Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важное замечание 5 страница




С

тремящийся к Аллаху и миру вечному не будет следовать правильным путём без двух сдерживаний. Он должен сдерживать сердце своё, поддерживая в нём стремление к Нему, и удерживать его от обращения к кому-то иному. И он должен удерживать язык свой от того, что не приносит пользы, и сдерживать его, заставляя его поминать Аллаха и произносить то, что увеличивает его веру и знание. И он должен удерживать органы тела от ослушания и следования страстям и сдерживать их, заставляя их совершать обязательное и желательное. И он должен сдерживать таким образом [сердце, язык и органы тела], пока не встретится с Господом и не освободится, покинув тюрьму ради широчайших и прекраснейших просторов.

Если же ему не хватит терпения для этих двух сдерживаний и он убежит от них на луга страстей, то это повлечёт за собой страшное задержание при покидании мира этого.

Каждый покидающий мир этот либо избежит задержания, либо будет задержан.

А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь.

Ибн 'Аун, прощаясь с одним человеком, сказал: «Бойся Аллаха, ибо поистине, богобоязненный не оста-

 

 

Стремящийся к Аллаху и миру вечному... 113

 


нется в горьком одиночестве». Зейд ибн Аслям сказал: «Обычно говорят: "Кто боится Аллаха, того люди любят даже против своей воли"».

Ас-Саури сказал Ибн Абу Зибу: «Если будешь бояться Аллаха, Он защитит тебя от людей, а если будешь бояться людей, то они ничем не помогут тебе перед Аллахом».

Сулейман ибн Дауд сказал: «Нам было даровано что-то из того, что есть у людей, и что-то из того, чего у них нет, и мы были обучены чему-то из того, что знают люди, и чему-то из того, чего они не знают, и мы не нашли ничего лучше, чем бояться Аллаха тайно и явно, быть справедливыми в гневе и довольстве и быть умеренными в бедности и в богатстве».

А в книге «Зухд = Равнодушие к мирским благам» имама Ахмада приводится сообщение о том, что Всевышний сказал: «Любое творение, которое ищет защиты у творения вместо Меня, Я лишу причин небесных и земных. И когда он будет просить Меня о чём-то, Я не дам ему этого, и когда он будет обращаться ко Мне с мольбами, Я не отвечу ему, и когда он будет просить у Меня прощения, Я не прощу его. И любое творение, которое обращается за защитой ко мне, а не к Моим творениям, непременно получит удел свой от небес и земли. И когда он будет просить Меня о чём-то, Я дарую ему это, и когда он будет обращаться ко Мне с мольбами, Я отвечу ему, и когда он будет просить у Меня прощения, Я прощу его».

 

 

 

Важное замечание

Пророк объединил в хадисе богобоязненность и благонравие

 

П

ророк объединил богобоязненность и благонравие, потому что богобоязненность делает благими отношения между рабом и его Господом. А благонравие делает благими его отношения с людьми. Богобоязненность приносит ему любовь Аллаха. А благонравие побуждает людей любить его.

 

 

 

Между рабом и Аллахом и Раем — мост в два шага

,

М

ежду рабом и Аллахом и Раем — мост в два шага. Один шаг — от самого себя, второй шаг — от людей. Он отрекается от самого себя и игнорирует себя в отношениях с людьми и отрекается от людей и игнорирует их в своих отношениях с Аллахом. Он обращает внимание лишь на того, кто указывает ему на Аллаха и показывает ему путь к Нему

Наставляющий воззвал к сподвижникам: «Приблизился к людям расчёт их...» (сура 21 «Пророки», аят 1). И сердца ихзамерли от страха и из глаз их потекли слёзы: «...и долины наполняются потоками» (сура 13 «Гром», аят 17).

Жизнь ближняя украсила себя для 'Али ибн Абу Талиба, но он сказал ей: «Я дал тебе развод трижды, и нет тебе возвращения ко мне!» По Сунне ему достаточно было дать один развод, однако он дал сразу три, чтобы страсти даже не помышляли о возможности возвращения, иего правильная религия и здравая природа питали отвращение к тому, кто делает разведённую трижды дозволенной для бывшего мужа31. Да и как же иначе? Ведь

 


31 Речь идёт о том случае, когда разведённая трижды женщина выходит замуж только ради того, чтобы снова стать дозволенной

116 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


он сам — один из тех, кто передавал хадис: «Да проклянёт Аллах мужчину, делающего разведённую трижды дозволенной для бывшего мужа» 32.

В этой обители нет места для уединения; устрой же его в самом себе.

Тебя непременно будут притягивать разные вещи, знай же их и будь бдителен, и не повредят тебя отвлекающие факторы, если ты будешь свободен от них, даже находясь среди них.

Свет истины ярче солнца, поэтому неудивительно, что обладатели зрения, подобного зрению летучих мышей, не видят её.

Дорога, ведущая к Аллаху, свободна от испытывающих сомнения и от тех, кто следует своим страстям. Она заполнена обладателями твёрдой убеждённости и терпения. Они на этом пути словно вехи: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убеждённо верили в Наши знамения» (сура 32 «Земной поклон», аят 24).

 


для бывшего мужа: новый муж даёт ей развод сразу после первого полового сношения, поскольку сам он женится на ней только для того, чтобы сделать её дозволенной для бывшего мужа.

32 Например, 'Али ибн Абу Талиб передаёт, что Пророк сказал: «Проклят тот, кто женится на женщине ради того, чтобы сделать её дозволенной для бывшего мужа, и проклят тот, для кого он это делает» [Абу Дауд].

 

 

Правило

Роль произнесения свидетельства о том,

что нет божества, кроме Аллаха, перед смертью

в искуплении и уничтожении скверных деяний

 

 

П

роизнесение свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, перед смертью играет важную роль в искуплении и уничтожении скверных деяний, потому что это свидетельство, произносимое убеждённым в его истинности, знающим то, что под ним подразумевается. Страсти в нём уже мертвы, его бунтовавшая ранее душа сделалась смиренной и покорилась после того, как отказывалась повиноваться ему и ослушивалась его. Она повернулась после того, как отворачивалась, и стала униженной после силы. От неё ушло её стремление к мирским благам, и она стоит пред Господом, Создателем и Покровителем своим — такая смиренная, какой не была никогда ранее, и как никогда надеется на Его прощение и милость. Единобожие стало очевидным для неё, поскольку все причины многобожия устранены и ложность его стала очевидной. Ушли все эти противостояния, которые занималиеё, и всей своей сущностью она устремлена теперь к Тому, неизбеж-ность встречи с Кем и прибытия к Кому стала очевидной для неё. В эти моменты раб Аллаха все цело обращается к Нему — сердцем, духом и помыслами Он покоряется Ему одному внешне и внутренне, и тайное и явное в нём становится одинаковым. Он говорит «Нет божества, кроме Аллаха» искренне, от всего

 

118 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления


сердца. Сердце его освободилось от привязанности к кому-то или чему-то, кроме Него, и он перестал обращать внимание на кого-то, кроме Него. Мир этот полностью вышел из сердца его, и приближается момент прибытия к Господу. Пламя страстей его утихло, и сердце его наполнил мир вечный и уже стоит у него перед глазами, а мир этот он оставил позади. И это искренне произнесённое свидетельство становится завершением его деяний, очищая его от его грехов и вводя его к Господу, потому что он встречает Господа своего с правдивым искренним свидетельством, причём внешняя и внутренняя его сущность стала одинаковой, тайное и явное в нём сравнялось.

Если бы ему случилось произнести свидетельство таким образом в дни здравия, то мир этот и его обитатели показались бы ему чужими и он побежал бы от людей к Аллаху, и лишь Он казался бы ему близким. Однако в то время он произносил это свидетельство с сердцем, наполненным страстями и любовью к жизни и её причинам, с душой, исполненной стремления обрести мирские блага, направившей внимание своё не на Аллаха. А если бы она освободилась от всего этого так, как освобождается она перед смертью, то у неё была бы совсем другая история, и жизнь у её обладателя была бы другой, не животной...

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Чем способен распоряжаться человек? Ведь он [сам находится в полном распоряжении Всевышнего]: чуб его — в руке Аллаха, и душа его — в руке Аллаха, и сердце его — меж двух пальцев Его, и Он поворачивает его, как пожелает. И жизнь его в руке Его, и смерть его в руке Его, и счастье его в руке Его, и несчастье его в руке Его, и движения Его и покой его, и слова и дела его — всё это осуществляется с Его позволения и но

 

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 119

 

 


воле Его. Он не двигается иначе, как с Его позволения и ничего не делает иначе, как с Его позволения. Если Он поручит его душе его, то поручит его слабости, потерянности, нерадению, грехам и ошибкам. А если Он предоставит его кому-то иному, то предоставит его тому, кто не способен отвести вред или принести пользу и не властен ни над жизнью, ни над смертью, ни над воскрешением. Если Он оставит его без Своей заботы и защиты, враг одолеет его и сделает своим пленником. Он не способен обойтись без Него и мгновения. Он нуждается в нём, пока дышит, нуждается каждой частичкой тела своего, внутренне и внешне, и его потребность в Нём абсолютна... И вместе с тем он отдаляется от Него, отворачивается от Него и навлекает на себя ненависть Его, ослушиваясь Его, несмотря на то, что нуждается в Нём, с какой стороны ни посмотри. Он предаёт забвению поминание Его и поворачивается к Нему спиной. Он поступает так, несмотря на то, что именно к Нему ему предстоит вернуться и именно перед Ним он должен будет предстать!

Освободи мысли свои для стремления к исполнению того, что тебе велено, и не занимай их тем, что тебе гарантировано, ибо поистине, удел и жизненный срок — два неразлучных товарища. И они гарантированы тебе, и пока жизненный срок не кончится, удел твой будет приходить к тебе, и когда Он по мудрости Своей закрывает перед тобой какую-нибудь дорогу, Он непременно открывает тебе по милости Своей дорогу, которая принесёт тебе большую пользу, чем та.

Подумай о положении плода во чреве матери: к нему поступает питание его, содержащееся в крови, единственным способом — через пуповину. А когда он выходит из чрева матери, этот путь закрывается для него, но открываются два новых пути, и он получает благода-

 

 

120 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


ря им удел ещё более приятный — чистое и приятное на вкус молоко. А когда завершается период вскармливания и эти два пути закрываются для него посредством отлучения от груди, перед ним открываются четыре новых пути: два вида еды и два вида питья. Два вида еды — то есть пища животного происхождения и пища растительного происхождения, а два вида питья — вода и разные виды молока. К ним можно добавить остальные полезные и приятные напитки.

А когда человек умирает, эти четыре пути закрываются для него, однако Всевышний Аллах открывает для него, если он относится к числу счастливых, восемь путей. Это восемь врат Рая, и он входит, через какие пожелает.

Таков Всевышний Аллах: лишая верующего чего-то в этом мире. Он даёт ему взамен нечто лучшее и более полезное. Причём это только для верующего. Всевышний Аллах лишает его чего-то незначительного и ничтожного, чего Он не желает для него, и дарует ему взамен нечто лучшее и более ценное.

Но раб Аллаха, пребывая в невежестве относительно того, что лучше для него, а также относительно щедрости Господа, Его мудрости и доброты, не понимает превосходства того, что ему было даровано, над тем, чего он был лишён. Он привык жаждать близкого, даже если оно низко и ничтожно, и мало стремиться к далёкому, даже если оно велико и возвышенно.

А если бы раб Аллаха ценил Господа своего должным образом [а ему до этого, увы, так далеко!], он бы понимал, что милость, которую оказывает Он ему, когда лишает его чего-то из мирских благ и удовольствий, намного больше той милости, которую Он оказывает ему, даруя ему что-то из этого. Ведь Он лишает его чего-то лишь для того, чтобы даровать [взамен

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 121

 

 


нечто лучшее], и подвергает его испытаниям лишь ради его собственного благополучия, и Он испытывает его лишь для того, чтобы очистить его, и умерщвляет его лишь для того, чтобы оживить потом. И Он вводит его в этот мир лишь для того, чтобы он подготовился к прибытию к Нему и чтобы он шёл по дороге, ведущей к Нему.

«Он — Тот, Кто чередует ночь и день для тех, кто желает помнить и благодарить» (сура 25 «Различение», аят 62).

«...но несправедливые отвергают всё, кроме неверия» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 99).

А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Кто познал душу свою, тот занят её исправлением, а не пороками людей, и кто познал Господа своего, тот занят Им, вместо того чтобы заниматься страстями своими.

Самое полезное дело — то, которое ты совершаешь, отдаляясь от людей посредством искренности и отдаляясь от собственной души посредством признания милости Всевышнего33, то есть ты не смотришь при его совершении ни на себя, ни на людей.

Люди входят в Огонь через три двери. Это дверь сомнительных утверждений, рождающих сомнения в отношении религии Аллаха; дверь страстей, следствием которых становится предпочтение влечений покорности Ему и Его довольству; и дверь гнева, который рождает посягательство на Его творения.

 

 


33 Который помог тебе совершить это благое дело.

 

122 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


У всех грехов — три основы. Это высокомерие — именно оно довело Иблиса до того положения, до которого он дошёл; порицаемое стремление — именно оно вывело Адама из Рая; и зависть — именно ода заставила сына Адама покуситься на брата своего. И тот, кто защищен от зла этих трёх вещей, защищен от всякого зла, ибо неверие — от высокомерия, ослушание — от порицаемого стремления, выход за границы дозволенного и несправедливость — от зависти.

По мудрости Своей Аллах сделал каждую часть тела потомка Адама, внешнюю и внутреннюю, инструментом для чего-то и когда она используется по назначению, то это и есть человеческое совершенство: глаз — орган зрения, ухо — орган слуха, нос — орган обоняния, язык — орган речи. Половые органы предназначены для полового сношения, рука — для того чтобы брать что-нибудь, нога — для того чтобы ходить, сердце — для единобожия и познания, дух — для любви. Разум — инструмент для размышления, в том числе и о завершении дел, связанных с религией и мирских, а также предпочтения того, что следует предпочитать, и оставления того, что следует оставлять.

Самую невыгодную сделку заключает тот, кто занимается душой своей, отвлекаясь ради неё от Аллаха, но в ещё большем убытке оказывается тот, кто занимается людьми, отвлекаясь на них от собственной души.

В «Сунан» приводится хадис Абу Са'ида аль-Худри, который передаёт от Пророка такие слова: «Когда потомок Адама доживает до утра, все органы его тела подчиняются языку его, говоря: "Бойся Аллаха, ибо поистине, все мы зависим от тебя, и если ты будешь

 

Роль произнесения свидетельства е искуплении 123

 

 


следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся"» [Ат-Тирмизи; Ахмад].

Они подчиняются языку, потому что он — посланец сердца, говорящий от его имени, и посредник между ними другими органами.

Слова «ибо поистине, все мы зависим от тебя» означают: наше спасение зависит от тебя и наша гибель зависит от тебя. Поэтому и сказано: «Если ты будешь следовать прямым путём, то и мы будем следовать прямым путём, а если ты отклонишься от него, то и мы отклонимся».

 

 

 

Раздел

 

О значении слов Пророка «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ] »

В

словах «Бойтесь же Аллаха и будьте умеренными в приобретении [мирских благ] » Пророк объединил благо мира этого с благом мира вечного.

Этот хадис является доказательством того, что блаженство мира вечного человек обретает с помощью богобоязненности.

А отдохновение сердца и тела, равнодушное, не алчное отношение к мирским благам и избавление от утомления и трудностей, с которыми сопряжено приобретение мирских благ, достигается путём умеренности в их приобретении.

Тот, кто боится Аллаха, преуспеет, приобретя блаженство мира вечного и его наслаждения. А тот, кто умерен в приобретении мирских благ, находит отдохновение от утомления и тревог, связанных с ним. А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.

Этот мир сам о сути своей рассказал,

Если бы кто-то прислушался!

Сколько тех, кто о смерти не думал, он погубил,

И сколько копивших богатства оставил ни с чем он!

 

 

 

Польза

Почему Пророк упомянул вместе грехи и долги

 

П

ророк упомянул вместе грехи и долги, потому что грехи оставляют человека в убытке в мире вечном, а долги оставляют его в убытке в мире этом.

 

 

Польза

 

О словах Всевышнего «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» и четырёх видах усердия на пути Аллаха

В

севышний Аллах сказал: «А тех, которые усердствуют ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями» (сура 29 «Паук», аят 69).

Всевышний Аллах поставил следование прямым путём в зависимость от усердия, и лучше всего следует прямым путём тот, кто больше всех усердствует ради Него. Самое обязательное усердие — борьба с собственной душой, борьба со страстями, борьба с шайтаном и борьба с миром этим. Кто усердствует против этих четырёх, того Аллах ведёт путями Своего довольства, которые ведут в Его Рай. А тот, кто отказывается от усердия, отклоняется от прямого пути в соответствии с тем, от какой части усердия он отказывается.

Аль-Джунайд сказал: «Это означает: а тех, кто боролся со своими страстями ради Нас посредством покаяния, Мы поведём путями искренности».

Не сможет сражаться с внешним врагом тот, кто не сражается с этими внутренними врагами. Победивший их победит и внешнего врага, а тот, кого они победят, будет побеждён и внешним врагом.

 

 

Раздел

 

Испытание раба посредством вражды между душой, побуждающей к скверному, и сердцем

В

севышний Аллах устроил вражду между шайтаном и ангелом, между разумом и страстью, между душой, побуждающей к дурному, и сердцем. И посредством этого Он испытал Своих рабов, собрав для них всё это и наделив каждую сторону воинами и помощниками, и война между ними не прекращается до тех пор, пока одни не одержат победу над другими. И если победа останется за сердцем, разумом и ангелом, то человека ожидает радость, блаженство, наслаждение, свет, утешение, прекрасная жизнь, спокойствие, уверенность в себе и ценные трофеи. Если же победит душа, страсть и шайтан, то человека ждёт тревога, заботы, беспокойство, печаль, беды, стеснение в груди и пленение царя.

Что ты думаешь о царе, которого победил его враг, и, заставив его спуститься со своего трона, взял его в плен и удерживает его, лишив его доступа к его сокровищницам, хранилищам и слугам и забрав всё это себе, но при этом этот царь ничего не делает для того, чтобы отомстить, не просит помощи у того, кто может помочь ему, и не собирает войско из тех, кто готов вступить в его войско?..

А над этим царём есть другой царь — одолевающий, которого невозможно одолеть, побеждающий, которо-

 

128 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 


го невозможно победить, величественный, которого невозможно унизить. Он послал к нему, говоря: «Если ты попросишь у меня помощи, я помогу тебе, и если ты попросишь у меня поддержки, я поддержу тебя, и если ты обратишься ко мне за защитой, я отомщу за тебя, и если ты прибежишь ко мне и укроешься у меня, то я дам тебе власть над врагом твоим и сделаю его твоим пленником».

Этот пленённый царь может сказать: «Враг мой заковал меня в прочные оковы, крепко связал меня и надел на меня цепи и мешает мне устремиться к тебе и не даёт мне побежать к тебе и прийти к двери твоей. Вот если бы ты послал воинов от тебя, которые разбили бы оковы мои и сняли бы с меня цепи мои и вывели бы меня из моего заключения, тогда бы смог я прийти к дверям твоим. А в противном случае я не смогу покинуть место своего заключения и разбить оковы свои».

Если он скажет это в качестве протеста, отвечая таким образом на письмо этого царя и выражая довольство своим положением, то этот могущественный царь оставит его без своей помощи и предоставит его тому, чему сам он себя предоставил.

Но он может сказать это, выражая таким образом свою потребность в нём, демонстрируя собственную слабость и бессилие и желая показать, что он на самом деле слишком слаб и потому не способен прийти к нему и вырваться из места своего заключения, в которое поместил его враг и самостоятельно уйти из плена... И если он скажет это, подразумевая, что он надеется, что царь этот окажет ему новую милость, подобно тому, как уже оказал одну, послав ему упомянутое письмо, и снабдит его из своих воинов и рабов теми, кто поможет ему спастись, сломает дверь его темницы и разобьёт его оковы, то это будет великая милость с его стороны по отношению к нему, а если он и оставит его без помощи,

 

Испытание раба посредством вражды между душой и сердцем 129

 


то это не будет несправедливостью или несоблюдением его права, но будет означать, что хвала его и мудрость его предполагают оставление его в заключении...

Особенно если учесть, что заключение — Его заключение, а враг этого царя — один из Его рабов, хохол его в руке Его, и он действует не иначе как с Его разрешения и по Его воле, и он [пленённый царь] не обращает внимания на врага своего, не боится его и не считает, что тот может распоряжаться чем-то самостоятельно и способен принести пользу или вред [по собственной воле], но он смотрит на Того, Кто является хозяином для его врага, распоряжающегося им и держащего его за чуб, и боится лишь Его и надеется только на Него и обращается со смиренной мольбой к Нему, просит защиты у Него и обращает боязнь и стремление к Нему... Если он скажет это, подразумевая это, вот тогда придут к нему победоносные войска-триумфаторы.

Высочайшая степень в приобретении знаний — изучение Корана и Сунны, и стремление понять смысл того, что пришло от Аллаха и Его Посланника, и знание границ ниспосланного. А самая низшая степень — когда приобретающий знания ограничивается изучением странных вопросов и тем, что не было ниспослано, и тем, что никогда не случалось, или же его цель — знание разногласий и запоминание слов людей и при этом у него нет желания знать правильные из этих мнений. Редко кто из таких людей получает пользу от своего знания.

Высочайшая степень в том, что касается воли человека, — когда его устремления связаны с любовью к Аллаху и соблюдением тех норм религии, которые Он пожелал установить. А низшая степень в этой области — когда человек смотрит лишь на то, чего он хочет от Аллаха. Он

 


130 Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя. Полезные наставления

 

 


поклоняется Ему лишь ради того, чего он хочет от Него, а не ради того, чего Он требует от него. Первый желает Аллаха и того, чего желает Он, а второй желает чего-то от Аллаха и для него неважно, чего Аллах желает от него.

Скверные учёные сидят у врат Рая и призывают людей к нему своими словами и одновременно зовут их к Огню своими делами. И каждый раз, когда слова их говорят людям: «Давайте же!», их дела говорят им: «Не слушайте их, потому что если бы то, к чему они призывают, было истиной, то они сами первыми вняли бы этому призыву». Они прикидываются проводниками, а на самом деле — разбойники-грабители.

Если твоя доля и цель твоих устремлений — только Аллах, то благо будет следовать за тобой и покоряться тебе — начинай с любого вида. Если же твоя доля — то, чего ты желаешь от Него, то благо остановится, не достигнув тебя, потому что оно — в руке Его, следует за Ним и относится к Его действиям. И если тебе посчастливилось обрести Его, то ты обретёшь и благо вместе с Ним и как следствие обретения Его, а если твоя цель — благо, го ты не обретёшь Аллаха вместе с ним. А если ты познал Его и ощутил близость к Нему, а потом пал так низко, что начал стремиться к благу [вместо Него], то Он лишит тебя этого в качестве наказания, и в результате ты потеряешь и Аллаха, и благо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.