КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Автомат заряжания
Автомат заряжания (A3) является подсистемой танковой системы оружия и важным элементом компоновки боевого отделения и танка в целом. A3 танков предназначен для заряжания пушки требуемым типом боеприпаса в заданный промежуток времени, определяемый продолжительностью цикла заряжания. При подготовке прицельного выстрела цикл A3 является составной частью общего цикла СО и СУО с участием операторов (наводчика и/или командира). На современных танках органы управления A3 устанавливаются на узлах СУО (например, клавиши назначения типа боеприпаса одновременно вводят в танковый баллистический вычислитель соответствующую баллистику), системы управления интегрируются в единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Оснащению танков A3 предшествовал этап механизации отдельных операций, появление которого было следствием ограниченности возможностей заряжающего доставать из укладок, перемещать на казенную часть орудия и дослать в камору тяжелые, значительных габаритов боеприпасы. Для выполнения этих функций, а также манипуляций с гильзой после выстрела, заряжающий должен иметь моторное поле (часть рабочего места оператора, в котором осуществляются его двигательные действия) значительной величины. Из всех членов экипажа заряжающий занимает наибольший объем и требует наибольшей высоты занимаемого пространства, так как для выполнения тяжелой физической работы он должен работать стоя. Высокий уровень физической нагрузки на заряжающего ограничивает скорострельность и количество выстрелов, заряжание которых может произвести человек в ограниченном промежутке времени. Для снижения негативного влияния этих факторов на танке Т-10М для досылания снарядов калибра 122 мм и зарядов (выстрел в раздельно-гильзовом исполнении) был введен электромеханический досылатель, управляемый заряжающим; на танке Т-62 был введен механизм улавливания и удаления из боевого отделения экстрактируемых гильз унитарного выстрела калибра 115 мм. В настоящее время все отечественные танки (Т-72, Т-80, Т-90) выполнены с A3. Эти A3 разрабатывались в конце 60-х - начале 70-х годов XX века, когда СУО с оптическим дальномером имели довольно значительную продолжительность цикла подготовки прицельного выстрела и продолжительность цикла заряжания этих A3 его не лимитировала. Автоматы заряжания на этих танках стали определяющим компоновочным элементом боевого отделения и танка в целом, обеспечив увеличение плотности компоновки и снижение высоты (за счет исключения заряжающего, работающего стоя), увеличение количества боеприпасов во вращающейся части боевого отделения, увеличение числа выстрелов, которые могут быть произведены с максимальной скорострельностью без потери цели из поля зрения наводчика. За рубежом танк с A3 серийно начал выпускаться только во Франции (танк «Леклерк», 1993). Для танкопроизводящих стран оснащение танков автоматами заряжания является значительным резервом повышения характеристик их СО и танков в целом, причем эти A3 разрабатываются в соответствии с современным уровнем требований и современным уровнем технологий. На рис. 6.10 показан общий вид автомата заряжания танка Т-90. Боеукладка A3 - вращающийся транспортер с автоматизированным боекомплектом в количестве 22 выстрелов раздельно-гильзового заряжания калибра 125 мм, размещен в нижней части боевого отделения. Вращающийся транспортер через двухрядный опорный подшипник 2 установлен на днище танка соосно с погоном башни подшипником диаметром примерно 2000 мм. Приводом стабилизации по горизонту обеспечивается круговое вращение башни и связанного с ней через свой привод вращения вращающегося транспортера. Радиально во вращающемся транспортере установлены 22 кассеты 1, в каждой из которых размещается снаряд (внизу) и заряд (над снарядом); в каждой кассете может быть размещен и зафиксирован любой из четырех типов применяемых снарядов: БПС, ОФС, КМ и управляемый. Вращающийся транспортер снабжен электромеханическим приводом, обеспечивающим поворот боеукладки относительно башни с установленной в ней пушкой; в режиме заряжания поворот вращающегося транспортера после его расстопорения производится до положения вывода в плоскость, проходящую через ось орудия, кассеты со снарядом требуемого типа. В этом положении вращающийся транспортер стопорится на башню, а кассета останавливается под механизмом подъема 3.
Рис 6.10. Общий вид автомата заряжания танка Т-90 1 - кассета, 2 - опорный по1шипник, 3 - механизм подъема, 4 - механизм досылания. 5 - люк для удаления поддона. 6 - пушка, 7 - стопор пушки на угле заряжания, 8 – механизм улавливания поддона, 9 - рамка механизма улавливания 10 - привод механизма улавливания.
Одновременно с расстопориванием вращающегося транспортера начинается приведение пушки (приводом вертикального наведения стабилизатора) к углу заряжания и фиксация качающейся части 6 на башне электромеханическим стопором 7. Приведение пушки на угол заряжания совмещено во времени с вращением транспортера до подачи кассеты со снарядом требуемого типа в плоскость подъема на линию досылания. На ограждении пушки шарнирно установлена рамка 9, на которой смонтирован механизм улавливания 8 поддона (после выстрела и экстракции) и его выброса из боевого отделения через люк 5 в крыше башни. С некоторым смещением во времени после начала подъема рамки механизма улавливания и удаления поддонов его электромеханическим приводом 10 начинается подъем кассеты механизмом подъема до положения вывода снаряда на линию досылания. После фиксации кассеты механизмом подъема и отстопорения снаряда от кассеты, производится досылание снаряда со средней скоростью примерно 2 м/с. Далее следует возврат цепи досылателя, открывание люка 5 и удаление поддона. После окончания возврата цепи досылателя механизм подъема 3 опускает кассету, выводя заряд на линию досылания. Досылание заряда и закрывание люка также совмещены во времени. В конце хода досылания заряда (скорость примерно 2 м/с) гильза смещает экстракторы, удерживающие клин в открытом положении, после чего начинается закрывание затвора и возврат цепи досылателя. После возврата цепи досылателя в исходное положение появляется возможность опускания кассеты во вращающийся транспортер, что и производится механизмом подъема. Опускание кассеты из положения досылания заряда, позволяет начать опускание рамки механизма улавливания поддона и только после полного завершения этих двух перемещений появляется возможность расстопорить пушку и привести ее стабилизатором к углу стрельбы. Далее оператор уточняет наводку, пушка попадает в зону, определяемую контактами разрешения выстрела, и производится выстрел. В начале наката производится открывание клина, экстракция поддона и его фиксация в механизме улавливания, о чем подается сигнал в систему управления. Если поддон не зафиксирован в механизме улавливания (электрический сигнал с контакта механизма улавливания не поступил в систему управления), цикл заряжания прерывается и в информационном поле наводчика загорается транспарант: «Вставь поддон» Наводчик должен взять упавший напол боевого отделения поддон и вручную вставить его в механизм улавливания до положения надежной фиксации, о чем будет свидетельствовать потухание аварийного сигнала. Неулавливание поддона является наиболее частым отказом A3. На рис 6.11 приведена циклограмма работы A3 и производства выстрела танка Т-90. Рис 6.11 Циклограмма автомата заряжания и производства выстрела танка Т-90. I - в корме качающейся башни; II - в корме обычной башни-III - в нижней части боевого отделения.
Как видно из приведенных циклограмм, переход от схемы III к схеме II приводит к снижению продолжительности цикла заряжания на 3,2 с, а реализация схемы АЗ по схеме I сопровождается уменьшением продолжительности цикла на 0,3 с. Однако недостатками качающейся башни являются: изменение уравновешенности качающейся части по мере использования боекомплекта; необходимость увеличения массы для обеспечения защиты качающейся части; уменьшение плотности компоновки ввиду увеличения обметаемого качающейся частью пространства. Общие направления снижения продолжительности цикла АЗ включают повышение скорости движения боеприпаса во всех операциях цикла и реверса исполнительных механизмов; сокращение пути перемещения боеприпаса от его положения в боеукладке до каморы орудия; совмещение операций во времени. В А3 отечественных танков скорость досылания не превосходит 2 м/с, на корабельных автоматических артиллерийских установках такого же калибра достигает 12 м/с. Уменьшение пути перемещения боеприпаса достигается возможностью вращения боеукладки в обе стороны и порядком раскладки боеприпасов по типам (если имеется дополнительная информация по номенклатуре предполагаемых целей) чередованием или группами. Очевидно, чем меньше габариты (калибр), чем меньше типов боеприпасов, чем меньше величина автоматизированного боекомплекта, тем меньше продолжительность цикла заряжания.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 4027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |