КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интерпретация результатов методики
Инструкция Процедура проведения обследования Сейчас я в случайном порядке назову вам персонажей из согласованного нами списка. Вы должны для каждого назвать наиболее подходящий к нему как к личности цвет из лежащих перед вами. Если испытуемый называет два или три цвета для персонажа, психолог записывает все три, но все же просит из них выбрать «наиболее подходящий». То же самое, если клиент говорит, что здесь перед ним нет цвета, подходящего для некоторого персонажа. Психолог просит назвать подходящий цвет (любой), но затем все же просит выбрать из выложенных наиболее близкий, наиболее подходящий. Выбранные цвета записываются в исходный список в строке каждого персонажа. 3. Затем с клиентом проводится однократная процедура, аналогичная процедуре ранжирования цветов в тесте Люшера. Перед клиентом снова раскладываются 8 цветовых карточек. Экспериментатор предлагает выбрать и передать экспериментатору самый приятный для него (самый приятный для глаза) цвет. Затем выбрать самый приятный цвет из оставшихся и т.д.
4. Собрав цветовые ассоциации и проведя ранжирование цветов, психолог может составить итоговую таблицу. Она имеет следующий вид. 5. Теперь можно приступать к интерпретации полученных результатов. А.Эткинд пишет, что возможны два основных направления интерпретации данных: а) используются архитипические или заимствованные из методики Люшера значения цветов; б) используются цветовое пространство и расстояния между персонажами в этом цветовом пространстве. В любом случае методика ЦТО не является методикой, которая проводится «в закрытую», т.е. в отсутствие клиента. Как раз особенностью методики является то, что интерпретация полученных данных проводится психологом на виду и в беседе с клиентом. Реакции клиента на гипотезы психолога не менее важны, чем сами гипотезы. 1. Общая насыщенность и сложность системы межличностных отношений. Этот параметр близок (по аналогии, конечно) к понятию когнитивной сложности клиента. Можно говорить об отношенческой сложности клиента. Она соответствует количеству цветов из восьми, использованных клиентом для цветовых ассоциаций. Обычно таких использованных цветов 7—8. Это соответствует сложной отношенческой картине мира клиента. Если клиент использует только 5 — 6 цветов, это соответствует упрощенной отношенческой картине мира. Если же используется всего 4 цвета (в нашей практике с детьми, подростками и взрослыми меньше 4 цветов клиенты и испытуемые никогда не использовали), это свидетельствует об узкой, «склеенной» картине межличностных отношений у клиента. Анализировать такую картину будет сложно. 2. Общая самооценка. Используется аналогия с принципами анализа методики самооценки Дембо—Рубинштейн. Определяется место на цветовой шкале, куда клиент помещает себя. Нормальным (т.е. свидетельствующим о нормальной общей самооценке клиентом себя в системе межличностных отношений) будет, если клиент помещает себя выше середины шкалы, но не на самое высокое место. Если он помещает себя на четвертое с верху и ниже место — это свидетельствует о заниженной самооценке, самоуничижении клиента. Конечно, важно, как сам клиент относится к полученному результату. Если же клиент ставит себя на высшую ступень шкалы цветовых предпочтений, то это, скорее всего, свидетельствует о завышенной самооценке, может быть, инфантилизме или некритичности. Однако эту оценку себя можно скорее принять у зрелых, взрослых клиентов с большим жизненным опытом, чем у подростков или молодых людей. 3. Аналог шкалы лжи. В перечень персонажей заложены два градиента — «клиент в прошлом» и «клиент в будущем», с одной стороны, и «друзья» и «недруги» — с другой. Можно сделать предположение, что друг по шкале цветовых предпочтений должен быть выше недруга. Однако опыт показывает, что у большинства клиентов «будущее» также оценивается более высоко, чем «прошлое». Если у конкретного клиента в его оценках оба градиента расположены в соответствии с предпочтениями, то таким данным можно больше верить или же такие данные легче интерпретировать. Если же оба градиента инвертированы, особенно друг—недруг, то анализировать полученные данные будет весьма трудно. С другой стороны, если инвертирована только шкала прошлое—будущее, то, вообще говоря, можно представить себе сознание человека, для которого как раз прошлое — детство — выглядит как более привлекательное, нежели все более пугающее будущее. 4. Отношения с родителями. Для детей и подростков благоприятна ситуация, когда один или оба родителя находятся на одной строчке в шкале цветовых предпочтений или выше клиента. Второй родитель, вообще говоря, может быть и ниже клиента. Однако, если родитель (или оба родителя) ниже клиента более чем на две строчки, это свидетельствует об эмоциональном отвержении родителя (родителей), о трудностях в отношениях с ним. Для взрослых место их родителей менее важно, но и здесь «опускание» родителя более чем на две строчки ниже себя также будет свидетельствовать об эмоциональной холодности отношений между ними, об отвержении родителя, о конфликтах. 5. Идеал. Значение имеют следующие моменты: где на шкале предпочтений находится идеал и кто расположен клиентом на строчках выше его самого и на самой первой строчке. Эти персонажи играют в жизни клиента, скорее, роль идеала, роль побудителя к развитию, роль примеров для подражания. Если идеал расположен ниже клиента, он, скорее всего, исчерпал свои побудительные к развитию клиента силы. Тогда тем более необходимо проанализировать вместе с клиентом, в каких смыслах персонажи, оцениваемые клиентом как более предпочитаемые, являются для него привлекательными, развивающими. 6. Место друзей. Благоприятно, когда они расположены рядом с клиентом, не более чем на одну строчку выше или ниже его. Ниже он может, вообще говоря, сместить второго или третьего из названных друзей. 7. Идентификация. Гипотеза идентификации клиента с персонажами, для которых клиент выбрал тот же самый цвет, что и для себя, обсуждается с клиентом наиболее подробно. Если таких персонажей несколько, то у каждого из них, вероятно, есть что-то, с чем идентифицирует себя клиент. Психолог смело высказывает гипотезы об этом и наблюдает реакции клиента. 8. Анализ пола персонажей ближайшего окружения. Иногда является полезным обратить внимание на то, равномерно ли распределены по шкале предпочтений мужчины и женщины и какой пол является превалирующим в области расположения самого клиента. Возможны и некоторые другие направления анализа полученных результатов. В целом процедура позволяет психологу проговорить множество гипотез об особенностях межличностных отношений клиента и наблюдать реакции (например, принятие или непринятие) клиента на них. Возможны инсайты у клиента, но возможно и активное непринятие полученных данных, вплоть до дискредитации психолога или методики. Примеры использования при интерпретации данных символики цветов можно найти в работах А. Эткинда. По поводу архитипических и культурных значений основных цветов смотрите статьи Я.Л.Обухова [Обухов Я.Л., 1996, 1997 а, б, в].
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |