КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глоссарий
А Абсолютизм (абсолютная монархия), форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы в XVII – XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII – начале ХХ вв. Аверроизм, направление в западно-европейской философии ХIII– ХVI в., развивавшее идеи Ибн Рушда (Аверроэса) о вечности и несотворенности мира, о едином, общем для всех людей мировом разуме как субстанциальной основе индивидуальных душ (отсюда следовало отрицание их бессмертия), а также учение о двойственной истине Академия платоновская, древне-греческая философская школа, основанная Платоном в 387 г. до н.э. в Афинах. Англиканская церковь, протестантская церковь. В ее догматике сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король. Апперцепция – понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т.п. введено Г.В. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. Апостериори (от лат. a posteriori – из последующего), происходящее из опыта. Понятие теории познания, противоположное априори. Априори (от лат. a priori – из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Аскетизм (от греч. askлtйs – упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т.п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве – соучастие в «страданиях» Христа. Нередкий мотив аскетизма – отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы) Атараксия, понятие древне-греческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности. Развито Демокритом, Эпикуром, представителями стоицизма, скептицизма.
Б Богословие, то же, что теология. Буддизм, мировая религия, возникла в Древней Индии и VI – V вв. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама. Основные направления буддизма – хинаяна и махаяна. В центре буддизма – учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Буддизм отрицает потусторонность освобождения. В буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т.д.
В Великая Россия, официальное название со 2-й пол. ХVII в. Европейской части Русского государства, населенной преимущественно русскими. В царском титуле употреблялось с ХVI в..Как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России). С ХIХ в. Великороссия. Великороссия, официальное название в ХIХ – начале ХХ вв. территории Европейской части России, вошедшей в состав Русского государства до середины ХVII в., с преобладающим русским населением (ранее Великая Россия). 30 губерний. Визит вежливости, протокольный визит, который глава делегации наносит принимающей стороне, прежде чем начать деловую часть пребывания. В ходе визита вежливости уточняется программа пребывания делегации. Визитная карточка, карточка с именем, отчеством, фамилией, указанием служебного положения, адресом, телефоном и другими сведениями о лице, вручающем или оставляющем ее при официальном знакомстве, посещении кого-либо. Вознесение, один из религиозных двунадесятых праздников, установлен в честь вознесения Христа на небо. Празднуется верующими на 40-й день после Пасхи. Волюнтаризм, направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформилось у Шопенгауэра. Восприятие, сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
Г Гедонизм (от греч. hлdonй – удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с эвдемонизмом. В новое время характерен для утилитаризма Генная инженерия, то же, что генетическая инженерия. Генетическая инженерия, методы молекулярной биологии и генетики, связанные с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов. Гербера, травы семейства сложноцветных. Сорта с цветками различной окраски, напоминающие крупноцветную ромашку. Гость, на Руси до ХVI в. крупный купец, торговавший с другими городами или зарубежными странами. Гости некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др. Грог (англ. grog), напиток, приготовленный из рома (или коньяка) и кипятка с сахаром; иногда добавляется лимонный сок.
Д Даосизм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозных школ. Возник в сер. 1 тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Дедукция, способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих – от общего к частному. Противоположно – индукция. Деизм, (от лат. dues - бог), религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в ХVII – XVIII вв. Деловая беседа, встреча, предполагающая обмен мнениями, информацией, предложениями. В отличие от переговоров беседа обычно не предполагает достижения договоренности. Деонтология, 1) раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности в целом. 2) Учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника главным образом по отношению к больному. Диалектика, метод познания природы как вечно движущейся и развивающейся в борьбе внутренних противоречий и противоположностей. Догма, положение, принимаемое на веру, как непреложная истина, признаваемая бесспорной без доказательств. Догмат, утвержденное высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, не подлежащее критике. Систему догмата имеют христианство, ислам, буддизм и др. Доктрина, совокупность положений, принципов и взглядов из соответствующей области философии, морали, политики и др., свойственная данному мыслителю, общественному деятелю или школе и составляющая основополагающую программу их действия.
Е Единое, центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое. Намеченное у Платона, развито Плотиным. Епископ, в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с IV в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископа.
И Императив (от лат. imperatives – повелительный), требование, приказ, закон. У И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив – всеобщий обязательный нравственный закон. Императивность, понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований. Индивидуация, выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуации – понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей Индуизм, религия наиболее распространенная в современной Индии. Возникла около V в. Индуисты, приверженцы индуизма. Иудаизм, религия, распространенная преимущественно среди евреев. Возникла во II тысячелетии до н.э., является монотеистической с культом бога Яхве. Иудаизм официальная религия государства Израиль. Иудаисты, приверженцы иудаизма. Индукция, способ рассуждения, при котором из частных фактов выводятся общие.
Й Йога, учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны). Признает существование в человеке неосознаваемых сил и возможности управления – через определенную организацию психики – органическими и неорганическими процессами и телами. Разработана система физических упражнений.
К Категории (от греч. katеgoria – высказывание; признак), наибольшие общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения, явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики (например, материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.). Католики, проповедующие католицизм. Католицизм, одно из основных направлений в христианстве. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 – 1204 гг. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Центр католицизма – папство, глава – римский папа. Резиденция его – Ватикан. Источники вероучения – Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению с православием): добавление к «символу веры» (в догмат Троицы) филиокве; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии и ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат. Квалификация, уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. Киники, одна из сократических школ древне-греческой философии (Антисфен, Диоген,Синопский, Кратет и др.). Выдвинув идеал безграничной духовной свободы индивида, киники относились с демонстративным пренебрежением ко всяким социальным институтам., обычая и установлениям культуры. Оказала влияние на стоицизм. Киренская школа, одна из сократических школ древне-греческой философии (IV в. до н.э.). Основана Аристиппом из Кирены. Развила принципы Сократа в направлении последовательного гедонизма. Клир (от греч. klйros – жребий), в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство. Конфуцианство, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в VI в. до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости. Космогония (от космос и …гония; греч. kosmogonia), раздел астрономии, изучающий происхождение и развитие космических тел и их систем (планет и Солнечной системы в целом, звезд,, галактик и т.д.). Наиболее развиты космогонии Солнечной системы (планетная космогония) и звездная космогония.
Л Либерализм, идейное и общественно-политическое течение в европейских странах в ХVII – XVIII вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод. Логика, наука о способах доказательств и опровержений; совокупность научных теорий, в каждой из которых рассматриваются определенные способы доказательств и опровержений. Логос, одно из основных понятий древне-греческой философии.; одновременно «слово» («преложение», «высказывание», «речь»,) и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня. В стоицизме – эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций («семенные логосы»), от которых в инертной материи «зачинаются» вещи. В христианстве логос отождествлен со вторым лицом Троицы.
М Майевтика (греч. maieutikй, букв. – повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Материя (лат. material), вещество; субстрат, субстанция, содержание. В латинский философский язык термин введен Цицероном как перевод греческого hэlе. Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как неформальное небытие (meon), чистая потенция. Сформулированное Декартом понятие материи как телесной субстанции (в противоположность «мыслящей» субстанции), обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в основу материализма ХVII – XVIII вв. Материя –центральная категория диалектического материализма. Меркантильность (от франц. и итал. mercantile – торгашеский, корыстный), излишняя расчетливость, торгашество; своекорыстие. Метриопатия, понятие древнегреческой этики, означающее умеренность в страстях, противополагалось апатии. Развито Демокритом и Эпикуром, центральный принцип этики Аристотеля: добродетель как середина между двумя крайностями (например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью). Механицизм, мировоззренческий принцип, выдвинутый в ХVII – XVIII вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма – абсолютизация законов механики. В широком смысле – сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (например, социальной – биологической). Милетская школа, условное обозначение первых древне-греческих натурфилософов и естествоиспытателей, живших в VI в. до н.э. в г. Милет (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Мировая душа, одно из центральных понятий в философии неоплатонизма, восходящее к учению Платона о мировой душе как движущем начале космоса. Выступает посредницей между идеальным (бестелесным) миром и созидаемым ею чувствительным миром. Учение о мировой душе было воспринято панпсихизмом эпохи Возрождения (итальянские неоплатоники, Д. Бруно), немецким романтизмом и идеалистической философией ХIХ в. (Ф.В. Шеллинг, Г.Т. Фехнер, Э. Гартман). Мистика, религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологической и философской доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику.
Н Натурфилософия, философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, Ранняя древне-греческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал новый расцвет натурфилософии (Д. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Д. Кардано, Парацельс, Ф. Патриции). Развитие экспериментального естествознания в новое время привело к вытеснению натурфилософии теориями природы, базирующимися на естественнонаучных данных. Неокантианство, течение философии «-й пол. ХIХ – нач. ХХ вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое Г. Гельмгольц, Ф.А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства – противопоставление бытия и долженствования. Социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма. Неоконфуцианство, школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сунн (Х – ХIII вв.). В неоконфуцианстве значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии и космогонии. Неопифагореизм, мистическое направление древне-греческой философии I в. до н.э. – III в. н.э. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский и др.). Развивалось в тесной связи со средним платонизмом (сближение числа с идеями Платона) и явилось одним из источников неоплатонизм и гностицизма. Неоплатонизм, направление античной философии III – VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма – учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (III в., Плотин, Порфирий), сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V – VI вв, Прокл), александрийская (V – начало VII вв.). Латинские неоплатоники – Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию. Нус, одно из центральных понятий древне-греческой философии, дух, разум, смысл, мысль. Учение о нусе как мироустрояющем принципе было сформулировано Анаксагором. В стоицизме нус сближался с логосом. Учение Аристотеля о космическом «уме»-нусе, созерцающем и мыслящем самого себя, т.е. являющемся «мышлением мышления», послужило главным источником концепции нуса в неоплатонизме как одной из основных субстанций бытия. Латинский перевод термина «Нус» - интеллект.
О Обычай, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми. Онтология, раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учение о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. Термин введен немецким философом Р. Гоклениусом. Откровение, в монотеистических религиях непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания. Выражается в тексте «писания» (в иудаизме и христианстве Библия, в исламе – Коран) и в «предании», также получающем письменную фиксацию (в иудаизме – Талмуд, в христианстве – сочинение «отцов церкви», в исламе – сунн).
П Пантеизм, религиозное и философское учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявляются в еретической мистике средних веков. Характерен для натурфилософии Возрождения и Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа». Папство, руководство католической церкви, религиозный центр, возглавляемый римским папой. Папство сложилось на основе римского епископата. В V в. римские епископы, называвшие себя «папа», добились от римского императора эдикта о подчинении им других епископов. В VIIIв. создание Папской области положило начало светской власти пап. После 2-й мировой войны, особенно с 60-х гг. папство взяло курс на приспособление церкви к современной эпохе в области догматики, культа, организации и политики. Партикулярный, частный, неофициальный; обособленный, местный (не общегосударственный). Патристика, произведения отцов церкви II – VIII вв., в которых изложены основы христианского богословия в философии. Персонализм, философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир проявлением творческой активности «верховной личности» - Бога. Сформировался в начале ХХ в. в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и США (Б.П. Боун, Дж. Ройс и их последователи – Э.Ш. Брайтмен, Р.Т. Флюэллинг). Переговоры, встреча, цель которой, прежде всего, в том, чтобы, обсудив с партнером проблему, представляющую интерес, найти взаимоприемлемое решение (достичь договоренности). Это решение оформляется в виде договора или соглашения, где предусмотрены взаимные обязательства сторон Перцепция, то же, что восприятие. У Г.В. Лейбница – смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию - апперцепции Платонизм, в широком смысле – течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях). В более узком смысле – направление в древне- греческой философии с IV в. до н.э. (Академия платоновская. Средний платонизм). С III н.э. главной формой платонизма стал неоплатонизм. Позитивизм (франц. positivisme, от лат positivus – положительный), философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. ХIХ в.). Политеизм, многобожие, вера во многих богов. Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии. В IХ – ХI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Просвещение, идейное течение ХVIII - сер. ХIХ вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество и мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально- абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Протестантизм, одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации ХVI в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата. В протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения – Священное писание. Протестанты, проповедуют протестантизм. Р Рассадка, порядок усаживания гостей в соответствии со старшинством, рангом, должностью и т.д. Релятивизм (этический), способ интерпретации морали, основанный на абсолютизации условности, относительности, изменчивости нравственных представлений и, соответственно, этических понятий. Рефлексия, форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов. Реформация (от лат. reformation – преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в ХVI в., направленное против католической церкви. Реформация породила новую разновидность христианства – протестантизм. Ростовщичество – предоставление денежных ссуд под высокий процент
С Священное писание, религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме священное писание считается Ветхий завет, в христианстве – Ветхий и Новый заветы. В исламе роль, аналогичную священному писанию, играет Коран. Священное предание, в теистических религиях (иудаизм, христианство, ислам) – совокупность форм (устнвая традиция, тексты, богослужение), в которых передается содержание веры, имеющее своим источником Откровение; важнейшая часть Священного предания – Священное писание. Секуляризация (от позднелат. Saecularis – мирской, светский), обращение государством церковной собственности в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. Силлогизм, умозаключение, состоящее из двух суждений (посылок), из которых следует третье суждение – заключение, вывод. (Например, всякое S есть М, а всякое М есть Р, следовательно, всякое S есть Р). Силлогистика, исторически первое, созданное Аристотелем учение о логической дедукции, в котором рассматриваются рассуждения в форме силлогизмов. Символ веры, краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православной и католической церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1 (325 г.) Никейским и дополнен 2 (381 г.) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве, не признанное православием. Скептицизм, философское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности. Сократические школы, древне-греческие философские школы, созданные учениками и последователями Сократа в IV в. до н.э.: Академия платоновская, мегарская школа, элидо- эретрейская школа, киренская школа и киники. Социология (от лат. societas - общество и … логия), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. Попытки объяснения общественной жизни и возникли в античности (Платон, Аристотель и др.), продолжались в философии истории. Создать «позитивную науку» об обществе в середине ХIХ в. пытался О. Конт (ввел и сам термин) Соционика, наука о межличностных отношениях. Средний платонизм, этап в развитии античного платонизма (I в. до н.э. – начало III в.), характеризовавшийся отказом от скептицизма Новой Академии платоновской и стремлением восстановить учение Платона и Древней Академии в первоначальной чистоте. Главные представители: Филон Александрийский, Апулей, Гален, Плутарх Херонейский. Средний платонизм тесно переплетался с неопифагореизмом, оказал влияние на неоплатонизм и патристику. Старообрядцы, сторонники старообрядчества. Старообрядчество, совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядцы делятся на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр – на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр – в г. Новозыбков Брянской обл.). Стоицизм, направление античной философии. Древня Стоя (III – II вв. до н.э.) – Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (II – I вв. до н.э.) – Панеций и Посидоний (стоический платонизм); Поздняя Стоя (I – II вв.), римский стоицизм – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Стоицизм возродил учение Гераклита об огне-логосе; мир – живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей. Все существующее телесно. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительные отношения к культуре. Мудрец должен следовать бесстрастию природы и лбюбить свой «рок». Все люди - граждане космоса как мирового государства. Субстанция (лат substantia – сущность; то, что лежит в основе) объективная реальность; материя в единстве всех форм ее движения; нечто относительно устойчивое: то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого. Субстрат (филос.), общая основа всех процессов и явлений. Сунна, мусульманское священное предание, состоящее из хадисов. Схоластика, тип религиозной философии, характеризующейся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально- логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в Западной Европе в средние века.
Т Теизм, религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий - иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые употреблен Р. Кедвортом. Теократия, форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозной главой. Теология (от греч. theуs – бог и …логия) (богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Толстовцы, участники социально-философского и нравственно-религиозного движения, возникшего в России в 80-е гг. ХIХ в. на основе учения Л.Н. Толстого. Проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религиозное и нравственное самосовершенствование как средство преобразования общества; создавали земледельческие общины, отказывались от уплаты податей и несения военной службы. Преследовались властями Томизм, учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии, соединившее христианские догматы с методом Аристотеля. В ХIII в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм и противостоя аверроизму. Традиция, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Трансцендентный, в идеалистической философии: выходящий за границы возможного опыта, лежащий за пределами опыта, недоступный познанию. Троица, один из догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын, Святой Дух. Термин появился в конце II в., учение о Троице развито в III в., вызвало острую дискуссию в христианской церкви, догмат о Троице закреплен на 1-м (325 г.) и 2-м (381 г.) Вселенских соборах.
У
Уложенные комиссии, временные коллегиальные органы в России в ХVIII. Созывались для кодификации законов, вступивших в силу после Соборного уложения 1649 г. Всего было 7. Крупнейшая (собрание всероссийских сословных представителей) созвана Екатериной II в 1767 – 1769 гг. Универсум, философский термин, обозначающий «мир как целое». Утилитаризм (от лат. utilitas – польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанное И. Бентамом позитивистское направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в ХIХ в.
Ф Факсимильная связь (фототелеграфная связь), электрический способ передачи графической информации – неподвижного изображения текста, таблиц, графиков, фотографий и т.п. Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов и каналов электросвязи (в том числе и телефонной). Фацзя («школа законников») – легистов), философская школа в Древнем Китае. Основные положения сформулировал Шан Ян. Программа фацзя была направлена на укрепление царской власти и создание централизованного деспотического государства. Феноменология, философское направление, принципы которого в начале ХХ в. сформулировал Э. Гуссерль. Задача феноменологии - обнаружение изначального опыта сознания путем феноменологической редукции (эпохе), состоящей в исключении каких-либо утвеждений о бытии и достижении последнего неразложимого единства сознания - интенциональности (т.е. направленности на предмет). Феноменология явилась одним из истоков экзистенциализма и др. течений современной философии. Филиокве (лат filioque – и от сына), добавление, сделанное в VII в. католической церковью к христианскому «Символу веры» IV в., в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей.
Х Хадис, предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадиса возникла в концеVII – начале VIII вв. Христианство, одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо. Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и распространилось на другие страны. Источник вероучения – Священное писание, Библия, особенно Новый завет.
Ц Целибат (от лат. caelebs - неженатый), обязательное безбрачие католического духовенства. Оно узаконено папой Григорием VII (ХI в.), практически утвердилось в ХII в. В 1967 г. папа Павел VI подтвердил незыблемость целибата.
Э Эвдомонизм, этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древне-греческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира. Эвтаназия, намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Эгоцентризм, отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я». Эдикт, в Древнем Риме программа деятельности римских магистратов, объявляемая при вступлении в должность. В период принципата и в ряде средне-вековых монархий Западной Европы – вид императорского закона. Экзистенциализм, или философия существования, направление современной философии, возникшее в начале ХХ в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Идейные истоки – учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А Камю). Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование). Экзистенция, существование. Основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть. Человек прозревает экзистенцию как корень своего существ в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого се6я, своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящее в мир. Эманация, центральное понятие неоплатонизма, означающее переход от высшей онтологической ступени универсума (Единое) к низшим, менее совершенным. Эманация как убывание бытия противоположна восходящему развитию, совершенствованию. Эпистолярный, свойственный письмам; написанный в форме писем; состоящий из писем. Энтелехия, понятие философии у Аристотеля: нематериальная сила (форма), образующая материю. Эстетика (от греч. aisthеtikуs – чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая сферу эстетического как специфические проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности людей. Эсхатология, религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Различается индивид. Эсхатология, то есть учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирная эсхатология, то есть учение о цели космоса и истории и их конце. Этническая общность (этнос), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этническая общность» близок понятию «народ», в этнографическом смысле. Я Язычество, традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |