Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык жестов

Невербальные формы общения.

Этикет. Основные принципы этикета.

 

1. Этикет Основные принципы этикета.

Этикет (с фр.) – свод правил поведения и обхождения, принятый в определенных кругах.

Умение себя вести в обществе – одно из условий успеха в любом бизнесе. По мнению Карнеги, люди судят о нас по тому:

· Что мы делаем

· Как мы выглядим

· Что говорим

· Как говорим

Правила этикета не абсолютны, они зависят от ситуации. Но в любой ситуации главное – уважение к окружающим, здравый смысл и рациональность поведения. Прежде всего важны внешний вид, культура речи, самообладание и выдержка.

Этикет основывается на вежливости, тактичности, естественности и достоинстве. Если вы будете придерживаться этого, вы будете приняты в любом обществе.

 

Немного из истории этикета:

Этикет в античности:

Древние греки считали, что надо жить просто, без излишеств и крайностей. В основе должна быть «золотая середина». ДевизомСоломона было: «ничего слишком!». Главным считалось научить человека думать.

Аристотель говорил: «Быть достойным человеком – значит, обладать добродетелями… Добродетель есть некая середина между противоположными страстями… оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины».

Но! Рим – не воздержан. Император Клавдий «до еды и питья во всякое время и во всяком месте… от стола он отходил не раньше, чем отяжелев и взмокнув, и тут же ложился навзничь, чтобы ему облегчили желудок, вставив перышко в разинутый рот». Культура эта была исключительно мужской, женщина считалась существом низким и на подобные пиры не допускалась.

 

Этикет в средневековье: (расцвет – 11-15 вв.; позд. ср. – 16-17вв.)

 

Общественное сознание делилось на 3 разряда:

 

молящиеся воюющие работающие

Существовало также особое сословие – рыцарство, имеющее свой кодекс чести.

В кодекс чести входили такие правила, как:

· Рыцарь должен происходить из хорошего рода;

· Рыцарь должен хранить верность своему синьору;

· Рыцарь должен стремиться к славе, первенству, известности;

· Рыцарь должен быть щедр;

· У рыцаря должна быть дорогая одежда, например, головной убор, перчатки отражали ранг рыцаря;

· Рыцарь долен быть учтивым, сочинять и исполнять стихи, играть на музыкальном инструменте.

· Рыцарь должен быть развитым физически (доспехи весили от 60 до 80 кг.)

· Рыцарь должен заботиться о вдовах, сиротах, о слабых;

· Рыцарь должен быть влюблен в прекрасную даму (куртуазная любовь), причем дама обязательно была замужем;

· Главное для рыцаря – не победа, а поведение в бою;

· Гордыня – одно из первых достоинств рыцаря;

· Рыцарь должен был мстить за оскорбления;

· Рыцарь пренебрегал жизнью (как своей, так и чужой).

 

В это время доблесть и добродетель состояли не в нравственности, но в соответствии жестким образцам, стандартам поведения.

 

Этикет сегодня:

Любая ситуация общения начинается с приветствия, если перед вами незнакомый человек – со знакомства.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Младшего представляют старшему, холостого – женатому, мужчину – женщине. Сначала произносится ФИО того, кому представляют, потом того, кого представляют. В ситуации представления не указывают биографию, если она не необходима.

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Сегодня используются стандартные размеры визитных карточек (для мужчин – 90x50 мм, для женщин – 80x40 мм).

Очень важна манера заполнения визитной карточки. Считается признаком хорошего тона выдержать визитку в одном цвете и в одном шрифте. Многообразие цветов и чередование шрифтов могут позволить себе только люди творческих профессий (актеры, циркачи т.д.).

Важно правильно расположить информацию: сначала ФИО, затем – должность, ученая степень, после – адрес, телефоны, электронная почта и др.

Необходимо также соблюдать правила вручения визитной карточки: если вам вручают ее лично – сразу же прочитайте визитку; если вручают опосредованно, то следует послать ответную визитку в течение 24 часов.

Если левый край визитки загнут, значит ее обладатель в данный момент ждет встречи с вами.

 

ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ

Во время деловой беседы не принято обсуждать денежные дела, болезнь собеседника, окружающих людей.

Не допустим повышенный тон, «острые вопросы», назидательность; также нельзя поспешно соглашаться со всем – это является признаком дурного тона.

Ценится умение слушать, выдержать паузу.

Затянувшуюся беседу можно прервать, используя различные предлоги: необходимость выйти; сделать телефонный звонок; налить воды и др.

Перед началом деловой беседы принято узнавать о желании собеседников выпить чай или кофе. Чай и кофе подаются через 5-10 минут после начала переговоров, с молоком или сливками; вдобавок можно подать минеральную воду. (!) Не подаются печенье, конфеты и проч.

 

КОМПЛИМЕНТЫ

Комплименты любят все. Комплименты бывают плохие и хорошие. Хорошие делают вам честь, плохие – портят отношение с собеседником, оставляют неверное впечатление о вас.

Основное правило - максимальная искренность. Делая комплимент, необходимо помнить, что недопустимо делать один и тот же комплимент двум людям.

Принимая комплимент, следует поблагодарить за него, не навязываясь на дальнейшие похвалы.

В ряде стран (в основном - европейские) при переписке принято делать комплимент в начале и в конце письма.

 

ПРОЩАНИЕ

Прощание по окончании деловых переговоров не должно быть затянутым и не должно продолжать переговоры. Во время прощания можно поблагодарить участников переговоров и договориться о следующей встрече.

 

2. Невербальные формы общения. Язык жестов.

«Говорят» не только с помощью слов. Жесты, мимика, интонация — их еще называют невербальными компонентами общения — значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Каждый может вспомнить, как сам он, вовсе не будучи актером, не раз отвечал красноречивым взглядом и жестом или «читал» ответ на лице собеседника. Более того, информация, переданная таким образом, обычно пользуется значительно большим доверием, особенно, когда между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) существует противоречие: говорит человек одно, а на лице у него «написано» совсем другое. Очевидно, что поверят лицу. Если обратиться к научным данным, то они свидетельствуют, что за счет слов передается только 7% информации, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) —30–40%, за счет мимики, жестов, позы —50–70%. Получается, что наиболее значимо не то, что говорится, а как это делается.

Следовательно, необходимо, с одной стороны, управлять своими движениями и мимикой во время деловых встреч, бесед, переговоров, с другой — уметь интерпретировать реакции партнера.

Особое значение невербальные компоненты общения имеют в первые минуты знакомства. «По одежке встречают...» — гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, взгляд, улыбка. Еще не сказано ни единого слова, а первая оценка собеседника уже произошла. Изменить ее впоследствии будет трудно.

 

ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Не приближайтесь к собеседнику слишком близко, не дышите ему в лицо, не тычьте в нос какие-либо бумаги или предметы, желая тем самым привлечь его внимание, не теребите партнера за рукав, не трогайте за руки или за плечи. Это вызывает негативную реакцию, так как вы вторгаетесь в личное пространство другого человека.

Следует помнить, что расстояние, на которое вы имеете право приблизиться к своему собеседнику, зависит от степени интимности ваших отношений. Друзья могут обняться при встрече, но деловые партнеры держатся друг от друга на расстоянии двух вытянутых рук.

Любой из партнеров по коммуникации должен чувствовать себя свободным и иметь возможность прервать общение в тот момент, когда он сочтет нужным. Поэтому не стоит «запирать» собеседника в углу или у дверей, а также опираться на мебель, загораживая ему выход.

 

РУКОПОЖТИЕ

Характерно по преимуществу для повседневного общения мужчин, женщины пользуются им редко. При этом женщины лишь касаются друг друга пальцами и могут не снимать перчатки, если они есть.

По этикету положено, чтобы женщина первая подала руку мужчине, старший – младшему, начальник – подчиненному. Исключения: пожилой человек первым подает руку молодой женщине, а женщина-подчиненная – своему начальнику.

Совершенно недопустимо, чтобы протянутая для пожатия рука осталась висеть в воздухе. Не подать руки другому человеку— значит нанести ему серьезное оскорбление. Не принято протягивать руку через стол или через порог, а также над головой сидящего между вами человека.

Подают всегда правую руку; чтобы не создавать неловкую ситуацию, лучше сразу оставить свое занятие и пойти вымыть руки. Предложить для рукопожатия запястье допустимо только в виде исключения и в самом крайнем случае.

Руку следует подавать решительно и непринужденно, без колебаний и пауз, чтобы не создалось хотя бы мимолетного впечатления, что вы вообще хотите этого делать. Неприятные ассоциации возникают и в тех случаях, когда рука протянута небрежно или, наоборот, с излишней аффектацией. Особенно отталкивающее впечатление производит вялая рука.

Чужую руку полагается немного подержать, однако не нужно ни трясти ее, ни сдавливать, ни удерживать слишком долго и настойчиво.

 

ПОЗА ПРИ БЕСЕДЕ

Поза при беседе означает очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п.

При деловом общении не следует принимать позу, характеризующую закрытость и агрессивность (наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные пальцы или зажатые в кулаки), также не следует надевать темные очки. Копирование позы партнера во время разговора означает: «я такой же как ты», но при этом нужно учитывать ситуацию, чтобы копирование позы не было воспринято как издевательство.

ВЗГЛЯД

Взгляд – один из важнейших элементов этикета. Глаза – зеркало души. Собеседник должен видеть ваши глаза – только так ваше общение будет успешным. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Взгляд может быть внимательным, заинтересованным, восхищенным, но бывает и наглым, вызывающим, презрительным, высокомерным.

Психологи различают несколько видов взгляда. Один из них можно назвать официально-деловым: человек строго и пристально смотрит в глаза партнеру по коммуникации, тем самым привлекая к себе максимум внимания и побуждая партнера сосредоточиться. Совершенно иначе строится дружеское общение: люди смотрят друг на друга, не фокусируя взгляд исключительно на глазах собеседника, а как бы охватывая им все лицо партнера, что позволяет им обоим прислушиваться не только к взглядам и словам, но и к мимике, выдающей эмоции говорящего.

Не следует буравить глазами собеседника, пристально разглядывать его самого или детали его одежды. В хорошем обществе считается недопустимым разглядывать людей с ярко выраженными физическими недостатками и особенностями, а также обращать внимание на капризничающего ребенка, ссорящихся супругов или других людей, ведущих себя неадекватно.

 

НЕКОТОРЫЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЖЕСТЫ

1. если ребенок обманывает, то сразу после этого он прикроет одной или обеими руками рот. Этот жест становится более утонченным в зрелом возрасте: рука непроизвольно тянется прикрыть рот, но в последний момент человек начинает потирать нос или обводить линию губ, потирать веко, почесывать шею, ухо и т.д. Во время обмана тело обычно выбрасывает пучок нервных импульсов, которые провоцируют прямо противоположные сказанному жесты, выдающие вас с головой. Поэтому если вы хотите обмануть, постарайтесь, чтобы не было полного обзора вашей позы: сядьте за стол и т.д. Проще всего врать по телефону.

2. Испокон веков открытая ладонь ассоциируется с искренностью, честностью, доверчивостью: клятвы даются с ладонью на сердце; ладонь кладут на Библию, когда говорят только правду и т.д. Поэтому уже по одному положению рук можно сделать выводы, хотите вы обмануть, недоговариваете что-то (руки спрятаны, ладони вниз, в кулаке), или вы агрессивно настроены, замкнуты (рука зажата в кулак, руки на бедрах), или же откровенны (руки с открытыми ладонями на столе), или показываете превосходство (руки за спиной), или несогласны с тем, что слышите (руки, скрещенные на груди).

3. Курение сигарет, трубок – способ подавления внутреннего напряжения перед принятием решения. Положительно настроенный, уверенный в себе человек будет почти все время выпускать дым вверх, негативно настроенный – вниз. Аналогичен жест с кусанием ручки, карандаша, покусыванием дужки очков – с целью потянуть время.

4. Стремление уменьшить свой рост издавна пользуется как средство установления отношений субординации. Поскольку уменьшить или увеличить свой рост не представляется возможным, можно воспользоваться некоторыми жестами. Во время беседы наедине, если собеседники разного роста, им лучше присесть. Если вы хотите показать свое превосходство, тогда стойте прямо, расправив плечи, не сутультесь – сутулость – признак проблем.

Например, вас остановил гаишник за превышение скорости.

Вы обычно:

- остаетесь сидеть в машине, пока он к вам не подойдет;

- ваши извинения выглядят неубедительно.

Нужно:

- немедленно выйти из машины, самому подойти к постовому (вы находитесь на его территории, а не он на вашей, значит, вы не представляете для него опасности)

- постарайтесь ссутулиться и пригнуться настолько. Чтобы казаться ниже постового ростом;

- извинитесь за свой поступок; выразите постовому благодарность за то, что он указал вам на него;

- руки держите ладонями вверх, попросите не выписывать вам штраф.

В этой ситуации гаишники обычно ограничиваются выговором, не прибегая к более строгим мерам.

5. Расположение участников переговоров за столом. Угол стола – частичный барьер при переговорах, поэтому используйте круглый стол, если хотите положительного исхода дела. Если вы хотите показать свое превосходство и право на территорию, то купите стул с высокой спинкой и держите пепельницу в недосягаемости для собеседника. Если вы хотите установить отношения сотрудничества, то сядьте рядом с собеседником – не напротив него, причем с правой стороны.

 

В любом случае, общаясь с собеседником, не только внимательно слушайте, что он говорит, но и обращайте внимание на то, КАК он это говорит и какие жесты использует. Спасибо за внимание.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интернет-общение | Банкет за столом с полным обслуживанием
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.