Клир (от греч. klйros – жребий), в христианской церкви совокупность

священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство.

Конфуцианство, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости.

Космогония (от космос и …гония; греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд,, галактик и т.д.). Наиболее развиты космогонии Солнечной системы (планетная космогония)

и звездная космогония.

 

Л

Либерализм, идейное и общественно-политическое течение в европейских странах в ХVII – XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.

Логика, наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений.

Логос, одно из основных понятий древне-греческой философии.; одновременно «слово» («преложение», «высказывание», «речь»,) и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»).

Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме – эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со вторым лицом Троицы.

 

М

Майевтика (греч. maieutikй, букв. – повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Материя (лат. material), вещество; субстрат, субстанция, содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греческого hэlе. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неформальное небытие (meon), чистая потенция.

Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма ХVII – XVIII вв. Материя –центральная категория диалектического материализма.

Меркантильность (от франц. и итал. mercantile – торгашеский, корыстный), излишняя расчетливость, торгашество; своекорыстие.

Метриопатия, понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалось апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (например, щедрость – середина

между скупостью и расточительностью).

Механицизм, мировоззренческий принцип, выдвинутый в ХVII – XVIII вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма – абсолютизация законов механики. В широком смысле – сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (например, социальной – биологической).

Милетская школа, условное обозначение первых древне-греческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в VI в. до н.э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мировая душа, одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о мировой душе как движущем начале космоса. Выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувствительным миром. Учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи Возрождения (итальянские неоплатоники, Д. Бруно), немецким романтизмом и идеалистической философией ХIХ в. (Ф.В. Шеллинг, Г.Т. Фехнер, Э. Гартман).

Мистика, религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе

«непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологической и философской доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.

 

Н

Натурфилософия, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, Ранняя древне-греческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Д.

Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Кардано, Парацельс, Ф. Патриции). Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных.

Неокантианство, течение философии «-й пол. ХIХ – нач. ХХ вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений:

физиологическое Г. Гельмгольц, Ф.А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства – противопоставление бытия и долженствования. Социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

Неоконфуцианство, школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сунн (Х – ХIII вв.). В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии.

Неопифагореизм, мистическое направление древне-греческой философии I в. до н.э. – III в. н.э. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский и др.). Развивалось в тесной связи со средним платонизмом (сближение числа с идеями Платона) и явилось одним из источников неоплатонизм и гностицизма.

Неоплатонизм, направление античной философии III – VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма – учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (III в., Плотин, Порфирий),

сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V – VI вв, Прокл), александрийская (V – начало VII вв.). Латинские неоплатоники – Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.

Нус, одно из центральных понятий древне-греческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом «уме»-нусе, созерцающем

и мыслящем самого себя, т.е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия.

Латинский перевод термина «Нус» - интеллект.

 

О

Обычай, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.

Онтология, раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учение о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Термин введен немецким философом Р. Гоклениусом.

Откровение, в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

Выражается в тексте «писания» (в иудаизме и христианстве Библия, в исламе – Коран) и в «предании», также получающем письменную фиксацию (в иудаизме – Талмуд, в христианстве – сочинение «отцов церкви», в исламе – сунн).

 

П

Пантеизм, религиозное и философское учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».

Папство, руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIIIв. создание Папской области положило начало светской власти пап. После 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг. папство взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе в области догматики, культа, организации и политики.

Партикулярный, частный, неофициальный; обособленный, местный (не общегосударственный).

Патристика, произведения отцов церкви II – VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия в философии.

Персонализм, философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» - Бога.

Сформировался в начале ХХ в. в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б.П. Боун, Дж. Ройс и их последователи – Э.Ш. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг).

Переговоры, встреча, цель которой, прежде всего, в том, чтобы, обсудив с партнером проблему, представляющую интерес, найти взаимоприемлемое решение (достичь договоренности). Это решение оформляется в виде договора или соглашения, где предусмотрены взаимные обязательства сторон

Перцепция, то же, что восприятие. У Г.В. Лейбница – смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию - апперцепции

Платонизм, в широком смысле – течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях). В более узком смысле – направление в древне- греческой философии с IV в. до н.э. (Академия платоновская. Средний платонизм). С III н.э. главной формой платонизма стал неоплатонизм.

Позитивизм (франц. positivisme, от лат positivus – положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. ХIХ в.).

Политеизм, многобожие, вера во многих богов.

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии. В IХ – ХI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную.

Просвещение, идейное течение ХVIII - сер. ХIХ вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество и мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально- абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.

Протестантизм, одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.).

Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. В протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения – Священное писание.

Протестанты, проповедуют протестантизм.

Р

Рассадка, порядок усаживания гостей в соответствии со старшинством, рангом, должностью и т.д.

Релятивизм (этический), способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и, соответственно, этических понятий.

Рефлексия, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Реформация (от лат. reformation – преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в ХVI в., направленное против католической церкви. Реформация породила новую разновидность христианства – протестантизм.

Ростовщичество – предоставление денежных ссуд под высокий процент

 

С

Священное писание, религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священное писание считается Ветхий завет, в христианстве – Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную священному писанию, играет Коран.

Священное предание, в теистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) – совокупность форм (устнвая традиция, тексты, богослужение), в которых передается содержание веры, имеющее своим источником Откровение; важнейшая часть Священного предания –

Священное писание.

Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский), обращение государством церковной собственности в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации.

Силлогизм, умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение – заключение, вывод. (Например, всякое S есть М, а всякое М есть Р, следовательно, всякое S есть Р).

Силлогистика, исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов.

Символ веры, краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православной и католической церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1 (325 г.) Никейским и дополнен 2 (381 г.) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве, не признанное православием.

Скептицизм, философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности.

Сократические школы, древне-греческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа в IV в. до н.э.: Академия платоновская, мегарская школа, элидо- эретрейская школа, киренская школа и киники.

Социология (от лат. societas - общество и … логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни и возникли в античности (Платон, Аристотель и др.),

продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в середине ХIХ в. пытался О. Конт (ввел и сам термин)

Соционика, наука о межличностных отношениях.

Средний платонизм, этап в развитии античного платонизма (I в. до н.э. – начало III в.), характеризовавшийся отказом от скептицизма Новой Академии платоновской и стремлением восстановить учение Платона и Древней Академии в первоначальной чистоте. Главные представители: Филон Александрийский, Апулей, Гален, Плутарх Херонейский. Средний

платонизм тесно переплетался с неопифагореизмом, оказал влияние на неоплатонизм и патристику.

Старообрядцы, сторонники старообрядчества.

Старообрядчество, совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядцы делятся на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр – на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр – в г. Новозыбков Брянской обл.).

Стоицизм, направление античной философии. Древня Стоя (III – II вв. до н.э.) – Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (II – I вв. до н.э.) – Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (I – II вв.), римский стоицизм – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир – живой организм, пронизанный

творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей. Все существующее телесно. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительные отношения к культуре. Мудрец должен следовать бесстрастию природы и лбюбить свой «рок». Все люди - граждане космоса как мирового государства.

Субстанция (лат substantia – сущность; то, что лежит в основе) объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Субстрат (филос.), общая основа всех процессов и явлений.

Сунна, мусульманское священное предание, состоящее из хадисов.

Схоластика, тип религиозной философии, характеризующейся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально- логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.

 

Т

Теизм, религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом.

Теократия, форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозной главой.

Теология (от греч. theуs – бог и …логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

Толстовцы, участники социально-философского и нравственно-религиозного движения, возникшего в России в 80-е гг. ХIХ в. на основе учения Л.Н. Толстого. Проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества; создавали земледельческие общины, отказывались от уплаты податей и несения военной службы. Преследовались властями

Томизм, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В ХIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму.

Традиция, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

Трансцендентный, в идеалистической философии: выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию.

Троица, один из догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о Троице развито в III в., вызвало острую дискуссию в христианской церкви, догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских соборах.

 

У

 

Уложенные комиссии, временные коллегиальные органы в России в ХVIII. Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Всего было 7. Крупнейшая (собрание всероссийских сословных представителей) созвана Екатериной II в 1767 –

1769 гг.

Универсум, философский термин, обозначающий «мир как целое».

Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в ХIХ в.

 

Ф

Факсимильная связь (фототелеграфная связь), электрический способ передачи графической информации – неподвижного изображения текста, таблиц, графиков, фотографий и т.п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и каналов электросвязи (в том числе и телефонной).

Фацзя («школа законников») – легистов), философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства.

Феноменология, философское направление, принципы которого в начале ХХ в. сформулировал Э. Гуссерль. Задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утвеждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии.

Филиокве (лат filioque – и от сына), добавление, сделанное в VII в. католической церковью к христианскому «Символу веры» IV в., в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.

 

Х

Хадис, предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадиса возникла в концеVII – начале VIII вв.

Христианство, одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо.

Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и распространилось на другие страны.

Источник вероучения – Священное писание, Библия, особенно Новый завет.

 

Ц

Целибат (от лат. caelebs - неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства. Оно узаконено папой Григорием VII (ХI в.), практически утвердилось в ХII в. В 1967 г. папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата.

 

Э

Эвдомонизм, этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древне-греческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

Эвтаназия, намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий.

Эгоцентризм, отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я».

Эдикт, в Древнем Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. В период принципата и в ряде средне-вековых монархий Западной

Европы – вид императорского закона.

Экзистенциализм, или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале ХХ в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки – учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А Камю). Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование).

Экзистенция, существование. Основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть. Человек прозревает экзистенцию как корень своего существ в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого се6я, своей сущности,

накладывающий на него ответственность за все происходящее в мир.

Эманация, центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию.

Эпистолярный, свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем.

Энтелехия, понятие философии у Аристотеля: нематериальная сила (форма), образующая материю.

Эстетика (от греч. aisthеtikуs – чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфические проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей.

Эсхатология, религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивид. Эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и

всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце.

Этническая общность (этнос), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этническая общность» близок понятию «народ», в этнографическом смысле.

Я

Язычество, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.