Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы формул речевого этикета




 

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать. Этикет предписывает следующие формулы:

-Разрешите с вами (с тобой) познакомиться.

-Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться.

-Позвольте с вами (с тобой) познакомиться.

-Позвольте познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

-Позвольте (разрешите) представиться.

-Моя фамилия Колесников.

-Я Павлов.

Во многих странах уже давно при знакомстве используются визитные карточки. Они подаются во время представления. Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собравшимся на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг, встречу представляют организаторов этих встреч или тех участников, которые незнакомы всем или части собравшихся.

Формулы представления:

-Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.

-Я хочу (хотел бы) познакомить вас с…

-Я хочу (хотел бы) представить вас….

Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.

В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать, что означает «быть здравым»,т.е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и значение «приветствовать».

Следовательно, в основе этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в «Письмах и бумагах Петра Великого 1688-1701». Наряду с этой формой распространено приветствие, указывающие на время встречи:

-Доброе утро!

-Добрый день!

-Добрый вечер!

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

-(Очень) рад вас видеть (приветствовать)!

-Разрешите (позвольте) вас приветствовать.

-Добро пожаловать!

-Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами: - Здравия желаю!

По этому приветствию узнают военных в отставке.

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность приветствия. Первыми приветствуют

-мужчина - женщину;

-младший (младшая) по возрасту - старшего (старшую);

-младшая по возрасту женщина - мужчину, который значительно старше её;

-младший по должности – старшего;

Начальным формулам общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают

-пожелание: Всего вам доброго(хорошего)! До свидания!

- надежду на новую встречу: До вечера(завтра,субботы).Надеюсь, мы расстанемся ненадолго.Надеюсь на скорую встречу;

После приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее типичны три ситуации: 1) торжественная; 2)скорбная; 3)рабочая, деловая.

К первой относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников; получение наград; открытие офиса, магазина; презентация; заключение договора, контракта и т.д.

По любому торжественному поводу, знаменательному событию следует высылать приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.

Приглашение:

-Позвольте (разрешите) пригласить вас…

-Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады встретить вас).

-Приглашаю вас (тебя) …

Если необходимо выразить неуверенность в уместности приглашения или неуверенность в принятии адресатом приглашения, тогда оно выражается вопросительным предложением: - Я могу (могу ли, не могу ли, нельзя ли) пригласить вас…

Поздравление:

- Разрешите (позвольте) поздравить вас с…

-Примите мои (самые) сердечные (теплые, горячие,искренние)поздравления …

Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством, стихийным бедствием терактами, разорением, ограблением и другими событиями, приносящими несчастье, горе.

В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухими, казенным. Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:

-Разрешите (позвольте) выразить (вам) мои глубокие (искренние) соболезнования.

-Приношу (вам) мои (примите мои, прошу принять мои) глубокие (искренние) соболезнования.

- Я вам искренне (глубоко, сердечно, от всей души) соболезную. В трагической, скорбной или неприятной ситуации люди нуждаются в сочувствии, утешении. Этикетные формулы сочувствия, утешения рассчитаны на разные случаи и имеют различное назначение. Утешение сопровождается уверением в благополучном исходе, советом, выражает сопереживание. Перечисленные зачины (приглашение, поздравления, соболезнование, утешение, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Приведем примеры:

Выражение благодарности:

-Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отличную работу.

Замечание, предупреждение:

-Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)….

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

-Все (вы) обязаны (должны)…

Такие советы не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

-Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

-Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

-(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

При отказе используются выражения:

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы. Комплимент всегда приятен.

Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

-Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно) выглядите.

-Вы не меняетесь.

-С вами приятно сотрудничать.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.