Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Урок № 1.

Тема: Цели, задачи специализации «Воспитатель по самопознанию» и предмета «Самопознание».

Цель: Сформировать представления о специализации «Воспитатель по самопознанию».

Сформировать представления о задачах и предметном содержании специализации «Воспитатель по самопознанию».

Развивать логическое мышление, профессиональную речь, ассоциативное мышление, вокальные навыки.

Воспитывать уважение к личности каждого человека, к его праву на самопознание и саморазвитие.

Тип урока: ­­­­­­­­формирование новых знаний.

Межпредметные связи: Самопознание

Связь с производственным обучением: Формировать знания о разнообразии частных методик и их предназначении в ДОУ

Наглядные пособия и ТСО: интердоска, компьютер, презентация, глоссарий, цитата урока, бумага, клей, газета, журналы, ножницы., диски с музыкой, песнями дошкольного репертуара

Учебная, методическая литература: УМК по самопознанию для детей дошкольного возраста.

Ход урока:1.Организационный этап: Ознакомление с темой урока. Постановка цели урока.

А) Круг мнений. Продолжите фразу «Я человек, потому что….. Я желаю….»

Б) Мозговой штурм. Вы находитесь на уроке по специализации «Воспитатель по самопознанию». Составьте свой глоссарий: Специализация, Воспитатель, Самопознание, Методика. Сравните свое мнение с информацией словарей.

Специализировать (специализация) - готовить обучающегося для работы по какой-нибудь определенной специальности.

Воспитатель - человек, который воспитывает; специалист, который воздействует на духовное, физическое развитие, дает образование, прививает, внушает, обучает правилам поведения путем систематического воздействия, влияния,

Самопознание: 1) творческая деятельность личности, ориентированная на получение достоверных знаний о самом себе в целях дальнейшего саморазвития и самореализации; 2) учебный предмет, выполняющий ключевую роль в нравственно-духовном образовании личности наоснове общечеловеческих ценностей.

Методика – научная дисциплина, изучающая общие закономерности педагогического процесса на материале одного какого-либо предмета. Сравните свое понимание этих слов с научным словарем.

В) Обобщение: Какую цель я преследовала при создании этих заданий. (Чтобы каждый из вас высказал свое мнение, определил уровень своих знаний, понимания и сравнил с мнением другого, т.е. вы находились в процессе самопознания и саморазвития).

3. Методический прием предмета «Заключаем соглашение».

Посещать занятия, не опаздывать на уроки. Выполнять учебные задания. Выслушивать и уважать мнения товарища. Высказывать свое мнение в доброжелательной форме и тоне. Оказывать посильную помощь

4. Специализация «Воспитатель по самопознанию» как предмет.

Специализация «Воспитатель по самопознанию» одна из научных дисциплин, готовящая специалистов в области дошкольной педагогики и психологии. Специализация рассматривается как научный предмет, как система научных знаний и понятий о самопознании, о содержании предмета самопознания, о закономерностях управления развитием процесса самопознания ребенка старшего дошкольного возраста.

Содержание специализации строится на двух разделах: Основы самопознания и Методика обучения самопознанию.

В разделе Основы самопознанию изучаются вопросы теории самопознания. В разделе дается понятие самопознания, особенности и закономерности самопознания, раскрывается его значение для жизни человека, описываются сферы и области самопознания. Особое внимание обращается на процессуальную сторону самопознания, способы и средства, механизмы и барьеры самопознания.

Научные исследования доказали, что стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводят к значимым результатам. Пока человек разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание и саморазвитие нуждаются в тактичном сопровождении со стороны учителя, который, не навязывая стереотипов, вовремя поддержит, окажет помощь, даст совет, научит обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.

Необходимо отметить, что человек, решивший посвятить себя педагогической карьере, должен уметь оказывать поддержку в процессах самопознания и саморазвития детям, но для этого и сам должен заниматься самопознанием и саморазвитием, иначе его поддержка и сопровождение не будут иметь никакого смысла.

В разделе Методика обучения самопознанию изучаются особенности организации обучению самопознанию, роли педагога в процессе, методика обучения самопознанию, оснащение процесса и другое. Методика данного курса, как и другие частные методики призвана ответить на вопросы: чему учить, как учить, с помощью чего учить.

Цель специализации «Воспитатель по самопознанию»: овладение обучающимися на базе личной культуры самопознания профессиональными знаниями, умениями и приемами самопознания, методами обучения самопознанию дошкольников.

Задачи предмета:

· Дать представление о процессе самопознания, его возможностях, результатах, значении в жизни человека.

· Раскрыть закономерности развития самопознания и основы культуры самопознания.

· Определить методы и приемы, организационные формы самопознания, охарактеризовать функции педагога по самопознанию.

В содержание курса входит с одной стороны овладение обучающимися специальными знаниями о самопознании, умениями и навыками в процессе аудиторных теоретических и практических занятий, с другой стороны их проверка в ДОУ во время лабораторных занятий и педагогической практики с целью обеспечения полноценной профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания.

4.Разминка «Правда и ложь»

Если это правда, вы должны будете присесть, а если ложь – встать.

Зимой идет снег.

Наша Родина – Африка.

Быть отзывчивым хорошо.

Нужно всегда говорить одно, а делать другое.

Уважать труд других – хорошо.

Нужно всегда бросать друга в беде.

Молодцы. Вы очень хорошо умеете отличать ложь от правды..

5. Историческая справка. Современный этап развития политической, экономической жизни в условиях демократизации, гуманизации общества характеризуется обострением проблем, связанных с возрождением национального самосознания, духовно-нравственного воспитания в Казахстане. Сегодня система образования в Казахстане на новом витке своего развития. В условиях действия рыночных отношений, возрождения национальных традиций, становится необходимым создание и развитие нового образовательного пространства.

«Четыре столпа», на которых основывается образование 21 века:

научиться познавать,

научиться делать,

научиться жить вместе,

научиться жить».

Преобразования предполагают осуществление принципа гуманизации образовательного процесса в школах и тем самым реализацию приоритета нравственных качеств личности. Основной целью в современном образовании Казахстана должно стать формирование, развитие человека, обладающего новым мышлением, осознающим себя и индивидуальностью и членом общества, понимающего взаимосвязь между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и человеком, то есть высокоразвитой духовно-нравственной личностью.

Реализовать эту цель можно лишь в том случае, если умело сочетать знание прошлого и настоящего в развитие казахстанской школы, ориентируясь на современные потребности общества.

В своем Послании народу Казахстана Президент республики Казахстан Н.А.Назарбаев подчеркнул значимость духовно-нравственного образования: «Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Всё это возможно только через постижение таких общечеловеческих ценностей как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность.

Практическим решением этой задачи стала реализация проекта духовно-нравственного образования «Самопознание», автором – идейным вдохновителем которого является первая леди Республики Казахстан Сара Алпысқызы Назарбаева.

В 1992 году был создан детский фонд «Бобек», который по мере своего развития из колыбели инновационных подходов в гуманизации образования постепенно превращается в центр Бобек. Идея создания предмета «Самопознание» принадлежит Саре Алпысовне Назарбаевой. Она пишет «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле». «Чем силен человек? Любовью своей! На любви основана вся наша жизнь… Первородное право человека любить и быть любимым – это бесценный Божий дар, в нем спасение наше».

Такое глубокое, философское понимание любви пришло к Саре Алпысовне не сразу. После смерти мамы пятилетняя Сара на себе испытала, как трудно живется ребенку без любви, ласки, опеки самого близкого и дорогого человека. И уже тогда маленькая Сара мечтала о том, чтобы все дети были счастливы, чтобы все жили в семьях, вместе с мамами, папами, братиками, сестренками. Эту мечту она осуществила, создав детский благотворительный фонд «Бөбек».

В 1997 создан Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек» (Алматы) - подлинный оплот педагогики самопознания, президентом которого стала Сара Назарбаева. Именно здесь совмест­ными усилиями ученых, методистов и практиков была создана целостная педагогическая система гармоничного развития человека, краеугольным камнем которой является любовь к детям. В структуру Центра входят 4 подразделения: Детский сад «Самопознание», Школа-гимназия «Самопознание»(2001г), Гуманитарный колледж «Самопознание»(2009г), Институт гармоничного развития человека (2001).

Центр «Бобек» расположен в живописных окрестностях Алматы, в экологически чистой зоне, у подножия гор Заилийского Алатау на высоте 850 метров над уровнем моря на территории в 18,5 гектаров.

Новая образовательная программа предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей и реализуется с 2001 года. Фонд "Бобек" передал телевизоры, видеомагнитофоны и музыкальные центры, взял на себя расходы по изданию учебников, созданию библиотеки.
Специалисты Института гармоничного развития человека Национального центра «Бөбек» презентовали разработанные коллективом учебно-методические комплексы и пробные учебники по предмету «Самопознание». Общее количество учебно-методических комплексов, подготовленных для всех уровней образования – от дошкольного до вузовского, составляет более 60 наименований на государственном и русском языках.

Учебно-методические комплексы прошли экспертизу в соответствующих инстанциях у специалистов в сфере образования. В числе экспертов – известный российский педагог-гуманист, академик Шалва Александрович Амонашвили., который дал высокую оценку самому проекту «Самопознание» и представленным разработкам казахстанских ученых и практиков.

С 2001 года в Казахстане начался эксперимент. В апробации предмета «Самопознание» приняли участие 184 организаций образования в разных регионах Казахстана, получившие статус экспериментальных площадок, — 70 дошкольных, 76 общеобразовательных школ, 11 детских домов и интернатов, один колледж (АГГПК№2), 26 вузов. За эти годы общая численность учащихся, изучавших основы «Самопознания», составила 37 921 человек. Через программу прошли более двух тысяч специалистов. Эксперимент успешно закончился в 2008 году.

С 1 сентября 2010 года предмет «Самопознание» вошел в учебный процесс дошкольных организаций, школ, колледжей и педагогических вузов страны.

Социально-педагогическая эффективность многолетнего эксперимента определяется тем, что благодаря этому предмету удалось найти и запустить эффективный механизм непрерывного совершенствования качества образовательного процесса, обеспечить возрождение лучших традиций народной педагогики, стимулировать становление учителя новой формации, усилить взаимодействие семьи, школы и общественности в воспитании подрастающего поколения.

Приоритетным направлением развития национальной системы образования становится нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.

Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Программа «Самопознание» рассчитана на многоступенчатую структуру: детский сад, школа, суз, вуз.

5. Самопознание - интегративный предмет. Базовое содержание предмета «Самопознание» создано на основе социального и духовного опыта человечества, мировой культуры, мудрости народов, науки.

Для обучения самопознанию разработаны учебник, тетрадь ученика и методическое пособие для учителя, для дошкольников альбом для ребенка, методическое пособие для воспитателя, электронные учебники и другое.

Практическое задание. Изучите УМК. Ответьте на вопросы: Компоненты УМК?

С какими дисциплинами интегрирует самопознание?

Обобщение. Самопознание – интегративная дисциплина, построенная на научных знаниях психологии, педагогики, этики, эстетики, философии, религоведении, музыки, литературы, обществознания. Самопознание – новая интегративная дисциплина, целью которой является содействие личностному росту учащегося через обращение к общечеловеческим ценностям и нравственным идеалам. Изучение этого предмета призвано помочь каждому человеку понять смысл своей жизни и предназначение в современном мире, раскрыть творческие способности, найти место в обществе, ценностно относиться к себе, другим, окружающему миру. Самопознание, будучи смыслом и целью современного образования, побуждает человека к активной созидательной деятельности на протяжении всей жизни.

Предмет «Самопознание» призван приобщать детей к ценностям и нравственным идеалам человечества, формировать позитивное восприятие самих себя и окружающий мир.

7. Цели и задачи предмета. (Прочитать и законспектировать).Стандарт 2010года

«Цель самопознания — помочь человеку найти себя, раскрыть свои лучшие качества, не изменять себе, сохранять свое достоинство и всегда оставаться человеком в полном смысле этого слова» Сара Назарбаева.

Главная цель предмета «Самопознание»: способствовать нравственно-духовному образовании, гармоничному становлению человека посредством развития следующих ключевых компетенций:

- определять свою жизненную позицию;

- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;

- выстраивать позитивное отношение к себе, к людям и окружающему миру;

- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

- жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;

- проявлять созидательную активность, гражданственность, патриотизм и толерантность;

- проявлять готовность к нравственному выбору и ответственность за свои мысли, слова и поступки;

- развивать на практике навыки служения обществу.

Компетенция – латинское слово принадлежность по праву – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом)

Главные задачи предмета «Самопознание»:

развитие потребности учащихся в самопознании и творческой самореализации;

содействие в формировании гармоничной картины мира, понимании сути гуманистических ценностей;

формирование опыта нравственного поведения в учебных и жизненных ситуациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.