Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 122. Платность водопользования




Платность пользования водными объектами.

Пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации.

Основным принципом экономического регулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, регулируется Водным кодексом РФ, федеральным Законом «О плате за пользо­вание водными объектами» 1998 г., а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за поль­зование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономиче­ским районам» от 22 июля 1998 № 818 и другими нормативными актами.

Граждане и юридические лица, имеющие лицензию на право водопользования, вносят:

- плату за пользование водными объектами (водный налог);

- плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

 

На территории России платность водопользования как метод экономического регулирования водных отношений действует с 1982 г. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем (поверхностных и подземных водных источников), была установлена в 1991 г. Она взималась по тарифам, установленным за 1 м3 забираемой в пределах лимитов воды. За сверхлимитный забор плата увеличивалась в пятикратном размере. Для теплоэнергетики на прямоточной системе водоснабжения была установлена ставка в размере 30 % от общего тарифа.

Введенные тарифы были шагом вперед в сфере экономики водопользования.

Однако уже к началу осуществления экономических реформ стало ясно, что данный экономический инструмент требует совершенствования. Тарифы не устанавливались для других водопользователей, кроме промышленных предприятий, включая электроэнергетику, и не учитывали другие виды водопользования,а инфляция практически свела на нет эффективность данного вида экономического регулирования водных отношений. В условиях перехода к рыночной экономике сфера водопользования оказалась без эффективного экономического механизма, который мог бы регулировать водные отношения, стимулировать рациональное водопользование и обеспечивать финансирование деятельности по восстановлению и охране водных объектов и их ресурсов, защите от вредного воздействия вод (паводков, затопления, подтопления, эрозии и обрушения берегов), по восстановлению, ремонту, содержанию гидротехнических сооружений.

 

Общая характеристика платности водопользования. Статья 121 ВК РФ закрепляет систему экономического регулирования, применение которой призвано обеспечить рациональное использование, восстановление и охрану водных объектов. Важнейший принцип экономического регулирования в этой сфере — платность водопользования. Платность водопользования — основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов.
Элементами системы экономического стимулирования в данной сфере являются платежи, связанные с пользованием водными объектами, финансирование восстановления и охраны водных объектов и экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов.
По общему правилу, предусмотренному в ст. 122 ВК, пользование водными объектами платное. Исключение составляют случаи, предусмотренные ВК РФ. Так, плата за пользование водными объектами не взимается со специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда — Министерства природных ресурсов РФ и подведомственных ему организаций (управлений эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных систем, дирекций строящихся водохранилищ и водохозяйственных систем, организаций, ведущих государственный мониторинг водных объектов).
ВК РФ (ст. 123) предусматривает два вида платежей, связанных с пользованием водными объектами: плата за пользование водными объектами, которая называется водным налогом, и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.
Плательщиками указанных видов платежей являются граждане и юридические лица, имеющие лицензию на водопользование. Платежи выплачиваются в виде регулярных взносов. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации. Дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Льготы по платежам, связанным с пользованием водньми объектами, устанавливаются федеральным законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут устанавливаться льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами и направляемым в бюджеты субъектов Федерации.
Особым видом платежей ст. 126 В К РФ признает сбор за выдачу лицензий на водопользование. Сбор взимается специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Размер сбора за выдачу лицензий на водопользование определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензий, и утверждается органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Например, 11 ноября 1997 г. было принято постановление Правительства г. Москвы № 796 «О порядке предоставления в пользование поверхностных водных объектов, выдачи лицензии и заключения договоров водопользования на территории города Москвы» (с изм. от 8 февраля 2000 г. - http://zakon.law7.ru/base48/part0/d48ru0754.htm). Постановлением установлено, что лицензии на водопользование выдаются на платной основе. Сбор за выдачу лицензии на пользование поверхностными водными объектами г. Москвы взимается в размере, компенсирующем реальные затраты на подготовку, рассмотрение, оформление лицензий, но не более 100 минимальных размеров оплаты труда. Исчисление размера сборов за выдачу лицензий на водопользование возложено на орган лицензирования — Московско-Окское бассейновое водохозяйственное управление. В случае отказа в выдаче лицензии, лицензионный сбор возврату не подлежит. За продление и перерегистрацию лицензии плата взимается как за выдачу лицензий. Лицензионный сбор перечисляется на спец. счет Московско-Окского бассейнового водохозяйственного управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.