КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные факторы формирования торгового ассортимента
Товарные стратегии фирмы Формирование ассортимента и управление им Основные факторы формирования торгового ассортимента План Лекция 15. Формирование товарной политики и рыночной стратегии Товар является ключевым фактором в комплексе маркетинга как средство удовлетворения нужд и потребностей конкретного человека или сообщества людей. Выявление реальных потребностей в товаре и удовлетворение человеческих нужд – это стержень товарной политики. Основными элементами этого комплексного понятия являются: · ассортиментная политика, т.е. установление оптимальной номенклатуры изготовляемых изделий посредством модернизации выпускаемых товаров, создания новых товаров и запуска их в производство, исключения из производственной программы «неперспективных» с маркетинговой точки зрения товаров и т.п. · создание необходимой упаковки и нанесение маркировки на товарах; · установление целесообразности и выявление возможности использования товарных знаков; · удлинение жизненного цикла товара за счет поддержания его конкурентоспособности и нахождения «открытых окон» на рынке для товаров фирмы; · организация сервисного обслуживания. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Под ассортиментной политикой понимается осуществление комплекса мер по управлению ассортимента товаров во всех звеньях товародвижения. Цель ассортиментной политики сводится к достижению максимально полного соответствия объема и структуры производства товаров спросу населения при обеспечении высокой экономической эффективности. Большинство фирм производит и предлагает рынку несколько товаров (услуг). Совокупность этих товаров (услуг) принято называть в промышленности производственной программой или товарной номенклатурой фирмы. В свою очередь в товарной номенклатуре можно выделить отдельные группы товаров, схожие по своим маркетинговым характеристикам (схожи по своим потребительским свойствам или предназначены для удовлетворения одной и той же потребности, продажа одним и тем же группам потребителей, продвижение товаров через одинаковые торговые каналы сбыта, реализация в рамках одного диапазона цен и другие), которые называются ассортиментными группами (товарными линиями). Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку. Различают производственный ассортимент и торговый ассортимент. Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и другими производителями. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Главная задача ассортиментной политики в торговле заключается в том, чтобы создать максимально широкие возможности выбора товаров в магазинах, но при соблюдении следующих условий: – затраты времени на совершение покупок покупателей должны быть минимальными; – эффективность торговой деятельности. Совокупность всех ассортиментных групп фирмы называют ее товарным ассортиментом. Он характеризуется: · Широтой (количеством изготовляемых ассортиментных групп). Производителю не всегда удается предложить слишком разнообразные варианты товара, поэтому параметры широты ассортиментной группы ограничиваются 2-3 позициями. Чтобы чрезмерно не усложнять ситуацию, общую совокупность товаров отдельной ассортиментной группы рассматривают в виде товарного ряда или товарной линии; · Глубиной или длиной (количеством ассортиментных позиций в ассортиментной группе). Это количество различных вариантов исполнения товара в рамках отдельной ассортиментной группы, имеющих общую базовую функцию, различающихся функциональными характеристиками, качеством, набором добавленных характеристик; · Насыщенностью (количеством ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах); · Гармоничностью (степенью близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их потребителя или каких-то иных показателей). Товарная линия – это группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования, либо предназначенных для одних и тех же категорий потребителей, или продаваемых в рамках определенного диапазона цен. Короткой называется товарная линия, в случае если добавление к ней новых товарных единиц ведет к увеличению прибыли. Длиной – если сокращение товарных единиц вызывает увеличение прибыли. Компания вытягивает товарную линию «вниз», если осваивает выпуск более простого и дешевого товара (цена и качество снижаются, а размеры товара уменьшаются), «вверх», если разрабатывает выпуск сложного и дорогого товара (более высокие характеристики). Если стратегической целью компании является завоевание лидирующего положения на рынке, она вытягивает товарную линию в двух направлениях. Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую деятельность, фирма должна постоянно расширять товарный ассортимент. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: · изменение спроса на отдельные товары; · появление новых или усовершенствование уже существующих товаров в результате проведенных исследований в области техники и технологии; · изменения в товарном ассортименте конкурентов. Кроме того, важными факторами развития товарного ассортимента являются: · целесообразность использования свободных мощностей; · желание посредников закупать товары широкого ассортимента; · целесообразность использования побочных продуктов производства. Ассортимент товаров группируется в зависимости от следующих признаков. 1. По местонахождению товаров: - промышленный (производственный) – набор товаров, выпускаемый производителем; - торговый – формируемый предприятиями торговли. 2. По широте охвата: - простой – представленный небольшим количеством групп и наименований товаров; - сложный – представленный значительным количеством групп наименований товаров; - видовой – набор товаров различных видов и наименований, служащий для удовлетворения аналогичных потребностей; - марочный – набор марочных товаров; - развернутый – набор товаров, включающий значительное количество групп однородных товаров, но обладающих определенными индивидуальными признаками; - сопутствующий – набор товаров, выполняющий функции, не относящиеся к основным для данной организации; - смешанный – набор товаров разных групп. 3. По степени удовлетворения: - рациональный – набор товаров, удовлетворяющий потребности в наибольшей степени; - оптимальный – удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом. 4. В зависимости от характера потребления: - реальный – действительный; - прогнозируемый – предполагаемый; - учебный – систематизированный по научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей. Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в магазинах. Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс и он базируется на следующих факторах. Факторы можно разделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы предприятия) и специфические (определяющие конкретные условия работы торгового предприятия). К общим факторам относятся: – покупательский спрос; – производство товаров. К специфическим факторам относят: – тип и размер магазина; – техническая оснащенность; – условия товароснабжения; – численность и состав обслуживающего населения; – наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности магазина; – транспортные условия (наличие твердых покрытий, наличие общественного транспорта).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |