Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хронология Минойской и Микенской цивилизаций




Часть первая. Греция.

 

Минойская цивилизация

Рубеж III-II тысячелетия до н. э. – возникновение дворцовой цивилизации на Крите

XVI– первая половина XV вв. до н. э. – расцвет минойской цивилизации

Сер. XV в. до н. э. – геологическая катастрофа на Крите

Вторая половина ХV в. до н. э. кризис минойской цивилизации: появление на острове ахейцев

Рубеж XV-XIV вв. до н. э. – разрушение кносского дворца

 

Микенская цивилизация

Рубеж III-II тыс. до н. э. – вторжение ахейцев на Балканский полуостров

XVII вв. до н. э. первые шахтные гробницы в Микенах (появление государства)

XV-XIII вв. до н. э. расцвет Микенской цивилизации

XIV в. до н. э. гибель дворца в Фивах

XIV-XIII вв. до н. э. ахейская экспансия в Малую Азию

Сер. XIII в. до н. э. «Троянская война»

XIII в. до н. э. вторжение «народов моря» на Ближнем Востоке

XII-XI вв. до н. э. вторжение дорийцев на Балканский полуостров

 

 

Из «Обличений Маддуватты» (Маддуватта – мятежный хеттский вассал на западе Малой Азии, захватившего к моменту составления акта почти все тамошние владения хеттов; «Обличение» было составлено при Арнуванде III).

 

§ 1. [Тебя], Маддуватта, (в своё время) Аттарсия, человек страны Аххиява, изгнал из твоей страны. [Затем] он продолжал преследовать тебя и травил тебя и хотел тебе, Маддувате, [плохой] смерти, и он бы тебя убил. Тогда ты, Маддувата, бежал к отцу [Солнца, т.е. к царю Тудхалии IV], и отец Солнца спас тебя от смерти и не допустил Аттарсию к тебе. А иначе Аттарсия от тебя бы не отстал и убил бы тебя.

§ 2–3. Когда отец Солнца избавил тебя от Аттарсии, он принял тебя (…) и тебя, Маддувату, вместе с твоими жёнами, твоими [детьми] и твоими войсками отец Солнца вернул к жизни, когда вы голодали (…). И отец Солнца избавил тебя от меча Аттарсии (…). Иначе вы ели бы от голода собак! Если бы вы и спаслись от Аттарсии, вы умерли бы от голода.

§ 4. (Маддуватта получает от отца Солнца в вассальное держание горную страну Циппасла и горную страну Харийати в качестве пограничной области последней).

§ 5–7. (Перечисляются клятвенные обязательства, наложенные на Маддуватту отцом Солнца) (…) И также к Аттарсии ты не должен посылать [посольства]; если же Аттарсия (сам тебе) посольство пришлёт, то схвати его посла и [отошли] его к отцу [Солнца], и слова, которое он тебе напишет, не вскрывай, (но) полностью напиши его отцу Солнца! …Не возвращайся (?) же самовольно назад к Аттарсии.

§ 8–11. (Неудачная война Маддуватты с Купантаинарой, царём Арцавы; отец Солнца посылает Маддуватте помощь).

§ 12. Затем пришёл Аттарсия, человек страны Аххия, и хотел тебя, Маддуватту, убить. Когда же отец Солнце услыхал об этом, то он послал Киснапили на битву с воинами и колесницами Аттарсии. А ты, Маддуватта, не оказал сопротивления Аттарсии и бежал перед ним. А Киснапили пришёл и привёл тебе на помощь [войско] из страны Хатти. И Киснапили пошёл в бой против Аттарсии, и со стороны Аттарсии [вышли в бой] 100 колесниц и столько же [воинов]; и они сразились. Тогда убили одного (начального) человека Аттарсии, и с нашей стороны тоже убили одного (начального) человека, Циданцу. И Аттарсия отстал от Маддуватты и отступил в свою страну. И Маддуватту снова посадили на его (прежнее) место вассала.

§ 13–15. (Прегрешения Маддуватты против хеттов при их совместных карательных действиях в странах Лукка).

§ 16–20. Далее, [Купантаинара] был врагом отцу Солнца, ты же, Маддуватта, заключил с ним дружбу. (…)

§ 21–28. (Маддуватта захватывает «всю страну Арцава», затем страну Хапалла, ряд стран Лукка, страну Саллапа и страну Питасса).

§ 29–33. (Переговоры между хеттами и Маддуваттой) …так как Муксу…

§ 34–37. (Дальнейшие переговоры, упоминающие активность Маддуватты в стране Каркиса и стране Аласия). … (Моё) Солнце… сказало так: «Страна Аласия – [страна] Солнца, и [свою подать] (она) приносила; [почему же ты захватил её]? Маддуватта же сказал так: «На страну Аласия Аттарсия и человек [города Пиккайа (уже) на]падали, (и я на неё только после этого напал)! Ни отец Солнце никогда не [писал] ко мне (так), ни Солнце [мне ни]когда не разъясняло: «Страна Аласия моя; такой и признай её!» И если Солнце теперь пленников (взятых мной из) страны Аласия потребует назад, я ему их верну!» Но Аттарсия и человек города Пиккайа независимы от Солнца, (ты) же, Маддуватта, – подданный Солнца, почему ты присоединился к ним? (…)

Первая таблица преступлений Маддуватты (закончена).

 

 

Из исторической преамбулы договора Муваталли, царя Хатти, с Алаксанду, царём Вилусы (нач. XIII в.)

(§ 1–6) Так говорит Солнце Муваталли, великий царь, царь страны Хатти, любимец Бога Бури, сын Мурсили, великого царя, героя. (…) И (…) Арцава стала враждебна, (…но) страна Вилуса никогда не отлагалась от страны Хатти, но издалека они сохраняли верность царям страны Хатти и неоднократно посылали [туда гонцов]. (…) [Когда же] страна Арцава [снова стала враждебна], мой дед Суппилулиума пришёл и [вновь завоевал страну Арцава], а Куккунни, царь Вилусы оставался ему [верен], так что он не вторгся в его (владения); [и моему деду Суппилулиуме он] сл[ал, как должно,] гонцов. И снова [царь страны Арцава оказал вражду против страны Хатти] (…), и мой отец Мурсили [вторгся в страну Арцава, но] страну Вилуса [он не тронул]; а царь страны Вилуса снова [остался верен и прислал] помощь. (…) [И так как Кук]унни не имел сына, он тебя, Алаксанду, усыновил… (…) Когда же мой отец [опочил, (и) я на трон] моего отца взошёл, ты охранял [благо моего Солнца?]. Случилось… стали враждебны… Я пришёл и… (я) уничтожил… в плен… [(Я), Солнце], поставил [тебя царём в стране] Вилуса. (…).

 

Об ахейском набеге на Египет (Гомер «Одиссея», XIV, 235-286)

235 После ж того как Зевес протяженно гремящий замыслил

Гибельный этот поход, колени расслабивший многим,

Славному Идоменею и мне с ним поручено было

К Трое вести корабли. Отказаться никак не возможно

Было бы мне: пересуды и толки пошли бы в народе.

240 Девять лет мы, ахейцев сыны, воевали под Троей.

В год же десятый, как город высокий Приама мы взяли,

Морем домой мы отплыли, и бог всех ахейцев рассеял.

Мне, несчастному, злое замыслил Кронид-промыслитель.

Месяц лишь дома провел я с детьми и с законной женою,

245 Радуясь сердцем на них, на богатства мои. А чрез месяц

Вдруг потянуло меня в Египет поехать, хороших

В путь заготовив судов и товарищей взяв богоравных.

Девять судов снарядил я. Народ собирался недолго.

Шесть после этого дней они у меня непрерывно

250 Пир пировали. И жертвенный скот доставлял в изобильи

Я и для жертвы богам и на пищу товарищам милым.

В день же седьмой, взойдя на суда, от пространного Крита

Мы при попутном поплыли стремительном северном ветре.

Как по теченью, легко мы неслись. Никаких повреждений

255 Не потерпели суда. Безопасны, спокойны, сидели

Мы на скамьях. Рулевые и ветер суда направляли.

Дней через пять мы достигли прекрасных течений Египта.

Там, на Египте-реке, с кораблями двухвостыми стал я.

Прочим спутникам верным моим приказал я на берег

260 Вытащить все корабли и самим возле них оставаться,

А соглядатаев выслал вперед, на дозорные вышки.

Те же в надменности духа, отваге своей отдаваясь.

Ринулись с вышек вперед, прекрасные нивы египтян

Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев,

265 Их же самих перебили. До города крики достигли.

Крики эти услышав, египтяне вдруг появились

С ранней зарею. Заполнилось поле сверканием меди,

Пешими, конными. Зевс-молнелюбец трусливое бегство

В сердце товарищам бросил. Никто не посмел оставаться.

270 Ставши лицом ко врагу. Отовсюду беда нам грозила.

Многих из нас умертвили они заостренною медью,

Многих живьем увели, чтоб трудились на них подневольно.

Мне же в сердце вложил сам Зевс такое решенье.

О, почему не настиг меня смерти погибельный жребий

275 Там же, в Египте! Готовилось мне уже новое горе!

Прочно сработанный шлем немедленно снял с головы я,

Снял и щит свой с плеча, копье медноострое бросил,

Кинулся быстро навстречу царевым коням и колени

Начал царю целовать. Меня пожалел, защитил он

280 И, проливавшего слезы, увез к себе в дом в колеснице.

Многие смерти меня порывались предать, набегая

С острыми копьями. Злы на меня они были безмерно.

Но защитил меня царь, трепеща перед гневом Кронида-

Гостеприимца, который жестоко карает нечестье.

285 Семь непрерывно я пробыл там лет, и немало сокровищ

Между египтян собрал. Давали они мне охотно.

 

 

Миф о человеческих поколениях (Гесиод «Труды и дни», 107-201)

 

Если желаешь, тебе расскажу хорошо и разумно

Повесть другую теперь. И запомни ее хорошенько.

Создали прежде всего поколенье людей золотое

[110] Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских,

Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба.

Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный

Сами давали собой хлебодарные земли. Они же,

Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства.

[120] [Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.]

После того, как земля поколение это покрыла,

В благостных демонов все превратились они наземельных

Волей великого Зевса: людей на земле охраняют,

[Зорко на правые наши дела и неправые смотрят.

Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая]

Людям богатство. Такая им царская почесть досталась.

После того поколенье другое, уж много похуже,

Из серебра сотворили великие боги Олимпа.

Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью.

[130] Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком,

Дома близ матери доброй забавами детскими тешась.

А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув,

Жили лишь малое время, на беды себя обрекая

Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах

Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,

Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,

Как по обычаю людям положено. Их под землею

Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди

Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

[140] После того, как земля поколенье и это покрыла,

Дали им люди названье подземных смертных блаженных,

Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти.

Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих

Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним.

С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили

Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели.

Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться

К ним не решался: великою силой они обладали,

И необорные руки росли на плечах многомощных.

[150] Были из меди доспехи у них и из меди жилища,

Медью работы свершали: никто о железе не ведал.

Сила ужасная собственных рук принесла им погибель.

Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были,

Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца.

После того, как земля поколенье и это покрыла,

Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион

На многодарной земле, справедливее прежних и лучше -

Славных героев божественный род. Называют их люди

[160] Полубогами: они на земле обитали пред нами.

Грозная их погубила война и ужасная битва.

В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили,

Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных;

В Трое другие погибли, на черных судах переплывши

Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские.

Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло;

Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион,

Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных.

[170] Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно

Близ океанских пучин острова населяют блаженных.

Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым

Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит.

Если бы мог я не жить с поколением пятого века!

Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться.

Землю теперь населяют железные люди. Не будет

Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,

И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им.

[Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага.

[180] Зевс поколенье людей говорящих погубит и это

После того, как на свет они станут рождаться седыми.]

Дети - с отцами, с детьми - их отцы сговориться не смогут.

Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю - хозяин,

Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.

Старых родителей скоро совсем почитать перестанут;

Будут их яро и зло поносить нечестивые дети

Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет

Больше никто доставлять пропитанья родителям старым.

Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью.

[190] И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель,

Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею

Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право.

Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые

Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся.

Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно

Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным.

Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый,

Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело,

К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных,

[200] Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет.

 

 

Архаическая Греция (ключевые события)

 

Колонизация   Культура   «Старшая» тирания   Внешние события  
    Основан г. Питекуссы (юж. Италия) (ок. 770 г.)   Основан г. Регий (юж. Италия) (ок. 730 г.) Основан г. Наксос (о. Сицилия) (ок. 730) Основан г. Сицилия (ок. 730 г.)   Основан г. Сибарис (юж. Италия) (ок. 720 г.) Основан г. Кротон (юж. Италия) (ок. 710 г.)     Основан г. Навкратис (дельта Нила) (ок. 680 г.)   Основан г. Ольвия (ок. совр. г. Николаева) (ок. 670 г.)   Основан г. Селиунт (о. Сицилия) (ок. 650 г.)   Основан г. Кирена (побережье Ливии) (ок. 630)   Основан г. Пантикапей (совр. г. Керчь) (ок. 600 г.)     Основан г. Кумы (юж. Италия) (ок. 570 г.)   Основан г. Фанагория (ок. совр. г. Тамань) (ок. 540 г.)   Основан г. Херсонес (совр. Севастополь) (ок. 530 г.)     Первая Олимпиада (776 г.)   Надпись на «чаше Нестора» (найдена ок. Питекусы) (кон. VIII в.) (появление древнегреч. алфавита)   Гесиод (рубеж VIII-VII вв.)   Архилох (сер. VII в.)   Алкман (2 пол. VII в.)     Сапфо (рубеж VII-VI вв.) Фалес (рубеж VII-VI вв.) Анаксимандр (1 пол. VI в.) Анаксимен (сер. VI в.)   Пифагор (2 пол. VI в.)     Гераклит (рубеж VI-V вв.)   В Коринфе к власти приходит Кипсел (династия Кипселидов) (ок. 660 г.)   В Сикионе к власти приходит династия Орфагоридов (сер. VII в.)     В Мегарах к власти приходит Феаген (2 пол. VII в.) В Коринфе правит Перианд (629-589 гг.)   Кипселиды изгнаны из Коринфа (ок. 587 г.)   В Сикионе правит Клисфен (1 пол. VI в.)   В Афинах к власти приходит Писистрат (правление династии Писистратидов) (ок. 545 г.) Правление Поликрата на о. Самос (ок. 538-522)     В Ассирии к власти приходит Тиглатпаласар III (начало Новоассирийской империи) (ок. 745 г.) Исайя (сер. VII в.)   В Ассирии правит Ашшурбанапал (высший расцвет новоассирийской державы) (ок. 669-636 гг.)     Израильский царь Иосия проводит религиозную реформу (622 г.)     Ниневия захвачена мидийцами и вавилонянами (гибель Новоассирийской державы) (612 г.) Иеремия (рубеж VII-VI вв.)   Правление Навуходоносора в Вавилонии (605-562 гг.) Иезекииль (1 пол. VI в.)   Кир завоёвывает Мидию, Лидию, Вавилонию (559-530 гг.)     Камбиз завоёвывает Египет (ок. 525 г.)   Дарий I приходит к власти в Персии (522 г.)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.