Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели олигополии

 

Универсальной теории олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополии в конкретных ситуациях.

Модель картеля. Ограниченность числа продавцов и трудности предвидения действия конкурентов усиливают стремление фирм – олигополистов к согласованию своих действий, сговору, образованию картеля.

Картель – это группа фирм, объединенная соглашением о разделе рынка и осуществляющая согласованные действия в отношении предложения и цены с целью получения монопольной прибыли.

Пусть отрасль представлена двумя фирмами, выпускающими одинаковую продукцию при одинаковых краткосрочных и долгосрочных издержках и постоянной отдаче от масштаба. В условиях совершенной конкуренции предложение составило бы Qк при цене Рк и каждая фирма произвела бы половину объема рыночного спроса не получая экономической прибыли (рис.1). В условиях сговора образуется монополия (картель) и меняется принцип определения объема производства и цены. Фирмы будут координировать свою деятельность так, чтобы их совместный выпуск обеспечивал условия максимизации прибыли и производить Qм по цене Рм, получая экономическую прибыль.

 

 

 

Рис. 1 Олигополия в условиях сговора

 

Картель является неустойчивым образованием. Во-первых, всегда существуют факторы, противодействующие его образованию: количество фирм в отрасли, различия в уровне их издержек, разнообразие продукции. Во-вторых, даже при образовании картеля существует проблема контроля выполнения соглашения.

 

 

Рис. 2 Механизм разрушения картельного равновесия

 

 

В условиях совершенной конкуренции предложение отрасли составит Qcк по цене Рcк, а выпуск отдельной фирмы – qcк и будет обеспечено равновесие при нулевой экономической прибыли. В условиях картельного соглашения (монополии) предложение сократится до Qк, цена увеличится до Рк, обеспечив монопольную прибыль. Выпуск отдельной фирмы составит qк. Однако, фирма максимизирует прибыль при условии равенства цены предельным издержкам и будет стремиться увеличивать производство до q1. Если все члены картеля поступят подобным образом, рыночный объем вырастет до Q1, цена снизится до Рcк, экономическая прибыль станет нулевой, что будет означать разрушение картеля.

Для создания картеля необходимо убедиться в существовании значительных барьеров входа в отрасль, каждому члену картеля установить квоты объема производства продукции. Успех деятельности картеля зависит от способности его участни­ков выявлять и пресекать нарушения достигнутых соглашений. Прак­тическая реализация такого требования осуществима только в том слу­чае, если процедуры контроля и санкций по соблюдению соглашения не требуют больших издержек, а применяемые в отношении наруши­телей санкции превышают выгоды от нарушения соглашения.

 

Модель ценового лидерства. Поскольку картельные соглашения преследуются законом, фирмы могут согласовывать свои действия в неявной форме. Когда в отрасли имеется доминирующая фирма, обеспечивающая значительную долю отрас­левого предложения, другие фирмы отрасли в своей ценовой политике предпочитают следовать за лидером. Устойчивость модели це­нового лидерства обеспечивается не только при помощи возможных санкций со стороны лидера, но и заинтересованности других участ­ников рынка в наличии лидера, взваливающего на себя бремя иссле­дования рынка и выработки оптимальной цены. Суть взаимодействия фирм в данной модели состоит в том, что цена, максимизирую­щая прибыль ценового лидера, является фактором, задающим условия производства остальным фирмам отраслевого рынка.

 

 

Рис. 3. Модель ценового лидерства

 

Кривую спроса на свою продукцию DL лидер определит как разность между рыночным спросом D и предложением остальных фирм-конкурентов Sn и, выполняя условие максимизации прибыли MC=MR, будет производить QL при цене PL. Предложение остальных фирм составит Qn, предложение отрасли – Qd. При этом предложение каждой фирмы будет определяться в соответствии с ее предельными издержками.

Конкурентная стратегия ценового лидера заключается в том, что он должен ориентироваться на получение долгосрочной прибыли, агрессивно реагируя на вызовы конкурентов как в отноше­нии цены, так и доли рынка. Напротив, конкурентная стратегия фирм, занимающих подчиненное положение, состоит в том, что­бы, избегая прямого противостояния лидеру, использовать меры (чаще всего инновационного характера), на которые лидер отреа­гировать не сможет. Часто доминирующая фирма не располагает возможностями, чтобы навязать свою цену конкурентам. Но и в этом случае она остается для фирм отрасли своеобразным провод­ником ценовой политики (объявляет новые цены), и тогда гово­рят о барометрическом ценовом лидерстве.

 

Модель блокирующего ценообразования. Модель блокирующего ценообразования – это модель, препятствующая проникновению в отрасль новых фирм снижением рыночной цены. Это позволяет сохранить в отрасли сложившееся устойчивое равновесие и наиболее благоприятные условия для получения прибыли. Таким образом, стремясь к закреплению своей рыночной власти, олигополистически взаимодействующие фирмы могут координировать свою деятельность с целью противодействия проникновению на рынок новых фирм.

Пусть при кооперативной стратегии фирмы отрасли могли бы получить экономическую прибыль (рис. 4), производя Q продукции по цене Р. Но получение в этом случае экономической прибыли стало бы причиной проникновения в отрасль новых фирм. В результате прибыль фирм уменьшится, а некоторые из них могут быть вытеснены из отрасли. Поэтому, зная уровень отраслевого спроса и издержек, оценив минимально возможные средние издержки претендентов на вход в отрасль, действующие фирмы устанавливают рыночную цену Р на уровне минимальных долгосрочных средних издержек LATC. Это лишает фирмы экономической прибыли, но и делает невозможным проникновение в отрасль «чужаков».

 

 

Рис. 4 Модель блокирующего ценообразования

 

Подобная практика может использоваться и в целях вытеснения из отрасли конкурентов.

 

Модель сознательного соперничества. Такая модель имеет место, когда фирмы отраслевого рынка не координируют своей деятельности и ведут сознательное соперничество за объем продаж. Равновесие в отрасли будет достигнуто при цене, равной средним издержкам. Ценовые войны выгодны потребителям, так как ведут к перераспределению излишка в их пользу. Однако они обременительны для фирм, несущих значительные потери. Кроме того, использование такой стратегии ограничено: она легко имитируется конкурентами и фирме трудно достичь поставленных целей. С другой стороны, легкость приспособления конкурентов таит в себе угрозу недостатка конкурентного потенциала у самой фирмы. Поэтому на олигополистическом рынке предпочтение отдается неценовым методам конкуренции, которые трудно копировать.

 

Модель дуаполии Курно. Модель демонстрирует механизм установление рыночного равновесия, когда в отрасли действуют две фирмы и каждая принимает собственное решение об объеме выпуска стандартизированного блага, исходя из заданности и постоянства объема производства конкурента.

Пусть рыночный спрос представлен кривой D, а предельные издержки фирмы МС постоянны. Если фирма А считает, что другая фирма не будет производить, то максимизирующий прибыль объем ее выпуска составит Q. Если же она предполагает, что фирма Б будет осуществлять предложение в объеме Q единиц, то фирма А, воспринимая это как смещение на эту же величину спроса на свою продукцию D , будет оптимизировать свой выпуск на уровне Q . Любое дальнейшее увеличение предложения фирмой Б фирма А будет воспринимать как смещение спроса на свою продукцию D и оптимизировать выпуск в соответствии с этим Q (рис.5).

 

Рис.5 Кривые реагирования фирмы при дуаполии Курно

 

Таким образом, изменяясь в зависимости от предположения об объеме выпуска фирмы Б, решения по объему производства фирмы А представляет собой кривую реагирования Q на изменение выпуска фирмой Б. действуя аналогично, фирма Б будет иметь свою кривую реагирования Q на предполагаемые действия фирмы А (рис.6).

 

Рис. 6 Установление рыночного равновесия для дуаполии Курно

 

Отражая максимизирующий объем производства одной фирмы в зависимости от выпуска другой, кривые реагирования позволяют проследить, как устанавливается равновесный выпуск. Поскольку объем выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой, то кривые реагирования фирм представляют выпуск одной фирмы как функцию от выпуска другой. Это позволяет определить кривые реагирования фирм. При линейной кривой спроса, например, Р = а-Q, где Q = Q +Q , и при нулевых предельных издержках МС = МС = 0, получим . . Так как МС =0, то приравнивая уравнение MR =0 и решив его относительно Q получим кривую реагирования фирмы А (). Проводя подобные расчеты в отношении фирмы Б, получим ее кривую реагирования (). Решив уравнение кривых реагирования, мы найдем равновесный объем выпуска фирм.

Если фирма А будет производить Q , то в соответствии с кривой реагирования фирма Б производить не будет, т.к. в этом случае рыночная цена равна средним издержкам и увеличение выпуска приведет к снижению цены ниже средних издержек. Если фирма А произведет Q , фирма Б отреагирует выпуском Q . Реагируя на выпуск Q , фирма А сократит выпуск до Q . Устанавливая объем выпуска в соответствии со своей кривой реагирования, фирмы достигнут равновесия в точке их пересечения Q и Q . Это равновесие Курно, которое свидетельствует о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положения фирмы при заданных действиях конкурента.

 

Модель ломаной кривой спроса. Модель отражает случай ценовой конкуренции, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентами и не реагируют на их повышение.

Пусть схожие фирмы производят и продают идентичный товар в объеме Q по цене Р в соответствии с отраслевым спросом D . Если бы одна фирма снизила цену до Р , она вытеснила бы другие фирмы, не последовавшие ее примеру, и могла бы увеличить объем продаж до Q , удовлетворяя отраслевой спрос. Но фирмы реагируют на снижение цен конкурентами и последуют примеру данной фирмы. В результате объем продаж фирмой составит лишь q с учетом спроса на товар данной фирмы D . Если фирма повысит цену до Р а другие фирмы ей не последуют, она реализует минимально из отраслевого спроса q . Если другие фирмы последуют ее примеру, объем реализации фирмы составит Q (рис.7).

Рис. 7 Модель ломаной кривой спроса

Таким образом, кривая отраслевого спроса принимает вид ломаной кривой, точка перегиба которой является точкой преобладающей отраслевой цены. Кривая спроса на продукцию олигополиста высоко эластична выше точки перегиба и не эластична ниже нее. Это означает, что фирмы будут воздерживаться от необоснованного повышения цен, боясь потерять своей доли рынка и прибыли, а также от немотивированного снижения цен. С учетом положения кривой предельной выручки (MR), можно предположить, что даже при изменении предельных издержек (МС , МС ) в пределах вертикального отрезка кривой предельной выручки объемы продаж изменяться не будут.

На практике модель так работает не всегда: не всякое снижение цен воспринимается конкурентами как стремление завоевать рынок. Поскольку товары легко заменяемы, олигополисты склонны продавать свой товар при чистой олигополии по одинаковым ценам, а при дифференцированной – по сравнимым ценам.

 

 

Модели теории игр. При взаимодействии фирм поведение каждой из них обусловлено многими институциональными условиями — не­полнотой информации, неопределенностью, наличием трансакционных издержек, множественностью целей, действиями конкурентов, др. Отсюда более предпочтительной для анализа взаимодействия участников рынка являетсяинституциональная экономическая теория. Она исходит из того, что предпочтения не являются заданными и стабильными, а форми­руются под влиянием многих изменяющихся условий (институтов). Учитывая наличие информационных издержек и ограниченность знания, в качестве определяющего выбор принципа она использует не оптимальность, а удовлетворенность. Одним из методов институ­ционального анализа взаимодействия фирм являются формальные модели, построенные на основе теории игр.

Теория игр представляет собою способ анализа взаимообусловлен­ного поведения, когда решения одного участника оказывают влия­ние на решения другого, и наоборот. Она не требует полной рациональности в поведении и не предполагает наличие единственного равновесия. Поскольку речь идет о взаимообусловленном поведении, то вся игра строится на принципе оценки результатов стратегий участников игры. Для этого создается матрица выигрышей, представляющая собою варианты и оценки результатов решений участников взаимодействия. а сама игра может быть представлена в стратегической или развернутой форме. При этом игры могут быть некоопе­ративными, когда обмен информацией между участниками в про­цессе игры невозможен, и кооперативными, когда такой обмен воз­можен.

Пример стратегической формы

Фирма Б

Фирма А Стратегия Снизить цену Не снижать цену
Снизить цену -5; -5 15; -10
Не снижать цену -10; 15 0; 0

 

Если фирма А снизит цену на свою продукцию, то она увеличит свою прибыль, увеличив объем продаж, только в том случае, если фирма Б не снизит цену на свою продукцию -(15; -10). Если же фирма Б последует примеру фирмы А и снизит цену, то это приведет к снижению прибыли у обеих фирм (-5; -5). Напротив, в случае снижения цены фирмой Б и сохранении ее фирмой А, при­были последней сократятся, а фирмы Б вырастут (-10; 15). Только в случае сохранения существующей цены у фирм не происходит изме­нения прибылей (0; 0). Суть игры заключается в том, чтобы в усло­виях неопределенности поведения конкурента выработать равновес­ную, то есть наиболее приемлемую с точки зрения последствий, стра­тегию взаимодействия.

В рамках взаимодействия фирм могут быть достигнуты различ­ные типы равновесия. Когда действия фирмы А обеспечивают мак­симальный результат вне зависимости от характера реагирования фирмы Б, говорят о равновесии доминирующей стратегии. Оно дос­тигается в случае пересечения доминирующих стратегий обеих фирм. Ситуация, при которой стратегия фирмы А обеспечивает максималь­ный результат в зависимости от действия фирмы Б, называется рав­новесием по Нэшу, которое означает, что ни одна из фирм не сможет увеличить свой выигрыш в одностороннем порядке. Если же равно­весие достигается при условии, что улучшение положения одной из фирм невозможно без ухудшения положения другой, то в этом случае имеет место равновесие по Парето. В случае, когда максимизация ре­зультатов участников игры достигается в результате принятия реше­ния одной фирмой на основе известного ей решения другой фирмы, возникает равновесие по Штакельбергу, которое имеет место всегда.

Модели теории игр позволяют не только проанализировать пове­дение участников рынка в той или иной ситуации, но и выявить воз­никающие в процессе их взаимодействия проблемы — координации, совместимости и кооперации. Поскольку в реальной практике фир­мы находятся в постоянном взаимодействии (повторяющиеся игры), то принимаемые ими решения основываются на предыдущем опыте, а сами они приходят к выводу о том, что в долгосрочном периоде кооперативное поведение выгоднее некооперативного.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формування фінансових результатів суб'єктів господарювання | Еще не так давно врачи рекомендовали будущим мамам поменьше двигаться. Сегодня такие рекомендации устарели и считаются необоснованными
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.