КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные задачи государственной политики в области ценообразования
Тема: Государственное регулирование цен. Взаимодействие цен и налогов Система налогообложения - важнейший элемент экономики, является основным инструментом перераспределения финансовых ресурсов. За счет налогов государство содержит непроизводственную (бюджетную) сферу, осуществляет финансирование перспективных научно-технических программ. Система налогов оказывает влияние на формирование цен и их динамику. Цены во многом определяют размеры налоговых поступлений. В условиях рыночного хозяйствования требуется система налогов, стимулирующая предпринимательскую деятельность и одновременно поддерживающая бюджетные организации. Основными налогами, оказывающими существенное влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Налог на прибыль платят все предприятия. Ставки налога на прибыль дифференцированы для предприятий, кредитных и посреднических организаций, развлекательных учреждений. Наиболее точно связь между ставкой налога и индексом роста цен отражает квадратичная зависимость, то есть прибыль предприятия возрастет до момента начала роста индекса цен, а при дальнейшем увеличений цен снижается. Чем больше индекс цен, тем интенсивнее снижаете прибыль. Поэтому рост индекса цен сверх допустимого предела является невыгодным с точки зрения получения налога на прибыль. Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой ту часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и полностью изымается в государственный бюджет по мере реализации. Плательщиками НДС являются предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Объектами налогообложения являются: обороты по реализации товаров и услуг; обороты по бартерным сделкам; для строительных, строительно-монтажных и ремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненных работ; у предприятий розничной торговли облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму НДС.
Широко распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей продукции и прочные позиции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство. Не редко саморегулирование цен понимается упрощено – как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из наличия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование – не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущерба другим видам транспорта и пешеходам. Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования в России: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно. В месте с тем существенную роль в развитии современной экономики играет государство. Проблемы, связанные с усилением экономической роли государства, нашли широкое отражение в исследованиях различных экономических школ. Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер. Государство в своей экономической деятельности имеет право проводить определенную политику в области цен и ценообразования. Ценовая политика обеспечивается Президентом и Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ. Государственная ценовая политика проводится путем сочетания прямых и косвенных налогом и имеет следующие задачи: - стимулировать и упорядочить развитие рыночных отношений; - создавать условия для честной и социально направленной конкуренции; - создавать условия для свободного и упорядоченного перемещения товаров и услуг; - обеспечивать безопасность и предсказуемость свободной финансовой деятельности; - обеспечивать защиту частной, государственной, муниципальной, акционерной и других видов собственности; - преодолевать инфляционные процессы; - добиваться экономической и социальной защиты населения. В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение установлением и регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего в отношении продукции эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен. Что происходит при чрезмерном государственном регулировании цен? При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают, возникает опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные параметры рынка испытывают сильное влияние со стороны нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может оперативно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется либо дефицит, либо затоваривание рынка. Что происходит в случае полного отхода государства от участия в формировании цен? В случае отхода государства от участия в формировании цен разрушаются основы экономики, государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом, а рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий становятся достаточно неустойчивыми.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |