Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Русская философия




БОГОИСКАТЕЛЬСТВО – религиозно-философское течение либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновлённого христианства. Богоискательство легло в основу декадентства и символизма.

БРАТСТВО – понятие специальной утопии Н. Федорова, означающее объединение всех людей на основе общего дела, под которым он понимал воскрешение жизни отцов. Общее дело людей – это борьба со смертью. Люди, будучи братьями по отцам (предками), забыли об этом и стали чужими друг другу. Сыны обязаны вернуть свои сердца отцам, ибо отречение от культа предков ведет к нарушению верности не только отцам, но богу отцов. Патриотизм – это порок, он сродни самолюбию, а отечественность – это любовь к отцам и в ней нет места гордыне. Поэтому патриотизм должен бать заменен отечественностью, что означает общебратское дело – возвращение отцов к жизни. Братство – это основа будущего устройства общества и рецепт спасения мира от духовно-нравственного одичания людей.

ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ (ОТЦОВ) – учение Н. Федорова, которое является его концепции космизма, названной философией «общего дела», суть которой является воссоздание всех живших на земле поколений, их преображение и воскрешение к богу. На основе одного из тезисов христианской веры «Чаю воскресенья мертвых», где выражена вера в то, что мертвые воскресают, ибо бог смерти не создавал («чаю, что тела умерших, соединялись с их душами, оживут и будут бессмертны»). Воскресение Иисуса Христа есть несомненное доказательство возможности воскреснуть из умерших людей. Это можно достигнуть путем регулирования человечеством слепых сил природы средствами развивающейся науки и техники. По Федорову, разложили тела и полное рассеяние его частиц невозможно, следовательно, не является препятствием к его восстановлению (т.к. частицы тела не могут покинуть пределы пространства). Этим он утверждал идею всеобщего спасения человечества во Вселенной, критикуя христианскую идею личного спасения.

ВСЕЕДИНСТВО – высший принцип, организации бытия, означающий единство Втиялегло в основу декаденства и символизмае обновлённого христианства.люции 1905-1907 гг,селенной и взаимопроникновения всех вещей и явлений мира. Основоположником философии всеединства в России был В. Соловьев, который рассматривал понятие всеединства как абсолют (благо, красота, истина). Эту концепцию разрабатывали: С.Л. Франк, П.А. Флоренский и др.

ГРЕХОПАДЕНИЕ – в религиозной философии: своеволие, поступок вопреки воле бога. В философии В. Соловьева – оно означает развитие человеческого духа, ибо человек невинный, не познавший греха, остается навсегда на уровне животного, так как не изведал состояния вины и искупления.

ЗАПАДНИКИ – представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века, выступавшие за ликвидацию крепостничества и проповедовавшие идею необходимости развития России по западному образцу, начатую ещё политическими, государственными и церковными реформами Петра I. На этом пути Россия должна в короткий срок преодолеть экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом европейской и мировой цивилизаций. К середине 40-х гг. западники разделились на два крыла: умеренно-либеральное (П.В. Анненков, В.Д. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и революционно-демократическое (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв).

КОСМИЗМ РУССКИЙ – направление в русской философии и культуре, которое поднимало проблемы практического освоения космоса (или вселенские темы). К представителям его относились: Федоров, Циолковский, Вернадский, Соловьев, Флоренский, Бердяев, Чижевский и др. Основой космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимость нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктует ему разум и нравственное чувство. Человек – это промежуточное существо, далеко не совершенное, но вместе с тем, сознательно-творческое, признанное преобразить не только внешний мир, но собственную природу.

ЛЮБОВЬ – в русской философии одно из высших чувств, вся полнота нравственности, «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни», по В. Соловьеву. Любить – отрицать себя во имя другого, чем и утверждается человек как личность, как подлинное человеческое существо. Противоположность любви – эгоизм, т.е. нравственное и духовное саморазрушение. В философии В. Соловьева высшее проявление любви – это соединение мужского и женского начала, где предстает не «пол», т.е. не половина, а целый человек. Главная задача любви – увековечить любимого, спасти его от смерти и плена. Такая любовь есть синтез любви натуральной (природной) и интеллектуальной (духовной).

НИГИЛИЗМ (от лат. ничто) – идеология отрицания, непринятия общественных, утвердившихся в обществе норм, идеалов и ценностей. Нигилизм – убеждение революционеров и радикальных реформаторов России 60-70-х гг. XIX в., связан с именами Д.И. Писарева, П.И. Ткачёва, П.А. Кропоткина и разночинной интеллигенции. К концу XIX – началу XX века переродился в анархизм (П.А. Кропоткин).

НООСФЕРА (сфера разума) – понятие, введённое в науку Ле-Руа и развитое В.И. Вернадским, означающее естественное и закономерное продолжение биосферы (планетарной сферы жизни), область планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью, в результате которой человек преобразует природу соответственно своим интересам и включает в неё все новые планетарные и космические явления. Это высшее состояние эволюции планеты, когда стихийное течение процессов, подчиняясь воле человека, уступит место процессам, искусственно и намеренно вызванным человечеством.

НРАВСТВЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – термин, введенный Федоровым для обозначения философского учения, ставящее дела людей выше их возвышенных мыслей.

ОБЩЕЕ ДЕЛО – философское учение Н. Федорова, подчиненное идее воскрешения предков, отцов, которая подразумевала воссоздание всех живущих поколений, их преображение и возвращение к богу путем регуляции слепых сил природы средствами науки и техники и освоения космоса, что должно привести к образованию всеобщего образованию братства и родства. Эта цель и есть общее дело человечества.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО – течение русской общественной мысли 60-х годов XIX в. Его главными представителями были: А.П. Григорьев, братья Михаил и Федор Достоевские, Н.Н. Страхов. Главная идея – утверждения о том, что Россия имеет особую «национальную почву», которая является основой её общественно-политического и духовного развития: идеалы и ценности православия, духовную миссию русского народа.

ПСИХОКРАТИЯ – в философии Н. Федорова форма общественного устройства, где народ будет объединен братскими нравственными отношениями на основе добровольности, что приведет к появлению способности самооткровения и проникновения «во внутреннюю глубину другого». Идея психократии – одна из форм социальной утопии.

РУССКАЯ ИДЕЯ – идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX – начала XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В. Соловьёв, Н.А. Бердяев). Доминирующий мотив русской идеи – признание её миссии заключающейся в объединении всех народов мира в единое, нерасчлененное целое, вера в то, что России суждено стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства, преодолевшего свой внутренний раскол на католичество и православие.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение русской общественной философской мысли 40-50-х годов XIX в., выдвинувшие идею особой мессианской роли России в мире, выступило как антипод западничеству. Теоретики славянофильства (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков) разрабатывали его религиозно-философскую основу в духе идей византийской патристики,кое (В.еодолеть экономическую и культурную отсталость и стать полноправным членом мировой ц обосновывая самобытный путь развития России, основанный на православии и патриархальной общине.

СОБОРНОСТЬ (ЦЕЛЬНОСТЬ) – одно из учений русских славянофилов (термин предложен А.С. Хомяковым), согласно которому она является выражением сущности человеческого бытия и сознания как сверхличных качеств, возникших и развившихся на базе духовного единения людей, общности их идеалов и ценностей.

СОФИЯ (мудрость) – образ вечной женственности (центральный образ в философии В. Соловьёва, П. Флоренского и С. Булгакова) и творческой божественной мудрости, в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце все природу и одновременно является вечной идеей самого человечества. Она олицетворяет женственное (плодородное) в Боге и является символом тайны мира. София – некая надмировая «память», связанная с душой мира как интегральным интеллектом человечества. Она – источник божественной энергии.

ТЕОСОФИЯ – название эзотерического учения, которое получила система взглядов Е.П. Блаватской, представляющая собой синтез западных и восточных религиозно-философских идей. В основе ее лежит идея божественного абсолюта, включая учение о переселении души (множество воплощений духовной монады для постепенного ее совершенствования на пути к гармоническому слиянию с Богом).

ЭРОТИЧЕСКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ (или вечная женственность) – философское учение В. Соловьева, представленное в статье «Смысл любви» (1892г.) обосновывающее идею, что половая любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести его в бессмертие. По Соловьеву, – это спасение человеческой индивидуальности, когда отдается в жертву его эгоизм как нравственное саморазрушение человека. Эротический подъем – это реальное преодоление между человеком и Богом.

ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСТВО – одно из основных положений учения Н. Бердяева. Эсхатология – это учение о конечных судьбах мира и человека: о страшном суде и воскрешении мертвых, о божьем царстве на земле. Эсхатологическое христианство – это цикл человеческого существования в учении Бердяева, согласно которому в лоне истории разворачивается диалектика отношений между свободой в боге и свободой в человеке, а синтезом становления формирования богочеловечества, которое является концом истории и наступление вечного царства духа, свободы и бессмертия. Эсхатологическое христианство – это истинная религиозная собранность, т.е. добровольная общность людей, в которой личностно-индивидуальные качества их сохраняют, а отношения - опосредуются богом. Смысл истории – это переход в иной мир, находящийся за пределами истории и времени, причем существующий не в будущем, а просто в другом плане, поэтому в каждую секунду мы можем соприкоснуться с ним в акте творчества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.