Прежде чем говорить об особенностях информатизации современного общества и сферы высшего профессионального образования необходимо выявить исторические предпосылки подобного процесса. Следует отметить, что процесс информатизации общества за всю историю цивилизации довольно точно описывается с помощью последовательности информационных революций. Профессор А.И. Ракитов одним из первых показал, что в основе каждой технологической революции лежит революция информационная, которая и создает необходимые условия для перехода общества на качественно новый уровень технологического развития. Информационная революция, по мнению А.И. Ракитова, заключается в “изменении инструментальной основы, способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения” /099/. Другими словами, информационная революция означает переход общества на использование принципиально новых средств информатики и на качественно новый уровень развития процессов информационного взаимодействия. (Интерактивный пример) Согласно исследований К.К. Колина можно с уверенностью выделять шесть основных информационных революций за всю историю развития человеческого общества [018]. Первая информационная революция заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Вторую информационную революцию большинство исследователей связывают с изобретением письменности. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их существенно более широкого, чем ранее, распространения. Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое следует признать одной из первых информационных технологий. Своего апогея третья информационная революция достигла с появлением печатных средств массовой информации: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т.п. Четвертая информационная революция началась в ХIХ веке, когда были изобретены и стали быстро распространяться такие средства информационной коммуникации как радио, телефон и телевидение. Пятая информационная революция началась в 50-е годы XX века с того момента, как в социальной практике стали использоваться средства вычислительной техники. Применение этих средств для обработки научной информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов. Самое важное и принципиально новое качество, которое принесла пятая информационная революция, заключается в том, что впервые за всю историю развития цивилизации человек получил высокоэффективное средство для усиления своей интеллектуальной деятельности. Информатизация оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. Именно поэтому “... разворачивающийся в настоящее время социальный процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете информационного общества” /0100/. Только что упомянутые революционные преобразования, связанные с процессами информатизации, а также очевидный прогресс в области информационных технологий обусловили все более частое появление в научных и научно-популярных источниках термина информационное общество. Одно из наиболее сжатых, но достаточно емких определений понятия “информационное общество” принадлежит профессору А.И Ракитову. Он пишет: “ Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания” /0101/. Использование такого показателя как количество накопленных человечеством знаний в качестве критерия для присвоения обществу статуса информационного общества оправдано, поскольку по некоторым оценкам, с начала нашей эры первое удвоение накопленных человечеством знаний произошло к 1750 году, второе – к началу ХХ века, третье – уже к 1950 году. Начиная с 1950 года, общий объем знаний в мире удваивался каждые 10 лет, с 1970 года – каждые 5 лет, а с 1991 года – ежегодно. Это означает, что на сегодняшний день объем знаний в мире увеличился более чем в 250 тысяч раз. Описание генезиса информационного общества в масштабе цивилизации не было бы полным без акцентирования внимания на начавшемся в середине 90-х годов ХХ века массовом создании глобальных и корпоративных информационно-телекоммуникационных сетей. Среди глобальных средств компьютерных коммуникаций бесспорное лидерство за всемирно известной сетью Интернет. Огромное количество людей в мире, работающих как в образовании, так и в других областях, не представляют своей профессиональной деятельности без постоянного использования в ней информации, полученной из Интернет. “Организации все шире и шире начинают применять Интернет, переводя свои деловые данные в цифровую форму” [019]. История формирования информационного общества содержит в себе историю зарождения и развития новых видов человеческой деятельности, связанных с информатизацией. За последние годы в обществе появились специализированные профессиональные группы людей, связанные с обслуживанием вычислительной техники и процессов обработки информации (операторы, программисты, системные аналитики, проектировщики и т.п.), оказанием консультативных, научно-информационных и других услуг подобного рода. Очевидно, что возникновение новых научных и профессиональных направлений требует специализированной системы подготовки кадров, в которой не только содержание, но и методы и средства обучения должны соответствовать реалиям соответствующего этапа информатизации общества. Задачам информатизации общества и всех его сфер, к числу которых относится и образование, уделяется повышенное внимание государства. Необходимость системного государственного подхода к процессу развития информатизации общества начала осознаваться в начале 90-х годов прошлого века. Так, например, еще в СССР в 1990 году была разработана и принята “Концепция информатизации общества”, а понятие “информатизация” стало все шире использоваться как в научной, так и в общественно-политической терминологии, постепенно вытесняя понятие “компьютеризация”. Относительно широкое определение понятия “информатизация” дал в своих публикациях академик А.П. Ершов. Он писал, что “ информатизация – это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности” /0103/. При этом А.П. Ершов подчеркивал, что информация становится “стратегическим ресурсом общества в целом, во многом обусловливающим его способность к успешному развитию” /0103/. В то же время, по заключению ЮНЕСКО, информатизация - это широкомасштабное применение методов и средств сбора, хранения и распространения информации, обеспечивающей систематизацию имеющихся и формирование новых знаний, и их использование обществом для текущего управления и дальнейшего совершенствования и развития /0104/. Очевидно, что с одной стороны оба указанных определения не противоречат друг другу, и, с другой стороны, определяют, в том числе и информатизацию сферы образования. Не случайно существенная роль в информатизации общества принадлежит информатизации образования – кузницы, где осуществляется комплексное становление членов этого общества. Образование является составной частью социальной сферы общества, а поэтому основные проблемы, пути и этапы информатизации для образования совпадают с общими уже рассмотренными положениями информатизации общества в целом. Стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества /0111/. По мнению В.А. Шаповалова в результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность и в ХХI веке /0112/.
Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер. В формирующейся ситуации высшие учебные заведения становятся флагманами информатизации образования – процесса обеспечения всей сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Исторически процесс информатизации сферы образования осуществлялся по двум основным направлениям управляемому и неуправляемому, сущность которых схематично отражена на рисунке 01. Учитывая темпы и направления информатизации образования, на наш взгляд, целесообразно существенно пересмотреть традиционные курсы изучения информатики, методы, технологии и средства информатизации, применяемые в обучении другим дисциплинам под девизом, который был выдвинут еще академиком А.П. Ершовым: "От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества, которая должна стать частью его общей культуры". Другими словами, с помощью методов и средств информатики будущий специалист должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности.
Рисунок 01. Направления информатизации сферы образования
Таким образом, переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов, сущность которых отражена в таблице 01.
Компоненты информационной культуры
Название
Сущность
Аксиологический
Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека
Коммуникативно-этический
Культура общения и сотрудничества в области информационных контактов, использование возможностей компьютерных коммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений
Познавательно-интеллектуальный
Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления
Прогностический
Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях
Прикладной
Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач
Правовой
Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью компьютера
Эргономический
Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности
Таблица 02. Структура информационной культуры члена информационного общества
Как следует из таблицы в понятие информационной культуры можно вкладывать различный смысл: оно может трактоваться как через умение использовать в деятельности информационный подход и способность эффективно сотрудничать и обмениваться информацией, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия компьютеризации. Информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной сферы информационного общества. Современное образование немыслимо без использования во всех его формах информационных и коммуникационных технологий. Сегодня практически невозможно найти университет, академию или институт, в которых бы не изучались или не использовались информационные технологии. При этом одной из основных сфер применения подобных технологий в высшем образовании был и остается учебный процесс. Педагогические программные компьютерные средства применяются как с целью изучения собственно информационных технологий, так и при обучении другим областям знаний. Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний абитуриентов и студентов, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях. Детальное описание всех возможных областей образовательного применения информационных технологий будет приведено далее в настоящей работе. Здесь же отметим, что подобные технологии все шире применяются в планировании и организации внеучебных мероприятий и управлении учебными заведениями. Расписание лекций, семинаров, лабораторных или практических занятий в вузе, построенные с помощью компьютера, или электронный рейтинг-журнал успеваемости студентов за последнее время перестали быть редкостью /0125, 0126/. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий позволило создать новые формы педагогических взаимодействий, к числу которых, в первую очередь относится распределенное во времени и в пространстве дистанционное обучение. Информатизация коснулась и относительно плохо формализованных теоретических подходов к разработке новых учебных курсов, материалов и методов обучения.
Таким образом, даже на основании вышеизложенных факторов можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся:
Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;
Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;
Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;
Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;
Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;
Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;
Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;
Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;
Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;
Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;
Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;
Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.
а) Целесообразность применения средств ИКТ в образовании
В самом далеком приближении под информатизацией конкретного учебного заведения можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным. Средствами информационных технологий является “…комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники. В состав компьютерных средств входят локальные сети (Intranet), глобальные сети (Internet, Glusnet, Runnet и др.), спутниковые связи. Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования. Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что использование средств информационных технологий в системе профессиональной подготовки специалистов в вузе приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности учебного заведения следующими значимыми возможностями:
совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания высшего профессионального образования;
введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин конкретного вуза, напрямую не связанных с информатикой;
повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;
совершенствования механизмов управления системой высшего образования.
Перечисленные положительные стороны информатизации высшего образования далеко не единственны. Так, например, Б.С. Гершунский рассматривает информационные технологии, в целом, и компьютер, в частности, как средство повышения эффективности педагогической деятельности, которое не только “… способно внести коренные преобразования в само понимание категории “средство” применительно к процессу образования, но и существенно повлиять на все остальные системы - цели, содержания, методы и организационные формы обучения, воспитания и развития личности в учебных заведениях любого уровня и профиля” [014]. Кроме того, процесс информатизации образования, поддерживая интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциала новых информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения уровня его активности и реактивности, способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними. Следует, однако, учитывать, что собственно учебный процесс является основной, но далеко не единственной областью деятельности учреждений высшего образования, в которой в настоящее время происходит массовое внедрение различных информационных технологий. Большинство вузов стран бывшего СССР испытывают достаточно серьезные трудности в организации управления различными отраслями образовательной деятельности. В числе причин, породивших подобные трудности, дефицит времени, перегрузка управляющего персонала и администрации, частое изменение нормативно-правовой базы в сфере образования, отсутствие централизованного обеспечения информацией, расширение номенклатуры специальностей, необходимость ведения собственной планово-финансовой деятельности, сложность привлечения в учебные заведения специалистов высокой квалификации и многие другие. Как было показано в предыдущем подразделе, информация стала общественным стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество отдельным фирмам и организациям. В связи с этим происходят существенные изменения роли информации и в управлении высшими учебными заведениями, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к разработке и использованию в вузах специализированных информационных технологий. В большинстве вузов использование информационных технологий способствует улучшению административной деятельности, поддержке управленческих и научных исследований, расширению рамок процесса обучения, повышению эффективности персональной деятельности студентов. Это не случайно, поскольку процедура управления учебным процессом (планирования, организации, учета выполнения учебной работы, анализа качества и эффективности учебного процесса) отличается высокой степенью трудоемкости, повторяемостью однотипных действий, взаимосвязью многих информационных элементов, большим объемом информации, высокой степенью риска в допущении ошибок. Вместе с тем даже поверхностный анализ процессов информатизации управления высшими учебными заведениями высвечивает существенные проблемы, стоящие на пути подобной информатизации. В большинстве вузов отсутствуют специалисты по разработке и эксплуатации информационных систем. Налицо недостаточный опыт и квалификация в области использования информационных технологий у административного персонала, задействованного в высшей школе: педагоги-управленцы не знают всех возможностей администрирования, которые открываются при применении новых технологий. Существующие средства информатизации, применяемые в вузах, являются не совсем зрелыми, они все еще находятся в стадии развития. Высоки затраты на приобретение и содержание техники. Эти проблемы постоянно приходится решать в процессе управления образовательным учреждением. В числе уже отмеченных проблем следует особо подчеркнуть повсеместное отсутствие интерфейсной, технологической и информационной связи между отдельными средствами информатизации образования, задействованными в разных областях деятельности вузов.
б) Цели и направления внедрения средств ИКТ в образование
В основе разработки новых научных продуктов информатизации образования должно использоваться положение о том, что повышение эффективности работы управленческих структур вузов связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить:
оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса;
информационное моделирование работы образовательного учреждения;
рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения;
осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации;
контроль эффективности принятого решения.
Средства ИКТ, применение которых целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации. Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц. Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены на рисунке 02.
Рисунок 02. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе
Результаты многих научных работ свидетельствует об ограниченном характере применения компьютерных учебных средств на лекционных занятиях. Несмотря на очевидные педагогические преимущества, такое применение все еще затруднено по материально-техническим причинам: в большинстве высших учебных заведений практически отсутствуют лекционные аудитории, оснащенные соответствующей компьютерной, телекоммуникационной, проекционной и видеотехникой. Вместе с тем, разработка подобных средств и их внедрение в практику лекционных занятий положительно влияет на эффективность учебного процесса и является перспективным направлением разработки средств ИКТ. Наиболее активное внедрение учебных средств ИКТ наблюдается в сфере проведения лабораторно-практических занятий, традиционных для системы открытого образования. Это объясняется целым рядом факторов:
студенты получают доступ к наиболее актуальной и научно новой информации, которая, как правило, не содержится в традиционных бумажных изданиях, включая новейшие учебники, учебные пособия, рекомендации и дополнительные материалы к проведению лабораторно-практических занятий и пр.;
при использовании удаленного доступа к экспериментальным стендам центров коллективного пользования существенно расширяется материальная база, доступная для лабораторных занятий;
высшие учебные заведения получают доступ к уникальному оборудованию ведущих научных организаций, на котором может проводиться как учебная, так и исследовательская работа студентов;
автоматизируется большой объем рутинной работы преподавателей по формированию и проверке индивидуальных практических заданий.
Современные средства ИКТ, применяемые в системе открытого образования предоставляют студенту возможность в удобном для него индивидуальном темпе изучать теорию, проводить экспериментальные исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. При этом, использование современных телекоммуникационных сред снимает с практического использования таких сред любые временные и пространственные ограничения. С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов. Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий:
закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных;
открытой формы, где ответы дают сами испытуемые;
на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества;
на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.
Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов. В любом учебном заведении использование тестов и соответствующих средств ИКТ может приводить к решению задач диагностики, прогнозирования или тренинга. При этом одним из наиболее распространенных направлений использования тестов является диагностика, когда с помощью тестов выявляется уровень знаний студентов, выявляются места недопониманий или области недостаточных навыков, принимаются решения о переводе обучаемых на следующие ступени обучения. Использование тестов в прогнозировании позволяет на основании формализованного опроса с применением средств ИКТ определить возможную результативность педагогического процесса, принять решения о его корректировании, сделать выводы о необходимости учета тех или иных индивидуальных особенностей конкретного контингента обучамых, определить множество других параметров. Проводимый на основе применения тестов и тестовых систем тренинг, базируется на том факте, что на практике можно так выстроить задания теста, что, работая над ответом, студент будет приобретать необходимые навыки умственной деятельности, что, в свою очередь, положительно скажется на эффективности учебного процесса. Кроме того, относительно четкая формализация обработки ответов на задания теста и возможность использования в этом процессе средств ИКТ позволяет обучаемым не только отвечать на предложенные задания, но и достаточно оперативно и объективно проверять свои знания, что также положительно сказывается на результативности обучения. Одной из неотъемлемых для учебных заведений сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются “поставщиком” требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности студентов. Если рассматривать науку как набор некоторых понятий, систему оперирования понятиями, систему знаний об отношениях предметов, явлений и их сущности, как фактор совершенствования развития практической деятельности человека, то педагоги, работающие со студентами, должны владеть приемами отбора из содержания, методов и средств науки основных идей, закономерностей, инструментальных средств и строить на этом свое содержание и методику обучения. Только педагог-исследователь может ввести в учебный процесс еще не опубликованные результаты современнейших научных исследований, делиться со студентами наиболее ценными научными находками. Это поддержит научную атмосферу занятий, приобщит студентов к научному творчеству, познакомит с современными задачами, стоящими перед той или иной наукой. Говоря об информационных составляющих научно-исследовательской деятельности студентов вуза, нельзя не остановиться на регулярных докладах, рефератах и отчетах, составляемых ими, контроле и систематизации результатов их научной деятельности. При выполнении подобных проектов происходит активный процесс закрепления научных достижений, систематизируются знания, полученные в ходе изучения научной литературы и справочных пособий, делаются выводы о необходимости корректировки направлений экспериментальной деятельности. Отмеченные аспекты функционирования научно-исследовательской сферы деятельности учебных заведений не только говорят о неоспоримой важности научных исследований в процессе подготовки специалистов, но и порождают целое направление внедрений средств ИКТ в общую информационную инфраструктуру традиционного и открытого образования. Вместе с тем, специфика информатизации научных исследований не позволяет применять к построению и эксплуатации информационных ресурсов, задействованных в автоматизации информационной обработки научных исследований, те же методы и подходы, которые применяются в информатизации учебной деятельности учебных заведений. Целесообразно построение и интеграция средства ИКТ, нацеленных на информатизацию научно-исследовательской деятельности, осуществляемой педагогами, студентами и аспирантами учебных заведений. Поведение научных исследований должно сыграть ключевую роль в формировании у будущих специалистов умений подбирать рукописные, печатные и электронные информационные материалы, обрабатывать их, составлять аннотации с критической оценкой, следить за текущей литературой, относящейся к проблемам исследований, быть в курсе отечественных и зарубежных открытий в области науки. Кроме того, как педагогам, так и студентам следует пользоваться различными библиографическими изданиями, в которых приведены ссылки на источники, имеющие отношение к проблеме их исследований. В результате такой работы, как правило, печатаются собственные научные труды, защищаются курсовые и дипломные работы, диссертации. В связи с этим, соответствующие средства ИКТ должны не только предоставлять средства доступа к мировым информационным ресурсам, значимым с точки зрения научной деятельности, но и предоставлять инструментарий для библиографирования, обработки, хранения и учета информационных фрагментов, важных с точки зрения проводимых исследований. Кроме того, такие информационные ресурсы и системы должны обладать возможностью каталогизированного хранения всех документов, содержащих промежуточные и окончательные результаты научных исследований, проведенных в вузе, к числу которых, в том числе, относятся курсовые и дипломные работы студентов. Большинство научных исследований не может обходиться без использования специализированных средств обработки и представления информации. В первую очередь, к подобным средствам следует отнести компьютерные системы удаленного и имитационного моделирования, которые позволяют провести многие экспериментальные исследования и подтвердить выдвигаемые теоретические гипотезы. Очевидно, что такие средства ИКТ должны отвечать всем требованиям унификации, выдвигаемым ко всем образовательным информационным ресурсам, эксплуатируемым в условиях системы открытого образования. В связи с этим необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий. В сфере проведения научных исследований в рамках системы высшего образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и студентов. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях. Студентов и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации – это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так называемые библиографические картотеки. Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле- и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании. Положительный вклад в развитие научно-исследовательской сферы деятельности учебного заведения смог бы внести специальный Интернет-сайт, посвященный научным разработкам. Такой сайт должен сочетать в себе:
научные статьи обучаемых, педагогов и сотрудников учебного заведения,
электронные версии печатных научных изданий, публикуемых в учебном заведении;
научные телеконференции по профилю научных исследований, включающие электронную доску объявлений, возможность ведения дискуссий по научным проблемам (сразу нескольким, каждая из которых объединяет свой круг участников), возможность задать и получить ответ на соответствующий научный вопрос;
свободно распространяемые и демонстрационные версии электронной информационной продукции, созданной в учебном заведении в результате научных исследований.
Определенный вклад в развитие средств ИКТ, автоматизирующих научно-исследовательскую деятельность учебного заведения может внести специфика информатизации научно-исследовательской работы отдельных кафедр, представляющих отдельные конкретные тематики научных исследований, проводимых в вузе. В этом случае общий фонд информационных ресурсов мог бы пополниться, благодаря:
созданию базы данных по научным грантам кафедры;
формированию телекоммуникационной электронной библиотеки информационных источников по научному и учебному профилю кафедры;
отбору Интернет-сайтов и других ресурсов, созвучных научной тематике кафедры;
созданию и каталогизации фонда программ научных разработок по тематике кафедры;
каталогизации научной библиотеки кафедры.
Информатизация научно-исследовательской деятельности, осуществляемой в системе образования, не является единственным направлением формирования специализированных средств ИКТ, не имеющих непосредственного отношения к учебному процессу. Наряду с научно-исследовательской, в полной мере, можно говорить о выделении еще одной, внеучебной системы средств ИКТ, применяемых как в традиционном, так и в открытом образовании. Современное состояние нашего общества, процессы, проходящие в политической, экономической и духовной жизни страны, побуждают по-новому взглянуть на проблемы воспитания гражданина, формирования интеллектуального и творческого потенциала личности в учебных заведениях. Именно в системе образования, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, обучаемый приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые будущему специалисту, ученому, руководителю, общественному деятелю. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного процесса учебное заведение обязано создавать условия для саморазвития и самоутверждения личности, совершенствования способностей обучаемых. Внеучебная сфера деятельности учебного заведения и задачи ее возможной информатизации, наряду с другими областями, является существенной и обязательной. Гуманитарная среда учебного заведения, благодаря внеучебной работе, которая является педагогически воспитывающей средой, делает его культурным центром, где собираются не только студенты, но и школьники, и представители различных слоев интеллигенции города и области, что особенно актуально для городов России, удаленных, не только от центральных столичных регионов, но и друг от друга. Для выявления перспективных направлений информатизации внеучебной деятельности важно осознавать, что необходимо единство и тесная взаимосвязь учебной и внеучебной сфер деятельности на содержательном, методологическом и технологическом уровнях. Перспективы функционирования и развития системы учебной и внеучебной деятельности сводятся к реализации нескольких основных мер, в числе которых:
поиск новых форм и направлений деятельности, адекватных современным ценностным ориентациям студенчества в сочетании с имеющимся позитивным опытом и традициями;
совершенствование системы управления внеучебной деятельностью, средств внеучебного информирования студентов и педагогов;
обеспечение профессионализма кураторов, совершенствование их работы, контроль за их деятельностью и ее координация;
создание системы морального и материального стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов-организаторов внеучебной деятельности;
информатизация всех направлений внеучебной деятельности студентов и направлений организации такой деятельности, разработка и внедрения специальных средств ИКТ.
На сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей степенью обеспечена теорией и практикой разработки и использования средств современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера внеучебной деятельности вузов на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности. Возможно комплексное использование средств ИКТ в обеспечении подготовки и проведения различных культурно-массовых мероприятий, таких как студенческие концерты, вечера, клубы веселых и находчивых и т.п. В этом случае преимущества компьютерных средств реализуются в подготовке и распространении информации о мероприятиях, подготовке сценария, декораций и других необходимых источников и материалов, планировании мероприятий. ИКТ способны поднять на более высокий уровень внеучебные тематические студенческие вечера и другие мероприятия, непосредственно связанные с содержанием основной учебной деятельности учебного заведения. В качестве примера достаточно отметить возможность специализированной компьютерной трансформации учебного материала, повышающей его наглядность, применение информации популярных и нестандартных по содержанию ресурсов Интернет. Недостаточно информатизированной остается такой вид внеучебной деятельности вузов, как традиционный для многих студенческих коллективов туризм. Вместе с тем, средства информационных и телекоммуникационных технологий позволяют упростить информирование студентов о туристических мероприятиях, предоставить студентам и педагогам исчерпывающую информацию о предстоящих путешествиях, ознакомить с географическими картами, обеспечить надежной современной связью во время путешествия. И, наконец, нельзя не отметить очевидную целесообразность использования ИКТ в межличностном внеучебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств). В данных областях от качества и уровня содержательно-методической проработанности соответствующих информационных средств существенно зависит учебно-воспитательный эффект внеучебной деятельности. Учитывая прогрессирующий массовый характер стихийной информатизации, педагоги и сотрудники учебных заведений не должны оставаться в стороне от информатизации вышеперечисленных и некоторых других сфер внеучебной деятельности обучаемых. Более того, необходима разработка новых и модернизация существующих средств ИКТ с целью более качественного воспитания молодежи, выработки у студентов стремления работать в коллективе, расширении “информационного багажа” будущих выпускников. Одним из перспективных методических и технологических подходов к унификации учебной и внеучебной деятельности, равно как и подходов к унификации средств ИКТ является студенческое проектирование. Действительно, разнообразные проекты все чаще применяются в учебной и во внеучебной работе студентов. Под проектами понимаются серии взаимосвязанных внеучебных мероприятий. В качестве такого проекта может быть создание различными студентами и педагогами единого Интернет-сайта вуза, который включает в себя информацию о вузе, форум, личные страницы преподавателей и студентов. Другой пример – разработка электронной летописи вуза, когда совокупность летописей отдельных студенческих групп или подразделений вуза может образовать общую летопись института или университета. К подобной внеучебной деятельности можно также отнести коллективную разработку информационных материалов и участие в проектах городского и общефедерального масштаба, разнообразные конкурсы и телемосты. Обширной сферой применения компьютерных и телекоммуникационных систем в современном учебном заведении является организационно-управленческая деятельность. В ее автоматизации используются многие программные системы и оболочки, такие как электронный деканат, планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных об обучаемых, преподавателях, средствах обучения и многие другие. Формируемые средства ИКТ целесообразно поставить на службу администрации образовательного учреждения. В качестве подтверждения этих слов можно привести данные зарубежных аналитиков: на предприятиях и учреждениях, успешно реализовавших проекты перехода к работе с электронными документами, отмечено:
увеличение производительности труда на 25-50%;
сокращение времени обработки документа на 75%;
уменьшение расходов на оплату площади для хранения документов на 80%.
Актуальность использования информационных технологий в управлении учебным заведением обусловлена такими факторами как постоянно растущий объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса, потребность в оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности педагогов, сотрудников и студентов, необходимость многогранного анализа образовательной деятельности, прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки хода обучения. Средства ИКТ, нацеленные на автоматизацию организационно-управленческой деятельности учебного заведения могут быть унифицированы и представлять собой программный комплекс, обеспечивающий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обслуживающих учебный процесс. Состав и содержание информационных ресурсов определяется в соответствии со спецификой функционирования традиционного или открытого учебного заведения, а набор сервисных служб обеспечивается типовым и специализированным программным и аппаратным обеспечением. Учитывая недостаточную оснащенность многих учебных заведений компьютерной и телекоммуникационной техникой, принципы построения организационно-управленческих средств ИКТ должны обеспечивать разным учебным заведениям независимо от технической оснащенности равные возможности по предоставлению образовательных услуг.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление