КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка эффективности ИТ для бизнеса
Примерный план работ по IT аудиту 1. Инвентаризация имеющейся техники. 2. Осмотр локальной сети и сетевого оборудования. 3. Составление плана работ по ИТ аудиту и схемы взаимодействия сетевых компонентов. 4. Выявление ключевых проблемных моментов в работе сетевого и компьютерного оборудования. 5. Сбор информации, жалоб и пожеланий от конечных пользователей по работе компьютеров, сети, оргтехники и программного обеспечения. 6. Подготовка заключения по результатам проведения IT аудита о работе компьютерной техники, программного обеспечения, сетевых компонентов и оргтехники. 7. Разработка предложения об оптимизации работоспособности всей инфраструктуры по результатам проведения ИТ аудита. 8. Составление плана оптимизации работы имеющегося компьютерного оборудования и программного обеспечения на рабочих станциях и серверах. 9. Составление календарного плана работ по дальнейшему обслуживанию компьютерной техники, оргтехники, сетевых компонентов и программного обеспечения. По данным опроса агентства CNews Analytics, самой распространенной проблемой ИТ-инфраструктуры в российских компаниях считается сбой серверного оборудования и нарушение удаленного доступа к сети (40%). На втором и третьем местах по «популярности» — повреждение данных (35%) и неслаженная работа информационной системы в целом (30%). В плане бизнес-проблем главная причина беспокойства — несовершенная техническая база (40%), а также трудности, связанные с организационной структурой (35%). Ключевой вопрос ИТ-аудита — критерии эффективности ИТ для компании. В каком случае применение ИТ может считаться эффективным для организации? Какой набор ИТ-систем будет наиболее эффективным сегодня и какой — завтра? Будет ли выбранная ИТ-система более эффективной, чем альтернативные? Ответы на такие вопросы осложняются тем, что эффект от применения ИТ-системы чаще всего весьма непросто выделить «в чистом виде». Поэтому менеджеры и «айтишники» нередко сталкиваются во мнениях по поводу того, что такое эффективность ИТ, есть ли она вообще и как может быть выражена. Эффективность системы в широком смысле — это комплексная характеристика системы, отражающая степень ее соответствия потребностям и интересам ее заказчиков, пользователей, других заинтересованных лиц. Такое определение позволяет единообразно, с единым набором принципов и общих критериев, подходить как к эффективности конкретной ИТ-системы, так и к эффективности применения ИТ на предприятии в целом, а также в тех случаях, когда наиболее существенными являются социальные или иные неэкономические показатели. Итак, чтобы оценить эффективность ИТ, надо как минимум: · определить реальные полезные эффекты, которые должны быть получены для предприятия, для его бизнес-процессов, изготавливаемых продуктов и для важнейших заинтересованных лиц (в первую очередь руководства, но не только для него); · обозначить финансовые, кадровые и другие ограничения, такие как время, за которое эффекты должны быть получены; · определить степень соответствия получаемых полезных эффектов желаемым, а также уровень выполнения существующих ограничений для каждого альтернативного варианта применения ИТ на предприятии; · выбрать вариант ИТ-системы (или набора систем), который позволит наиболее адекватно обеспечить полезные эффекты, причем с минимальными затратами ресурсов всех видов. Поэтому один из ключевых моментов состоит в том, что эффективность ИТ для предприятия — это мера вклада ИТ-систем в деловые эффекты. И, прежде всего, необходимо отметить, что в период проектирования и сервиса, то есть эксплуатации ИТ-систем, мы встречаемся с феноменом, названным «крестом информационных технологий ». Смысл его сводится к тому, что при внедрении и по мере эксплуатации ИТ бюджеты компаний, выделяемые на поддержку ИТ, растут медленнее, чем собственные эксплуатационные расходы, связанные с жизненным циклом ИТ-систем. Этот феномен обусловлен целым рядом негативных факторов, таких как низкое качество ИТ-систем, избыточная сложность, неспособность прогнозировать будущее, переход в критическое состояние. Сегодня недостаточно обеспечить требуемую эффективность и качество предоставляемых ИТ-услуг, приемлемые цену и стоимость владения, надежность функционирования. Необходимо гарантировать работоспособность системы при возникновении изменений. В целом, можно выделить три основные группы методов, позволяющих определить эффект от внедрения ИТ: финансовые (они же количественные), качественные и вероятностные. У каждого метода есть свои минусы. Финансовые или количественные методы, так или иначе, связаны с понятием ROI — это возврат на инвестицию. То есть ROI по определению отношение — а именно отношение чистой прибыли к вложенным средствам. ROI = Net Benefits / Costs. Понятно, что любой инвестор или собственник хочет, чтобы это отношение стало зависимостью размера прибыли от инвестиций. Однако ROI зависит только от двух показателей — активности оборотов капиталов и прибыли на каждый оборот. Например, для целей корпоративного обучения формула ROI выглядит так: ROI = чистая прибыль от программы обучения / издержки программы обучения x 100%, где — чистая прибыль от программы обучения = выгода от программы обучения – издержки программы обучения. Как определить будущий денежный поток от проекта внедрения информационной системы? Здесь зависит от области, в которой применяется ИТ-система. Например, при автоматизации логистических операций это просчитывается достаточно легко: увеличение производительности работы склада или же выигрыш по количеству сэкономленной площади переводятся в деньги достаточно просто. В целом, как показывает практика, примерно от 60 до 75% функционального объема проекта можно перевести в будущий денежный поток. И от 25 до 40% остается на качественную и вероятностную оценку эффекта. Но в любом случае можно назвать четыре категории потенциальной прибыли, которые компания может получить в результате внедрения ИТ-проекта и последующей эксплуатации ИТ-системы: · сокращение стоимости труда; · снижение капитальных затрат (сокращение стоимости материалов, канцелярских принадлежностей, стоимости печати, затрат на электроэнергию и т. п.); · увеличение производительности труда (обычно достигается от внедрения решений, приводящих к снижению времени вынужденного простоя системы или увеличению эффективности выполнения определенных задач); · бизнес-прибыль (как правило, это увеличение реальной прибыли компании, что может быть достигнуто за счет увеличения уровня продаж, увеличения прибыли от одного покупателя и т.д.). Качественные методы оценки базируются на идее соответствия целей, приоритетов и показателей по ним. Их идея в том, что топ-менеджмент компании и ИТ-служба организуют некую систему координат — определяют приоритеты в развитии бизнеса компании и расставляют приоритеты проектных критериев — еще до рассмотрения какого-либо ИТ-проекта. И тогда проект оценивается на соответствие этим разработанным критериям. Ожидаемый качественный эффект от ИТ-проекта сравнивается с желаемыми эффектами. Вероятностные методы оценки экономического эффекта от ИТ-проекта. Они основаны на идее о том, что для каждой из заявленных целей ИТ-проекта можно определить вероятность ее достижения и далее из нее вывести вероятность улучшений в бизнес-процессах компании. Например, позволяет ли проект по созданию корпоративного портала улучшить доступ к информации и принимать решения быстрее? Насколько увеличится скорость принятия решения? В какой степени это ускорит заключение сделки? Отсюда делается вывод об увеличении вероятности заключения сделки. Итак, сформулируем несколько «правильных вопросов», связанных с эффективностью ИТ, а также с инвестициями в ИТ, на которые менеджер любой компании должен получить ответы. 1. Получает ли компания адекватный возврат инвестиций, вкладываемых в информационные ресурсы? 2. Достаточна ли информационная инфраструктура, соответствует ли она потребностям сотрудников, управляющих? 3. Исключает ли сложившаяся практика менеджмента ИТ моральное старение всех видов ИТ-ресурсов (в том числе программных, аппаратных и человеческих)? 4. Обеспечена ли достаточная безопасность информационных активов предприятия? 5. Гарантирована ли защита от хакерских атак, от атак, прерывающих обслуживание? 6. Обеспечено ли непрерывное функционирование, созданы ли резервные центры обработки данных и резервные копии? 7. Обеспечены ли все условия для использования тех преимуществ, которые дают ИТ? 8. Предприняты ли все меры, исключающие риски, связанные с ИТ? 9. Обеспечены ли методы оценки ИТ-инфраструктуры на предмет конкурентных преимуществ? 10. Обеспечены ли все юридические требования, включая соблюдение авторских прав на используемое программное обеспечение, патенты и лицензии?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |