Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иностранные термины и выражения 52 страница




СИГЕР БРАБАНТСКИЙ (Siger de Brabant) (ум. 1282, Орэието: убит при папском дворе) – нидерл. схоласт, выдающийся представитель аверроизма в Парижском ун-те в 13 в., в котором он преподавал с 1266. По велению епископа Парижского Стефана Темпье он дважды представал перед судом инквизиции, который осудил его 10 дек. 1270 и 7 марта 1277. Прикрываясь учением о «двойственной истине», Сигер Брабантский защищал независимость философских учений от церковных догм. Он отрицал свободу воли на том основании, что человек и Бог существуют с одинаковой необходимостью, выступал против утверждения о создании мира из ничего, наоборот, мир, как он полагал, является вечным.

СИГЕР ИЗ КУРТРЭ (Siger de Courtrai) (ум. 1330) – франц. схоласт. Вместе с Ламбертом (жил в сер. 13 в.) являлся главным представителем ранней «logica moderna» во франц. философии, причем его учение имело лингвистически-философскую направленность. В своей «Sophismata» (а также в «Impossibilia», что значит «невозможность») он дал собрание логических задач по прикладной логике, которое затем широко использовалось.

СИГНАТИВНЫЙ (от лат. signum знак) – что-либо обозначенное или выраженное через знак. Сигнативным Лейбниц называл определенный метод мышления, оперирующий не, самими предметами, а знаками, их обозначающими. Примерами подобного мышления могут служить абстрактное математическое мышление и логистика, формальные операции которой базируются исключительно на знаковой системе. От сигнативного мышления отличается символьное мышление (см. Символ).

СИГНИФИКА (от лат. signum – знак и facere – образовывать), психолингвистика- понимаемое в широком смысле учение о средствах рассудка, т.е. наука, которая изучает речевой акт как психологическое действие, рассматривает язык как действие; см. также Семантика.

СИДОНСКИЙ Федор Федорович (род. 1805 – ум. 1873) – рус. философ, представитель теизма; профессор С.-Петербургской духовной академии, почетный доктор философии С.-Петербургского унта (с 1864). В определении философии стремился оттенить историческое разнообразие поставленных философией задач, выделив три осн. философские проблемы: бытие действительности, образование познаний и законы деятельности. Объединение этих проблем происходит у Сидонского в русле мировоззрения Канта: философия есть «учебное решение вопроса о жизни Вселенной, выведенное из строгого рассмотрения природы нашего ума и доведенное до определения законов, по каким должна направляться человеческая деятельность». В то же время главной задачей философии, по Сидонскому, остается объяснение природы как известной совокупности явлений из действующих в ней сил и из разлитой в ней жизни. В отличие от всякого др. знания характерными чертами философии для Сидонского служат ее «выспренность» (трансцендентальность) и «самостоятельность» (автономность). Самостоятельность предполагает независимость от авторитета, а трансцендентальность – «отрешенность от предметного». Это приводит к тому, что философия образует такое понятие об «образе бытия всего сущего», которое не довольствуется тем, что дает видеть опыт, а проникает во внутреннюю жизнь всего бытного и открывает «те представления, которые разрешают загадку всякого бытия или проливают свет на природу и законы наших познаний и действий». Органом философского познания служит разум, стремящийся к выспренности и требующий самостоятельности. Деятельность рассудка сводится к тому, что он разлагает понятия, сопоставляет и находит между ними разницу и сходства. В то время как чувство живет конкретным, «рассудок все дробит; ему нелегко перейти от самого есть к нет, от действия к причине: ибо понятия сил суть понятия соподчиненные». Поэтому философия, пока она не освободится от обольстительной основательности действий рассудка, не может подняться до мысли, что она есть истина, не зависящая от подчинения одной мысли другою. Главный вопрос для решения у Сидонского – вопрос об отношении философии и религии. Он допускает, что философские изыскания и истины веры – две отличные, хотя и не отдельные области. Философия должна служить людям верующим. Разум и Откровение не могут прийти в противоречие, раз оба они – от Бога. Разум должен поэтому содержать в себе по крайней мере предчувствие того, что сообщает Откровение. Развивая идею о философском методе, Сидонский не удовлетворяется ни «выводным методом Фихте», ни диалектическим Гегеля, ни «построительным» Шеллинга, ни «привносительным» Гербарта. Более сочувственно он относится к методу критическому. Однако поскольку последний требует систематической проверки наших понятий и суждений, Сидонский понимает эту работу как работу психологического анализа и, следовательно, те основания, к которым критика должна сводить эти понятия, не могут быть понятиями эмпирии, опыта. Сообразно этому он в дополнение к обычным методам – аналитическому и синтетическому – предлагает еще метод «сличительный», или сопоставительный. При таком методе доказательства и метод исследования понимается психологически, когда берется за исходный пункт исследование данных опыта. Философия «может принять точкой обзора абсолютное в опыте – наше Я, в котором сосредоточиваются ощущения происходящего вне и внутри». От опыта, т. о., исходит философское мышление, которое поднимается до Разума и еще раз, по требованию метода, нисходит к опыту для проверки устанавливаемых этим мышлением положений. Осн. произв. – «Введение в науку философии» (1833), отмеченное Демидовской премией. Кроме того, им написано изданное после его смерти «Генетическое введение в богословие» (1877).

СИЛА – в физическом смысле способность изменять форму материальных масс, вызывать их движение, менять направление и скорость движения или приводить тело в состояние покоя. «Живая» сила (редко употребляемое теперь выражение), или действующая сила, – сила в состоянии действия, т.е., на физическом языке, «работа». «Упругостью», или скрытой силой, называется сила до тех пор, пока она бездействует, – сила в собственном смысле. Представления о силе имеют свою основу и в психике, будучи связаны с переживанием человеком внутренних напряжений («ощущение усилия»); ср. Энергия. Силы, исходящие от масс, от магнитных и электрически заряженных тел, так же как от протонов и нейтронов, образующих атомное ядро, новейшая физика включает в силовые поля, которые теория признает физической действительностью наряду с силами; подчас реальность силы вместе с реальностью материи исчезает за реальностью полей; см. Поля теория. Уже начиная с Аристотеля представление о силах выходит за пределы физической области – возникают понятия жизненной силы, душевной силы, силы духа, сил истории. Все эти силы составляют динамическую картину мира (см. Динамизм).

СИЛЛОГИЗМ (от греч. sollogismos подытоживание) – выведение, умозаключение от общего к частному. Силлогистика – учение об умозаключениях.

СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РАССТОЯНИИ – в психологии силы, действующие в поле восприятия (см. Поле), влияния, исходящие от возникающих образов восприятия, которые могут передаваться через все поле восприятия и изменять свойства и характер влияния др. образов восприятия (сильнее всего – смежных: силы соприкосновения). Изменения происходят согласно закону хорошего гештальта (см. Гештальт).

СИЛЫ СОПРИКОСНОВЕНИЯ – в психологии силы, действующие на расстоянии.

СИМБИОЗ (от греч. simbiosis – сожительство) – жизненная общность; длительное сожительство особей различных видов, основанное на взаимном удовлетворении жизненных интересов симбиотов, обычно приносящее им взаимную пользу.

СИМВОЛ (от греч. simbolon) – отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования. Смысл символа, который не может и не должен быть понятным для людей, не принадлежащих к этой группе, т.е. для тех, кто не посвящен в значение символов (каждый символ является по своему характеру тайным или по крайней мере условным знаком), – этот смысл является, как правило, намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой внешностью образования (напр., крест – символ христ. веры; определенные сигналы рога означают начало или конец облавы). Символы с более абстрактным смыслом олицетворяют часто нечто такое, что иным путем, помимо символов, не может быть выражено: так, напр., гром и молния понимаются как символ нуминоза; женщина – как символ плодородия земли, тайны жизни и мира (см. София), мужчина – как символ решительности. Повседневная жизнь человека наполнена символами, которые напоминают ему что-либо, воздействуют на него, разрешают и запрещают, поражают и покоряют. Все можно считать только символом, за которым скрыто еще нечто другое. Учение о сущности и видах символов называется символикой, или наукой о символах; см. Логистика, Пазиграфия, Шифр.

СИМВОЛИКА ПОНЯТИЙ – обозначение понятий и связей между понятиями посредством знаков и символов. Это обозначение принято прежде всего в математике и химии, в настоящее время оно начинает развиваться в логике (логистике). См. также Charaeteristica universalis, Пазиграфия.

СИММЕТРИЯ (от греч. symmetria соразмерность) – равномерное, сходное расположение, напр., частей геометрической фигуры, элементов формы какого-нибудь искусственного предмета; один из важнейших принципов в эстетике.

СИМОН ИЗ ТУРНЭ (Simon de Tournai) (ум. в нач. 13 в.) – франц. философ, представитель ранней схоластики, один из наиболее значительных суммистов. Руководствуясь правилами дискуссионного искусства средневековья, он создал четкую форму для такого рода вопросов, как «Quaestiones quodlibetales» («Вопросы о каких-либо вещах»).

СИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА – отдел вегетативной нервной системы, регулирующий деятельность сердца, легких, кишечника, половых желез и др. органов, не зависящих (или зависящих в весьма малой степени) от воли человека. Раньше рассматривалась как место обитания симпатии и любви. Парапсихология рассматривает ее как носителя гипнотических явлений.

СИМПАТИЯ (от греч. sympatheia влечение) – сострадание; одинаковое настроение, восприятие, сочувствие; способность принимать близко к сердцу радости и горе другого, способность чувствовать то же самое; см. Вчувствование. Космическая симпатия – внутренняя, жизненная связь всего, всех вещей и сил; употреблялась досократиками (в частности, Эмпедоклом), стоиками, Плотином, а под их влиянием также и мистиками, романтиками и такими натурфилософами, как Джордано Бруно, Парацельс, Новалис и др. Симпатия человека к человеку проявляется как инстинктивная, на первый взгляд беспричинная склонность к другому, как смутное чувство внутреннего родства с др. человеком. Противоположность – антипатия.

СИМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. simplex – простой и facere – делать) – упрощение. Чаще всего симплификация – недопустимое упрощение в постановке проблемы, создаваемое тем, что (намеренно) отбрасываются решающие, наиболее важные нюансы, а отдельные частные проблемы объявляются «псевдовопросами». Я. Буркхардт в своих «Weltgeschichtlichen Betrachtungen» (1905) говорит о «terribles simplificateurs» (франц. – страшные упростители), для которых гуманность является довольно растяжимой и необъятной вещью; за нее-то и борются «поборники гуманности».

СИМПТОМ (от греч. symploma – совпадение, признак) – примета чего-либо, внешний признак какого-либо явления, напр. телесных, душевных, социальных изменений.

СИНГУЛЯРИЗМ (от лат. singularis единственный) – философское направление, которое, в противоположность дуализму или плюрализму, выводит все особенности мира, все его многообразие из единственного принципа (см. Монизм).

СИНДИКАЛИЗМ (от греч. syndikos действующий сообща) – восходящее к Прудону социально-революционное направление, позднее представленное в наиболее яркой форме Сорелем. Синдикализм ставит своей задачей обобществление рабочими средств производства путем непосредственных (насильственных) акций: всеобщей стачки, бойкота, саботажа – и передачи их в собственность производственным товариществам (синдикатам). Капиталистическая система должна быть уничтожена не через завоевание государства, а с помощью подкопа снизу. Попытки осуществить синдикализм делались во Франции и в Испании. Позднее от синдикализма отошел и сам Сорель.

СИНЕРГИЯ (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии – соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих. В социологии – совместный труд во всех областях человеческой жизни как основа общности.

СИНЕСТЕЗИЯ (греч.) – сопутствующее, вторичное представление; факт возникновения при раздражении какого-либо органа чувств не только соответствующего ему ощущения, но одновременно и ощущения, соответствующего др. органу чувств. Так, при звуках трубы одновременно возникает представление о красном цвете; см. Фонизмы.

СИНЕХОЛОГИЯ (от греч. synechein сцеплять) – по Гербарту, учение о пространстве, времени и материи как о чем-то непрерывном и взаимосвязанном.

СИНКАТЕГОРЕМА (греч. synkategorema, чаще Synkategoreta) – выражение, имеющее смысл только в связи с др. выражениями. Понятие «синкатегорема» часто встречается у средневековых грамматиков, а в Новое время употреблялось Дж. Ст. Миллем, У. С. Джевонсом, Э. Гуссерлем и др.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretismos – соединение) – сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля.

СИНОНИМ (от греч. synonymos – одноименный) – равнозначный или близкий по смыслу.

СИНОПСИС (от греч. synopsis обозрение) – обзор, краткое обозрение. Синоптический – изложенный с одной и той же точки зрения, напр. три первых Евангелия.

СИНТАКТИКА (от греч. syntaxis построение в порядок) – см. Логистика.

СИНТЕЗ (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие – анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а «созидательный синтез». О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика. Кант осн. действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

СИСТЕМА (от греч. systema – целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и др. частям занимают соответствующие им места. Философская система является соединением принципиальных и основополагающих знаний в некоторую органическую целостность, доктрину; см. Метод. В Новое время, в частности благодаря феноменологии Гуссерля, стали обращать внимание на опасность т. н. «системосозидающего мышления», когда сначала пытаются создать систему, а затем на ее основании конструировать и имитировать действительность, вместо того чтобы познавать ее. Этой опасности не избежали такие мыслители, как Кант, Гегель. Справедливо замечание о том, что довольно часто наиболее ценным в философии великих создателей систем является то, что не укладывается в их системы.

СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ – в психологии сфера психического, охватывающая единичные образования чувственно воспринимаемого, которые занимают в ней определенное место, имеют свое направление и свою величину. Прочность и определенность структур единичных восприятий основываются на прочности и определенности господствующей при данных обстоятельствах системы отношений. Каждая такая система имеет свою индивидуальную структуру, которая может быть более или менее плотной и устойчивой, но, несмотря на это, она в конечном счете предметно обусловлена, т.е. зависит от характера входящих в систему и требующих от данной системы единичных образов (гештальттеория системы отношений), и единичные восприятия находятся во взаимодействии друг с другом (см. также Поле). О свойствах системы связей и отношений говорят часто в том случае, если речь идет о какой-либо определенной «точке зрения», «установке» или «ориентировке». Свойства, состояния и отдельные функции, характеризующие единичные восприятия, имеют смысл только внутри системы отношений, как, напр., «маленький», «близко», «наверху», «поздно». К раскрытию системы отношений и ее изменений можно прийти лишь косвенным путем, благодаря изучению изменений единичных восприятий внутри системы (невидимость системы); см. также Пространство.

«СИСТЕМА ПРИРОДЫ» – название книги Гольбаха, осн. систематического произв. франц. материалистов 18 в.

СИСТЕМАТИКА (от греч. sistematikos – упорядоченный) – наука и искусство систематизации. Систематический – изложенный в форме определенной системы, образующий определенную систему.

СИТУАЦИЯ (в этике) – придающие индивиду ценность «одноактность и неповторимость всех жизненных положений, открывающихся переживанию и деятельности. Разнообразие этих положений и создает всю полноту человеческой жизни. Чем более дифференцированным и индивидуализированным является чувство ценности индивида, находящегося в определенной ситуации, тем более интимным и существенным является его соучастие во множестве ее ценностей. Ситуации суть поле деятельности человека и даже содержательный базис всей его этической жизни вообще. Их разнообразие и образует всю полноту содержания его существования. Многогранность интересов, перекрещивающихся в ситуациях, является ключом к его чувству ценности. Каждая человеческая ситуация есть часть этического бытия. Совокупность ситуаций составляет содержание этической действительности» (N. Hartmann. Ethik, 1935). «Вся инициатива человека не только ситуационно определена, но и ситуационно оформлена... Человек должен действовать в ситуации, но как именно, она ему не указывает, и в этом и состоит его свобода... Ситуация есть принуждение к решению, свобода же состоит в самом решении» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1941); ср. Пограничные ситуации, Среда, Самоопределение, Самосознание.

«СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ» – название того обстоятельства, что философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом, никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных. В этом выражении заключено отрицание сущности философии: «То, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, а относится к конкретным областям знания» (К. Jaspers. Einfьrung in die Philosophie, 1950). Кант, имея в виду идеализм Беркли, называет «скандалом в философии» то, что существует надобность в доказательстве реальности вещей.

СКВОРЦОВ Иван Михайлович (род. 1795 – ум. 1863) – рус. религиозный философ, духовный писатель; протоиерей, профессор Киевской духовной академии (1819-1849), учитель С. С. Гогоцкого. Скворцов не был явным сторонником ни одной философской системы, хотя наиболее сильное воздействие на него оказали учения картезианской и особенно лейбнице-вольфианской философии. Тем не менее он осознавал необходимость сдвинуться с мертвой точки вольфианской философии, чтобы закрепить уже установившуюся традицию т. н. «здравой философии». По Скворцову, мыслящий дух человеческий не есть существо безусловное, его мышление не есть абсолютное и творческое. Истина – данное, воспринимаемое и познаваемое нами. Первоначальное отношение духа к истине есть начальное отношение восприятия, чувства. Непосредственное чувство истинности есть вера в широком смысле. Здесь – первая форма noзнания, основа всего умственного развития. Следующая ступень – стремление «уразуметь» непосредственное содержание веры, возвести веру в степень знания. Из этого стремления возникает наука и философия. «Философ, отвергающий всякую веру, и сам не заслуживает веры». Первая обязанность философии – путем анализа разумной природы нашего духа открыть в ней первоначальные осн. элементы истины и, очистив их от посторонней примеси, изложить в ясных и точных понятиях. Совокупность этих истин составила бы то, что называется philosophia prima. Но философствующий ум не может довольствоваться этими исходными истинами, он «стремится к полному и всестороннему познанию.целостности всех вещей – к полной совершеннейшей истине». Это – philosophia secunda. Под силу ли это человеческому уму, «создаст ли [он] одними усилиями своего гения такую систему знания, которая удовлетворяла бы врожденному нам стремлению к истине?» Согласно Скворцову, это стремление должно быть удовлетворено, душе должен быть дан покой и мир; в посредничестве философии между естественным разумом и христианством и состоит ее истинное значение и достоинство. В «Критическом обозрении кантовой религии в пределах одного разума» (1838) Скворцов ясно показывает, что признается им у Канта и что отвергается. Три важные истины, по его мнению, открыл Кант в философии: разум наш недостаточен в познании вещей сверхчувственных; начала нравственности, основанные на понятиях удовольствия и неудовольствия, не нравственные; человек по природе поврежден или развращен. Приняв эти три отрицания Канта, Скворцов выдвигает еще два – уже против самого Канта: против деизма кантовой религии, отделяющей Бога от человека и человека от Бога, и против натурализма, не допускающего ничего сверхъестественного и поклоняющегося одному практическому разуму. Его произв. по каноническому праву явились первыми оригинальными рус. сочинениями по этому вопросу: «Краткое начертание истории церкви ветхозаветной», 1852; «Краткое начертание церкви новозаветной», 1853; «Катехизические поучения», 1854; «Записки по церковному законоведению», 1861-1871.

СКЕПСИС (от греч. skepesthai смотреть на все выискивающим взглядом) – наблюдение, характеризующееся сомнением, сомнение. Скептик – сомневающийся человек, сторонник скептицизма; скептический – сомневающийся, полный сомнений.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм предшествующих философских школ представлен прежде всего Пирроном, затем средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (Энезидем, Секст Эмпирик и др.). Энезидем указывает десять принципов (троп) скептицизма: первые шесть – это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа – это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов. В Новейшее время опять обращается внимание на то, что в каждом «чисто» научном знании большую роль играет вера: напр., вера в соответствие, хотя бы и не полное, категорий бытия и познания. В обыденном смысле скептицизм – психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений. См. также Основное отношение, Речей.

СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (род. 20 марта 1904, Саксуэханна, США) – амер. психолог, представитель современного бихевиоризма. Выдвинул концепцию «оперантного» (от «операция») научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их. Первоначально оперантное поведение Скиннер изучал на животных («The behavior of organism», («Поведение организмов»), 1938). Исходя из идеи об идентичности механизмов поведения животных и человека, он распространил свою концепцию на усвоение речи, психотерапию и обучение в школе, став инициатором программированного обучения. Его идеи об управлении человеческим поведением на основе оперантного бихевиоризма вызвали резкую критику со стороны многих ученых-психологов в разных странах. Осн. произв.: «Science and human behavior», 1956; «Verbal behavior», 1957; «About behaviorism», 1974; «Reflexions on behaviorism and society», 1978; «The shaping of a behaviorist», 1979.

СКЛОННОСТЬ – врожденная или приобретенная предрасположенность, которая благоприятствует определенному чувству или желанию, иначе говоря, облегчает его возникновение; Кант понимает под склонностью просто «привычную чувственную страсть»; он резко противопоставляет ей долг. Шиллер видит идеал в гармонии склонности и долга. Сильно выраженная склонность называется влечением, страстью.

СКОВОРОДА Григорий Саввич (род. 22 нояб. 1722, с. Чернухи Полтавской губ. ум. 29 окт. 1794, с. Ивановка Харьковской губ.) – укр. философ, просветитель, поэт, педагог. Образование получил в Киево-Могилянской духовной академии. Отказавшись от духовной карьеры, с 70-х годов вел образ жизни странствующего проповедника-философа. Для Сковороды характерно внимание к идеям платонизма, стоицизма, философов Нового времени (Лейбница, Ломоносова). Следуя за Ломоносовым, он пришел к убеждению в вечности и бесконечности материи, в господстве в природе закономерных связей. Стремился снять противоречия между духовным и материальным началами путем объединения понятий "Бог» и «Природа», считая их тождественными (см. Пантеизм). Этические проповеди Сковороды, облеченные в религиозную форму, были направлены против догматизма и схоластики официальной религии, пропагандировали гелиоцентрическое учение Коперника, несли в себе элементы поисков новой религии «любви и добродетели». В учении о «сродности», «сродном труде» он утверждал, что только человек, распознавший свою «сродность», т.е. склонность к определенному виду деятельности, физической или духовной, становится полностью счастливым. Работы Сковороды не издавались при его жизни, но имели широкое хождение в рукописных списках. Осн. произв.: «Дружеский разговор о душевном мире», 1775; «Потоп змиин», 1791; Сочинения, т. 1-2. М., 1973.

СКОТ – см. Дуне Скот; см. также Иоанн Скот Эриугена,

СКОТИЗМ – философия и школа Дунса Скота; характеризуется склонностью к тончайшим различениям понятий, к гипостазированию понятий, формализмом. Скот – противник томизма.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО – идейное движение в России. Возникло в 30-х годах 19 в. и возглавлялось И. В. Киреевским, братьями Константином (1817-1860) и Иваном (1823-1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к слав, народам, они старались определить миссию, предназначение слав, миро- и жизнепонимания (см. Европейская философия), но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодрксальному христианству.

СЛЕДОВАНИЕ ХРИСТУ – см. Imitatio Christi.

СЛЕДСТВИЕ – то, что логически необходимо вытекает из чего-то другого (своего основания).

СЛОВО – слог или совокупность слогов, которые означают понятие, представление или какой-либо предмет. Объяснением значения слов занимается семантика, значения близких по смыслу слов (см. Синоним) – синонимика, происхождения слов – этимология (от греч. etymon – корневое слово и logos – наука). Виды слов соответствуют действительности, воспринимаемой нашими чувствами: имена существительные – предметам; имена прилагательные – конкретному бытию, качеству предметов; предлоги и союзы – связям и отношениям, существующим между предметами; глаголы – процессам, происходящим между предметами. Предложение содержит высказывания, вопросы и т. д. о наблюдаемом или переживаемом мире. См. также Логос.

СЛУЧАЙ (от греч. tyche) – наступление непредвиденного, непредполагаемого события и особенно его не предусмотренное заранее совпадение с др. событиями. То, что часто изображается как случай, вообще говоря, есть цепь непознанных или недостаточно хорошо познанных причин и следствий. Но т. к. каждое живое существо, наделенное сознанием, в принципе обладает возможностью вмешиваться в причинную связь и изменять или управлять событиями в соответствии с целью (см. Целесообразность) и поскольку намерения др. человека в принципе являются непознаваемыми (животные же о них всегда молчат), то результаты целеполагающей спонтанности другого действуют на человека как случаи, которые порождены им, хотя мыслима и такая позиция, с точки зрения которой не имеется никаких случайностей.

СМЕЖНОСТИ ТЕОРИЯ – психологическая теория научения, которая подчеркивает, что единственным условием, необходимым для соединения стимулов и реакций, является наличие тесной временной связи между ними. Она утверждает, что научение будет происходить независимо от подкрепления, пока условный раздражитель и реакция совпадают по времени. Сторонниками теории смежности были амер. психологи Джон Б. Уотсон и Е. Р. Гарри.

СМЕРТЬ – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» – теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет (Эпикур). Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так • уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей целью избавить Я от неотвратимой угрозы смерти или требовательной божественной воли тем, что Я объявляет о неприступной зоне, в которой оно есть Бог (Рильке). В экзистенциализме Хайдеггера человеческое существование выступает как бытие, идущее к смерти, т.е., по сути дела, оно является страхом. Человеческое существование пребывает в страхе перед ничто, возможной невозможностью его существования. Смерть – возможность бытия, которая может овладеть даже самим человеческим существованием (так считает и Рильке). Личное существование является поэтому прелюдией смерти. «Предшествующее свободное становление для собственной смерти освобождает от потерянности в случайно появившихся возможностях, освобождает т. о., что фактическую возможность, которая предполагает неизбежную возможность смерти, оно понимает и избирает прежде всего лично. Заглядывание вперед раскрывает существованию – как предельной возможности – его цель и, т. о., уничтожает всякую возможность опереться на уже достигнутое существование» (М. Heidegger. Sein und Zeit, 1949). Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность. Сартр отвергает такую точку зрения, называя ее «романтико-идеалистической»: «Мы имеем все шансы умереть раньше, чем выполним нашу задачу, в противном же случае – пережить ее и себя самих. Смерть является не моей возможностью не осуществлять и дальше мое присутствие в мире, а возможным в любое время исчезновением, превращением в ничто моих возможностей... Глупо, что мы родимся, глупо, что мы умираем» («L'Etre et le neant», 1943, A. 621, 631).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.