Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XVI. Ценности и их роль в жизни человека и общества




 

АЛЬТРУИЗМ – одна из форм обществен­ного поведения человека, осуществляемого ради пользы других, бескорыстная забота о благе, других, не считающаяся с личными интересами. Противоположен эгоизму. Альтруизм бывает неосознанным (в процессе эволюции живого при естественном отборе) и осознанным (в процессе культурной эволюции, присущей человеку). Со­общества, в которых индивиды проявляют самопожерт­вование ради пользы других, оказываются более жиз­нестойкими, чем те, члены которых, прежде всего, забо­тятся о собственном благополучии.

ДОБРОДЕТЕЛИ (от греч. доблесть) – оценки положительных человека, проявляющиеся в его делах и поступках. В истории культуры постоянно велись споры о природе и происхождении добродетелей. Они рассматривались то как космические надындивидуальные сущности и принципы, то человек признавался ареной добрых и злых сил, то как неизменные в своей основе психологические свойства личности (человек от природы добр или зол). В древней Греции под ними понимали устойчивые свойства характера. Платон выделяет четыре добродетели: мудрость, воздержание, справедливость и мужество (при этом мудрость – главнейшая). Аристотель к добродетели разума добавляет добродетель воли. В христианстве добродетели являются главным средством обретения святости и до­стижения спасения. Путь добродетели – это преображение и освящение греховной природы человека действием благодати Божией. Конкретные про­явления добродетелей в православной аскетикепринято опре­делять через противопоставление основным страстям (гордость и тщеславиепобеждаются смире­нием, чревоугодие – воздержанием, гнев – кротостью и терпением, печаль – слезами покаяния). В современной западнохристианской теологии выделяют четыре кардинальные добродетели (мудрость, воздержание, справедливость, мужество) и три теоло­гические (вера, надежда, любовь). В светской жизни понятие добродетели заменяю понятием «моральные качества». Для того, чтобы встать на путь добродетелей, необходимо следовать принятому в данном обществе своду моральных законов и правил.

ДОЛГ – сознательное, свободное и добровольное подчинение моральному повелению, обозначающее необходимость выполнения каких-либо обязанностей (профессиональных, семейных, гражданских). В долге сосредотачиваются нравственные требования общества по отношению к личности. Наиболее полно понятие долга сформулировано Кантом в его категорическом императиве как высшем нравственном законе, который определяет долг человека следующим образом: посту­пай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Кант считает каждого человека ценностью, которая требует отношение к ней как к цели, а не как к средству для достижения эгоистических целей. Это значит, что моральным будет лишь тот поведенческий акт, повто­рение которого любым другим человеком обеспечит гар­монию всего человечества. Категорический императив делает долгом отношение ко всякому разумному су­ществу не как к средству, а всегда только как к цели – каждое разумное существо есть цель сама по себе. Суть долга – стремиться к собственному интересу и способствовать чужому счастью. Следование нравственному закону является долгом человека, а стремление к его осуществлению определяется доброй волей и контролируется совестью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.