Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Монополизация рынков России 1 страница




 

Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникли «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками.

Специфика российских, монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать ухудшению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

 

Проблема монополистического ценообразования в российском законодательстве.

 

Рыночная структура — сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и недлительного (до года) пользования и т.д. Мы будем рассматривать структуру рынков с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости. Классификация структуры рынка базируется на определении, количества продавцов и природы продукта.

Монополия, т.е. такая рыночная ситуация, при которой все производство какого-либо товара сосредоточено в руках одной фирмы. Такие ситуации не очень широко распространены. В современной России примеры полной монополии практически ограничены производством и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО «ЕЭС»), никеля («Норильский никель»), другими единичными производствам. В большинстве случаев в отраслях господствуют несколько крупных фирм. Такая ситуация называется олигополией.

Позиция монополиста позволяет ему диктовать рынку цену своей продукции. Эта власть монополиста тоже не безгранична, поскольку он, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между собой покупателей, ограничен объективными пределами общего спроса. В отличие от мелких фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции, спрос на продукцию которых изображается всегда горизонтальной линией, т.е. не зависит от объема производства, для монополиста индивидуальная кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса, т.е. имеет отрицательный наклон с углом, определяемым эластичностью спроса по цене. Но не всякая более высокая цена даёт ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль.

Монополия добивается поддержания цены на высоком уровне тем, что ограничивает производство (предложение). Ее решение о том, сколько производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом продукции, которое ближе всего подходит к расчетной максимальной прибыли.

Разумеется, прибыль образуется только тогда, когда цена превышает средние полные издержки (р >АТС), что соответствует точке пересечения кривых полных издержек и спроса. При совершенной конкуренции именно в этой точке образуется рыночное равновесие, т.е. равновесной цене р 0 соответствует равновесное предложение x 0. При совершенной конкуренции фирма, как правило, не может получить цену большую, чем равновесная. Монополия же имеет такую возможность, причем образуется целая зона (от x0 до х1),где реализуется монопольная сверхприбыль.

Но сверхприбыль — это еще не максимальная прибыль. Последняя образуется только при

выпуске х1, и при цене р1, т.е. когда предельная выручка МR равна предельным издержкам МС. Математически это доказывается следующимо бразом:

P= TR - TC =TR (х) -TC(х)

Необходимое условие:

dР/dх = dТR/dх - dТС/d1х = МR - МС =О

или

MR=MC

 

Рис.1. Максимальная прибыль полной монополии.

 

Всякое изменение объема в ту или иную сторону приводит к сокращению монопольной прибыли. Обратите внимание, что для обеспечения максимальной прибыли требуется меньший объем предложения и более высокая цена, чем для обеспечения максимальной выручки. Разумеется, это не означает, что всякая монополия на практике действует в строгом соответствия с этими правилами. Но она имеет возможность для извлечения максимальной сверхприбыли и при прочих равных условиях будет стремиться к этому.

Сравним монопольную ситуацию с совершенной конкуренцией. Во-первых, очевидно, что монополия не руководствуется кривой издержек для определения оптимальной точки производства. Точка максимальной прибыли зависит всецело от положения кривой спроса. Если растет спрос, то увеличиваются как объем продукции, так и цена, даже если издержки при этом сокращаются.

Отсюда следует второй важный вывод: у монополии, в отличие от фирм, при совершенной конкуренции нет необходимости производить продукцию по низшим издержкам, т.е. использование ею ресурсов не обязательно является наиболее эффективным.

Третий вывод также весьма важен: монополия реализует свою продукцию по цене, которая заведомо превышает равновесную цену при свободной конкуренции, и производит всегда меньше, чем фирма в условиях такой конкуренции. Таким образом, монополия ведет к потерям количества товара и накладывает на покупателя дополнительное бремя в виде более высоких цен.

Вместе с тем сверхприбыль монополии позволяет ей расходовать средства наиболее точное прогнозирование спроса, использование более широкого варианта технических средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей и т.д. Монополия, в отличие от мелкого предпринимателя работает на заведомо известный рынок, который ей в значительной мере подконтролен, и потому намного меньше рискует. При таких условиях использование критерия максимизации прибыли становится намного более реальным, чем для небольших конкурирующих между собой фирм. Эти и другие преимущества монополии позволяют ей, как правило, подавлять потенциальных конкурентов, грозящих нарушить ее монопольное положение, и главное — не допускать их на свой рынок.

Препятствия для входа на рынок — обязательное условие существования монополии. Они могут быть естественными и искусственно созданными. Наиболее важным естественным барьером служат технические преимущества, определяемые крупным масштабом производства. Но даже если издержки монополии достаточно велики, естественным барьером для входа на рынок служат первоначальные затраты входа.

Искусственные препятствия создаются благодаря использованию таких законодательных ограничений, как патенты (ограничивающие право пользования технологией или право выпуска продукции в течение определенного периода), лицензии(т.е. разрешения на предпринимательскую деятельность в данной области),франшизы (исключительные права на продажи товара монополии по ценам, которые она определяет). К искусственным барьерам относятся и насильственные средства недопущения конкурента на рынок, а также использование коррупционных связей с государственными органами.

В качестве монополии вовсе не обязательно выступает одна крупная фирма, захватившая производство или сбыт в целой отрасли. Такую же роль может играть особое соглашение или союз между фирмами, который в западной практике и экономической литературе чаще всего именуется картелем. Это неофициальное название. Поскольку картели в ряде западных государств (например, в США) законодательно запрещены, они нередко скрываются под видом различных отраслевых ассоциаций, а то и просто существуют в виде негласных сговоров.

Большинство негласных структур, ограничивающих свободный вход на рынок новых конкурентов в России, практически выполняют роль картелей, т.е. носят отрицательные черты монополии, не привнося в экономику ничего положительного.

Интересной разновидностью являются т.н. дискриминирующие монополисты, которые продают свой товар не по единой рыночной цене и стремятся получить наиболее высокую цену у каждой отдельной группы покупателей или на каждом отдельном, сравнительно изолированном рынке.

Следует отметить, что современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

Понятие монопольной цены. Признаки выявления монопольных цен.

При рассмотрении фактов установления монопольных цен следует иметь в виду, что изменения цен (с учетом инфляционных процессов) и объемов производства (в натуральном выражении) определяются по отношению к их значениям, которые имели или имели бы место на конкурентном рынке, а не по отношению к их величинам, достигнутым в предыдущий период времени.

Однако динамика цен и объемов производства во времени может наиболее оперативно дать важные косвенные свидетельства (информативные сигналы) о потенциальной возможности ценовых злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

Поэтому в ходе предварительного анализа, прежде всего изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, рентабельности и объемов производств), а затем выбирается ценовая база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены. Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию и соответственно отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.

Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике.

За базовую при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке. При выборе в качестве базы сравнения цены проверяемой продукции на соседнем конкурентном рынке базовую цену необходимо скорректировать по формуле:

Pк* = Pф х Jk / Jф, где

Pк* - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены), руб.;

Pк - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке, руб.;

Jк - региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, %.

Jф - фактический индекс роста цен в проверяемом регионе.

Например, на рынке соседней области (региональный уровень наблюдения) или даже мировую цену (федеральный уровень).

Наиболее простым является случай, когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, одновременно поставляет свою продукцию и на конкурентный рынок.

Например, хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местном рынке, но, кроме него, продает свою продукцию на федеральном рынке (на рынке соседнего региона), на котором реализация продукции осуществляется по конкурентным ценам.

Повышение цены на местном рынке выше конкурентной будет с большой долей вероятности означать возможность злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен.

Другой пример:

"АвтоВАЗ", производя 69,7% всех легковых автомобилей в России, занимает бесспорное доминирующее положение на российском рынке.

В то же время он поставляет свои "Жигули" на мировой рынок, в частности - на французский.

В ноябре 1993 г. цена "восьмерки" на российском (монополизированном) рынке составляла 9200 долл. США (в пересчете по курсу Центрального банка России), на французском (конкурентном) - 6600 долл. При этом французскому покупателю гарантируется предпродажная фирменная подготовка.

Если в результате проверки выяснится, что цена на французском рынке обеспечивает рентабельность, близкую к нормальной, то можно ставить вопрос о монополистическом злоупотреблении ценами.

За товар - аналог для российских "Жигулей" можно принять какую-либо модель на российском рынке подержанных импортных автомобилей.

Так, рекламная кампания вазовской продукции в Англии проходила под девизом "новый автомобиль по цене подержанного".

Таким образом, цена подержанного автомобиля на российском рынке (равного по стоимости нашим новым "Жигулям" в Англии) даст примерное значение конкурентной цены.

В качестве конкурентной цены можно взять цену на конкурентном рынке аналогичного товара, близкого к анализируемому по основным показателям, а цену пересчитать с использованием параметрических методов.

Например, аналогом российских "Жигулей" на американском рынке является "Шевроле -Кавальер". Цена этой модели 11800 долл. Чтобы получить ценовой ориентир для вазовской модели, необходимо с помощью соответствующих экспертов оценить в денежной форме (и вычесть из базовой цены 11800 долл.) такие удобства американской модели, как автоматическая коробка передач, тормоза противоблокировочной конструкции, гидроусилитель руля, кондиционер, автоматическое закрывание и открывание дверей, стереоприемник, гарантия на 50000 миль или на три года эксплуатации, престижность новой модели и т.д.

При этом следует учесть дороговизну сервисного обслуживания и запчастей в российских условиях.

Следует заметить, что приведенные методы определения конкурентной цены являются приближенными, а полученная в результате их применения цена не может называться конкурентной, поскольку она является результатом пересчета реальной конкурентной цены на такой же (или аналогичный) товар, взятый на другом (данном) рынке, либо установлена аналитически (затратным способом).

Реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в условиях совершенной конкуренции, поэтому рассчитанная тем или иным способом цена будет, строго говоря, квазиконкурентной.

Поэтому практически важен случай, когда базовые точки отсчета можно взять из реальной ситуации на реальном монополизированном рынке. Одной из форм изъятия товаров из обращения является сокращение его производства предприятием - монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар.

 

Эта ситуация изображена на рис. 2.:

 

Рис. 2. Модель рыночного равновесия и выявление монопольно высокой цены при неполном использовании производственных мощностей.

 

Если монополист полностью использует производственные мощности (т.е. на 80% проектной мощности), выпуская QN продукции по цене PN, и не может даже при желании достичь параметров конкурентного рынка (QK - PK), то в этом случае его нельзя рассматривать как нарушителя антимонопольного законодательства.

Поэтому его зона злоупотребления доминирующим положением на рынке сокращается на кривой спроса с участка К - М до участка N - М.

Базовой точкой сравнения теперь становится не точка К с координатами (QK, PК).

Монопольно высокой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая товаропроизводителем (поставщиком), занимающим доминирующее положение на этом рынке, которая выше минимальной возможной цены,- QN.

Монопольно высокая цена устанавливается в этом случае в целях компенсации затрат на содержание неиспользуемых по назначению производственных мощностей и (или) излишней рабочей силы, и (или) убытков, связанных с уничтожением товаров, созданием искусственного дефицита, а также получениям сверхприбыли.

При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены необходимо учитывать возможность, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально вызваны изменением рыночной конъюнктуры, а не продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой проверяемого хозяйствующего субъекта (рис. 2).

Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта, а результатом изменения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие удорожания сырья, материалов, комплектующих изделий в условиях инфляции (см. рис. 3).

К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д.

Снижение цен может быть вызвано не стремлением хозяйствующего субъекта к созданию препятствий для входа на рынок своего товара, а резким падением спроса, затовариванием и т.п.

Рис.3. Спад объемов производства, сопровождающийся повышением цен, вызванный изменением рыночной конъюнктуры.

 

Вследствие:

- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой предложения из положения S-S в положение S1-S1) - точка А, в которой Pа > Pк, а Qа < Qк;

- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой предложения из положения S-S в положение S1-S1) плюс возрастания спроса (перемещения кривой спроса из положения Д-Д в положение Д1-Д1) - точка В, в которой Pв > Pк, а Qа<Qк.

 

Естественные монополии.

"Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии". [28]

Естественная монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов. Крупные предприятия обладают лучшей технической оснащенностью и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование ресурсов. В связи с этим естественная монополия становится желаемым явлением для общества, хотя монопольная природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.

Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.

 

Нормативно-правовая основа естественных монополий.

 

История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего чуть больше 10 лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее время.

B условиях советской экономики естественные монополии, как специфический предмет государственно-правового регулирования не выделялись, потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор.

Фундаментальное значение имеет Федеральный закон "О естественных монополиях", принятый 19 июля 1995 г. с внесенными поправками 26 марта 2003г., определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Узаконенные естественные монополии охватывают не всю соответствующую отрасль народного хозяйства (газовую, железнодорожную и т.п.), а лишь ее передающие ("перевозящие") элементы. Например, в нефтяной промышленности — только транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; в газовой промышленности — транспортировку газа магистральным трубопроводам и в том числе газораспределительную сеть и хранение газа; в энергетике также монополизм заключается только в услугах по передаче и распределению электроэнергии.

Услуги транспортных терминалов — это производственные операции (приемка, перемещение, хранение и сдача грузов), но лишь те, которые органично увязаны, "слиты" с конкретным перевозчиком грузов, т.е. могут проводиться на его территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов. Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие их специальные нормативно-правовые акты, например, федеральные законы "О связи" от 7 июля 2003г., "О почтовой связи" от 17 июля 1999г. (с изменениями от 7 июля 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 26 июня 2007 г.) и другие. В основной своей части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства Федеральный закон «Об энергосбережении» (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ). Он определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию энергетических ресурсов, прежде всего электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении.

Установление оптимальных цен на товары естественных монополий - особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней.

В состав нормативно-правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

Нормативно-правовая основа естественных монополий также тесно связана с нормативно-правовой основой конкуренции и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет необходимости создавать специальную нормативно-правовую систему в области естественных монополий, а их регулирование должно стать составной частью единого закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. В конце концов, Законодательство о естественных монополиях получило самостоятельное развитие, но действует оно не изолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов.

 

Естественные монополии в России.

Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

-вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.