Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала сонорности




§ 88. Способность сегментов к образованию слога связана с их относительной звучностью (сонорностью)[11] – вершину слога всегда образует сегмент, обладающий большей звучностью, чем другие сегменты внутри того же слога. Сонорностью или звучностью называется относительная громкость сегмента, обратно пропорциональная величине сужения в речевом тракте при артикуляции этого сегмента (таким образом, чем значительнее сужение, тем меньше сонорность). Очевидно, что наименее сонорными звуками являются смычные согласные, а наиболее сонорными – гласные. В целом шкала относительной звучности сегментов выглядит следующим образом (в порядке убывания сонорности):

гласные нижнего подъема

гласные среднего подъема

гласные верхнего подъема

аппроксиманты

плавные согласные

носовые согласные

фрикативные согласные (включая [j])[12]

аффрикаты

взрывные согласные

(пауза).

 

В целом, чем выше позиция сегмента на шкале сонорности, тем легче он образует слог (если это согласный) и тем реже он бывает неслоговым (если это гласный) – так, взрывные согласные бывают слогообразующими крайне редко, а носовые и особенно плавные – достаточно часто[13]; самый сонорный гласный [a] вообще не может быть неслоговым, а [о] и [е] бывают таковыми гораздо реже, чем [и] и [у].

Степень сонорности конкретного сегмента может зависеть от его позиции в слове: в словах типа косм, драхм или мстить, произнесенных в один слог, конечный или начальный сонант в положении между паузой и глухим шумным не сонорнее соседних шумных (вследствие его оглушения, а в первых двух случаях еще и имплозивного произношения).

 

§ 89. Существуют два универсальных правила слогообразования (силлабификации), знание которых помогает определить, какой из двух сегментов является более сонорным:

В пределах одного слога вершину всегда образует сегмент, обладающей наибольшей звучностью;

Если сегмент оказывается в окружении сегментов меньшей звучности, то он обычно образует слог (это тем более вероятно, чем больше контраст по сонорности). Поэтому, например, в естественном произношении обычно двусложны слова метр, рубль – сонорность сонантов выше сонорности взрывных согласных и паузы.

Звучность плавных согласных выше, чем звучность носовых: слова корм, пальм, волн односложны, а слово Кремль при естественном произношении двусложно.

Фрикативные согласные сонорнее взрывных – поэтому они (за исключением [с] и [с'])[14] могут образовывать дополнительный слог в позиции после взрывного перед паузой – ветвь, ветх, букв и т.п. (но икс, шнапс – один слог). О том же свидетельствует тенденция к упрощению конечного сочетания [стф] (например, чувств, яств и т.п.) за счет утраты последнего согласного[15] или образования дополнительного слога, хотя сочетание из трех других согласных, каждый из которых является менее звучным, чем предыдущий, в СРЛЯ не упрощается и не образует дополнительного слога: холст, горсть. Наконец, в словах с конечным сочетанием "гласный + фрикативный + носовой" типа песнь, жизнь и т.п. это сочетание в СРЛЯ скорее односложно, чем двусложно (либо вследствие оглушения носового в первом случае, либо в силу вокализации фрикативного[16] во втором контраст по степени звучности снимается); в то же время сочетание "гласный + взрывной + носовой" типа ритм чаще всего двусложно, так как контраст между [т] и [м] слишком велик.

Звучность взрывных согласных меньше как звучности фрикативных согласных, так и звучности аффрикат. Так, например, фамилия Чкалов в естественном произношении трехсложна в речи большинства носителей СРЛЯ именно в силу этой причины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.