Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления онтологии




Онтологические проблемы философии

Понятие об онтологии. Онтология – учение о бытие и о сущем. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) --- основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям).

  • Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:
    • Метафизический. В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие — это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.
    • Диалектический: вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. //Основатели: Маркс, Энгельс.
  • Идеализм: мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:
    • Объективный: сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель (XIX век) (вершина объективного идеализма).
    • Субъективный. Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.


Проблематика. Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия.

  1. Формы существования Бытия, его разновидности. (чо за бред? может это все не надо?)
  2. Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.
  3. Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.
  4. Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.
  5. Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.
  6. Ряд других вопросов.

 

Онтология: основные темы, проблемы и направления. (Основные направления в онтологии.)

Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объек-тов как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты, противопоставив обманчивую видимость чувственного мира истинному бытию, построили онтологию как учение о вечном, не-изменном, едином, чистом бытие(т.е. истинно существует только само бытие). Гераклит; бытие - непрерывно становящееся. Бытие противостоит небытию. С другой стороны досократики различали бытие "по истине" и бытие по "мнению", т. е. идеальную сущность и реальное существование. Последующие онтологические тео-рии - поиск начала бытия("корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, "атомы" Демокрита). Подобное понима-ние позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприяти-ем. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям в своей онтологии "идей". Бытие есть совокуп-ность "идей" - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которого является многообразие веществен-ного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно вос-принимаемого мира), но и между бытием и "безначальным началом" бытия (т.е. непостижимой основой, назы-ваемой им также "благом"). В онтологии неоплатоников это различие зафиксировано в соотношении "единого" и "ума". Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к ис-тинно сущим видам бытия. Аристотель преодолевает противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма - неотъемлемая часть бытия) и строит учение о различных уровнях бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляет истинное божественное бытие и неистинное, со-творенное бытие, различая при этом Действительное бытие (акт) и возможное Бытие (потенцию), сущность и существование, смысл и символ. Абсолютное бытие отождествляется с богом, множество чистых сущностей понимается как бытие, посредующее между богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых бо-гом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

В эпоху Возрождения общее признание получает культ материального бытия, природы. Этот новый тип миро-ощущения подготовил концепции Бытия 17-18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоя-щая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически дейст-вующим законам (например, принципу инерции).В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, который действует сам по себе. Для учений о бытие в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожаемый, неизменный субстрат Бытия, его предельное основание) и ее свой-ства. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах 17-18 вв. Для европейской натуралистической философии этого времени Бытие - предметно сущее, противостоя-щее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой миром естественных тел, а духовный мир стату-сом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической ре-альностью и исключающей сознание из бытия. В новоевропейской философии формируется иной способ ис-толкования бытия, при котором последнее определяется па пути гносеологического анализа сознания и само-сознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта - "мыслю, следовательно, существую"; в трактовке Лейбницем Бытия как духовных субстанций-монад, в субъективно-идеалистическом отождествле-нии Беркли существования и данности в восприятии. У философских эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (у Юма онтология, как самостоятельная доктрина вообще отсутствует).

Поворотный пункт в истории онтологии - "критическая философия" Канта противопоставившая "догматизму" старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытие самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различие форм законополагания - причинности и цели.

Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (соот-ветственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Для Фихте подлинным быти-ем является свободная. Чистая деятельность абсолютного "Я", материальное бытие - продукт осознания и са-мосознания "Я". У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно - идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел духовное человеческое бытие к логической мысли. Бытие у него оказалось крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто неопределенное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслиться реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан в понимании бытия, характерный доя немецкого классического идеализма. Строение бытия постигается не в статическом созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к философии как самостоя-тельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетиче-ского описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пы-талась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к побочному прагматиче-скому продукту развития иррационального первоначала ("воли" у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство развивали гносеологическое понимание природы онтологии, намеченное еще в немецкой классической фило-софии.

К концу 19- началу 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии, ориентирую-щие на возврат к онтологизму. Так в феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от "чистого сознания" к структуре Бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений.

Неотомизм возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквин-ского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы челове-ка, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер в своей "фундаментальной онтологиии" вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия "чистую субъективность" и стремится освободить её от "неподлинных" форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему. В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения О. как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С т. зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

Марксистская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление онтологии и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектического мате-риализма - совпадение диалектики, логики и теории познания. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выпол-няют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд он-тологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретических фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 9663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.