Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 5 страница




АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (Aristoteles) (род. 384/383, Стагир – ум. 322/321 до Р. X., Халкида Эвбейская) величайший философ Древней Греции. Учился у Платона, но не стал его учеником; воспитатель Александра Великого. В 335 до Р. X. основал в Афинах т. н. перипатетическую школу (перипатос – год, к которому относится деятельность Аристотеля). Обвиненный после смерти Александра в безбожии, он в 323/322 до Р. X. бежал в Халкиду. Аристотель является основателем собственно научной философии; в его учении отдельные науки получили освещение с точки зрения философии. Он оказал самое сильное по сравнению со всеми жившими до него философами влияние на развитие человеческой мысли (см. Аристотелизм), в особенности благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, которая сохранилась лишь в частично разработанном виде. Основу этой системы составляют логика и метафизика. Логика, созданная Аристотелем и названная им «аналитикой» (название «логика» было введено стоиками), – это учение об осн. логических законах, понятии, суждении, умозаключении, об определении, доказательстве, а также о методах доказательства или опровержения; оно изложено в шести соч., составляющих его «Органон». Учение о категориях (сущность, отношение, место, время, качество, количество, действие, страдание, обладание, положение) стоит на границе между логикой и метафизикой. В нем Аристотель различает вещество (материю) и форму (силу, мышление), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. Высшая действительность – Бог: мысль мысли, чистая форма, недвижимый двигатель. Философские дисциплины по их содержанию Аристотель делит на теоретические (математику, физику и психологию), практические (этику, политику, экономику) и поэтические (технику, эстетику, риторику, или педагогику). Физика, или натурфилософия, сначала была учением о конечной Земле, которая, оставаясь неподвижной, вечно парит в центре видимого звездного неба; о четырех элементах – огне, воде, воздухе, земле; о четырех качествах или силах – холоде и тепле, сухости и влаге; о шести видах движения – возникновении, уничтожении, росте, старении, неорганической энергии и органической энтелехии; о трех родах «причинности» – сущности, каузальности, цели. Натурфилософия органических тел получила у Аристотеля особенно широкое развитие. Мышление, разум – это то, что в человеке является специфически человеческим; человек имеет следующие осн. функции, общие с животными: раздражимость (ощущение) и способность свободного перемещения в пространстве благодаря движениям тела; наконец, он имеет общие функции с растениями – питание и размножение. Душа человека соприкасается с основами растительного и животного мира как «первая энтелехия тела»; с ними не связан интеллект, который пассивен как вместилище идей, активен и вместе с тем бессмертен, как пытливая мысль. Эта «теоретическая жизнь», как явствует из этического учения Аристотеля, одновременно является центром, в котором заключены высшие теоретические (дианоэтические) добродетели и истинное блаженство. Напротив, практические добродетели не полностью подчинены господству разума; поэтому в этой области действует правило: избегай крайности и придерживайся середины (см. Добродетель). В своих политических взглядах Аристотель исходит из понимания человека как «zoon politicon» («общественное животное»), в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государство (как и экономику) Аристотель рассматривает очень реалистически: государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из возможностей, наилучшим образом, в условиях лучшей конституции управлять людьми – такими, каковы они есть, и прежде всего заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие государственные формы суть монархия, аристократия, умеренная демократия, оборотной стороной которых, т.е. наихудшими государственными формами, являются тирания, олигархия, охлократия (господство черни). Соч. Аристотеля «Органон», «Метафизика», «Физика», «О животных», «Никомахова этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика» и др. переведены на рус. язык.

АРКЕСИЛАЙ (Arkesilaos) (род. ок. 315, Питана, Этолия – ум. ок. 240, Афины до Р. X.) – древнегреч. философ, глава второй (Средней) академии (см. Платонизм). Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.

АРНО (Arnault) Антуан (род. 16 февр. 1612, Париж – ум. 8 авг. 1694, Брюссель) – франц. теолог (янсенист). Как последователь Декарта, а также под влиянием Паскаля он вместе с Пьером Николем издал т. н. логику Пор-Рояля под названием «L'Art de penser» (1662).

АРОН (Aron) Раймон (род. 14 марта 1905, Париж – ум. 17 окт. 1983, там же) франц. социолог, философ и публицист, один из родоначальников теории «индустриального общества». В философско-социологических работах основывался на сравнительно-историческом анализе с использованием концепции «социальной индустриализации» или «технологического детерминизма», переросшей затем в теорию «индустриального общества». Оценивая происшедший после второй мировой войны значительный подъем в производстве и потреблении в развитых странах мира, он предложил определить его как «новый промышленный переворот», достигнутый в результате колоссальных изменений, движущей силой которых явилась автоматизация производства, повышение производительности труда, огромное увеличение объема производимой продукции и «революция в доходах». Позже аналогами названий «индустриального общества» стали «народный капитализм», «гуманная экономика», «государство всеобщего благоденствия». Осн. труды: «Introduction a la philosophic de l'histoire», 1938; «Dix-huit lecons sur la Societe Industrielle», 1963; «Democratic et totalitarisme», 1965; «Les desillusion du progres», 1969.

АРУЭ – настоящее имя Вольтера.

АРХЕ (греч. arche – начало) – первопричина, принцип.

АРХЕЙ (от греч. arhaios – древний) – у Парацельса и Гельмонта заложенная в семенах сила, благодаря которой все вещи в природе, в особенности организмы, приобретают форму.

АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos – образ) – прообраз, первичная форма, образец; у Юнга архетипы – это структурные элементы т. н. коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. Mundus archetypus – мир идей. См. также Тип.

АСЕБИЯ (от греч. asebeia – безбожие) – святотатство; похищение священных даров, кощунственное отношение к иконам, разглашение тайны исповеди и т. п, а также несоблюдение общепринятых обрядов, связанных с выполнением религиозного культа.

АСКЕТИЗМ (от греч. aske – упражняющийся в чем-либо) – первоначально подготовка атлетов к состязаниям (тренировка); затем – стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками. Аскетизм был характерен для философии стоиков, позднее его проповедовал апостол Павел. Христ. аскетизм монахов и «аскетов» имел своей целью подавление и умерщвление чувственной природы человека: не только половое воздержание, но и отказ от удовольствий, доставляемых созерцанием, слуховыми, вкусовыми ощущениями и т. д. Аскетизмом внутреннего мира Макс Вебер называет применение высвобожденной религиозным аскетизмом энергии в профессиональном труде, что особенно поощряется кальвинизмом.

АСОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. а – отриц. частица и лат. socialis – общественный) – человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.

АСПЕКТ (от лат. aspectus – вид) – взгляд, точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива.

АССЕРТОРИЧЕСКОЕ (от лат. assertio – утверждение) – суждение, в котором лишь утверждается какой-то факт (S есть P или S не есть Р).

АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilis подобный) – уподобление, уравнивание; в психологии – отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии, которое пытается объяснять всю духовную жизнь, в т. ч. также и наиболее глубокие мыслительные процессы и вытекающие из них произвольные движения, с помощью ассоциации. Основатели этого направления – Гартли, Пристли, Юм и Гербарт; их выдающимся последователем в 19 в. был Джон Ст.Милль, позднее – Циен, Эббингауз и Г.Е.Мюллер. В настоящее время ассоциативная психология почти совсем утратила свое значение, поскольку теория ассоциации оказалась несостоятельной.

АССОЦИАТИВНЫЙ ТЕСТ – тест, используемый в психологии для изучения организации психики с особым акцентом на когнитивные связи, лежащие в основе восприятия смысла, памяти, языка, рассуждения и мотивации. В тесте свободных ассоциаций испытуемый получает инструкцию привести первое слово, которое приходит на ум в ответ на предъявленное слово, понятие или иной стимул. При "контролируемой ассоциации» может быть поставлена задача дать ответ в определенной связи со стимулом, напр. привести антонимы к предъявленным слова. Хотя для достижения конкретной цели может применяться более комплексный анализ данных, осн. показателями, получаемыми с помощью теста, являются время реакции при каждом ответе и приводимые испытуемым словам. Ассоциативный тест является обычной процедурой в психоанализе и может применяться при исследовании личности и ее патологий. В последнем случае реакция испытуемого на эмоционально значимые воспоминания и идеи, вызванные определенными тестовыми стимулами, может проявляться в нетипичных или эмоционально окрашенных ассоциациях или чаще всего – в необычно длительном или коротком времени реакции.

АССОЦИАЦИЯ (от лат. associatio соединение) – общественное объединение. В психологии – связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей). Учение об ассоциациях делает попытку вскрыть причины этих связей. Аристотель считал причинами связей сходство и различие. Позднее стали учитывать пространственную и временную близость представлений, пока, наконец, не остановились только на временной. Связующими средствами называют: третье опосредствующее представление, чувство, гештальткачество, цель, значение, имя, сконцентрированное внимание и т. п. Во всех случаях предполагалось, что с помощью ассоциации можно связать все и вся (установить любую связь), что, однако, было отвергнуто целостной психологией (см. Целостная психология) как ошибочное. Место теории ассоциации заняла теория связи гештальтпсихологии.

ACT (Ast) Фридрих (род. 29 дек. 1778, Гота – ум. 31 окт. 1841, Мюнхен) – нем. философ, последователь Шеллинга. В своей работе 4GrundriЯ einer Geschichte der Philosophie» (1807) сделал попытку показать развитие философских систем, которое он понимал как связь разума. В 4GrundriЯ der Philologie» (1808) и в соч. 4Gnmdlinien der Grammatik, Hermeneutik und Kritik» (1808), исходя из античной философии и ориентируясь на нее, дает свою теорию герменевтики, в основу которой кладет учение о духе: дух есть источник, принцип формирования и фокус всей жизни. Ясность духа – это высшее единство исторического и грамматического.

АСТЕНИК (от греч. asthenikus – бессильный) – тип телосложения; слабый, неэнергичный человек. См. Лептосомный тип.

АСТРАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ (от лат. astrum – звезда) – мифология, составная часть естественной религии; в ассиро-вавилонской религии созвездия считались местопребыванием или олицетворением богов, управляющих судьбами людей и природы. И теперь привычные названия созвездий восходят к астральной религии – предшественнице более поздней астрологии.

АСТРОЛОГИЯ (от греч. astrum звезда и logos – учение) – учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян то же самое, что и астрономия. Позднее астрологию рассматривали как попытку по положению и движению звезд определить судьбу человека; отсюда звездный знак О), употребляющийся вместо слова 4родился», и выражение 4под счастливой (или несчастливой) звездой». Таблица, схематически изображающая расположение Солнца, планет и Зодиака в момент определенного события, напр. рождения человека, называется гороскопом. Он основывается на том, что совершение события связывается с прохождением определенной точки эклиптики, которая как раз и определяет данное событие, т.е. характер и судьбу человека. Астрология глубоко связана с астральными религиями древней цивилизации Востока; она была широко распространена у вавилонян и вновь вызвана к жизни в эллинистическую эпоху. Осн. учебники по астрологии написали Клавдий Птолемей ("Terrabiblios»), считавший, что звезды – это только половина дела, все остальное зависит от человека, и Фирмик Матери (4 Matheseos libri VIII»). Большого расцвета астрология достигла в средние века. Кеплером был установлен гороскоп Валленштейна, который прибегал к совету В. Сени (1600-1656). Гравюра Дюрера 4Меланхолия» (1514) со всей наглядностью показывает, какое место занимала астрология в культуре той эпохи, когда жил художник. Интересные сведения об астрологии 18 в. дает Казанова. В настоящее время астрология также пользуется большой популярностью, т. к. она не только отвечает извечно существующему желанию узнать, 4что написано на звездах», но и вооружает человека аргументами для доказательства того, что он за свои дела и поступки не может нести полной ответственности. Ее противники утверждают, что все астрологические расчеты бессмысленны, а правильность прогнозов объясняется лишь случайным совпадением. Одним из осн. их аргументов служит тот неоспоримый факт, что с течением веков конфигурация созвездий на небосклоне Земли меняется. Так, если ок. 2 тыс. лет назад точка весеннего равноденствия действительно совпадала с началом созвездия Овна, то теперь она находится в Рыбах, а вскоре перейдет в созвездие Водолея. Астрологи же утверждают, что хотя величинам, которыми они пользуются, присвоены наименования созвездии или планет, однако на самом деле эти величины описывают лишь отдельные параметры магнитного поля Земли для того дня, часа и места, на которые составляется гороскоп. Впрочем, точность в астрологии – понятие относительное. Как прошлая, так и современная, она работает с вероятностями явлений и событий.

АТАВИЗМ (от лат. atavus – предок) – появление у человека в результате тех или иных причин признаков, некогда присущих его прародителям и уже утраченных потомками. Можно говорить также и о психических атавизмах.

АТАНАСИЯ (от греч. athanasia) бессмертие, атанасизм – вера в бессмертие.

АТАРАКСИЯ (от греч. ataraxia – невозмутимость) – душевное спокойствие, безмятежность как высшая ценность. Восхвалялась как предварительное условие эвдемонии Эпикуром, Пирроном и в особенности Демокритом, который обозначал это состояние также др. словами: хорошее расположение духа, бесстрастие, состояние, в котором нет больше места удивлению, гармония. См. также Апатия.

АТАУМАСИЯ (греч.) – отсутствие удивления, состояние неудивления (Гораций: nil admirari), которое Демокрит считал необходимым условием для душевного спокойствия и блаженства (см. Атараксия, Эвдемония) и которого стоик Зенон требовал от мудреца.

АТЕИЗМ (от греч. atheos – безбожный) – отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди.философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны – как тезис и антитезис.

АТИПИЧЕСКИЙ (от греч. а – отриц. частица и typos – отпечаток) – отклонение от типа или от типического.

АТЛЕТИЧЕСКИЙ ТИП – тип крепкого сложения тела (конституция). Ему соответствуют темпераменты, отличающиеся сдержанностью (которая может сменяться вспыльчивостью).

АТМАН (санскр, – самость, душа) – одно из центральных понятий инд. философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность индивидуума. Веданта отождествляет атман с брахманом – космическим (объективным) духовным началом; буддизм отвергает атман.

АТОМ (от греч. atomos – неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пре- • бывая в постоянном движении; различают- ' ся по форме и величине, порядку и положению. Бойль и в особенности Дальтон \ («Новая система философии химии»,; 1808) ввели понятие атома в химию, что оказалось для нее весьма плодотворным. В настоящее время атом является предметом исследования со стороны физики (атомная физика). Оказалось, что атом не неделим. Он имеет планетообразную структуру (см. Микрофизика). Ядро атома состоит из протонов и нейтронов; оно окружено электронной оболочкой. Число протонов равно порядковому номеру данного элемента в периодической системе, число нейтронов равно разности между атомным весом и порядковым номером. Диаметр атома равен 10'8 см, диаметр ядра – 10'12 см. В ядре сосредоточена почти вся масса атома. Если мысленно представить себе электронные оболочки отсутствующими, то Земля, при сохранении того же веса, имела бы диаметр, равный 320 м. Атом можно «расщепить», «выбивая» из ядра с помощью продуктов распада радиоактивных элементов протоны и нейтроны (которые в свою очередь могут быть разложены на мезоны). При этом высвобождается огромное количество энергии, которая применяется в первую очередь для производства электрического тока (для работы электростанций мощностью в 100 000 кет ежедневно требуется 400 г расщепляемого урана вместо 800 т каменного угля), для производства атомных бомб и для судовых силовых установок. См. также Волновая механика.

АТОМИЗМ (от греч. atomon – неделимое) – атомистика, учение о том, что все вещи состоят из самостоятельных элементов (атомов) и что все совершающееся основывается на перемещении, соединении и разъединении этих элементов. Это представление об атоме и по сей день господствует в воззрениях на мир и природу там, где допускается механическое понимание причинных связей, и лишь постепенно начинает уступать место современному взгляду на предмет – целостному его рассмотрению.

АТОМИСТИКА – см. Атомизм.

АТРАКЦИЯ (от лат. attrahere – притягивать) – притяжение. Понятие обозначает возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Противоположность – репульсия, отталкивание. См. также Дружба, Любовь, Симпатия.

АТРИБУТ (от лат. attribuo – наделять) – признак, примета, существенное свойство.

АТТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философия Сократа, Платона и Аристотеля, живших и проповедовавших свое учение в Афинах (главном городе Аттики), точно так же, как и философия их школ и современников, в отличие от философии ионической, досократической и эллинорим. философии. См. Греческая философия.

АУТИЗМ (от греч. autos – сам) – жизненная установка, при которой все преломляется через призму собственного Я; при этом мечтательность преобладает над активным отношением к внешнему миру; причиной аутизма являются чрезмерно чувствительная психика или просто душевное неравновесие; аутизм часто является признаком шизоидного темперамента (см. Шизоид).

АФАЗИЯ (от греч. а – отриц. частица и phдsis – высказывание) – у стоиков отказ высказывать что-либо о вещах, о которых мы достоверно ничего не знаем (см. Эпоха). В медицине – неспособность подыскать слова для выражения мыслей (амнестическая афазия) или неспособность понимать смысл услышанных или прочитанных слов (сенсорическая афазия, глухота и слепота на слова).

АФОРИЗМ (от греч. aphorizein – отграничивать) – изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль. Афоризмы писали Эразм, Бэкон, франц. моралисты, Грасиан, Паскаль, Лихтенберг, Гёте («Максимы и рефлексии – изречения в прозе»), Новалис, Ницше. Афористический – имеющий форму афоризма, краткий, сжатый.

АФФЕКТ (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния и отличающееся от страсти меньшей длительностью, меньшей душевной глубиной; аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина. Аффект есть жизненно закономерное, необходимое проявление человеческой натуры; отсутствие аффектов в той же мере свидетельствует о нежизнеспособности, в какой проявление аффектов свидетельствует о жизненной зрелости; если аффект полностью подавляется или тормозится, то возникает «подавленный», или «заторможенный», аффект (см. Комплекс), который часто имеет болезненный исход. Уже греч. философы занимались аффектами, делали попытку классифицировать их по группам и дать им оценку с точки зрения этики. Классическому идеалу благоразумия соответствовало требование борьбы с аффектами как с чем-то вредным, что относится в особенности к стоикам. Аристотель и Фома Аквинский настаивали на умеренности в проявлении аффектов. Христ. аскетизм также требовал подавления аффектов, т. к. они ослабляют понимание греховности. Лишь в эпоху Возрождения были открыты собственно положительные стороны аффектов. В настоящее время пришли к убеждению, что без сильных аффектов не может быть творческих успехов. Любовь как познавательная сила, о которой говорил еще Августин, занимает особенно большое место у Макса Шелера. Учение об аффектах входит составной частью в психологию.

АФФЕКТАЦИЯ (от лат. affectus душевное волнение) – возбуждение, вызванное воздействием извне изменением состояния; также склонность, расположение.

АФФИНИТИВНОСТЬ (от лат. affinitas – тесная связь) – родство. В химии аффинитивность (химическое сродство) означает степень легкости, с которой различные вещества входят в соединение друг с другом. В переносном смысле – сущностное родство двух величин и обусловленная тем самым возможность притяжения, соприкосновения и соединения. У Канта аффинитивность – это причина возможности ассоциации многообразного, поскольку причина заключена в объекте; эта аффинитивность трансцендентальна (см. Трансцендентальный).

АФФИЦИРОВАТЬ (от лат. afficere наделять) – возбуждать, влиять. По Канту, предмет должен известным образом аффицировать душу, чтобы совершилось познание.

АХ (Ah) Нарцисс (род. 29 окт. 1871, Эрмерсхаузен – ум. 25 июля 1946, Мюнхен) – нем. психолог; с 1922 – профессор в Гёттингене. Представитель т. н. «детерминистской психологии», согласно которой при воспроизводстве представлений на первый план выступает «детерминирующее" представление, которое определяет направление процесса сознания. Осн. труды: «Ьber die Willenstдtigkeit und das Denken», 1905; «Ьber die Determinationspsychologie», 1933; «Analyse des Willens», 1935; «Lehrbuch der Psychologie», 1944.

«АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА» – знаменитый софизм элеата Зенона, которым он хотел доказать, что действительного движения нет. Быстроногий Ахиллес никогда не смог бы догнать черепаху, если бы она двигалась даже на самом незначительном расстоянии от него, т. к. в каждый отдельный момент он достигал бы лишь той точки, которая пройдена черепахой. Расстояние между ним и черепахой становится, правда, все меньше и меньше, но никогда не может быть равным нулю. Ошибка заключается в смешении последовательности во времени и следования в пространстве.

АХИНСА (санскр. – непричинение вреда) – характерный этический принцип инд. философии и религии: воздержание от нанесения вреда всему живому без какого-либо ограничения или выбора; отражает идею родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.

 

БААДЕР (Baader) Франц Ксавер фон (род. 27 марта 1765, Мюнхен – ум. 23 мая 1841, там же) – нем. философ и теолог; с 1826 – профессор; сначала естествоиспытатель (геолог). Представитель философии романтизма и неортодоксального католицизма; находился под влиянием каббалы, Бёме, Шеллинга и франц. мистика СенМартена, на которого он в свою очередь оказал сильное влияние. Познание, как учил Баадер, есть участие человека в божественном разуме. Наше знание – часть божественного знания. Осн. произв. содержатся в «Sдmtliche Werke», Bde. 1-16, 1851-1860.

БАВИНК (Bavink) Бернгард (род. 30 июня 1879, Леер – ум. 27 июня 1947, Билефельд) – нем. натурфилософ; с 1939 – профессор в Мюнстере; в теории познания сторонник критического реализма, представитель «метафизики а posteriori». Будучи противником позитивизма, признавал, однако, все достижения частных естественных наук, на основе которых пытался создать всеобъемлющее христ. мировоззрение. Осн. произв.: «Ergebnisse und Probleme der Naturwissenschaften», 1914; «Hauptfragen der heutigen Naturphilosophie», 1927 – 1928; «Das Weltbild der heutigen Naturwissenschaften und seine Beziehungen zur Philosophie und Religion», 1947.

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА (юго-западная нем. школа) – направление внутри неокантианства.

БАЗЕДОВ (Basedow) Иоганн Бернгард (род. 11 сент. 1723, Гамбург – ум. 25 июля 1790, Магдебург) – нем. педагог. Под влиянием Руссо внес в нем. просвещение теорию естественного и разумного воспитания, создав тем самым движение филантропизма. Осн. произв.: «Methodenbuch fьr Vдter und Mьtter der Familien und Vцlker», 1770.

БАКУНИН Михаил Александрович (род. 18 мая 1814, Прямухино, Тверь – ум. 1 июля 1876, Берн) – рус. гегельянец; с 1840 учился в Берлине, объездил всю Западную Европу, участвовал в социалистических восстаниях в Польше, Саксонии и Богемии (1848-1849), был сослан в Сибирь, откуда в 1861 бежал в Западную Европу. В диалектическом методе философии Гегеля, которая была для Бакунина вершиной развития, он отдавал большее предпочтение отрицательному, чем положительному; так, он пришел к философии отрицания всего существующего и стал основателем анархизма. Осн. произв.: «Собр соч. и писем, 1828-1876», 4 тт. (19341935).

БАНЗЕН (Banzen) Юлиус (род. 20 марта 1830, Тондерн – ум. 7 дек. 1881, Лауенбург, Померания) – нем. философ. С 1848 – учитель гимназии. Находился под влиянием Шопенгауэра и Гегеля, соединив их идеи в концепцию, отразившую его трагико-героическое понимание жизни (трагическое как проявление самораздвоения мировой воли) и противостоящую рационализму его времени. Дал конкретное описание черт характера человека и тем самым заложил основу современной науки о характере. Осн. произв.: «Der Widerspruch im -Wissen und Wesen der Welt», 2 Bde., 1880; «Beitrдge zur Charakterologie», 2 Bde., 1867.

БАРТ (Barth) Генрих (род. 3 февр. 1890, Берн – ум. 22 мая 1965, там же) – швейц. философ; с 1928 – профессор в Базеле; представитель критического идеализма, приближающегося к философии экзистенциализма; наряду с др. соч. ему принадлежат работы: «Kierkegaard der Denker», 1926; «Von der Anfдngen der griechischen Philosophie», 1944; «Philosophie der Erscheinung», 2 Bde., 1947-1957.

БАРТ (Barth) Карл (род. 10 мая 1886, Базель – ум. 10 дек. 1968, там же) швейц. теолог; с 1935 – профессор в Базеле, один из основателей и глава диалектической теологии, привлек внимание современной философии к Кьёркегору и философским проблемам экзистенциализма. Наряду с др. работами написал: «Der Rцmerbrief», 1918; «Christliche Dogmatik im Entwurf», 1927; «Kirchliche Dogmatik», 9 Bde., 1932; «Theologische Existenz heute», 1933; «Der Christ als Zeuge», 1934; «Mensch und Mitmensch», 1954.

БАСТИАН (Bastian) Адольф (род. 26 июня 1826, Бремен – ум. 2 февр. 1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад) – нем. этнолог; с 1886 – директор Берлинского этнологического музея; проводит различие между присущим отдельному народу «мышлением народа» и «элементарным мышлением», общим для всех народов. Наряду с др. работами написал: «Der Vцlkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen», 1881.

БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (род. 17 июля 1794, Берлин – ум. 26 мая 1862, Франкфурт-на-Одере) – нем. писатель-философ; ученик Вольфа, основатель эстетики как самостоятельной науки («Aesthetica», 2 Bde., 1750-1758); его «Метафизику» (1739) Кант положил в основу своих лекций.

БАУЭР (Bauer) Бруно (род. 6 сент. 1809, Эйзенберг, Тюрингия – ум. 15 апр. 1882, Риксдорф) – нем. теолог; с 1839 по 1842 – профессор в Бонне. Считал, что назначение человека состоит в том, чтобы осуществить внутренний смысл космоса; этим должно определяться и его поведение. Отвергал догматическое понятие Бога и потустороннего мира. Осн. произв.: «Christus und die Cдsaren», 1877; «Philo, StrauЯ und Renan und das Urchristentum», 1874.

БАХОФЕН (Bachofen) Иоганн Якоб (род. 22 дек. 1815, Базель – ум. 25 нояб. 1887, там же) – швейц. историк права и религии. Положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата; известен благодаря своему соч. «Das Mutterrecht» (1881); ввел сравнительный метод в правовую науку; исследователь мифов и символов («миф есть толкование символа»). Мировую историю рассматривал как вечную борьбу между светом и тьмой, небом и землей, рождением и смертью, мужским началом и женским. Земля является «носителем материнства», в то время как Солнце «осуществляет развитие отцовского начала». Осн. произв. (кроме указанного): «Versuch ьber die Grдbersymbolik der Alten», 1859; «Urreligion und antike Symbole», 1926; «Gesammelte Werke», 1943.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.